Перейти к основному содержанию

2994 просмотра

Эксперты ожидают укрепления доллара к тенге и рублю в 2019 году

На ближайшие 12 месяцев ожидания у участников рынка являются умеренно негативными по большинству показателей, за исключением цен на нефть

Фото: shutterstock.com

Ассоциация Финансистов Казахстана представила результаты очередного опроса профессиональных участников финансового рынка в отношении некоторых индикаторов в январе 2019 года, в частности это курс тенге и рубля, инфляция, цена на нефть, рост ВВП и базовая ставка Нацбанка РК.

На ближайшие 12 месяцев ожидания у участников рынка являются умеренно негативными по большинству показателей, за исключением цен на нефть.

Эксперты прогнозируют, что к концу года средняя цена барреля нефти Brent составит $64,7 за баррель, что на 20,2% больше по сравнению с фактическим уровнем на начало года. Однако указанная динамика окажет достаточно условную поддержу тенге и рублю.

Так, к концу года ожидается некоторое укрепление доллара США относительно казахстанского тенге и российского рубля (+2,9% и 0,3% соответственно) в сравнении со значениями на конец 2018 года. В соответствии с более выраженной динамикой доллара США относительно казахстанского тенге пара рубль/тенге также должна быть ближе к отметке в 5,7 тенге за рубль, что фактически является текущим уровнем.

Рост ВВП в следующие 12 месяцев составит 3,4-3,6% (2018: 4,1%), при этом Министерство национальной экономики прогнозирует замедление роста ВВП до 3,8% в 2019 году, в то время как оценки международных финансовых организаций являются немного более консервативными. Так, Всемирный банк ожидает, что рост ВВП в 2019 году составит 3,3%, в то время как Международный валютный фонд в соответствии с недавно пересмотренным прогнозом ожидает, что национальная экономика вырастет на 3,1% (ранее – 2,8%). Нацбанк на основании своего опросника ожидают рост ВВП в 2019 году на уровне 2,7%.   

Инфляция в следующие 12 месяцев может ускориться до 6,4% (2018: 5,3%), что также должно отразиться и на базовой ставке Нацбанка – большинство экспертов ожидает повышения базовой ставки к концу года до 9,5%.

По итогам 2020 года ожидается, что в соответствии с медианным и средним значением выборки инфляция может составить 5,6-6,3%, т.е. также выйти за пределы таргетируемого Нацбанком уровня на 2020 год (вблизи 4%). Реальный уровень базовой ставки (за минусом инфляции) по мнению участников рынка на текущий момент составляет 4,0 - 4,2%.

Напомним, 2018 год завершился с инфляцией в 5,3%, в то время как базовая ставка остаётся на уровне 9,25%, что фактически соответствует реальной ставке на уровне 3,95%. Для сравнения, в России инфляция в 2018 году составила 4,3%, в то время как базовая ставка по-прежнему находится на уровне 7,75%, что соответствует реальной ставке на уровне 3,45%, т.е. на 50 базисных пунктов ниже, чем в Казахстане.

1565 просмотров

Хорошие дороги для Казахстана: реальность или утопия?

Через пять лет 95% дорог республики должны стать идеальными

Фото: Shutterstock

Амбициозные планы Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК подкреплены миллиардными проектами, реализуемыми как за счет республиканского бюджета, так и благодаря иностранным инвестициям. Ужесточаются требования к строителям дорог, эксплуатирующим компаниям. Чтобы определить самые сложные участки, все дорожные объекты уже в следующем году оцифруют, будет составлен рейтинг качества автомобильных путей.

Такие разные регионы

По информации специалистов Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в этом году в стране поставлен своеобразный рекорд – отремонтировано и построено 4,4 тыс. км дорог. На эти цели потрачено более 500 млрд тенге. Если каждый год финансирование на эту отрасль будет увеличиваться на 50 млрд тенге, то к 2025 году показатель хорошего качества дорог, по прогнозам, должен увеличиться до 95%.

Самыми хорошими дорогами в стране, судя по данным МИИР, могут похвастаться Мангистауская, Павлодарская, Алматинская области. Восточный Казахстан в этом рейтинге расположился на четвертом месте. Самый высокий процент трасс в неудовлетворительном состоянии приходится на ЗКО, Атырау­скую и Северо-Казахстанскую области. 

Однако если принять во внимание протяженность дорожной сети в разных регионах, можно увидеть колоссальную разницу в нагрузке на бюджет в части ремонта и реконструкции дорог. Например, лидер рейтинга Мангистауская область с показателем дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии в 92% имеет протяженность автомобильных артерий всего 2,8 тыс. км. В 2019 году в этой части страны было отремонтировано лишь 218 км. Общая стоимость всех дорожных проектов – более 27 млрд тенге.

Восточный Казахстан хоть и стоит на четвертом месте (81% дорог в удовлетворительном состоянии), но имеет самую большую протяженность в стране – около 12 тыс. км. Из них только 29% относятся к трассам республиканского значения, а 71% – местная сеть, которая финансируется в большинстве своем из областной казны. Так, по данным акима ВКО Даниала Ахметова, на все виды работ по магистралям республиканского и местного значения ВКО в этом году выделено 76,4 млрд тенге (включая дорогостоящий проект по строительству трассы в обход Осиновского перевала). Из них доля областного бюджета – 22,2 млрд тенге. Общая протяженность отремонтированных дорог составила 455 км.

Безымянный_111.png

Всех проверим

В мае этого года все областные дорожные лаборатории были объединены в единую структуру – РГП «Национальный центр качества дорожных активов». Началась масштабная работа по проверке качества строящихся и ремонтируемых дорог с использованием обновленного потенциала региональных представительств.

Согласно данным генерального директора экспертной организации Замира Сагинова, за прошедшие полгода специалистами центра при проверках на дорогах страны взято более 11,5 тыс. образцов асфальта (кернов). Из них каждый третий (4,5 тыс.) не соответствует стандартам.
Наибольший объем работы Наццентра по качеству дорожных активов приходится именно на регионы, где реализуется больше всего проектов. Восточный Казахстан входит в число таких областей, ведь здесь идет строительство таких объектов, как горная дорога в объезд Осиновского перевала, реконструкция трасс республиканского и международного значения Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Омск – Майкапшагай.

«С момента создания РГП наш областной филиал совершил 437 выездов на объекты республиканского значения, на них выявлено 564 нарушения. Около 10 тыс. квадратных метров асфальта и асфальтобетона было забраковано, подрядчикам пришлось их заменить», – рассказывает директор филиала центра по ВКО Ержан Аязбаев.

Что касается местной сети дорог, то из 187 взятых проб 56 кернов не соответствовали госстандартам. Заказчикам направлено 55 предписаний. Работа с региональным управлением автомобильных дорог и пассажирского транспорта только начала налаживаться, в следующем году объем проверок будет увеличен. По мнению специалистов центра, сотрудничество акиматов с экспертами дорожных лабораторий выгодно для них не только с экономической точки зрения. Заключение экспертов позволяет заказчикам не осуществлять выплаты до устранения замечаний. А чем лучше будут работать дорожные строители, тем реже бюджету придется выделять средства на обновление дорожного полотна. Это в конечном счете повлияет на качество работ. Более жесткие требования, в свою очередь, заставляют подрядчиков работать лучше.

Главные проблемы

В следующем году Наццентр намерен провести полную цифровую паспортизацию всех автомобильных дорог страны. По словам Замира Сагинова, это позволит понять самые болевые точки в каждом регионе и обратить на них внимание властей.

Говоря о качестве казахстанских дорог, главный дорожный эксперт страны отмечает, что местная дорожная сеть гораздо более изношена, имеет больше дефектов, нежели республиканские трассы. На то есть много разных причин. Во-первых, недостаточное финансирование на эксплуатацию дорог, во-вторых, гарантия от подрядчика на местном уровне почти в два раза короче. В-третьих, различен уровень оснащения подрядных организаций на крупных республиканских и небольших местных объектах. Например, в строительстве некоторых участков международных трасс Талдыкорган – Усть-Каменогорск и Омск – Майкапшагай задействованы китайский консорциум CITIC Construction Ltd, компания из КНР «Синь Син», дочка итальянской Todini Construzioni Generali SPA – ТОО «Тодини Централ Азия».

Местные компании в регионе представлены двумя десятками фирм, однако по объемам оборотного капитала, качеству техники не могут тягаться с иностранцами. Согласно данным руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржана Жумадилова, местные дорожно-строительные фирмы сталкиваются с проблемой доставки материала. Возить из других регионов слишком накладно, поэтому чаще всего подрядчики используют ту допустимую марку щебня, которая имеет меньшую прочность, но доступна к покупке на карьерах в пределах области. 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance