В Семее запустят современные общедомовые счетчики учета холодной воды и канализации

Опубликовано
Это только первый шаг города к цифровизации всей городской системы ЖКХ

В качестве пилотного проекта в Семее в 13 многоквартирных домах уже в ближайшие дни запустят современные общедомовые счетчики учета холодной воды и канализации. Это только первый шаг города к цифровизации всей городской системы ЖКХ с привязкой к единой базе данных e-shaniraq.kz.

В настоящее время в реализации программы «Цифровой Казахстан» практически во всех городах республики в пилотном режиме начинается процесс установки приборов учета с дистанционной передачей данных. Семей организует работу единого центра диспетчерской службы, который в качестве пилотного проекта будет обслуживать работу 13 многоквартирных домов, где завершается установка приборов учета на холодную воду и канализацию.

Как отметила заместитель руководителя отдела ЖКХ и жилищной инспекции Семея Светлана Заурбекова, приборы учета с дистанционной передачей данных будут приобретаться, в основном, за счет бюджетных или заемных средств коммунальных организаций города.

«Как показала проверка, приборы учета тепловой энергии, которыми более чем на 90% обеспечены многоквартирные дома Семея, нет необходимости заменять на современные аналоги. Достаточно дооснастить их мониторами и модемами, чтобы обеспечить передачу данных счетчика в базу Е-Шанырак в режиме реального времени. Кроме того, необходимо приобрести электронные общедомовые счетчики учета электроэнергии. На эти цели была подана бюджетная заявка в городской бюджет на сумму 10 млн 400 тыс. тенге», — отметила Светлана Заурбекова.

В рамках кредитного соглашения, заключенного между Восточно-Казахстанской областью и Европейским банком реконструкции и развития в 2018 году ГКП «Семей Водоканал» обновил парк спецтехники и закупил современное оборудование для насосных станций. Кроме того, в сумму кредита — свыше 2 млрд 585 млн тенге — вошел пункт о приобретении электронных приборов учета воды и канализации с дистанционной передачей данных, которые коммунальное предприятие планирует установить на все многоквартирные дома в Семее.

«В настоящее время «Семей Водоканал» уже приобрел 600 приборов учета воды. Всего же потребуется более 1400 счетчиков, чтобы охватить все многоквартирные дома в городе. На текущей неделе завершается процесс монтажа приборов учета в первых 13 многоквартирных домах. Они будут работать в пилотном режиме. Ориентируясь на их работу, мы будем выстраивать всю систему единого центра диспетчерской службы, который будет заниматься сбором и обработкой данных приборов учета тепла, холодной воды и электроэнергии в жилых домах семейчан», — сообщил представителям общественности на недавнем совещании заместитель акима Семея Николай Ушаков.

Для эффективной работы Е-Шанырак и оперативного пополнения базы данных системы ЖКХ Казахстана в Семее было организовано обучение специалистов отдела ЖКХ и жилищной инспекции, а также 50 председателей домоуправляющих организаций навыкам работы с электронной базой данных.

«Для того чтобы данные приборов учета многоквартирных домов отразились в базе Е-Шанырак, необходимо в обязательном порядке зарегистрировать каждый дом: его технические характеристики и все правоустанавливающие документы. В настоящее время внесены данные только по первым 13-ти домам. Но уже в ближайшее время в нее будут внесены данные по всему жилищному фонду Семея. Этим будут заниматься не только специалисты отдела ЖКХ и жилищной инспекции, но и председатели КСК», — разъяснил общественности Николай Ушаков.

По его словам, внедрение системы электронного учета данных потребления коммунальных услуг позволит наладить работу жилищного сектора максимально прозрачно и доступно как для потребителей, то есть всех граждан, так и для сотрудников коммунальных предприятий и курирующих отрасль ЖКХ министерств и ведомств.

«Мы увидим все данные потребления коммунальных услуг в режиме реального времени. Более того, мы сможем выявить все потери тепла, как общедомовые, так и поквартирные. В настоящее время все жильцы многоквартирных домов платят за потребленные кубометры горячей воды. Однако есть нарекания к ее качеству. Довольно часто жалуются, что вода недостаточно горячая. И эти жалобы часто справедливы. Так вот все показания подачи и обратки тепла и горячей воды мы сможем наблюдать, не выходя из своего рабочего кабинета или квартиры. Причем в динамике, пользуясь архивными данными прошлых периодов. И тогда уже будет понятно, почему произошли потери тепла, и на каком именно этапе», — говорит курирующих отрасль ЖКХ заместитель акима города.

Кстати, о потерях тепла и горячей воды. Зимой 2017-2018 года в центральной части города несколько крупных многоквартирных домов жаловались на низкую температуру в своих квартирах. При этом дом получал тепловую энергию гораздо выше нормы. Проверка показала, что некоторые жильцы использовали общедомовую систему отопления для собственных дополнительных нужд. Одни прокладывали в своих квартирах систему теплых полов, запитываясь от общедомовой системы отопления.

По словам специалистов, подобные незаконные врезки нарушают гидравлическую систему внутри дома и электронные приборы учета тепловой энергии и горячей воды позволят выявить нарушения в общедомовой системе теплоснабжения. В целом, по оценкам специалистов, процесс цифровизации системы ЖКХ на в Семее займет не менее 2-3 лет.

Читайте также