Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


8505 просмотров

Казахстану прочат крах от «зеленого» транзита

Доклад ЕБРР, посвященный влиянию мирового «зеленого» транзита на казахстанскую экономику, прочит нам неплохой рост именно нефтяных доходов, но проблемы с экологией

Фото: shutterstock.com

В зарубежных СМИ после выхода странового отчета Евразийского банка реконструкции и развития (ЕБРР) прошла череда публикаций о том, что у Казахстана в запасе небольшой срок для перехода к «зеленой» экономике. Однако сам документ как бы содержит намек-вопрос: а оно вам надо?

Доклад ЕБРР, посвященный влиянию мирового «зеленого» транзита на казахстанскую экономику, прочит нам неплохой рост именно нефтяных доходов. А вот экологические перемены могут обернуться проблемами.

Однако не факт, что намек будет понят правильно. Опыт показывает, что Казахстан, сотрудничающий с международными банками развития, часто с энергией, достойной лучшего применения, старается следовать их рекомендациям. Так было и с системой образования, и с большим количеством «вредного наследия» прошлого в экономике страны.

Если же посмотреть на рекомендации и программы поддержки международных финансовых организаций с разных ракурсов, то вопросов становится больше. Так, хорошо ли стране иметь перспективы азиатской Нигерии, то есть внять их намекам? Или есть возможность обратить нефтяные доходы на благо казахстанцев? А может, нам удастся перенять чье-либо экономическое чудо без ущерба для населения страны, благодаря чему спрыгнем и с нефтяной иглы…

Это хорошо, что вы такой зеленый…

Отчет ЕБРР вышел спустя два года после ратификации Казахстаном соглашения по парниковым выбросам и сообщений о том, что Россия не намерена этого делать. Кстати, в 2017 году президент США Дональд Трамп, следуя политике «Америка прежде всего», заявил о том, что его страна отказывается от участия в Парижском соглашении.

В сентябре этого года Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал страновой отчет, где рекомендуется не культивировать у казахстанцев привычку к субсидиям. В частности, среди ключевых рекомендаций МВФ содержатся такие: программы государственной поддержки должны быть постепенно сокращены, чрезвычайную помощь ликвидности следует предоставлять только учреждениям, которые оцениваются как жизнеспособные.

В свою очередь ЕБРР, опираясь на данные МВФ, подготовил свои рекомендации, которые следуют так называемым Целям устойчивого развития ООН и Парижскому соглашению по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 года. Соглашение закрепляет и оформляет поворот к новой, низкоуглеродной модели экономического развития на основе постепенного отказа от традиционных технологий добычи, переработки и использования ископаемых ресурсов (прежде всего углеводородного сырья) в пользу «зеленых» технологий. 

Где нужно ставить запятую?

Отчет ЕБРР, между тем, в самых первых строках нам диктует: оставайтесь ресурсной страной, не надо вам в «зеленую» экономику! Отметим, что доклад этого финансового института готовился для Минфина Казахстана и был профинансирован спецфондом ЕБРР и правительством нашей страны.

В отчете отмечается: при том, что основной источник госдохода Казахстана составляют нефтяные счета, переход к 2040 году в соответствии с ЦУРами и Парижским соглашением к «зеленой» мировой экономике может привести к тотальному снижению доходов государства, нестабильным уровням долга и потенциально – к истощению национальных сбережений страны от нефти в течение следующего десятилетия. Эти проблемы прогнозируются даже «несмотря на быстрое увеличение нефтедобычи через нефтяные месторождения Кашагана и Тенгиза и их относительно низкие крайние затраты на извлечение», пишут аналитики Price Waterhouse Coopers и ЕБРР. Правда, они при этом отмечают, что 2030-е годы – удобный момент для того, чтобы принять меры для устранения проблем.

Кроме того, международные финансисты подслащивают пилюлю, заявляя: «Все больше стран признают, что выгоды в программах по изменению климата перевешивают экономические затраты. Чтобы поддержать эти цели, в 2015 году ЕБРР начал свою программу перехода к экологически ориентированной экономике, которая ориентирована на увеличение «зеленого» финансирования банка приблизительно до 40% его совокупных ежегодных инвестиций в период до 2020 года». СМИ сообщали неоднократно, что для реализации программ сдерживания глобального потепления развивающимся странам будет предоставлена финансовая поддержка. Совокупное государственное и частное финансирование развивающихся стран к 2020 году должно достичь $100 млрд. Разумеется, речь идет о различного рода кредитах – о чем же еще!

В любом случае «зеленый» переход для нас показали с неблагоприятной стороны. А если обойтись без транзита, как нам аккуратно намекают кураторы из международных финансовых институтов?

Царствуй, лежа на боку

Авторы доклада ЕБРР опираются на исследование Международного энергетического агентства (IEA), которое разработало различные сценарии энергетических рынков, и краткосрочные прогнозы от МВФ на 2016–2022 годы.

На основе этой оценки при реализации любого из трех сценариев международный переход на «зеленую» экономику оказал бы существенное влияние на государственные финансы Казахстана, но оно не было бы катастрофическим. Тем более что, как ожидается, нефтедоходы государства вырастут опять-таки при любом сценарии, поскольку производство на Кашагане и Тенгизе увеличилось с приблизительно 500 млн до 700 млн баррелей в год.

Так, первый сценарий имеет в виду традиционное ведение экономики стран мира (BAU, business-as-usualscenario) и предполагает цены на нефть, достигающие $136 за баррель (в ценах 2016 года) к 2040 году. Благодаря этому рост госдоходов от нефтегазовых отраслей предполагается в размере шести процентов до 2040 года. Согласно сценарию BAU, рост дохода позволил бы правительству погасить всю существующую правительственную задолженность и накопить дополнительные активы.

«Зеленый» сценарий, суть которого в том, что страны перейдут к «зеленой» мировой экономике, согласно Парижскому соглашению и ЦУРам ООН, дает прогноз цен на нефть в пределах $65 в 2040 году. В этом сценарии уровень валового долга Казахстана, как ожидают эксперты, достигнет нестабильных уровней, повысившись почти до 150% ВВП к 2040 году, с вероятным истощением существующих активов в Нацфонде, которые не являются достаточно большими, чтобы возместить отрицательное финансовое влияние «зеленого» перехода. При этом аналитики утешают, что, согласно этому сценарию, валовый долг не вырастет выше 30% ВВП до начала 2030-х. Следовательно, у Казахстана есть некоторый люфт в размере десяти лет, в которые можно было бы принять меры для обеспечения «финансовой упругости».

Есть еще и промежуточный вариант частичного перехода стран мира к «зеленой» экономике, при котором цены на нефть достигнут приблизительно $110 в 2040 году. Согласно этому сценарию, уровень задолженности оставался бы постоянным в течение следующих двух десятилетий. При этом расходы государства вырастут приблизительно на 5% в год с 2022 года, а любые дефициты будут финансироваться, поднимая дополнительный долг.

Что характерно, аналитики, готовившие доклад, прогнозируют, что поступления по соглашениям о разделе продукции (СРП), о которых много спорят по сей день, станут такими же важными статьями дохода страны, как роялти и налоги. Несмотря на задержку у таких проектов, как Кашаган, по возврату затрат на капитальные расходы, остаточная распределяемая прибыль может подоспеть к прогнозному периоду, то есть к 2040 году. Таким образом, вклад в госдоходы от СРП может составлять до 70% поступлений от сектора при любом из трех сценариев.

Ложка дегтя

В докладе, однако, нам рекомендуют не радоваться прогнозу цен на нефть: «Недавнее исследование Стэнфордского университета предсказывает, что цены на нефть могут оказаться на уровне всего $25 за баррель в 2030 году, из-за повсеместного распространения таких «подрывных технологий», как электромобили».

Соответственно, снижение мировых цен на нефть и газ может снизить стоимость продукции нефтегазового сектора. Без реакции производства (то есть производства большего количества нефти и газа) или реакции фискальной политики (увеличения налоговой ставки) государственные доходы будут снижаться. Более того, на определенном уровне добыча может перестать быть коммерчески приемлемой. В более долгосрочной перспективе падающие доходы создают давление для поиска альтернативных источников финансирования и содействия структурным преобразованиям. Значительное сокращение поступлений от нефти и газа может поэтому привести к увеличению стоимости заимствований и ограничивает способность правительства реагировать на дальнейшие потрясения посредством заимствований.
 


1148 просмотров

Пожилые работники разгоняют мировую экономику

В развитых странах все больше людей пенсионного возраста продолжают работать

Японские работники-пенсионеры. Фото: Toru Yamanaka / Agence France-Presse / Getty Images

Медленно растущая мировая экономика получила импульс оттуда, откуда никто не ожидал. По мере того, как все больше людей в развитых странах по возрасту приближаются к 60-летнему рубежу или уже преодолели его, растет доля тех, кто предпочитает продолжать работать, а не выходить на пенсию.

Доля экономически активного населения в возрасте от 55 до 64 лет в странах с развитой экономикой начала расти на рубеже веков, хотя в течение десятилетий до этого наоборот снижалась. Приблизительно в 2010 году начала расти и доля работающих в возрасте 65 лет и старше, достигнув в прошлом году 15,3%, что больше полувека назад в развитых странах было максимальным значением.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), начиная с 2001 года рост доли работающих в возрасте старше 55 лет в Италии, Японии, США, Великобритании, Германии и Франции обеспечил приток в экономику 18,8 млн работников, или 5,5%-ный прирост экономически активного населения в целом.

Увеличение доли «седовласых» работников вызвано пенсионными изменениями, улучшением здоровья людей и повышением уровня образования, что имеет свои положительные последствия. Во-первых, большее число работников на рынке может способствовать расширению бизнеса компаний, поскольку сейчас безработица находится на минимальном уровне. Во-вторых, это сглаживает тенденцию старения населения и понижает финансовое давление на государство.

«Нужно больше людей, необходимо, чтобы трудовые ресурсы пополнила значительная доля населения страны для сохранения объемов текущего производства. В первую очередь это актуально для большинства развитых стран, где, согласно прогнозам, численность населения в следующем десятилетии сократится», – говорит Петя Топалова, экономист Международного валютного фонда.

Доля работающих пожилых людей начала снижаться примерно в 1970-х годах. Во многом причиной этому послужила политика государств, поощрявшая ранний выход на пенсию и предусматривающая такие меры, как более низкий пенсионный возраст и щедрые пособия по безработице.

Позже, в 1990-х годах, ряд стран этот курс пересмотрели. В Италии были приняты законы, предусматривающие постепенное повышение пенсионного возраста с 52 лет в 1996 году до 61 года к 2011 году. В итоге это помогло повысить долю работающих мужчин в возрасте от 55 до 59 лет. Она неуклонно росла и в 2014 году достигла 78%. Для сравнения: в 2001 году этот показатель составлял 54%, согласно исследованию профессора экономики Wellesley College Кортни Койл и ее соавторов.

В 1998 году Германия начала сокращать пенсионные пособия для выходящих на пенсию досрочно. К началу 2000-х годов в стране также был сокращен максимальный срок, в течение которого выплачивались пособия по безработице для пожилых работников. В результате доля работающих в возрасте от 55 до 64 лет с 43,1% в 2003 году возросла до 73,6% в 2018 году.

Свою роль в этом процессе сыграло и увеличение продолжительности жизни людей. Некоторые пожилые, возможно, решили продолжать работать по причине недостаточных пенсионных сбережений, что особенно проявилось после финансового кризиса, который обесценил акции и жилую недвижимость.

Хотя старение населения способствует замедлению экономического роста во всем мире, без роста доли работающих этот процесс будет только усугубляться. По данным Марка Киза, экономиста по вопросам занятости при ОЭСР, если бы в 2018 году доля работающих немцев в возрасте от 55 до 79 лет соответствовала аналогичной доле 1991 года, общая численность трудоспособного населения Германии за этот период сократилась бы на 2,4%, или почти на 1 млн человек. В реальности же доля работающих возросла на 9,6%, или на 3,8 млн человек. Без роста доли работающих пожилых людей трудовые ресурсы Италии также были бы значительно меньше.

Этот тренд оказывает влияние и на государственные финансы. Поскольку все больше людей из числа тех, кто достиг пенсионного возраста, продолжают работать, они также продолжают платить налоги. Кроме того, многие из них не получают пособий, что снижает финансовое давление на государственную пенсионную систему. В частности, резерв государственной пенсионной системы Германии, то есть количество средств, предназначенных для выплаты пенсий, с примерно 2 млрд евро в 2005 году вырос до почти 38 млрд евро в 2018 году ($43 млрд).

Однако в перспективе на ближайшие десятилетия роста доли работающего населения будет недостаточно для того, чтобы компенсировать старение населения, особенно в таких странах, как Япония и Германия, где этот процесс протекает быстрее всего.

Более того, по словам Акселя Берш-Зупана, экономиста Мюнхенского центра экономики старения, европейские популистские движения намерены помешать реализации политики, направленной на то, чтобы стимулировать пожилых людей продолжать работать. «В ряде европейских стран можно увидеть то, что я называю пенсионным откатом», сказал он. К примеру, на выборах прошлым летом в Италии победила коалиция оппозиционных партий, в том числе пообещав повысить пенсионные выплаты. В Дании на выборах 5 июня победили социал-демократы, выступившие, среди прочего, с обещанием обеспечить возможность досрочного выхода на пенсию и отменить некоторые недавние изменения в пенсионном законодательстве.

В качестве противоположного примера Киз указывает на Японию, которая продолжает игнорировать экономические трудности, несмотря на быстрое старение населения. В 2018 году 77% японцев в возрасте от 55 до 64 лет по-прежнему работали. Для сравнения: в 2011 году таких было только 68,2%.

«Если другие страны пойдут по пути Японии, то в этом случае все еще есть возможности для значительного повышения уровня занятости даже по сравнению с ее текущим высоким значением», – отмечает он.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций