Сагинтаев поручил Султанову взять цены в Астане на контроль

Акимат Астаны держит на депозите 1,5 млрд тенге для стабфонда

Фото: Аскар АХМЕТУЛЛИН

Правительство Казахстана 6 ноября на своем заседании рассмотрело проект «Дорожной карты» по формированию продовольственного пояса города Астаны на 2018–2021 годы, который предполагает развитие мясных и молочных хозяйств в граничащих со столицей регионах, а также обеспечение производителей необходимой инфраструктурой для сбыта в главном городе страны.

Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев обратил внимание на то, что разработчик документа – министерство сельского хозяйства – умудрился не заложить в него индикаторы, по которым будет оцениваться эффективность реализации программы, а также вернулся к октябрьскому разговору с акимом Астаны Бахытом Султановым о сдерживании роста цен на продовольствие.

«В «Дорожной карте» предусмотрено более 20 мероприятий по обеспечению столицы основными видами продовольственных товаров, но нет индикаторов, по которым мы можем оценивать эффективность ее исполнения. В связи с этим необходимо определить целевые индикаторы и заключить меморандумы персонально с каждым министерством и акиматом», – заявил Сагинтаев, выслушав доклад первого вице-министра сельского хозяйства Армана Евниева.

О меморандумах глава правительства вспомнил в связи с тем, что проект «Дорожной карты» предполагает строительство нескольких крупных ферм, а также объектов инфраструктуры для сбыта продтоваров в Астане. Между те, со строительством таких объектов в регионах любят затягивать, поэтому премьер и потребовал ввести временные и финансовые индикаторы, по которым можно будет судить о том, насколько «вовремя все реализовывается».

Есть еще один индикатор, который в программе никак не пропишешь, но по которому премьер-министр, судя по всему, намерен оценивать эффективность деятельности столичного акимата, – речь идет о контроле за ценами на продовольственном рынке Астаны.

«Помимо физической доступности продовольственных товаров, важно, по какой цене продукты доходят до конечного потребителя. Поручаю министерству национальной экономики совместно с министерством сельского хозяйства и акиматами Акмолинской и Карагандинской областей и столицы держать на особом контроле вопрос цен на продовольственные товары, которые поставляются участниками продовольственного пояса», – сказал Сагинтаев.

Отметим, что премьер-министр не первый раз указывает новому акиму Астаны (Бахыт Султанов вступил в эту должность 11 сентября этого года) на необходимость сдерживания цен на продукты питания: в начале октября, когда новоиспеченный градоначальник на заседании правительства сообщил о том, что сахар и рис в столице подорожали с начала года на 21%, и объяснил это сезонностью, Сагинтаев напомнил ему, что акимат столицы держит на депозите 1,5 млрд тенге, предназначенных для закупа продовольствия в стабфонд.

«Атырауская область сказала: у них на депозите денег нет и цены не растут. Зачем вы держите деньги на счету?» – спросил тогда премьер у Султанова. На нынешнем заседании стороны к разговору о 1,5 млрд тенге не вернулись – ввиду снятия их за это время с депозита и использования по прямому назначению.

Что касается самого проекта «Дорожной карты», который правительство в итоге с ремаркой премьера о необходимости дополнения ее индикаторами утвердило, то ее главной целью является стимулирование дальнейшего развития производства сельскохозяйственной продукции в зоне продовольственного пояса, то есть в Акмолинской и Карагандинской областях. В частности, как сообщил Евниев, уже в этом году планируется начать, а в 2019 году – закончить строительство мясоперерабатывающего комплекса мощностью 5 тыс. тонн в год для производства недостающего объема мясных продуктов в Астане.

Этот комплекс будет дислоцирован в Акмолинской области, помимо этого в 2020–2021 годах планируется строительство 16 молочно-товарных ферм для загрузки молокоперерабатывающих предприятий (пять из них будут находиться в Акмолинской области, еще 11 – в Карагандинской области). Кроме того, «Дорожная карта» предусматривает восстановление орошаемых земель для выращивания недостающих объемов овощей в 2019–20 годах.

Также министерство сельского хозяйства планирует создание условий для обеспечения стабильных поставок продовольственных товаров из других регионов республики. По словам вице-министра сельского хозяйства, для этого будет внедрен механизм присвоения казахстанским производителям статуса участника продовольственного пояса столицы. Данное положение предоставит субъектам агропромышленного комплекса приоритетный выход к рынкам сбыта в городе, включая коммунальные рынки.

«Для развития торгово-логистической инфраструктуры в городе Астане будет создан оптово-распределительный центр. Он предоставит возможность выхода отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям на рынок оптовых покупателей по рыночным справедливым ценам, снижение затрат на хранение продукции, увеличение товарооборота сельхозтоваропроизводителей», – продолжил Евниев.

По его сведениям, в 2018–2019 годах акиматом Астаны планируется выделение земельного участка для строительства этого центра, под который уже определен земельный участок вдоль трассы Караганда – Астана площадью 15,6 га. Предполагается, что этот инфраструктурный объект будет запущен в 2020 году.

Также аграрное ведомство планирует принимать дополнительные меры по защите рынка от несоответствующей продукции за счет усиления взаимодействия государственных органов, увеличения объема проводимых исследований, мониторинга безопасности ввозимой и производимой продукции с обязательным освещением в средствах массовой информации фактов выявления нарушений требований казахстанского законодательства.

Обещание в обязательном порядке придавать такие факты огласке должно было порадовать премьер-министра, поскольку в мае этого года он сам предлагал национальной палате предпринимателей «Атамекен» в качестве наказания вывешивать на входных дверях торговых точек, где были обнаружены некачественные продукты, значок «Не доверяю». Так что минсельхоз премьера услышал и готов реализовать его идею, пусть и не в столь радикальной форме, в какой она предлагалась. Осталось дождаться ответа на вопрос, услышали ли его спич относительно мониторинга цен в акиматах.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Как будет восстанавливаться казахстанская экономика

Опубликован ежеквартальный макроэкономический обзор

Коллаж: Вадим Квятковский

Компания PwC Kazakhstan запустила новый проект – Ежеквартальный макроэкономический обзор. Основа этого исследования – экспертные прогнозы по основным для Казахстана макроэкономическим показателям. По мнению представителей PwC Kazakhstan, результаты опроса могут служить основой для принятия решений в среднесрочной перспективе.

Базовый сценарий восстановления экономики 

83% респондентов предполагают, что восстановление казахстанской экономики будет происходить по U-образной траектории, а процесс выхода из кризиса может принять затяжной характер. Основное обоснование такого прогноза – пандемия и вызванный ею экономический кризис – оказало серьезное влияние на деловую активность, и бизнесу, особенно МСБ, понадобится длительное время для восстановления и адаптации к новым условиям и поиска новых возможностей. Также многие опрошенные эксперты сходятся во мнении, что до момента изобретения вакцины и появления лекарственных средств в мире будет сохраняться тенденция социального дистанцирования и внедрения выборочных карантинных мер. Последние будут регулярно ужесточаться в момент ухудшения ситуации и роста заболеваемости, а это, в свою очередь, будет оказывать воздействие на сроки восстановления экономики.

 

Процент респондентов ожидающих развитие сценария U,V,L,W-1.jpg

Нефть в широком коридоре

Превалирующее большинство респондентов в своих прогнозах продемонстрировали широкие диапазоны между ожидаемыми минимальными и максимальными прогнозными значениями по нефти марки Brent в горизонте одного года (средняя дельта равна $17,9), на три года (средняя дельта равна $17,5) и пять лет (средняя дельта равна $19,4). Комментируя этот тренд, некоторые из опрошенных экспертов ссылались на пандемию COVID-19 как источник высокой неопределенности, особенно в перспективе ближайших двух лет, то есть до предполагаемого создания и выпуска в массы вакцины от вируса. 

Участники опроса отметили влияние пандемии на мировую экономику в виде снижения потреб­ления и спроса на товары, что неминуемо оказывает влияние на нефтяные цены. Кроме того, в прогнозах учитывались и потенциальные последующие волны заражений, которые могут прервать восстановление мировой экономики и, как следствие, восстановление спроса на энергоресурсы. Тема увеличения использования возобновляемых источников энергии также была отмечена как фактор, имеющий потенциал влияния на цены на нефть в среднесрочной перспективе. В долгосрочной перспективе, ожидают участники опроса PwC, цены на нефть будут стремиться к уровню $50–55 за баррель, который устраивает как добывающие, так и потребляющие нефть страны.

 

Прогнозная цена на нефть-1.jpg

Сколько тенге за доллар

Большинство респондентов склоняются к тенденции ослабления тенге по отношению к доллару в анализируемых периодах. Участники опроса выделили несколько основных причин, среди которых сокращение объемов добычи нефти в Казахстане, неопределенность по показателям инфляции и прекращение мер по поддержке национальной валюты со стороны государства. Максимальное ослабление тенге относительно доллара США за пять лет (на конец года) ожидается в районе 29,4%, в то время как минимальное ослабление тенге за аналогичный период прогнозируется в диапазоне 4,4%. Внутренний разброс в максимальных прогнозных значениях составил от 400 до 700 тенге за доллар (станд. отклонение равно 64), что значительно выше внутреннего разброса в максимальных прогнозных значениях, который расположился в рамках от 390 до 410,5 тенге за доллар (станд. отклонение равно 32,8). 

 

Прогнозная курс USD-KZT-1.jpg

Инфляционный процесс

Результаты опроса показали, что в горизонте одного года более 60% респондентов ожидают повышения уровня инфляции. Этот прогноз базируется на воздействии принятых в Казахстане и странах – торговых партнерах карантинных мер, результатом которых стали удорожание импорта и замедление деловой активности компаний, занимающихся поставкой и продажей товаров из стран ближнего и дальнего зарубежья. Вклад в динамику инфляционных процессов продолжает вносить и рост цен на продовольственные товары, которые в мае подорожали на 10,7% в годовом выражении, по данным Национального банка Республики Казахстан (НБРК). В долгосрочных прогнозах экспертов относительно уровня инфляции наблюдается большая степень уверенности в ее снижении. В горизонте трех лет 90% экспертов прогнозируют снижение инфляции в среднем на 1,7%. В горизонте пяти лет более 70% экспертов ожидают продолжения постепенного снижения инфляции. Причины повышения оценок инфляции в горизонте одного года с постепенным снижением в долгосрочной перспективе связаны, во-первых, с текущей денежно-кредитной политикой НБРК. 

Во-вторых, эксперты связывают краткосрочные инфляционные риски с массовыми налоговыми стимулами и накопленной за прошлые периоды скрытой инфляцией, отмечая, что в долгосрочной перспективе эти риски будут менее заметными.

 

Индекс потребительских цен-1.jpg

База для ставки

В марте 2020 года НБРК принял решение о повышении базовой ставки до 12% с целью стабилизации инфляционных ожиданий и ограничения распространения влияния внешнего шока на финансовый рынок. Но уже в апреле НБРК принял внеочередное решение о снижении базовой ставки до уровня 9,5% годовых и расширении процентного коридора до ±2 процентных пункта. Данная мера была направлена на обеспечение финансовой стабильности, ограничение рисков для экономики и ее адаптацию к условиям внешней и внутренней среды, связанным с пандемией COVID-19.

Большинство респондентов – участников опроса PwC – в перспективе одного года прогнозируют снижение ключевой ставки на 0,5 п. п. Данное мнение экспертов относительно минимального изменения базовой ставки может быть обосновано и подкреплено их ожиданиями роста инфляции в краткосрочном периоде при условии поддержания НБРК текущей политики для сдерживания роста инфляционных ожиданий. В горизонте трех лет, с учетом снижения инфляционных ожиданий, эксперты прогнозируют снижение базовой ставки до 8% с процентным коридором ±1 п. п. и сохранение ставки на этом же уровне в периоде до пяти лет.

 

Базовая ставка НБРК-1.jpg

В первом Ежеквартальном макроэкономическом обзоре PwC Kazakhstan приняли участие 23 респондента: ведущие экономисты, брокеры, трейдеры, представители банков развития и коммерческих банков. Опросник для составления обзора был заполнен всеми участниками в конце июня 2020 года. Многие ответы были предоставлены на условиях конфиденциальности.

В ходе анализа ответов респондентов по многим вопросам были выявлены достаточно значительные расхождения во мнениях, что ожидаемо в исследованиях, где эксперты представляют различные сферы (экономисты, трейдеры, ученые, банкиры) и, соответственно, имеют доступ к разным источникам информации. Консолидация мнений, охватывающих большую часть профессиональных участников финансового рынка, а также научных экспертов и ведущих экономистов Казахстана дает возможность спрогнозировать несколько сценариев развития экономики Казахстана. Для этих целей PwC Kazakhstan попросил респондентов дать их мнения в диапазоне минимум и максимум для вопросов, где это было уместно (цены на нефть, курсы валют, инфляция), и использовал несколько подходов к анализу полученных результатов. Помимо стандартного усреднения всех ответов исследователи PwC Kazakhstan также взяли верхние 30% в ответах-максимум и нижние 30% в ответах-минимум, чтобы выявить наиболее оптимистичный и наиболее пессимистичный сценарии развития событий.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg