Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Почему стабфонд ЗКО заменил гречку на рожки, а говядину – на мясо птицы?

Второй год стабфонд области пытается закупать необходимый объем овощей, чтобы сдерживать рост цен на них в зимний период

Фото: Shutterstock

Деньги ТОО «Стабилизационный фонд ЗКО», которые предназначены на приобретение дешевых продуктов питания для последующей реализации населению, долгие годы не дают покоя его руководству – их похищали, переводили на депозитные счета в банках. Но, похоже, ситуация здесь стала меняться: второй год стабфонд области пытается закупать необходимый объем овощей, чтобы сдерживать рост цен на них в зимний период.

На данный момент, как сообщили «Къ» в областном управлении сельского хозяйства, данное ведомство является органом, контролирующим работу стабфонда. А вот закуп социально значимых продуктов питания осуществляет АО «НК СПК «Орал» посредством им же созданного ТОО «Стабилизационный фонд ЗКО».

Закупаем дешево, продаем дешево

«Принцип работы стабилизационного фонда таков: мы закупаем осенью, в период низких цен, овощную продукцию, крупы, сахар, чтобы в зимне-весенний сезон продавать ее по тем же низким ценам, без всяких накруток, – пояснил «Къ» руководитель отдела механизации, государственно-технической инспекции и переработки сельскохозяйственной продукции управления сельского хозяйства по ЗКО Берик Ситказиев.
 
По его словам, операторами по продаже этой продукции являются крупные торговые центры и рынки. К примеру, в Уральске это супермаркет «Алтындар», рынок «Ел ырысы». Продукция стабфонда реализуется также на сельскохозяйственных ярмарках, которые на постоянной основе проводятся как в Уральске, так и во всех райцентрах области.

В настоящее время ТОО «Стабилизационный фонд по ЗКО» распродает остатки продукции и готовится к подписанию договоров на закуп новой на 2019 год. «Из бюджета области на формирование стабилизационного фонда на три года (с 2016 по 2018 годы – «Къ») было выделено 350 млн, – говорит Берик Ситказиев. – Эти деньги большей частью ТОО «Стабфонд по ЗКО» в бюджет уже вернул. На последующие три года – 2019–2021 годы – из бюджета в январе будет выделена примерно такая же сумма, и стабфонд уже начал подписывать договора на закуп новых партий продуктов питания».

Депозиты – долой, овощи – дешевые

В управлении сельского хозяйства ЗКО дали полный расклад, из каких продуктов складывался стабфонд области последние три года. Самым скудным по запасам был 2016 год – на все про все ТОО «Стабфонд ЗКО» затратил тогда 109,8 млн тенге и закупил лишь муку первого сорта, сахар и подсолнечное масло. Именно в период с 2016 по 2017 годы был отмечен сильнейший скачок цен на картофель зимой: цена на корнеплод, еще осенью стоивший 55 тенге за кг, ранней весной выросла до 180 тенге, а затем поздней весной 2017 года – до 350 тенге. 

Но уже в июле 2017 года вице-министр сельского хозяйства РК Кайрат Айтуганов сделал резкое заявление, отметив, что власти ЗКО не хотят тратить государственные деньги на формирование стабфонда, отсюда и резкий рост цен на овощи в области.

Тогда же нашлись и «сэкономленные» деньги стабфонда – 261 млн тенге лежал на депозитных счетах АО «НК СПК «Орал». 

Как бы то ни было, но критика подействовала. Уже в 2017 году ТОО «Стабфонд по ЗКО» закупило социально значимой продукции: картофеля, лука, гречки, риса, подсолнечного и сливочного масла, муки, сахара – в общей сложности на 275,5 млн тенге. Цены на эти продукты питания, благодаря продаже их на ярмарках и рынках города Уральска и районов области, в течение года практически не менялись – всю зиму и весну тот же самый картофель не поднимался в цене выше 90 тенге за кг.

Вместо мяса будут куры

Практически такая же спокойная ситуация по ценам на социальные продукты питания сложилась и в 2018 году: «Стабфонд по ЗКО» закупил по низким ценам картофель, лук, гречку, рис, подсолнечное и сливочное масло, муку, сахар на 270 млн тенге.

«Поначалу мы планировали закупить в стабфонд побольше картофеля, однако в прошлом году нам не удалось этого сделать, так как цены у фермеров на момент закупа были достаточно высокие, – пояснил Берик Ситказиев. – В итоге из общей суммы денег стабфонда было освоено 77%. Опыт 2017 года показал, что того объема картофеля, который был закуплен, хватило на всю зиму и весну. Поэтому часть денег стабфонда – 23% снова остались неосвоенными».

На 2019 год, как отмечают в управлении сельского хозяйства, стабфонд намерен закупить продукции на 223 млн тенге.

Снижение общей суммы затрат произошло потому, что из социально значимых продуктов, закупаемых фондом, были исключены рис и гречка, вместо них появились рожки, также более дорогое мясо здесь заменили на курятину.

«Мы решили закупать в фонд мясо кур, потому что в этом году на него наблюдается ценовой рост, стоимость же говядины пока остается стабильной, ее достаточно по области, – отметил Берик Ситказиев. – Сейчас мы прорабатываем вопрос, чтобы открывать по городу точки продажи продукции стабфонда. Восемь мини-маркетов «Ел ырысы», где социально значимые продукты питания реализуются по низким ценам, открыты в районе центрального рынка, в микрорайонах Северо-Восток и Строитель. Думаем, что такие же мини-маркеты мы установим и в других районах Уральска».

Деньги «уплыли», виновных освободили

Отметим, что помимо установки новых павильонов по продаже дешевых овощей АО «НК СПК «Орал» на данный момент занято тем, что пытается взыскать со своего экс-руководителя похищенные им в 2011–2012 годах 379 млн тенге, выделенных АО «Продкорпорация» на закуп и хранение овощей в «Стабилизационном фонде ЗКО».

Комментировать «Къ» свою позицию по данному вопросу нынешнее руководство АО «НК СПК «Орал» отказывается, ссылаясь на то, что, во-первых, в данный момент ревизионная комиссия по ЗКО проводит у них плановый государственный аудит по использованию средств, выделенных из государственного бюджета. И до принятия решения по результатам проверок, проводимых в рамках государственного контроля и надзора, говорить не о чем.

Кроме того, первый заместитель председателя правления АО «НК СПК «Орал» Артур Доскалиев считает, что публикация статьи об имущественных притязаниях нацкомпании к своему экс-руководителю и его подельнику-бизнесмену может быть расценена судом как попытка воздействия на суд.

Между тем вкратце напомним, что хищения крупных денежных сумм из стабфонда ЗКО были выявлены в 2013 году. Однако уголовное дело по данному факту затянулось на долгие годы потому, что один из фигурантов дела – «поставщик» сельхозпродукции бизнесмен Бахытжан Нигишев – находился в бегах. Его смогли найти и экстрадировать в Казахстан лишь в конце 2017 года. 

В приговоре суда, который был вынесен в июне 2018 года, значится, что бывший председатель правления нацкомпании АО «НК СПК «Орал» Руслан Сапаргалиев заключил договора на поставку и хранение овощей с руководителем ТОО «АтисОралАгро» Бакытжаном Нигишевым на сумму порядка 400 млн тенге.

Однако, как следует из материалов судебного дела, получив деньги, Бакытжан Нигишев закупил лишь 900 тонн лука на сумму 40,5 млн тенге. Остальные овощи – картофель и морковь – он даже не закупал. Деньги, поступавшие на его счет, он использовал по своему усмотрению: часть из них снял в банке в компании с самим Русланом Сапаргалиевым, часть потратил на погашение своих банковских кредитов, еще часть обналичил через свои афиллированные фирмы ТОО «Фирма «Фармсервис» и ТОО «Совместное казахстанско-киргизское предприятие базальт волокно».

Судья Уральского городского суда Гульнара Гимадутдинова приговорила обоих подсудимых по ст. 182, ч. 2 УК РК («Причинение ущерба собственнику путем обмана» – «Къ») к 2,5 годам лишения свободы условно. В зале суда похитителей бюджетных денег амнистировали в связи с 25-летием Независимости Казахстана.

Иск о взыскании материального ущерба с подсудимых – те самые 379 млн тенге из стабфонда области – судья Гимадутдинова рекомендовала АО «НК СПК «Орал» подать в гражданском порядке. И компания его подала в августе 2018 года. Впрочем, календарный год близится к завершению, но вопрос возврата средств республиканского бюджета, выделенных на закуп дешевых овощей для народа, до сих пор висит в воздухе.

по зко.jpg

1 просмотр

На чем основан оптимизм алматинских девелоперов торговой недвижимости

Растущая конкуренция на рынке ритейла не останавливает их перед желанием инвестировать в новые проекты и реновацию старых торговых центров

Фото: Офелия Жакаева

Три четверти оборота всей казахстанской электронной коммерции приходится на Алматы – такие данные приводит в отчете «Торговая недвижимость» международная компания Colliers International. Желание жителей южной столицы все больше покупать в интернете не смущает инвесторов в торговую недвижимость и крупных ритейлеров, работающих в традиционном формате, – Алматы остается самым привлекательным рынком и для них.

Битва форматов

Десятки торговых и торгово-развлекательных центров появились в Алматы за последние 20 лет, составив конкуренцию традиционным и многочисленным базарам и рынкам. Большая часть ТЦ до сих пор представляет собой безликие коробки, разбитые на бутики, – такие проекты строили с целью максимально быстрого возврата инвестиций. Эти шопинг-центры не имеют эффективной концепции, профессионального управления, да и о tenant mix (состав арендаторов) здесь никто не задумывается. Как результат, товарный ассортимент подобных ТЦ напоминает барахолку. Но именно на рынки и устаревшие шопинг-центры в Алматы, по данным аналитиков, до сих пор приходится большая часть денежного оборота. 

Всего в Алматы, по данным за I полугодие 2019 года, около 50 крупных объектов торговой недвижимости общей площадью более 1,8 млн кв. м. Больше половины этих объектов было построено или реконструировано за последние несколько лет. Показатель обеспеченности торговыми площадями в южной столице, по оценке Colliers, – 614 кв. м на тысячу жителей. Другие эксперты рынка называют более скромную цифру – 380 кв. м качественных торговых площадей на тысячу горожан. Для сравнения: в Нур-Султане, по данным Colliers, на тысячу жителей приходится 588 кв. м торговых площадей, в Москве, по данным Knight Frank, – 510 кв. м.

Во Франции и Германии этот показатель составляет 1,4–1,5 тыс кв. м, а в США доходит до 2 тыс. кв. м торговых площадей на тысячу жителей.

По расчетам Colliers International, из общего количества торговых площадей меньше трети приходится на профессио­нальные торговые площадки с четкой концепцией, арендаторами – франшизерами известных брендов, акцентом на развлекательную направленность, а также наличием разгрузочных зон, удобных подъездных путей и вместительной парковки. В числе таких ТРЦ – «Мега Алма-Ата», «Апорт», Dostyk Plaza, «Мега Парк», «Есентай Молл», ADK.

Аналитики Scot Holland |CBRE | Казахстан подчеркивают, что на рынке наблюдается нехватка концептуальных торговых центров с хорошим местоположением и привлекательными условиями аренды. 

Требования рынка 

Рынок в лице международных и местных ритейлеров требует увеличения количества качественных торговых центров. Новые крупные торговые сети и бренды рассматривают возможность выхода на казахстанский рынок как самостоятельно, так и через местных партнеров. Этот тренд поддерживает высокий спрос на концептуальные и профессионально управляемые площади – Colliers International говорит о 100%-ной заполняемости у лидеров рынка. 

С другой стороны, за последние 10 лет под влиянием трех девальваций покупательская способность населения скорее снизилась. В конкуренции за клиентов ТРЦ стремятся увеличивать и повышать качество торговых площадей, делать более привлекательными условия аренды для новых брендов и расширять площадь развлекательных зон и фуд-кортов. Так, в 2019 году ТРЦ «Мега Алма-Ата» открыл кинотеатр Chaplin Cinemas и пополнил свой портфель брендами H&M Homme, Women’s secret, Isabel Garcia, SuperDry, Limpopo, OVS. ТРЦ «Dostyk Plaza» открыл сетевой ресторан американской кухни Galitos, зону корейской уличной еды Qkitchen и брендовые магазины Miele, Kiehl’s. В ТРЦ «Мега Парк» появилась автомойка, а также бутик Madame CoCo и хобби-маркет «Леонардо». В молле «Апорт» появились Kinoplexx, Black Star Burger, а линейка магазинов одежды пополнилась брендами H&M, Hummel, Tudors, Funday, Men’s shop, Kelzin, Zero.

По данным аналитиков Scot Holland |CBRE | Казахстан, в Алматы наблюдается устойчивый тренд снижения ведущими ТРЦ арендных ставок в долларовом эквиваленте для своих крупнейших арендаторов. Но это происходит во многом за счет девальвации – арендные ставки в национальной валюте скорее растут. Снижение покупательской способности населения и рост конкуренции в торговле привели к уменьшению товарооборота у ритейлеров, снижению их маржинальности до 10%–15% и, соответственно, росту срока возвратности инвестиций.

Глобальное наступление 

Активное развитие e-commerce пока расценивается казахстанским офлайн-ритейлом скорее как потенциальная проблема. Хотя в мировых масштабах она стала реальностью – The Wall Street Journal пишет о замедлении роста доходов даже у топовых мировых торговых центров из-за активного развития онлайн-торговли. В течение многих лет аналитики считали, что примерно 260 торговых центров высшего уровня защищены от закрытия магазинов и банкротств, которые преследуют торговые центры в менее богатых районах. Но недавние банкротства известных ритейлеров, в числе которых, например, Forever 21 Inc, закрывшая 87 магазинов, пошатнули положение и таких торговых центров. Более того, даже когда торговые центры кажутся заполненными, рост доходов замедляется, так как арендодатели вынуждены снижать арендную плату, чтобы удержать арендаторов. Владельцы крупнейших моллов снижают прогнозы по росту чистой операционной прибыли до 0%–1%. Акции инвестиционных фондов, специализирующихся на торговой недвижимости, также показывают отрицательную динамику: так, акции Taubman и Macerich Co в 2019 году упали примерно на треть, а акции Simon – на 14%. ТРЦ во всем мире ищут новые способы справиться с изменяющимся поведением потребителей в связи со смещением продаж в интернет. Simon, Taubman и другие крупные владельцы вкладывают значительные средства, чтобы придумать варианты развлечений и новые розничные стратегии, которые сочетают онлайн-покупки и розничную торговлю и тратят сотни миллионов долларов на реконструкцию ТЦ и на то, чтобы возвести жилье, офисы или гостиницы поблизости для повышения ценности недвижимости.

В будущее с оптимизмом

В настоящее время в Алматы строятся «Апорт Кульджа» и ТРЦ «Almaty Grand Mall», начато строительство современных торговых центров на территории барахолки, реконструируется ТЦ «Алмалы». Оптимизм алматинских девлоперов опирается на данные о дефиците качественных торговых площадей и сравнительно невысокой, в пределах 3%, доле онлайн-торговли в общем обороте ритейла. Значительная часть казахстанцев все еще предпочитает ходить по бутикам – возможность увидеть товар, потрогать его и примерить в приоритете перед скоростью онлайн-покупок. 

na-chem-osnovan-optimizm-almatinskih-developerov-torgovoj-nedvizhimosti.png

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance