Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


8399 просмотров

Казахстану прочат крах от «зеленого» транзита

Доклад ЕБРР, посвященный влиянию мирового «зеленого» транзита на казахстанскую экономику, прочит нам неплохой рост именно нефтяных доходов, но проблемы с экологией

Фото: shutterstock.com

В зарубежных СМИ после выхода странового отчета Евразийского банка реконструкции и развития (ЕБРР) прошла череда публикаций о том, что у Казахстана в запасе небольшой срок для перехода к «зеленой» экономике. Однако сам документ как бы содержит намек-вопрос: а оно вам надо?

Доклад ЕБРР, посвященный влиянию мирового «зеленого» транзита на казахстанскую экономику, прочит нам неплохой рост именно нефтяных доходов. А вот экологические перемены могут обернуться проблемами.

Однако не факт, что намек будет понят правильно. Опыт показывает, что Казахстан, сотрудничающий с международными банками развития, часто с энергией, достойной лучшего применения, старается следовать их рекомендациям. Так было и с системой образования, и с большим количеством «вредного наследия» прошлого в экономике страны.

Если же посмотреть на рекомендации и программы поддержки международных финансовых организаций с разных ракурсов, то вопросов становится больше. Так, хорошо ли стране иметь перспективы азиатской Нигерии, то есть внять их намекам? Или есть возможность обратить нефтяные доходы на благо казахстанцев? А может, нам удастся перенять чье-либо экономическое чудо без ущерба для населения страны, благодаря чему спрыгнем и с нефтяной иглы…

Это хорошо, что вы такой зеленый…

Отчет ЕБРР вышел спустя два года после ратификации Казахстаном соглашения по парниковым выбросам и сообщений о том, что Россия не намерена этого делать. Кстати, в 2017 году президент США Дональд Трамп, следуя политике «Америка прежде всего», заявил о том, что его страна отказывается от участия в Парижском соглашении.

В сентябре этого года Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал страновой отчет, где рекомендуется не культивировать у казахстанцев привычку к субсидиям. В частности, среди ключевых рекомендаций МВФ содержатся такие: программы государственной поддержки должны быть постепенно сокращены, чрезвычайную помощь ликвидности следует предоставлять только учреждениям, которые оцениваются как жизнеспособные.

В свою очередь ЕБРР, опираясь на данные МВФ, подготовил свои рекомендации, которые следуют так называемым Целям устойчивого развития ООН и Парижскому соглашению по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 года. Соглашение закрепляет и оформляет поворот к новой, низкоуглеродной модели экономического развития на основе постепенного отказа от традиционных технологий добычи, переработки и использования ископаемых ресурсов (прежде всего углеводородного сырья) в пользу «зеленых» технологий. 

Где нужно ставить запятую?

Отчет ЕБРР, между тем, в самых первых строках нам диктует: оставайтесь ресурсной страной, не надо вам в «зеленую» экономику! Отметим, что доклад этого финансового института готовился для Минфина Казахстана и был профинансирован спецфондом ЕБРР и правительством нашей страны.

В отчете отмечается: при том, что основной источник госдохода Казахстана составляют нефтяные счета, переход к 2040 году в соответствии с ЦУРами и Парижским соглашением к «зеленой» мировой экономике может привести к тотальному снижению доходов государства, нестабильным уровням долга и потенциально – к истощению национальных сбережений страны от нефти в течение следующего десятилетия. Эти проблемы прогнозируются даже «несмотря на быстрое увеличение нефтедобычи через нефтяные месторождения Кашагана и Тенгиза и их относительно низкие крайние затраты на извлечение», пишут аналитики Price Waterhouse Coopers и ЕБРР. Правда, они при этом отмечают, что 2030-е годы – удобный момент для того, чтобы принять меры для устранения проблем.

Кроме того, международные финансисты подслащивают пилюлю, заявляя: «Все больше стран признают, что выгоды в программах по изменению климата перевешивают экономические затраты. Чтобы поддержать эти цели, в 2015 году ЕБРР начал свою программу перехода к экологически ориентированной экономике, которая ориентирована на увеличение «зеленого» финансирования банка приблизительно до 40% его совокупных ежегодных инвестиций в период до 2020 года». СМИ сообщали неоднократно, что для реализации программ сдерживания глобального потепления развивающимся странам будет предоставлена финансовая поддержка. Совокупное государственное и частное финансирование развивающихся стран к 2020 году должно достичь $100 млрд. Разумеется, речь идет о различного рода кредитах – о чем же еще!

В любом случае «зеленый» переход для нас показали с неблагоприятной стороны. А если обойтись без транзита, как нам аккуратно намекают кураторы из международных финансовых институтов?

Царствуй, лежа на боку

Авторы доклада ЕБРР опираются на исследование Международного энергетического агентства (IEA), которое разработало различные сценарии энергетических рынков, и краткосрочные прогнозы от МВФ на 2016–2022 годы.

На основе этой оценки при реализации любого из трех сценариев международный переход на «зеленую» экономику оказал бы существенное влияние на государственные финансы Казахстана, но оно не было бы катастрофическим. Тем более что, как ожидается, нефтедоходы государства вырастут опять-таки при любом сценарии, поскольку производство на Кашагане и Тенгизе увеличилось с приблизительно 500 млн до 700 млн баррелей в год.

Так, первый сценарий имеет в виду традиционное ведение экономики стран мира (BAU, business-as-usualscenario) и предполагает цены на нефть, достигающие $136 за баррель (в ценах 2016 года) к 2040 году. Благодаря этому рост госдоходов от нефтегазовых отраслей предполагается в размере шести процентов до 2040 года. Согласно сценарию BAU, рост дохода позволил бы правительству погасить всю существующую правительственную задолженность и накопить дополнительные активы.

«Зеленый» сценарий, суть которого в том, что страны перейдут к «зеленой» мировой экономике, согласно Парижскому соглашению и ЦУРам ООН, дает прогноз цен на нефть в пределах $65 в 2040 году. В этом сценарии уровень валового долга Казахстана, как ожидают эксперты, достигнет нестабильных уровней, повысившись почти до 150% ВВП к 2040 году, с вероятным истощением существующих активов в Нацфонде, которые не являются достаточно большими, чтобы возместить отрицательное финансовое влияние «зеленого» перехода. При этом аналитики утешают, что, согласно этому сценарию, валовый долг не вырастет выше 30% ВВП до начала 2030-х. Следовательно, у Казахстана есть некоторый люфт в размере десяти лет, в которые можно было бы принять меры для обеспечения «финансовой упругости».

Есть еще и промежуточный вариант частичного перехода стран мира к «зеленой» экономике, при котором цены на нефть достигнут приблизительно $110 в 2040 году. Согласно этому сценарию, уровень задолженности оставался бы постоянным в течение следующих двух десятилетий. При этом расходы государства вырастут приблизительно на 5% в год с 2022 года, а любые дефициты будут финансироваться, поднимая дополнительный долг.

Что характерно, аналитики, готовившие доклад, прогнозируют, что поступления по соглашениям о разделе продукции (СРП), о которых много спорят по сей день, станут такими же важными статьями дохода страны, как роялти и налоги. Несмотря на задержку у таких проектов, как Кашаган, по возврату затрат на капитальные расходы, остаточная распределяемая прибыль может подоспеть к прогнозному периоду, то есть к 2040 году. Таким образом, вклад в госдоходы от СРП может составлять до 70% поступлений от сектора при любом из трех сценариев.

Ложка дегтя

В докладе, однако, нам рекомендуют не радоваться прогнозу цен на нефть: «Недавнее исследование Стэнфордского университета предсказывает, что цены на нефть могут оказаться на уровне всего $25 за баррель в 2030 году, из-за повсеместного распространения таких «подрывных технологий», как электромобили».

Соответственно, снижение мировых цен на нефть и газ может снизить стоимость продукции нефтегазового сектора. Без реакции производства (то есть производства большего количества нефти и газа) или реакции фискальной политики (увеличения налоговой ставки) государственные доходы будут снижаться. Более того, на определенном уровне добыча может перестать быть коммерчески приемлемой. В более долгосрочной перспективе падающие доходы создают давление для поиска альтернативных источников финансирования и содействия структурным преобразованиям. Значительное сокращение поступлений от нефти и газа может поэтому привести к увеличению стоимости заимствований и ограничивает способность правительства реагировать на дальнейшие потрясения посредством заимствований.
 


417 просмотров

Объемы выданных ипотечных займов в западном регионе выросли более чем два раза

Больше всего должников банков в Актюбинской области

Фото: Shutterstock

Как меняется ситуация на ипотечном рынке западных областей Казахстана, насколько актуальна для региона проблема просроченных займов и как народ принял новую госпрограмму ипотечного кредитования «7-20-25», выяснил «Курсив».

Ипотека идет в рост

Областные филиалы Национального банка РК предоставили «Курсиву» статданные по ипотечным займам в разрезе трех последних лет.

Так, по итогам 2016 года в лидерах по объемам выданных на покупку жилья кредитов были две области – Мангистауская и Актюбинская. Жители этих областей оформили за год в банках займы на приобретение квартир в суммах 11,9 млрд и 11,3 млрд тенге соответственно. В ЗКО ипотечные кредиты в 2016 год составили 7,8 млрд тенге, в Атырауской области – 6,8 млрд тенге. 

Интерес населения к ипотечным кредитам продолжил расти и в 2017 году. На конец 2017 года Актюбинская область продолжила удерживать пальму первенства по объемам выданных ипотек – на покупку жилья актюбинцы за год оформили в банках кредитов на сумму 20,7 млрд тенге (рост по сравнению с 2016 годом – 95%). Активнее стали и жители ЗКО – их жилищные займы составили 17,6 млрд тенге (рост за 2017 год – 124%). На 83% больше, чем годом ранее, оформили ипотечных кредитов жители Атырауской области – 13,3 млрд тенге. В Мангистауской же области объемы ипотек выросли лишь на 30% и составили 15 млрд тенге.

По итогам прошедшего 2018 года года Актюбинская область также оказалась самой активной в плане оформления жилья в кредит – здесь рост ипотеки за год составил 61% (в сумме это 33,3 млрд тенге). Мангистауская область за ушедший год вновь вернулась на лидирующие позиции – в сумме ипотечные кредиты здесь выросли по сравнению с 2017 годом на 49% (23 млрд тенге). При этом Атырауская область и ЗКО показали снижение интереса населения к кредитам – за год жители оформили ипотечные займы лишь на 20% и 15% больше, чем в 2017 году (15,9 млрд и 20 млрд соответственно).

Специалисты филиалов Нацбанка РК с начала 2019 года отмечают рост активности населения в оформлении ипотечных займов в трех из вышеуказанных областей. И лишь Мангистауская область демонстрирует снижение спроса к ипотечным продуктам. Так, самыми деятельными покупателями жилья в кредит продолжают оставаться жители Актюбинской области: за январь 2019 года они оформили ипотечных займов на сумму 2,7 млрд тенге (в противовес 1,5 млрд тенге в январе 2018 года), в апреле кредиты на жилье здесь были выданы на сумму 3,8 млрд тенге (в апреле прошлого года – 3,3 млрд тенге).

Всплеск интереса к ипотечным продуктам уловили в филиале Нацбанка РК Атырауской области: в январе этого года атыраусцы получили в банках кредитов на покупку жилья на сумму 1,7 млрд тенге, более чем вдвое больше прошлогоднего (за тот же период 2018 года эта сумма равнялась 803,6 млн тенге). В апреле 2019 года жители Атырауской области также не снизили планку – на ипотеку они взяли 1,7 млрд тенге (в противовес 928,9 млн тенге в апреле 2018 года).

В филиале Нацбанка РК по ЗКО отмечают стабильный, без резких колебаний интерес населения к ипотеке: за январь 2019 года западноказахстанцы взяли кредитов на приобретение жилья на сумму 1,7 млрд тенге (за аналогичный период прошлого года – 1,3 млрд тенге); в апреле сумма ипотечных займов здесь составила 1,5 млрд тенге, равно как и в апреле 2018 года.
Мангистауский филиал Нацбанка зафиксировал с начала года падение интереса населения к кредитному жилью: так, в январе 2019 года мангистаусцы оформили займов на ипотеку на сумму 1,5 млрд тенге (за январь 2018 года эта сумма равнялась 2,5 млрд тенге); в апреле этого года – на сумму 2,4 млрд тенге (за аналогичный период прошлого года – 3,2 млрд тенге).

Лидеры по ипотеке – в лидерах по просрочке

Вместе с тем на начало мая 2019 года самая большая просроченная задолженность по кредитам на строительство и приобретение жилья гражданами зафиксирована в Актюбинской области – 953,9 млн тенге, чуть меньше проблемный долг по ипотеке у жителей Мангистауской области – 936 млн тенге. В ЗКО – 272,7 млн тенге, по Атырауской области филиал данными не располагает.

В то же время специалисты финрегулятора отмечают: просрочка по ипотечным займам населения не достигла критичных размеров, более того, она медленно, но верно снижается. Так, всего за год западноказахстанцы сумели уменьшить свой проблемный долг по ипотеке в 1,5 раза – на 1 мая 2018 года он был равен 466,5 млн тенге. Актюбинцы сократили сумму просрочки по жилищным кредитам на 28% по сравнению с январем 2018 года (на начало прошлого года она равнялась 1,3 млрд тенге). В Мангистауской же области, как свидетельствует статистика, по сравнению с декабрем 2018 года вновь наметился рост просроченной задолженности населения по ипотеке – на 5% (на конец 2018 года просрочка по кредитам на покупку жилья у мангистаусцев составляла 888,7 млн тенге).

«7-20-25»: темпы нарастают?

Относительно самой новой государственной программы «7-20-25», призванной обеспечить жильем все нуждающиеся слои населения, в Актюбинском филиале Нацбанка РК «Курсиву» пояснили, что этот филиал по количеству принятых заявок и одобренных займов занимает третье место в стране после Нур-Султана и Алматы. Так, на конец 2018 года, по данным АО «Ипотечная организация «Баспана», по Актюбинской области было одобрено 183 заявки на выдачу кредита по программе «7-20-25» на сумму 1,6 млрд тенге. Уже за январь-апрель 2019 года здесь же было одобрено 1136 заявок на сумму 9,9 млрд тенге. В Атырауской области по той же программе в 2018 году была одобрена 121 заявка на сумму 1,5 млрд тенге. По состоянию на 16 мая прошли одобрение еще 224 заявки на сумму 2,9 млрд тенге.

В ЗКО, согласно информации ИО «Баспана», за 2018 год было одобрено 132 заявки на ипотеку по программе «7-20-25», за четыре месяца этого года – еще 749. Суммы, одобренные к выдаче, в филиале Нацбанка по ЗКО не озвучили.

По Мангистауской области по программе «7-20-25» в 2018 году банкиры одобрили к выдаче займы по 265 заявкам на сумму 2,2 млрд тенге, за январь-апрель 2019 года наметилось снижение интереса населения к программе: были одобрены 103 заявки на 1 млрд тенге.

Отметим, что средняя стоимость квартиры, согласно всем поданным заявкам и выделенным суммам, по программе «7-20-25» в двух областях – Актюбинской и Мангистауской – равна 8,7 млн тенге. В Атырауской области средняя цена квартиры, приобретаемой жителями по той же программе, составляет 12,7 млн тенге.

Точка зрения:

Ергазы Мусатаев, аналитик рынка недвижимости:

«Почему ипотека начала становиться популярнее? Не будем в этом плане забывать о девальвации тенге в августе 2015 года, когда доллар за сутки вырос в цене на 60 позиций. Тогда на рынке недвижимости был хаос: продавцы не знали, какую цену выставлять за свои квартиры, постоянно ее повышали, и в результате наметился спад продаж. В стабилизации цен на жилье помог Закон «О дедолларизации», принятый в феврале 2016 года, когда вся недвижимость в стране стала продаваться за тенге, и рынок опять оживился.
 
Еще один момент, способствующий популяризации ипотеки, – это всевозможные госпрограммы, которые правительство запускает, чтобы обеспечить население со средним достатком доступным жильем. При этом «7-20-25» и «Баспана хит» более популярны у населения, чем «Нурлы жер». Почему? Потому что по этим программам срок кредитования растянут до 25 лет, соответственно, снижен и ежемесячный платеж. Кроме того, на тот же срок по программе «Баспана хит» можно приобрести не только новое, но и вторичное жилье. 

Хорошие условия по ипотеке у Жилстройсбербанка, другое дело, что покупателю нужно три года копить и ждать, чтобы получить кредит на покупку жилья под 5%. Но при том, что во многих БВУ кредиты выдаются в среднем под 15–17%, займы в этом банке очень популярны у населения. 

Сейчас в Казахстане идет усиленное жилищное строительство, новые микрорайоны появляются буквально за 3–5 лет. И если в 2014–2016 году у людей было недоверие к небольшим строительным компаниям, которые привлекали их к строительству в качестве дольщиков и потом просто переставали строить дома, то теперь можно сказать, что появились небольшие строительные компании, которые себя зарекомендовали, им доверяют – они строят качественное жилье, и люди его приобретают. Я считаю, что, если ситуация не поменяется и госпрограммы по льготному кредитованию жилищного рынка будут продолжать действовать, выдача ипотечных займов будет расти и расти».

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций