Перейти к основному содержанию

1134 просмотра

Государство на выход: опека правительством «своих» предприятий мешает избавиться от нефтяной зависимости

По наблюдениям экспертов Всемирного Банка доля государства в казахстанской экономике, несмотря на все правительственные спитчи о выходе из нее, неуклонно растет с 2013 года

Фото: shutterstock.com

Эксперты Всемирного банка считают самой необходимой для казахстанской экономики мерой - массированный выход государства из числа собственников хозяйствующих субъектов. Мол, патернализм министерств и ведомств в отношении к «своим» предприятиям и организациям убивает конкуренцию и мешает избавиться от нефтяной зависимости.

Ведущий экономист ВБ по Центральной Азии Хулио Ревилла, комментируя корректировку прогноза роста ВВП страны в этом году, заметил, что она привязана к росту нефтедобычи, при этом Казахстану так и не удалось преодолеть растянувшийся на 20 лет спад роста производительности. Снижение реального роста ВВП Казахстана до 4,1% в первой половине этого года с 4,3% в аналогичном периоде 2017 года эксперты Всемирного банка считают серьезным сигналом для Астаны. По их мнению, хотя чистый экспорт, подкрепляемый ростом нефтедобычи и улучшением условий торговли, а также притоком инвестиций, которые выросли за год на 30%, способствует общему экономическому росту, внутреннее потребление продолжает снижаться. Это, по мнению представителей международной финансовой организации, свидетельствует о том, что основную массу доходов в стране по-прежнему формирует сырьевая база, при этом распределение этих доходов уже не способно приостанавливать спад в других отраслях.

Нефть останется двигателем прогресса

При этом Всемирный банк, напомнил Ревилла, несколько улучшил свой прогноз экономического роста в стране – по итогам года рост ВВП ожидается на уровне 3,8% вместо прежних 3,7%. Но основанием для этого стало улучшение показателей нефтяного сектора, который, по расчетам специалистов ВБ, сможет удержать рост на плаву еще и в 2019 году (3,5%), а вот в 2020–2021 году с этой задачей ему будет справляться сложнее. И это при том, что прогноз казахстанских властей по цене на нефть в следующем году куда пессимистичнее ожиданий Всемирного банка ($55 против $68 за баррель соответственно). Хотя тут, по словам постоянного представителя ВБ в Казахстане Ато Брауна, все как раз логично: правительство заложило себе определенный люфт, чтобы перевыполнить свои прогнозы.

Но какую разницу в прогнозах цены на нефть ни закладывай, это слишком подверженный рискам ценовой волатильности продукт, падение стоимости которого на мировых рынках обрушит планы казахстанских властей в среднесрочной перспективе снизить бюджетную зависимость от трансферов из Нацфонда. Напомним, что в республиканском бюджете на 2019–21 годы предусматривается увеличение трансфертов из Национального фонда на 450 млрд тенге, которое должно закрыть нехватку средств для финансирования растущих расходов государства.

«Первоначальная цель по сокращению трансфертов из Нацфонда до двух триллионов тенге к 2020 году была перенесена на более поздний срок, – комментирует бюджетный маневр Ревилла. – Прогнозируется, что, несмотря на более высокие цены и производство нефти, дополнительное использование фонда приведет к уменьшению валютных резервов Нацфонда с 35% от ВВП в 2018 году до 32% в 2021 году. Между тем государственный долг стабилизируется на уровне около 20% ВВП», – добавил он.

Банковское зазеркалье

Иными словами, мы начнем подъедать нашу нефтяную кубышку, не пытаясь занимать деньги извне, поскольку не уверены в том, что ненефтяной сектор сможет покрыть повышение обслуживания долгов. По словам ведущего экономиста ВБ по Центральной Азии, эти настроения подхватили и банки, которые при растущей ликвидности (на 2,6% за последний год, до 9,9 трлн тенге) предпочитают инвестировать в государственные ценные бумаги, а не в новые экономические проекты.

«Эта ликвидность не обращается в экономике, как это предполагал Нацбанк, вместо этого высокий уровень ликвидности банков отражает размещение банками безрискового дохода на базовой ставке или процентный доход от других финансовых учреждений, – заметил Ревилла. – В связи с этим регулятору нужно использовать имеющиеся у него инструменты, включая целевой уровень инфляции и режим гибкого курсообразования, для  стимулирования работы реального сектора», – считает он.

Нынешняя политика банков по хранению и преумножению капитала в ГЦБ является зеркальной копией деятельности многих госпредприятий и институтов, которые, получая средства на реализацию тех или иных программ, предпочитают преумножать их на банковских депозитах. И это финансовое «зазеркалье» – не единственная причина, по которой представители ВБ настоятельно рекомендуют государству проследовать с рынка на выход с вещами: государство своим массированным присутствием в казахстанском бизнесе просто деформирует его сущность и не дает ему развиваться естественным путем.

Убийственная защита

По наблюдениям экспертов ВБ доля государства в казахстанской экономике, несмотря на все правительственные спитчи о выходе из нее, неуклонно растет с 2013 года. При этом Ревилла и Браун считают присутствием государства не только прямую долю в том или ином субъекте рынка, но и оказание чрезмерной государственной поддержки, как финансовой, так и немонетарной. Привыкшие жить в коконе государственной опеки частные компании просто не имеют ни опыта, ни стимула для работы в реальных рыночных условиях, что делает их менее конкурентоспособными.

Отсюда и проблемы с диверсификацией экспортных статей: когда компания, вкусившая прелести тепличных условий внутри страны, пытается выйти на чужой рынок, она оказывается не способна играть по его правилам. При этом, по мнению экспертов ВБ, государство умудряется вбухивать свои средства, направленные на поддержку бизнеса, в менее производительные сектора экономики. В результате получается замкнутый круг: средств из госбюджета на поддержку бизнеса требуется все больше, а отдача от него в виде налогов с полученной прибыли становится все меньше.

«В этом контексте стратегическое привлечение основанных на знаниях экспортно ориентированных прямых иностранных инвестиций имеет решающее значение для облегчения растущего давления на госфинансы. В связи с этим крайне важна эффективная реализация недавно принятой Национальной инвестиционной стратегии, направленной на повышение инвестпривлекательности Казахстана для несырьевых инвестиций», – говорится в осеннем выпуске доклада ВБ о состоянии экономики Казахстана.

И делать это надо как можно быстрее, поскольку снижение роста ВВП в 2020–21 годах, по мнению Ато Брауна, будет сопровождаться ослаблением внешнего спроса и снижением роста частных инвестиций. Правда, по его же ожиданиям, внутреннее потребление немного увеличится вследствие восстановления реальных доходов и «вялого кредитования». А решение государства о повышении минимальной заработной платы с 2019 года хоть и даст толчок внутреннему потреблению домохозяйств, но создаст трудности малому и среднему бизнесу, который будет вынужден этот рост заложить в себестоимость своих товаров, работ и услуг – и, соответственно, стать менее конкурентоспособным.

Резать придется по живому

Итогом же государственного доминирования в экономике станет постепенное снижение темпов роста ВВП до уровня ниже среднего за последние годы, что обусловлено низким предложением труда и слабым ростом производительности. К тому же государство в Казахстане так и не решилось реализовать пусть и циничный, но основной рыночный принцип: «слабый должен умереть», и это деформировало рынок в гораздо большей степени, чем все остальные просчеты государства.

«Новые и малые предприятия, как доказано мировой практикой, более производительны, чем старые и более крупные фирмы. Сохраняющиеся из-за протекции государства неэффективные крупные компании, как квазисектор, так и частные предприятия, а также сильное присутствие старых компаний на рынке указывают на то, что процесс созидательного разрушения, при котором менее производительные компании выходят из рынка, не действует в полной мере, и многие важные элементы рыночного преобразования Казахстана были реализованы не в полной мере», – резюмировал Браун.

Самое же плохое для страны заключается в том, что «тучное» время высоких цен на нефть, когда подобный подход естественного отбора можно было запустить в стране относительно безболезненно, упущено. Теперь запуск этого естественного рыночного процесса будет восприниматься гораздо болезненнее и встречать больший отпор и инерцию как со стороны самих госорганов, так и со стороны частного сектора, привыкшего к господдержке.

Для того, чтобы избежать совсем уж радикальной шоковой терапии, ВБ рекомендует правительству на первом этапе «более решительно расставлять приоритеты по госрасходам, отводя первостепенную роль мерам, стимулирующим экономический рост». С помощью этой меры, считают эксперты, государство сможет постепенно избавиться от повинности вытаскивать из ямы все компании подряд, заодно увеличив отдачу в виде налоговых поступлений.


1444 просмотра

МНЭ: Цены на газ и электроэнергию в Казахстане снизятся не сегодня-завтра

Также в декабре ожидается снижение тарифов на услуги КСК, автобусные и троллейбусные перевозки в восьми областях Казахстана

Фото: Аскар Ахметуллин

Оптовые тарифы на электрическую энергию и газ снизятся в ближайшие дни, не позднее среды, то есть 12 декабря, сообщил вице-министр национальной экономики Серик Жумангарин.

«Совместно с министерством энергетики проводится работа по снижению оптовых цен на электрическую энергию и газ. Эта работа будет завершена буквально сегодня-завтра и по итогам завершения этой работы, я думаю, не позже среды, мы детально объявим о снижении тарифов по каждому субъекту во всех 17 регионах Казахстана», - сказал он на круглом столе «Прозрачность тарифной политики и принимаемые меры по снижению тарифов» 10 декабря.

В свою очередь, вице-министр энергетики Сунгат Есимханов сообщил, что тарифы на электроэнергию снизятся до 20%.

«В ближайшие день-два мы ее (работу по снижению тарифов на электроэнергию) завершим. Снижение на крупных электростанциях (составит) до 20%. Есть, конечно, станции, которые по себестоимости (более дорогие), мы не можем их обанкротить, в ноль – роста (тарифов) не будет, но в рамках себестоимости они будут работать на прежних тарифах», - сказал он. При этом, сообщил вице-министр, принятый в МЭ приказ по оптовым ценам на газ находится на регистрации в министерстве юстиции. «После этого мы тоже с коллегами из министерства национальной экономики розничные цены утвердим в ближайшие дни – до среды», - сказал Есимханов, отметив, что снижение цен на газ составит до 20%.

Кроме того, в декабре ожидается снижение тарифов на услуги КСК, автобусные и троллейбусные перевозки, услуги вывоза мусора и лифтовые услуги в Жамбылской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Северо-Казахстанской и Туркестанской области.

«Так, согласно информации акимата Жамбылской области, в среднем планируется снижение тарифов на услуги КСК на 20%, на услуги вывоза мусора на 5%, на лифтовые услуги – на 7,1%. Акимат Алматинской области, соответственно, КСК – на 6%, услуги вывоза мусора – на 10%, лифтовые услуги – на 5%. Акимат Западно-Казахстанской области – услуги вывоза мусора на 10%. Акимат Карагандинской области – услуги КСК до 3%, лифтовые услуги – до 5%. Акимат Костанайской области – услуги КСК на 5%, лифтовые услуги на 5%. Аналогично снижение подобных тарифов прогнозируется акиматами Кызылординской, Северо-Казахстанской, Туркестанской и Актюбинской областей», - сказал Жумангарин.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Подходит к концу 2018 год. Какие события, произошедшие в Казахстане, на Ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на текущее состоянии экономики?

Варианты

1012SledProdkursiv.kz.jpg

123.gif

Цифра дня

37 276
Нурсултанов
родились в Казахстане за 27 лет независимости

Цитата дня

Трудность настоящего лидера заключается в том, что ты вперед смотрящий. Ты - ведущий, а не ведомый. Ты ведешь. Так куда ты ведешь, ты должен же это знать? Конечно, есть много советников, есть помощники, которые «подносят снаряды», пишут, анализируют и так далее. Но тебе надо принять решение, они не отвечают за то, что написали. Президенту надо принять решение и отвечать за это решение. В этом есть одиночество президента. Ты один здесь сидишь и работаешь

Нурсултан Назарбаев
президент РК

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank