Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


1537 просмотров

Большие ритейлеры постепенно вытеснят мелкие магазины с низким уровнем сервиса

Эра «магазинов у дома» подходит к концу

Фото: Shutterstock

Рынок ритейла, пожалуй, интересен не только профессиональным игрокам и участникам рынка, но и простым потребителям. О том, как это направление будет развиваться в Казахстане, какие тренды нас ожидают и почему эра «магазинов у дома» в таком виде, в котором мы привыкли их видеть, подходит к концу и наступает эра больших ритейлеров, с которыми невозможно конкурировать мелкому бизнесу, рассказал менеджер по работе с клиентами компании Nielsen Kazakhstan Леонид Вагнер.

Американские горки казахстанской экономики

Находясь в самом центре Евразии, Казахстан занимает видное место как на политической, так и на экономической арене региона. Экономика Казахстана – это вторая по величине экономика постсоветского пространства и первая в Центральной Азии, в большей степени благодаря экспорту ресурсов (нефть, черные и цветные металлы, химическая продукция). Вот уже на протяжении более 10 лет ВВП (в национальной валюте) Казахстана растет из года в год на 10%. Что нельзя сказать о ВВП в долларовом выражении. Данный показатель начал падение в 2014 году, когда произошла первая за последнее время девальвация национальной валюты – тенге тогда рухнул на 20% вслед за российским рублем. Далее по экономике Казахстана ударила еще одна волна девальвации – 20 августа 2015 года тенге ослаб на 72 тенге и установился на уровне 255 тенге за доллар. В последующие несколько месяцев ралли национальной валюты продолжилось и вызвало резкое повышение цен на потребительские товары (уровень инфляции в 2016 г. – 14.7%). На фоне этих событий ВВП страны в долларовом эквиваленте продолжил снижаться и достиг дна в 2016 году, после чего началось его постепенное восстановление. Если говорить о темпах роста внутреннего валового продукта, то за исключением 2015 года они были в районе 10% и по большей части оправданы инфляцией потребительских цен. По прогнозам специалистов рост экономики в последующие годы будет замедляться вслед за очередным снижением цен на нефть. Ситуация с номинальными и реальными доходами населения Казахстана очень напоминает ту, что происходила с ВВП. Номинальные доходы казахстанцев показывали равномерный рост из года в год, в то время как реальные (с поправкой на инфляцию) испытывали небольшую турбулентность в периоды падения тенге. 

- Растет ли розничный товарооборот?

- Несмотря на взлеты и падения экономики страны, розничный товарооборот вырос на 251% с 2000 года, при повышении цен в 4 раза за последние 17 лет. Но, по всей видимости, время экстенсивного роста подходит к концу и производителям становится все сложнее получать дополнительную прибыль без поднятия цен на свои продукты. Эпоха стремительного роста остается позади, и мы уже находимся одной ногой в эпохе неопределенности. Что это значит? Это значит, что в борьбе за долю рынка производители продовольственных товаров все больше будут делать упор на ценовые промо. Данную картину мы можем уже сейчас наблюдать на рынке непродовольственных товаров, где доля продаж со скидкой приближается к отметке 50%. Конкуренты начинают вести ценовые войны и, не замечая того, вводят себя в ситуацию «промоспирали», из которой практически невозможно выйти. И за этим всем стоят гиганты ритейла с форматом магазинов супер- и гипермаркеты. 

- Как себя ощущают потребители?

- По данным индекса потребительского доверия (Consumer Confidence Index), измеряющий субъективный настрой населения по трем показателям – уверенность в личных финансах, рабочем месте и готовности тратить деньги, Казахстан имеет 84 балла (2 квартал 2018 года), что является хорошим показателем для стран СНГ. Например, у России 70 баллов, у Украины 62. В топе индекса находятся такие европейские страны как Дания, Чехия и Ирландия, которые набрали больше 100 баллов каждая. Полагаясь на результаты данного исследования, можно констатировать, что в ближайшие полгода больше всего покупатели в Казахстане озабочены поднятием цен на продукты и своим здоровьем. В ответ на постоянное поднятие цен и относительно нестабильное увеличение реальных доходов, покупатель вынужден переходить в режим экономии (68% респондентов). 36% опрошенных были вынуждены урезать свои траты на продукты повседневного спроса, переходя на более дешевые товары, по сравнению с предыдущим годом. 

- На чем еще экономили?

- Помимо экономии на продуктах казахстанцы сократили свои расходы на покупку новой одежды, развлечения вне дома и на отпуск. Среди опрошенных 74% имеет свободные деньги после покрытия основных расходов и в первую очередь они готовы потратить эти средства на новую одежду (37% респондентов), оплату налогов и кредитов (34% респондентов) и на развлечения вне дома (29% респондентов). 

- Каков собирательный портрет будущего покупателя?

- По данным национальной переписи, 59,8% населения моложе 35 лет, львинная доля из них – это миллениалы или, как их еще называют, поколение Y. За этим термином стоит группа населения родившихся после 1981 года и встретивших миллениум. Это люди которые глубоко вовлечены в новые технологии, это люди  интернета, люди которые не хотят быть «такими как все» и которые стремятся ко всему новому.

Именно данная группа покупателей имеет больше всего свободных денег (82% респондентов), и именно они заставляют трансформироваться казахстанский рынок ритейла. Если раньше больше внимание уделялось бренду и самому продукту, то сейчас фокус потребителя смещается в сторону сервиса. Мы хотим, чтобы все было в одном месте, да еще и недалеко от дома и плюс ко всему по низкой цене. А это означает стремительное развитие гипермаркетов и супермаркетов, а со временем и интернет-магазинов. Это подтверждает исследование «Shopper Trends», проводимое компанией Nielsen последние несколько лет. В Алматы 52% опрошенных в 2018 году потребителей ответили, что они очень редко меняют магазины, но совершая покупки обращают внимание на скидки и специальные предложения. Для сравнения, в 2017 году так ответили всего лишь 25%. В Астане процент таких людей ниже – 36% в 2018 году и 35% в 2017 году. Это говорит о том, что жители столицы более лояльны к бренду и менее подвержены ценовым промоакциям. 

Также хочется отметить осведомленность населения о ценах. Все тоже исследование показывает, что в 2018 году 62% алматинских покупателя знают цены на все или почти все приобретаемые продукты, в 2014 году только 32% были так хорошо осведомлены. Астанчане наоборот, в 2014 году знали цены лучше (59%) чем в 2018 (54%).   

- Чего ожидать от ритейла?

- Развитие казахстанского ритейла – это отчасти отражение российского рынка несколько лет назад, но со своими особенностями. Нет уже никаких сомнений, что эра «магазинов у дома», в таком виде, в котором мы привыкли их видеть, подходит к концу и наступает эра больших ритейлеров, с которыми невозможно конкурировать мелкому бизнесу. Плюс ко всему покупатели становятся избирательнее и, если можно так сказать, привередливее, что ускоряет развитие современной розницы. И в тени этой торговой революции затаилась интернет-торговля, которая, к сожалению, находится в начальной стадии своего становления.


829 просмотров

Мамин потребовал обеспечить рост ВВП в 5% в 2019 году

По расчетам министерства национальной экономики, рост ВВП в Казахстане в этом году сложится на уровне 3,8%

Фото: Аскар Ахметуллин

Премьер-министр Казахстана Аскар Мамин 12 марта потребовал от своего кабинета министров обеспечить рост ВВП в текущем году на уровне не менее 5%.

«Мы должны выполнить поручение президента и обеспечить рост ВВП не менее, чем на 5%. Чтобы достигнуть этой цели, мы должны совместно активно работать», - заявил Мамин на заседании правительства.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев потребовал от правительства обеспечить устойчивый рост ВВП на уровне 5% еще в феврале 2017 года, в ходе расширенного заседания кабмина. По мнению главы государства, только импортозамещение в ближайшие годы может дать до 5% роста ВВП страны, прирост только в приоритетных секторах промышленности, при активных мерах господдержки экспорта, может составить $6 млрд. Это может обеспечить увеличение экспорта в размере до 20% и увеличение ВВП в размере до 5%.

«Вклад одного Кашагана оценивается на уровне 2-2,5% ВВП в среднесрочной перспективе», - заявил тогда Назарбаев.

Однако, по итогам прошлого года, этот показатель не был достигнут: в 2018 году рост ВВП составил 4,1%. В январе – феврале 2019 года этот показатель равнялся 3,5%, как сообщил 12 марта министр национальной экономики Руслан Даленов. Он же спрогнозировал, что по итогам текущего года рост ВВП составит 3,8%. Однако премьер-министр считает, что у казахстанской экономики есть резервы для большего роста в текущем году.

«По данным министерства нацэкономики, в ряде регионов есть отставания в показателях промышленной, строительной сферах, а также инвестициях в основной капитал. В связи с этим, ответственные госорганы и акиматы совместно должны провести соответствующие мероприятия, чтобы выйти на положительные показатели по итогам первого полугодия», - заявил Мамин.

Ранее Даленов на заседании правительства во вторник отмечал, что в целом по итогам второго месяца 2019 года наблюдаются тенденции улучшения во многих отраслях экономики.

«Там, где было снижение, в феврале наметился рост, вместе с тем, горнодобывающая и металлургическая промышленности могут показать невысокие темпы. Соответственно, качественный рост должен будет обеспечиваться обрабатывающими отраслями, строительством и инвестициями, а также сектором услуг, где в основном сконцентрирован малый и средний бизнес, за что ответственны регионы», - пояснил глава МНЭ.

В то же время, по его мнению, выделяемые государством на поддержку экономики 600 млрд тенге способны простимулировать экономический рост и инвестиционную активность.

«В этой связи, центральным госорганам и акимам необходимо обеспечить быстрое и целевое доведение средств в экономику», - резюмировал Даленов.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

В Казахстане недавно обновился кабинет министров во главе с премьер-министром. Как Вы считаете, на какие проблемы нужно обратить внимание новому правительству прежде всего?

Варианты

Цифра дня

277 457
тенге
составила цена продажи 1 квадратного метра нового жилья в феврале 2019 года

Цитата дня

Не факт, что теперь государство на все 100% будет поддерживать банки. В случае реализации негативных сценариев, кредиторы могут пострадать

Умут Шаяхметова
глава Народного Банка Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank