Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1875 просмотров

Большие ритейлеры постепенно вытеснят мелкие магазины с низким уровнем сервиса

Эра «магазинов у дома» подходит к концу

Фото: Shutterstock

Рынок ритейла, пожалуй, интересен не только профессиональным игрокам и участникам рынка, но и простым потребителям. О том, как это направление будет развиваться в Казахстане, какие тренды нас ожидают и почему эра «магазинов у дома» в таком виде, в котором мы привыкли их видеть, подходит к концу и наступает эра больших ритейлеров, с которыми невозможно конкурировать мелкому бизнесу, рассказал менеджер по работе с клиентами компании Nielsen Kazakhstan Леонид Вагнер.

Американские горки казахстанской экономики

Находясь в самом центре Евразии, Казахстан занимает видное место как на политической, так и на экономической арене региона. Экономика Казахстана – это вторая по величине экономика постсоветского пространства и первая в Центральной Азии, в большей степени благодаря экспорту ресурсов (нефть, черные и цветные металлы, химическая продукция). Вот уже на протяжении более 10 лет ВВП (в национальной валюте) Казахстана растет из года в год на 10%. Что нельзя сказать о ВВП в долларовом выражении. Данный показатель начал падение в 2014 году, когда произошла первая за последнее время девальвация национальной валюты – тенге тогда рухнул на 20% вслед за российским рублем. Далее по экономике Казахстана ударила еще одна волна девальвации – 20 августа 2015 года тенге ослаб на 72 тенге и установился на уровне 255 тенге за доллар. В последующие несколько месяцев ралли национальной валюты продолжилось и вызвало резкое повышение цен на потребительские товары (уровень инфляции в 2016 г. – 14.7%). На фоне этих событий ВВП страны в долларовом эквиваленте продолжил снижаться и достиг дна в 2016 году, после чего началось его постепенное восстановление. Если говорить о темпах роста внутреннего валового продукта, то за исключением 2015 года они были в районе 10% и по большей части оправданы инфляцией потребительских цен. По прогнозам специалистов рост экономики в последующие годы будет замедляться вслед за очередным снижением цен на нефть. Ситуация с номинальными и реальными доходами населения Казахстана очень напоминает ту, что происходила с ВВП. Номинальные доходы казахстанцев показывали равномерный рост из года в год, в то время как реальные (с поправкой на инфляцию) испытывали небольшую турбулентность в периоды падения тенге. 

- Растет ли розничный товарооборот?

- Несмотря на взлеты и падения экономики страны, розничный товарооборот вырос на 251% с 2000 года, при повышении цен в 4 раза за последние 17 лет. Но, по всей видимости, время экстенсивного роста подходит к концу и производителям становится все сложнее получать дополнительную прибыль без поднятия цен на свои продукты. Эпоха стремительного роста остается позади, и мы уже находимся одной ногой в эпохе неопределенности. Что это значит? Это значит, что в борьбе за долю рынка производители продовольственных товаров все больше будут делать упор на ценовые промо. Данную картину мы можем уже сейчас наблюдать на рынке непродовольственных товаров, где доля продаж со скидкой приближается к отметке 50%. Конкуренты начинают вести ценовые войны и, не замечая того, вводят себя в ситуацию «промоспирали», из которой практически невозможно выйти. И за этим всем стоят гиганты ритейла с форматом магазинов супер- и гипермаркеты. 

- Как себя ощущают потребители?

- По данным индекса потребительского доверия (Consumer Confidence Index), измеряющий субъективный настрой населения по трем показателям – уверенность в личных финансах, рабочем месте и готовности тратить деньги, Казахстан имеет 84 балла (2 квартал 2018 года), что является хорошим показателем для стран СНГ. Например, у России 70 баллов, у Украины 62. В топе индекса находятся такие европейские страны как Дания, Чехия и Ирландия, которые набрали больше 100 баллов каждая. Полагаясь на результаты данного исследования, можно констатировать, что в ближайшие полгода больше всего покупатели в Казахстане озабочены поднятием цен на продукты и своим здоровьем. В ответ на постоянное поднятие цен и относительно нестабильное увеличение реальных доходов, покупатель вынужден переходить в режим экономии (68% респондентов). 36% опрошенных были вынуждены урезать свои траты на продукты повседневного спроса, переходя на более дешевые товары, по сравнению с предыдущим годом. 

- На чем еще экономили?

- Помимо экономии на продуктах казахстанцы сократили свои расходы на покупку новой одежды, развлечения вне дома и на отпуск. Среди опрошенных 74% имеет свободные деньги после покрытия основных расходов и в первую очередь они готовы потратить эти средства на новую одежду (37% респондентов), оплату налогов и кредитов (34% респондентов) и на развлечения вне дома (29% респондентов). 

- Каков собирательный портрет будущего покупателя?

- По данным национальной переписи, 59,8% населения моложе 35 лет, львинная доля из них – это миллениалы или, как их еще называют, поколение Y. За этим термином стоит группа населения родившихся после 1981 года и встретивших миллениум. Это люди которые глубоко вовлечены в новые технологии, это люди  интернета, люди которые не хотят быть «такими как все» и которые стремятся ко всему новому.

Именно данная группа покупателей имеет больше всего свободных денег (82% респондентов), и именно они заставляют трансформироваться казахстанский рынок ритейла. Если раньше больше внимание уделялось бренду и самому продукту, то сейчас фокус потребителя смещается в сторону сервиса. Мы хотим, чтобы все было в одном месте, да еще и недалеко от дома и плюс ко всему по низкой цене. А это означает стремительное развитие гипермаркетов и супермаркетов, а со временем и интернет-магазинов. Это подтверждает исследование «Shopper Trends», проводимое компанией Nielsen последние несколько лет. В Алматы 52% опрошенных в 2018 году потребителей ответили, что они очень редко меняют магазины, но совершая покупки обращают внимание на скидки и специальные предложения. Для сравнения, в 2017 году так ответили всего лишь 25%. В Астане процент таких людей ниже – 36% в 2018 году и 35% в 2017 году. Это говорит о том, что жители столицы более лояльны к бренду и менее подвержены ценовым промоакциям. 

Также хочется отметить осведомленность населения о ценах. Все тоже исследование показывает, что в 2018 году 62% алматинских покупателя знают цены на все или почти все приобретаемые продукты, в 2014 году только 32% были так хорошо осведомлены. Астанчане наоборот, в 2014 году знали цены лучше (59%) чем в 2018 (54%).   

- Чего ожидать от ритейла?

- Развитие казахстанского ритейла – это отчасти отражение российского рынка несколько лет назад, но со своими особенностями. Нет уже никаких сомнений, что эра «магазинов у дома», в таком виде, в котором мы привыкли их видеть, подходит к концу и наступает эра больших ритейлеров, с которыми невозможно конкурировать мелкому бизнесу. Плюс ко всему покупатели становятся избирательнее и, если можно так сказать, привередливее, что ускоряет развитие современной розницы. И в тени этой торговой революции затаилась интернет-торговля, которая, к сожалению, находится в начальной стадии своего становления.


796 просмотров

Объемы выданных ипотечных займов в западном регионе выросли более чем два раза

Больше всего должников банков в Актюбинской области

Фото: Shutterstock

Как меняется ситуация на ипотечном рынке западных областей Казахстана, насколько актуальна для региона проблема просроченных займов и как народ принял новую госпрограмму ипотечного кредитования «7-20-25», выяснил «Курсив».

Ипотека идет в рост

Областные филиалы Национального банка РК предоставили «Курсиву» статданные по ипотечным займам в разрезе трех последних лет.

Так, по итогам 2016 года в лидерах по объемам выданных на покупку жилья кредитов были две области – Мангистауская и Актюбинская. Жители этих областей оформили за год в банках займы на приобретение квартир в суммах 11,9 млрд и 11,3 млрд тенге соответственно. В ЗКО ипотечные кредиты в 2016 год составили 7,8 млрд тенге, в Атырауской области – 6,8 млрд тенге. 

Интерес населения к ипотечным кредитам продолжил расти и в 2017 году. На конец 2017 года Актюбинская область продолжила удерживать пальму первенства по объемам выданных ипотек – на покупку жилья актюбинцы за год оформили в банках кредитов на сумму 20,7 млрд тенге (рост по сравнению с 2016 годом – 95%). Активнее стали и жители ЗКО – их жилищные займы составили 17,6 млрд тенге (рост за 2017 год – 124%). На 83% больше, чем годом ранее, оформили ипотечных кредитов жители Атырауской области – 13,3 млрд тенге. В Мангистауской же области объемы ипотек выросли лишь на 30% и составили 15 млрд тенге.

По итогам прошедшего 2018 года года Актюбинская область также оказалась самой активной в плане оформления жилья в кредит – здесь рост ипотеки за год составил 61% (в сумме это 33,3 млрд тенге). Мангистауская область за ушедший год вновь вернулась на лидирующие позиции – в сумме ипотечные кредиты здесь выросли по сравнению с 2017 годом на 49% (23 млрд тенге). При этом Атырауская область и ЗКО показали снижение интереса населения к кредитам – за год жители оформили ипотечные займы лишь на 20% и 15% больше, чем в 2017 году (15,9 млрд и 20 млрд соответственно).

Специалисты филиалов Нацбанка РК с начала 2019 года отмечают рост активности населения в оформлении ипотечных займов в трех из вышеуказанных областей. И лишь Мангистауская область демонстрирует снижение спроса к ипотечным продуктам. Так, самыми деятельными покупателями жилья в кредит продолжают оставаться жители Актюбинской области: за январь 2019 года они оформили ипотечных займов на сумму 2,7 млрд тенге (в противовес 1,5 млрд тенге в январе 2018 года), в апреле кредиты на жилье здесь были выданы на сумму 3,8 млрд тенге (в апреле прошлого года – 3,3 млрд тенге).

Всплеск интереса к ипотечным продуктам уловили в филиале Нацбанка РК Атырауской области: в январе этого года атыраусцы получили в банках кредитов на покупку жилья на сумму 1,7 млрд тенге, более чем вдвое больше прошлогоднего (за тот же период 2018 года эта сумма равнялась 803,6 млн тенге). В апреле 2019 года жители Атырауской области также не снизили планку – на ипотеку они взяли 1,7 млрд тенге (в противовес 928,9 млн тенге в апреле 2018 года).

В филиале Нацбанка РК по ЗКО отмечают стабильный, без резких колебаний интерес населения к ипотеке: за январь 2019 года западноказахстанцы взяли кредитов на приобретение жилья на сумму 1,7 млрд тенге (за аналогичный период прошлого года – 1,3 млрд тенге); в апреле сумма ипотечных займов здесь составила 1,5 млрд тенге, равно как и в апреле 2018 года.
Мангистауский филиал Нацбанка зафиксировал с начала года падение интереса населения к кредитному жилью: так, в январе 2019 года мангистаусцы оформили займов на ипотеку на сумму 1,5 млрд тенге (за январь 2018 года эта сумма равнялась 2,5 млрд тенге); в апреле этого года – на сумму 2,4 млрд тенге (за аналогичный период прошлого года – 3,2 млрд тенге).

Лидеры по ипотеке – в лидерах по просрочке

Вместе с тем на начало мая 2019 года самая большая просроченная задолженность по кредитам на строительство и приобретение жилья гражданами зафиксирована в Актюбинской области – 953,9 млн тенге, чуть меньше проблемный долг по ипотеке у жителей Мангистауской области – 936 млн тенге. В ЗКО – 272,7 млн тенге, по Атырауской области филиал данными не располагает.

В то же время специалисты финрегулятора отмечают: просрочка по ипотечным займам населения не достигла критичных размеров, более того, она медленно, но верно снижается. Так, всего за год западноказахстанцы сумели уменьшить свой проблемный долг по ипотеке в 1,5 раза – на 1 мая 2018 года он был равен 466,5 млн тенге. Актюбинцы сократили сумму просрочки по жилищным кредитам на 28% по сравнению с январем 2018 года (на начало прошлого года она равнялась 1,3 млрд тенге). В Мангистауской же области, как свидетельствует статистика, по сравнению с декабрем 2018 года вновь наметился рост просроченной задолженности населения по ипотеке – на 5% (на конец 2018 года просрочка по кредитам на покупку жилья у мангистаусцев составляла 888,7 млн тенге).

«7-20-25»: темпы нарастают?

Относительно самой новой государственной программы «7-20-25», призванной обеспечить жильем все нуждающиеся слои населения, в Актюбинском филиале Нацбанка РК «Курсиву» пояснили, что этот филиал по количеству принятых заявок и одобренных займов занимает третье место в стране после Нур-Султана и Алматы. Так, на конец 2018 года, по данным АО «Ипотечная организация «Баспана», по Актюбинской области было одобрено 183 заявки на выдачу кредита по программе «7-20-25» на сумму 1,6 млрд тенге. Уже за январь-апрель 2019 года здесь же было одобрено 1136 заявок на сумму 9,9 млрд тенге. В Атырауской области по той же программе в 2018 году была одобрена 121 заявка на сумму 1,5 млрд тенге. По состоянию на 16 мая прошли одобрение еще 224 заявки на сумму 2,9 млрд тенге.

В ЗКО, согласно информации ИО «Баспана», за 2018 год было одобрено 132 заявки на ипотеку по программе «7-20-25», за четыре месяца этого года – еще 749. Суммы, одобренные к выдаче, в филиале Нацбанка по ЗКО не озвучили.

По Мангистауской области по программе «7-20-25» в 2018 году банкиры одобрили к выдаче займы по 265 заявкам на сумму 2,2 млрд тенге, за январь-апрель 2019 года наметилось снижение интереса населения к программе: были одобрены 103 заявки на 1 млрд тенге.

Отметим, что средняя стоимость квартиры, согласно всем поданным заявкам и выделенным суммам, по программе «7-20-25» в двух областях – Актюбинской и Мангистауской – равна 8,7 млн тенге. В Атырауской области средняя цена квартиры, приобретаемой жителями по той же программе, составляет 12,7 млн тенге.

Точка зрения:

Ергазы Мусатаев, аналитик рынка недвижимости:

«Почему ипотека начала становиться популярнее? Не будем в этом плане забывать о девальвации тенге в августе 2015 года, когда доллар за сутки вырос в цене на 60 позиций. Тогда на рынке недвижимости был хаос: продавцы не знали, какую цену выставлять за свои квартиры, постоянно ее повышали, и в результате наметился спад продаж. В стабилизации цен на жилье помог Закон «О дедолларизации», принятый в феврале 2016 года, когда вся недвижимость в стране стала продаваться за тенге, и рынок опять оживился.
 
Еще один момент, способствующий популяризации ипотеки, – это всевозможные госпрограммы, которые правительство запускает, чтобы обеспечить население со средним достатком доступным жильем. При этом «7-20-25» и «Баспана хит» более популярны у населения, чем «Нурлы жер». Почему? Потому что по этим программам срок кредитования растянут до 25 лет, соответственно, снижен и ежемесячный платеж. Кроме того, на тот же срок по программе «Баспана хит» можно приобрести не только новое, но и вторичное жилье. 

Хорошие условия по ипотеке у Жилстройсбербанка, другое дело, что покупателю нужно три года копить и ждать, чтобы получить кредит на покупку жилья под 5%. Но при том, что во многих БВУ кредиты выдаются в среднем под 15–17%, займы в этом банке очень популярны у населения. 

Сейчас в Казахстане идет усиленное жилищное строительство, новые микрорайоны появляются буквально за 3–5 лет. И если в 2014–2016 году у людей было недоверие к небольшим строительным компаниям, которые привлекали их к строительству в качестве дольщиков и потом просто переставали строить дома, то теперь можно сказать, что появились небольшие строительные компании, которые себя зарекомендовали, им доверяют – они строят качественное жилье, и люди его приобретают. Я считаю, что, если ситуация не поменяется и госпрограммы по льготному кредитованию жилищного рынка будут продолжать действовать, выдача ипотечных займов будет расти и расти».

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций