Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Эксперты озвучили прогноз по инфляции в Казахстане в 2019 году

По мнению аналитиков, инфляция в следующем году будет находиться ближе к верхней границе таргетируемого НБ РК коридора

Фото: Shutterstock

Согласно прогнозам Национального банка РК, годовая инфляция в Казахстане в 2019 году начнет плавное вхождение в новый целевой коридор 4–6%, находясь около его верхней границы. Траектория инфляции была скорректирована в сторону незначительного понижения, что связано с ожидаемым снижением цен на услуги монополистов. Эксперты также представили свои прогнозы по инфляции на следующий год.

В качестве базового сценария Национальным банком Республики Казахстан рассматривался сценарий цены на нефть на уровне $60 за баррель на протяжении всего прогнозного периода. Средняя цена на нефть марки Brent, согласно опросу и прогнозам крупнейших инвестиционных банков и международных институтов, составит $75,8 за баррель в 2019 году ($69,5 за баррель в предыдущем прогнозном раунде).

В первом полугодии 2020 года годовая инфляция, по оценкам НБ РК, продолжит постепенное замедление. Среди основных факторов, которые будут определять динамику инфляции, регулятор выделил будущее подкрепление реальных денежных доходов в результате увеличения минимальных заработных плат, снижения налоговой нагрузки для низкооплачиваемых категорий работников и сохранения роста потребительского кредитования; ухудшение внешнего инфляционного фона, связанного с пересмотром прогнозов по инфляции в России в сторону повышения; возможное обесценивание российского рубля при ухудшении санкционного фона в отношении России; снижение цен  на  энергоресурсы на фоне превышения предложения над спросом на прогнозном периоде.

При реализации сценария $40 за баррель существует значительный риск выхода годовой инфляции за верхнюю границу целевого коридора в 2019−2020 годах, что потребует корректировки денежно-кредитных условий.

«Инфляция в следующем году будет находиться ближе к верхней границе таргетируемого НБРК коридора в 4%–6% и составит 5,5%–6,0%. В первой половине следующего года мы ожидаем, что накопленные девальвационные и инфляционные ожидания, которые сложились к осени 2018 года, начнут перекладываться на цены и вызывать их рост. Согласно осеним опросам, обесценивание национальной валюты в ближайшие 12 месяцев ожидают 66,4–70,7% респондентов, инфляцию цен в ближайшие 12 месяцев ожидают 22,5–28,2% всех респондентов, а это максимальные показатели с момента начала опросов НБРК», - отметил главный аналитик департамента исследований Halyk Finance Дмитрий Шейкин.

По словам аналитика, планируемое увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы на 40% и снижение тарифов естественных монополий будут способствовать расширению платежеспособного спроса, что скажется на потреблении и будет поддерживать рост цен. Влияние потребительского кредитования на инфляционные процессы в 2019 году он оценивает как умеренное, поскольку темпы его роста будут ниже темпов роста текущего года. 

На увеличение уровня цен также будет оказывать ожидаемое повышение акцизов на топливо в Российской Федерации, указывает эксперт. Поскольку Казахстан является страной – членом ЕАЭС и на недавней встрече стран-участниц была принята декларация по дальнейшему углублению интеграционных процессов в рамках союза, в том числе подписано решение по формированию общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов, можно ожидать, что процесс выравнивания цен по странам-участницам будет ощущаться в 2019 году.

Согласно прогнозным данным, продовольственной и сельскохозяйственной организациии Объединенных Наций (ФАО), рост цен на сельскохозяйственные товары в 2018–2026 годы будет сдержанным с понижательным трендом. Это, по мнению Halyk Finance, не будет создавать дополнительного внешнего проинфляционного давления на рост цен на продовольственные товары внутри страны.

«Не последнюю роль в формировании проинфляционного давления будет играть негласная политика НБ РК в части формирования слабого курса тенге к российскому рублю. Мы учитываем в нашем базовом прогнозе инфляции расширение антироссийских санкций по мягкому сценарию», - указывает эксперт.

Ассоциация финансистов Казахстана на ежемесячной основе проводит опрос среди профессиональных участников финансового сектора. По мнению экспертов, инфляция в Казахстане к концу 2019 года будет находиться в пределах верхней границы целевого коридора НБ РК. Средние ожидания – 6,1%, медиана – 6,0%.  

По поводу изменения денежно-кредитных условий (решение будет объявлено 14 января 2019 года) участники опроса подавляющим большинством (75%) ожидают сохранения базовой ставки на текущем уровне в 9,25%. При этом оставшаяся одна четвертая часть респондентов разделилась следующим образом: 10% респондентов ожидает повышения ставки до уровня 9,50%, а другие 15% прогнозируют снижение до 9,00%.

В начале декабря НБ РК сообщил о сохранении базовой ставки (как того и ожидали эксперты, 80% участников), отметив, что годовая инфляция в октябре и ноябре продемонстрировала значительное снижение (5,3%). Дальнейшие решения будут приниматься исходя из необходимости реагирования на потенциальные инфляционные риски, а также задачи по достижению среднесрочной цели по инфляции ниже 4% к концу 2020 года.

655 просмотров

На чем основан оптимизм алматинских девелоперов торговой недвижимости

Растущая конкуренция на рынке ритейла не останавливает их перед желанием инвестировать в новые проекты и реновацию старых торговых центров

Фото: Офелия Жакаева

Три четверти оборота всей казахстанской электронной коммерции приходится на Алматы – такие данные приводит в отчете «Торговая недвижимость» международная компания Colliers International. Желание жителей южной столицы все больше покупать в интернете не смущает инвесторов в торговую недвижимость и крупных ритейлеров, работающих в традиционном формате, – Алматы остается самым привлекательным рынком и для них.

Битва форматов

Десятки торговых и торгово-развлекательных центров появились в Алматы за последние 20 лет, составив конкуренцию традиционным и многочисленным базарам и рынкам. Большая часть ТЦ до сих пор представляет собой безликие коробки, разбитые на бутики, – такие проекты строили с целью максимально быстрого возврата инвестиций. Эти шопинг-центры не имеют эффективной концепции, профессионального управления, да и о tenant mix (состав арендаторов) здесь никто не задумывается. Как результат, товарный ассортимент подобных ТЦ напоминает барахолку. Но именно на рынки и устаревшие шопинг-центры в Алматы, по данным аналитиков, до сих пор приходится большая часть денежного оборота. 

Всего в Алматы, по данным за I полугодие 2019 года, около 50 крупных объектов торговой недвижимости общей площадью более 1,8 млн кв. м. Больше половины этих объектов было построено или реконструировано за последние несколько лет. Показатель обеспеченности торговыми площадями в южной столице, по оценке Colliers, – 614 кв. м на тысячу жителей. Другие эксперты рынка называют более скромную цифру – 380 кв. м качественных торговых площадей на тысячу горожан. Для сравнения: в Нур-Султане, по данным Colliers, на тысячу жителей приходится 588 кв. м торговых площадей, в Москве, по данным Knight Frank, – 510 кв. м.

Во Франции и Германии этот показатель составляет 1,4–1,5 тыс кв. м, а в США доходит до 2 тыс. кв. м торговых площадей на тысячу жителей.

По расчетам Colliers International, из общего количества торговых площадей меньше трети приходится на профессио­нальные торговые площадки с четкой концепцией, арендаторами – франшизерами известных брендов, акцентом на развлекательную направленность, а также наличием разгрузочных зон, удобных подъездных путей и вместительной парковки. В числе таких ТРЦ – «Мега Алма-Ата», «Апорт», Dostyk Plaza, «Мега Парк», «Есентай Молл», ADK.

Аналитики Scot Holland |CBRE | Казахстан подчеркивают, что на рынке наблюдается нехватка концептуальных торговых центров с хорошим местоположением и привлекательными условиями аренды. 

Требования рынка 

Рынок в лице международных и местных ритейлеров требует увеличения количества качественных торговых центров. Новые крупные торговые сети и бренды рассматривают возможность выхода на казахстанский рынок как самостоятельно, так и через местных партнеров. Этот тренд поддерживает высокий спрос на концептуальные и профессионально управляемые площади – Colliers International говорит о 100%-ной заполняемости у лидеров рынка. 

С другой стороны, за последние 10 лет под влиянием трех девальваций покупательская способность населения скорее снизилась. В конкуренции за клиентов ТРЦ стремятся увеличивать и повышать качество торговых площадей, делать более привлекательными условия аренды для новых брендов и расширять площадь развлекательных зон и фуд-кортов. Так, в 2019 году ТРЦ «Мега Алма-Ата» открыл кинотеатр Chaplin Cinemas и пополнил свой портфель брендами H&M Homme, Women’s secret, Isabel Garcia, SuperDry, Limpopo, OVS. ТРЦ «Dostyk Plaza» открыл сетевой ресторан американской кухни Galitos, зону корейской уличной еды Qkitchen и брендовые магазины Miele, Kiehl’s. В ТРЦ «Мега Парк» появилась автомойка, а также бутик Madame CoCo и хобби-маркет «Леонардо». В молле «Апорт» появились Kinoplexx, Black Star Burger, а линейка магазинов одежды пополнилась брендами H&M, Hummel, Tudors, Funday, Men’s shop, Kelzin, Zero.

По данным аналитиков Scot Holland |CBRE | Казахстан, в Алматы наблюдается устойчивый тренд снижения ведущими ТРЦ арендных ставок в долларовом эквиваленте для своих крупнейших арендаторов. Но это происходит во многом за счет девальвации – арендные ставки в национальной валюте скорее растут. Снижение покупательской способности населения и рост конкуренции в торговле привели к уменьшению товарооборота у ритейлеров, снижению их маржинальности до 10%–15% и, соответственно, росту срока возвратности инвестиций.

Глобальное наступление 

Активное развитие e-commerce пока расценивается казахстанским офлайн-ритейлом скорее как потенциальная проблема. Хотя в мировых масштабах она стала реальностью – The Wall Street Journal пишет о замедлении роста доходов даже у топовых мировых торговых центров из-за активного развития онлайн-торговли. В течение многих лет аналитики считали, что примерно 260 торговых центров высшего уровня защищены от закрытия магазинов и банкротств, которые преследуют торговые центры в менее богатых районах. Но недавние банкротства известных ритейлеров, в числе которых, например, Forever 21 Inc, закрывшая 87 магазинов, пошатнули положение и таких торговых центров. Более того, даже когда торговые центры кажутся заполненными, рост доходов замедляется, так как арендодатели вынуждены снижать арендную плату, чтобы удержать арендаторов. Владельцы крупнейших моллов снижают прогнозы по росту чистой операционной прибыли до 0%–1%. Акции инвестиционных фондов, специализирующихся на торговой недвижимости, также показывают отрицательную динамику: так, акции Taubman и Macerich Co в 2019 году упали примерно на треть, а акции Simon – на 14%. ТРЦ во всем мире ищут новые способы справиться с изменяющимся поведением потребителей в связи со смещением продаж в интернет. Simon, Taubman и другие крупные владельцы вкладывают значительные средства, чтобы придумать варианты развлечений и новые розничные стратегии, которые сочетают онлайн-покупки и розничную торговлю и тратят сотни миллионов долларов на реконструкцию ТЦ и на то, чтобы возвести жилье, офисы или гостиницы поблизости для повышения ценности недвижимости.

В будущее с оптимизмом

В настоящее время в Алматы строятся «Апорт Кульджа» и ТРЦ «Almaty Grand Mall», начато строительство современных торговых центров на территории барахолки, реконструируется ТЦ «Алмалы». Оптимизм алматинских девлоперов опирается на данные о дефиците качественных торговых площадей и сравнительно невысокой, в пределах 3%, доле онлайн-торговли в общем обороте ритейла. Значительная часть казахстанцев все еще предпочитает ходить по бутикам – возможность увидеть товар, потрогать его и примерить в приоритете перед скоростью онлайн-покупок. 

na-chem-osnovan-optimizm-almatinskih-developerov-torgovoj-nedvizhimosti.png

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance