Перейти к основному содержанию

35585 просмотров

Куда двинется курс тенге в 2019 году?

Прогнозы финансистов стоимости доллара разнятся значительно

Фото: Shutterstock

Курс тенге в 2018 году утратил связь с объективными факторами и стал плохо предсказуем, за 12 месяцев доллар подорожал на 41 тенге. Чего ждать от курса нацвалюты в 2019 году? Эксперты представили свои прогнозы.

Вячеслав ДОДОНОВ, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК

− В 2018 году курс тенге перестал реагировать на традиционные для него факторы, что проявилось, в частности, в росте курса доллара в июне-сентябре на фоне роста нефтяных цен. Кстати, относительно рубля тенге также снижался в этот период - в мае средний курс рубля, по данным Национального банка, составил 5,27, а в октябре - 5,58. Поэтому возникает предположение о том, что в 2018 году, особенно во втором полугодии, курс тенге определялся какими-то иными факторами, не связанными с традиционными драйверами его изменения.

Я предполагаю, что основным фактором стала ситуация с государственными финансами, в частности, с Национальным фондом. Во-первых, Национальный фонд значительно сократился за последние годы и его дальнейше е уменьшение стало неприемлемым. В то же время, трансферты в бюджет из фонда должны продолжаться в регулярном режиме и, чтобы эти трансферты, которые осуществляются в тенге, были менее объемными в валютном выражении, была бы уместна небольшая девальвация тенге, в результате которой требуемый тенговый объем трансферта обеспечивается продажей меньшего количества долларов из Нацфонда.

Во-вторых, в августе большой резонанс вызвала публикация итогов первого полугодия по управлению Нацфондом, в которой был отражен инвестиционный убыток в размере 785 миллиардов тенге, возникший из-за курсовой разницы, главным образом, из-за того, что в первом квартале тенге укреплялся. Нельзя исключать, что на фоне этого негативного опыта, а также для того, чтобы улучшить тенговую статистику Нацфонда, курс был несколько подправлен в меньшую сторону во втором полугодии.

В результате было достигнуто сразу несколько значимых целей по инвестиционному управлению государственными активами, которое осуществляет Национальный банк:

- существенно увеличен тенговый объем Нацфонда, причем очень большой вклад в это увеличение был внесен именно ростом доходов от управления активами за счет их переоценки (за счет того, что при сниженном курсе тенге валютные активы стали стоить больше) при том, что валютный объем фонда на всем протяжении 2018 года был меньше, чем на начало года;

- резко возросла доходность ЕНПФ, который так же, как и Национальный фонд, управляется Нацбанком - за счет того, что все больший объем пенсионных активов размещался в течение года в валютных активах и их переоценка внесла решающий вклад в рост доходности;

- резервы Национального банка также стабилизировались и несколько выросли к концу года.

Так или иначе, во втором полугодии курс тенге утратил связь с объективными факторами и стал плохо предсказуем, и вопрос о курсе на будущий год зависит от того, сохранится ли эта ситуация. В любом случае, снижение цен на нефть, которое я ожидаю в 2019 году, не может не отразиться на курсе, так как ключевым фактором курсообразования все равно остается платежный баланс, а он ухудшится при снижении цены и сокращении экспорта. Поэтому можно ожидать дальнейшего роста курса доллара выше 400. Предположу, что среднегодовой курс доллара сложится на уровне порядке 430-450

Мерей ИСАБЕКОВ, эксперт аналитического центра ассоциации финансистов Казахстана (АФК)

ФРС в 2018 году повысила ключевую ставку четыре раза. Даже без учёта всех остальных факторов, подобные изменения в денежно-кредитной политике ФРС сделали инвестиции в экономику США и долларовые активы более привлекательными, что поспособствовало тенденции оттока капитала из развивающихся рынков. Усилили эту динамику и геополитически риски – торговые споры между США и Китаем, Brexit, санкции против России и другие. К тому же, усиливаются опасения по поводу замедления роста мировой экономики, что также подталкивает инвесторов к менее рисковым активам. Подобные внешние условия не могли не сказаться на курсе национальной валюты.

Отметим, что с начала текущего года индекс доллара США вырос на 4,7%. Тем временем тенге ослаб к доллару США на 11,6%, а российский рубль – на 18,6%. В то же время внутренние факторы, такие как снижение уровня инфляции, уменьшение дефицита счёта текущих операций, некоторая дедолларизация банковских депозитов выступили факторами сбалансировавшими тенге с точки зрения потерь. Тем временем смягчение риторики представителей ФРС после декабрьского заседания привело к снижению индекса доллара США. Оценка долгосрочного «нейтрального» значения ставки ФРС была снижена до 2,8%. Есть вероятность того, что ФРС в 2019 году ограничится лишь одним повышением ключевой ставки.

Таким образом давление на валюты развивающихся рынков в 2019 году вероятнее всего будет ниже в сравнении с 2018 годом. К тому же отметим, активные действия ОПЕК+ по балансировке рынка нефти и значительное снижение цен на нефть ниже текущих уровней в 2019 году маловероятно. С учётом вышесказанных факторов и активных действий НБРК по стабилизации финансового сектора можно ожидать, что в 2019 году на формирование курса тенге будут больше влиять внутренние факторы, которые на данный момент позитивны. Тем временем эксперты опрошенные АФК в среднем ожидают курс по паре USDKZT к концу 2019 года на уровне 380,4 тенге за доллар, медиана – 378,5 тенге за доллар.                    

Дмитрий ШЕЙКИН, главный аналитик департамента исследований Halyk Finance

− На курсообразование национальной валюты в Республики Казахстан в течение 2018 года оказывали влияние несколько факторов разнонаправленного характера. Рост котировок цен на основную номенклатуру казахстанского экспорта (котировки нефти марки Brent выросли на 30% г/г, со средних значений в $56.3/bbl в 2017 году до $73,21/bbl в 2018 году) и, как следствие, расширение экспортной выручки в иностранной валюте (рост экспорта в номинальном выражении за 10М2018 году составил 29% г/г) фундаментально формировали курс национальной валюты на уровне 320-345 тенге за доллар. Однако политика регулятора по формированию «слабого» тенге по отношению к российскому рублю, привела к ослаблению тенге до уровней 380 тенге за доллар.

Получается, что, следуя за рублем, который отреагировал ослаблением курса на расширение антироссийских санкций, НБРК переложил ослабление российского рубля на курс национальной валюты. По нашему мнению, это основная причина ослабления курса тенге в 2018 году. Мы полагаем, что этот подход будет сохранен НБРК в части курсообразования тенге и в 2019 году. Кроме того, на курсообразование российского рубля влияло «бюджетное» правило, которое предусматривает стерилизацию нефтедолларов в Фонде национального благосостояния (ФНБ) через покупку МинФином РФ валюты на валютном рынке РФ. Это правило будет действовать и в 2019 году, а значит, не будет давать укрепляться российскому рублю и, как следствие, казахстанскому тенге благодаря политике «слабого» тенге.       

В 2018 году ФРС США продолжила ужесточение своей денежно-кредитной политики (ДКП), повысив учетную ставку три раза с 1,50% до 2,25%. Это привело к оттоку капитала с развивающихся рынков, в том числе и из Казахстана и способствовало глобальному укреплению американской валюты. Однако влияние на ослабление национальной валюты от этого оттока, по нашему мнению, было незначительным, т.к. отток был растянут во времени, а размер оттока капитала был немногим больше ежедневного размера торговой сессии по доллару США на KASE. В 2019 году мы не ожидаем существенного влияния дальнейшего оттока капитала на курсообразование тенге.   

В рамках нашего базового прогноза с учетом «сквозного» эффекта антироссийских санкций на формирование курса национальной валюты мы учитываем дальнейшее расширение американских санкций против РФ в течение 2019 года, однако они не будут носить радикальный характер, а скорее всего будут разворачиваться по «мягкому» сценарию.

Котировки стоимости нефти на уровнях 68-70 долларов за баррель нефти марки Brent, приток инвестиций в основной капитал в рамках крупных нефтяных проектов, а также экспорт сырой нефти и газового конденсата на уровне 88 млн. тонн фундаментально будут оказывать поддержку курсу казахстанского тенге в течение 2019 года. Согласно нашего базового прогноза, котировка пары USDKZT по состоянию на конец 2019 год составит 375 тенге и будет во многом определяться движением по паре USDRUB. «Слабый» курс казахстанского тенге к рублю будет составлять 5,6 тенге за российский рубль.  

Сергей ДРОЗДОВ, аналитик ГК "Финам"

− В целом 2018 год для экономики Казахстана был достаточно неплохим и несмотря на летнюю распродажу на развивающихся рынках, ВВП республики по итогам третьего квартала составил 4,1% в годовом выражении. Однако 2019 год может быть не таким радужным. Среди основных рисков можно отметить возможное замедление роста экономик США и Китая на фоне продолжающегося торгового конфликта, который уже пагубно сказывается на деловой активности в Штатах.

Не внушает оптимизма и текущее положение дел в Еврозоне. Так ВВП Германии в третьем квартале 2018 года вырос всего на 1,1% по сравнению с 2,6% за аналогичный период 2017 года и если учесть, что на данном этапе мировая экономика находится вблизи пика очередного экономического цикла, то в течении 2019 года можно ожидать ее спад и даже рецессию в отдельных регионах, что в свою очередь окажет давление на нефтяные цены, которые из-за высокой спекулятивной составляющей могут в какой-то момент опуститься ниже $50 за баррель. 

При реализации данного сценария курс тенге будет колебаться в диапазоне 369 - 375 по отношению к американскому доллару с возможным ослаблением к отметке 425.

1 просмотр

Как развивается креативная экономика в Центральной Азии

И есть ли у неё шанс занять своё достойное место в ВВП стран региона

Фото: Shutterstock

Креативная экономика – термин для Центральной Азии новый. Даже те, кто занят в этой сфере, порой не подозревают, где они на самом деле трудятся. Театры, творческие пространства, галереи, арт-проекты – все это и еще многое другое и есть креативная индустрия, где вращаются деньги, создаются рабочие места и платятся налоги (правда, не всегда). По мнению экспертов, у креативной экономики есть шанс стать движущей силой для всего региона. 

Рост вопреки

Креативная индустрия сегодня является одним из самых развивающихся секторов мировой экономики. Согласно отчету Ernst & Young, отрасль приносит около 3% ВВП во всем мире. А в некоторых развитых странах этот показатель достигает 10%. За последние годы объем отрасли вырос до $509 млрд. Число занятых в индустрии постоянно увеличивается и на сегодняшний день составляет 29,5 млн человек. Их работа связана с рекламой, архитектурой, искусством, ремеслами, дизайном, модой, кино, программным обеспечением, ТВ и радио. Именно эти отрасли были причислены ООН к креативной экономике. 

Великобритания, которая переживает экономический подъем в креативной индустрии, – один из лидеров направления. Развитие отрасли там началось еще в 90-х, а во время кризиса 2008 года креативная индустрия была одной из немногих, демонстрировавших рост, а не падение. 
Сегодня Соединенное Королевство занимается популяризацией креативной экономики, в том числе в странах Центральной Азии, где уровень развития данной индустрии невысок. При содействии Британского Совета (British Council) с 2017 года в регионе регулярно проходит форум «Креативная Центральная Азия», где собираются лидеры индустрии из республик ЦА. Менеджеры-креативщики изучают мировой опыт и делятся успешными кейсами.

«Британский совет работает с продвижением креативной экономики в регионе уже почти пять лет, – говорит руководитель проектов по искусству и креативной экономике Британского Совета в Центральной Азии Галина Корецкая. – Все это время мы пытались понять, что такое креативная индустрия для Центральной Азии. Это очень специфично для каждой страны. Мы исследуем опытным путем и пытаемся вовлечь в этот процесс все больше партнеров». 

Нельзя пощупать

В глобальном индексе креативности Martin Prosperity за 2015 год были представлены четыре из пяти стран Центрально-Азиатского региона. Выше всех – на 84 месте – расположился Казахстан, Узбекистан занял 100-ю строчку, Кыргызстан на 111-м месте, а Таджикистан на 114-м. Лидерами списка являются Австралия, США и Новая Зеландия. Исследование определяло индекс креативности каждой страны по трем ключевым критериям: развитие технологий, уровень таланта и толерантности.

В 2018 году Британский совет совместно с Лондонским городским университетом и Университетом Нархоз из Казахстана провели картирование креативной индустрии в РК. По итогам исследования, на начало 2018 года в стране насчитывалось 17 581 креативное предприятие, что составляет 3,8% от общего количества зарегистрированных в стране юридических лиц. 

«Исследования показали, что в казахстанской экономике организаций, занятых в креативной индустрии, гораздо больше, чем юрлиц, работающих в недвижимости или сфере бизнес-услуг. В то же время, по официальным данным, в Казахстане нет фотографов. Но ведь они есть. Это говорит о том, что существует огромный сектор, который нельзя пощупать. И я уверена, абсолютно такая же картина будет во всех странах Центральной Азии», – подчеркнула Галина Корецкая. 

Выйти из тени

Работа в тени – своего рода норма для креативной индустрии.

«Во всех наших пяти странах креативная экономика – это теневая экономика. Легче всего прятаться, когда ты работаешь мозгами, – говорит соучредитель бишкекской OLOLO art studio Данияр Аманалиев. – И от того, что ее не видно, непонятно, насколько она значимая. А вот если государство станет умным и скажет «я хочу помочь», то есть множество способов для этого. Первый – если государство поймет, что креативность важна, и начнет это произносить, если президенты начнут говорить о значимости креативной экономики, то это уже что-то. Правительство может внедрить специальные налоговые режимы. Это даст моментальный рост. И самое главное – позволит креативной экономике выйти из тени».

Сейчас государство поддерживает творческие инициативы привычными методами – грантами, информационным сопровождением, помощью в организации различных мероприятий и т. д.

«К нам периодически обращаются художники, искусствоведы, театральные деятели за помощью, мы рассматриваем каждый вопрос и помогаем, – рассказывает руководитель отдела развития образования Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан Мадина Бадалова. – Фонд работает напрямую с художниками и артистами. Содействуем в решении различных вопросов. В 2019 году мы отправили 46 человек на повышение квалификации в разные страны – Турцию, Испанию, Италию». 

В луче софитов

Событием для креативной индустрии Центральной Азии, но в большей степени для Казахстана и Алматы, стало выступление акима города Бакытжана Сагинтаева на инвестиционном форуме в конце ноября 2019 года – весомую часть презентации проекта стратегии развития Алматы до 2050 года г-н Сагинтаев посвятил именно креативной экономике. 

Аким отметил, что «самым креативным городом Центральной Азии можно без преувеличения назвать Алматы. 45% креативного сектора страны сосредоточено именно в нашем городе». По его словам, в южной столице планируется построить Парк креативных индустрий, где будут представлены разработки в материаловедении, сохранении и транспортировке энергии и физике высоких энергий, опто- и микроэлектронике, биотехнологиях, медицине, науке о земле и других направлениях.

Помимо этого, он определил восемь основных креативных индустрий, имеющих наибольший потенциал в Алматы. Это кино, музыка, литература, театр, дизайн, мода, медиа и индустрия развлечений. 

Стоит отметить, что впервые в истории ЦА чиновник такого ранга заявил о важности развития креативной индустрии.

Продвижение креатива 

По оценке самих представителей индустрии, для развития им стоит эффективнее взаимодействовать не только с государством, но и между собой. Руководитель отдела издательских проектов и коммуникаций Фонда развития культуры и искусства при Минкультуры Республики Узбекистан, основатель независимой платформы syg.ma Фуркат Палванзаде считает, что креативной индустрии в Центральной Азии сегодня необходима самоорганизация.

«Нужно начать разговаривать друг с другом. Так как у меня деятельность связана с издательскими проектами, я чувствую нехватку специализированных изданий на эту тему, которые могли бы продвигать людей и идеи. Мне кажется, это важно и поможет людям самоорганизоваться, создать и внедрить некие стандарты качества», – отметил он.

Еще один острый вопрос – умение продвигать креативный продукт.

«Какая боль у театров? У них нет специалистов, которые понимают в digital. В лучшем случае у них есть человек, который что-то публикует в соцсетях, и то без понимания, как с этим правильно работать и как это правильно доносить. А уж что такое Google Analitics и Big Date, как копаться в данных и как делать push-уведомления – это вообще темный лес, – говорит сооснователь сервиса онлайн-продажи билетов Ticketon.kz Константин Горожанкин. – Поэтому я считаю, что люди искусства должны заниматься искусством, а профессионалы продажи билетов и работы с данными должны заниматься именно этим». 

На последнем форуме «Креативная Центральная Азия» были сформированы пять рабочих групп по направлениям, необходимым для прогресса креативной индустрии (образование, коммуникации и др.) в регионе. Эти рабочие группы займутся разработкой базовой стратегии развития креативной индустрии в Центральной Азии в расчете на то, что она сможет быть использована в любой из республик региона.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance