Перейти к основному содержанию

354 просмотра

В СКО ждут возвращения уехавших на Юг выпускников программы «Серпін»

Сейчас в области по государственной социальной программе «Серпін» обучаются 1270 студентов из южных регионов Казахстана

Фото: shutterstock.com

Сейчас в Северо-Казахстанской области по государственной социальной программе «Серпін» обучаются 1270 студентов из южных регионов Казахстана. Абсолютное большинство (1097 человек) – в единственном вузе СКО – СКГУ им. М. Козыбаева, остальные 173 сосредоточены по колледжам. В этом году из стен учебных заведений самого северного региона страны выпустились 318 человек. По данным, предоставленным Ириной Тухватулиной, руководителем областного управления по вопросам молодежной политики, из общего числа выпускников не трудоустроились только 15%. Почти все они вернулись обратно на Юг, однако в скором времени многие вновь могут решить приехать в СКО, поделилась мнением с «Къ» руководитель молодежного ведомства.

Студенты программы «Серпін» в СКО обеспечены всеми необходимыми условиями для учебы и жизни. Им предоставлены места в студенческих общежитиях, стипендия. В колледжах студенты получают 16 тыс. 759 тенге в месяц, отличникам государство выплачивает больше – 19 тыс. 273 тенге. Кроме того, учащиеся колледжей получают проездные в размере 4 МРП и даже 35 месячных расчетных показателей в первый год обучения на обмундирование. В Северо-Казахстанском государственном университете студентам выплачивают стипендию в размере порядка 21 тыс. тенге, отличникам чуть больше – 24 тыс. тенге.

Программа «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!» – «Серпін» в Северо-Казахстанской области и других регионах страны действует с 2014 года. Первые выпускные балы прошли еще летом 2017-го. Тогда учебные заведения с заветными дипломами покинули выпускники Ленинградского сельскохозяйственного колледжа Акжарского района и Петропавловского колледжа железнодорожного транспорта. Впрочем, несмотря на то, что ребята привыкли к Северу, нашли здесь множество новых друзей, а некоторые даже обзавелись семьями, а также на оказанное им государством внимание и поддержку, немногие изъявили желание остаться здесь. Причины тому – низкие заработные платы и отсутствие работы, в особенности в селах. Например, из 22 выпускников «Серпін», окончивших Ленинградский сельхозколледж в 2017 году, в СКО не остался никто.

Тогда ситуацию под личный контроль взял аким Северо-Казахстанской области Кумар Аксакалов. Глава региона поставил руководителям крестьянских хозяйств задачу – поднять размер зарплат своим работникам в селах. Примеры товариществ, обеспечивающих сельчан работой с достойной оплатой и вливающих значительные средства в развитие инфраструктуры деревень, в регионе имеются. Если такая работа будет продолжена, то и уроженцы области, и участники программы «Серпін» будут с большим удовольствием ехать в сельскую местность и строить свою жизнь там.

Также тем, чтобы выпускники госпрограммы оставались на местах, должны обеспокоиться и районные акимы, говорил Кумар Аксакалов.

«Останутся ли – зависит от ваших профессиональных качеств. Мы несем затраты, детей обучаем, а они уехали. Это неправильно. Я буду требовать динамики, движения вперед. Страна развивается, должны развиваться все отрасли, а отрасль образования является базовой для того, чтобы двигать экономику», – подчеркивал на расширенном заседании коллегии управления образования в феврале этого года глава Северо-Казахстанской области.

Вероятно, эти меры все-таки возымели эффект. Так, по данным управления образования СКО, в текущем году наблюдается рост количества оставшихся в регионе выпускников – 34 человека, тогда как в 2017 году таковых было всего девять. Из числа выпускников колледжей 20 в текущем году продолжили обучение в вузах республики, причем четверо поступили в Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева.

«В 2018 году из пяти колледжей по девяти специальностям по программе «Серпін» завершили обучение 191 человек. 87 студентов из общего числа выпускников трудоустроены на рабочих местах, в том числе на предприятиях нашей области – 34 человека. Призваны в вооруженные силы 17 выпускников, в декретном отпуске находятся семь человек, не определились с трудоустройством – 60 человек», – ответили на официальный запрос «Къ» в управлении образования Северо-Казахстанской области.

Возможно, к концу года к 34 оставшимся в регионе присоединятся и те, кто пока не трудоустроен, считает руководитель областного управления по вопросам молодежных инициатив Ирина Тухватулина.

«Процент трудоустройства выпускников достаточно высокий. Мы понимаем, что прошло не так много времени, поэтому данные у нас практически каждодневно обновляются. К концу года картина может значительно измениться, именно по числу тех, кто трудоустроится только в Северном Казахстане. Все проблемные моменты по жилью и работе решает программа добровольного переселения. Она предусматривает субсидии на переезд в размере 35 МРП, а также возмещение средств на аренду жилья. Для городских жителей сумма составляет 20 МРП, для сельских – 15 МРП», – говорит г-жа Тухватулина.

К слову, специальности, по которым обучается основная часть студентов «Серпін», на рынке труда востребованы. Преимущественно это такие направления, как дошкольное воспитание и обучение, начальное образование, социальная работа, ветеринария, технология и организация производства продукции предприятий питания.

Кроме того, чтобы закрепить выпускников из южных регионов на местных предприятиях, акиматом СКО заключены 127 договоров с социальными партнерами на предоставление мест для прохождения производственной практики и дальнейшего трудоустройства студентов.

1389 просмотров

Хорошие дороги для Казахстана: реальность или утопия?

Через пять лет 95% дорог республики должны стать идеальными

Фото: Shutterstock

Амбициозные планы Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК подкреплены миллиардными проектами, реализуемыми как за счет республиканского бюджета, так и благодаря иностранным инвестициям. Ужесточаются требования к строителям дорог, эксплуатирующим компаниям. Чтобы определить самые сложные участки, все дорожные объекты уже в следующем году оцифруют, будет составлен рейтинг качества автомобильных путей.

Такие разные регионы

По информации специалистов Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в этом году в стране поставлен своеобразный рекорд – отремонтировано и построено 4,4 тыс. км дорог. На эти цели потрачено более 500 млрд тенге. Если каждый год финансирование на эту отрасль будет увеличиваться на 50 млрд тенге, то к 2025 году показатель хорошего качества дорог, по прогнозам, должен увеличиться до 95%.

Самыми хорошими дорогами в стране, судя по данным МИИР, могут похвастаться Мангистауская, Павлодарская, Алматинская области. Восточный Казахстан в этом рейтинге расположился на четвертом месте. Самый высокий процент трасс в неудовлетворительном состоянии приходится на ЗКО, Атырау­скую и Северо-Казахстанскую области. 

Однако если принять во внимание протяженность дорожной сети в разных регионах, можно увидеть колоссальную разницу в нагрузке на бюджет в части ремонта и реконструкции дорог. Например, лидер рейтинга Мангистауская область с показателем дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии в 92% имеет протяженность автомобильных артерий всего 2,8 тыс. км. В 2019 году в этой части страны было отремонтировано лишь 218 км. Общая стоимость всех дорожных проектов – более 27 млрд тенге.

Восточный Казахстан хоть и стоит на четвертом месте (81% дорог в удовлетворительном состоянии), но имеет самую большую протяженность в стране – около 12 тыс. км. Из них только 29% относятся к трассам республиканского значения, а 71% – местная сеть, которая финансируется в большинстве своем из областной казны. Так, по данным акима ВКО Даниала Ахметова, на все виды работ по магистралям республиканского и местного значения ВКО в этом году выделено 76,4 млрд тенге (включая дорогостоящий проект по строительству трассы в обход Осиновского перевала). Из них доля областного бюджета – 22,2 млрд тенге. Общая протяженность отремонтированных дорог составила 455 км.

Безымянный_111.png

Всех проверим

В мае этого года все областные дорожные лаборатории были объединены в единую структуру – РГП «Национальный центр качества дорожных активов». Началась масштабная работа по проверке качества строящихся и ремонтируемых дорог с использованием обновленного потенциала региональных представительств.

Согласно данным генерального директора экспертной организации Замира Сагинова, за прошедшие полгода специалистами центра при проверках на дорогах страны взято более 11,5 тыс. образцов асфальта (кернов). Из них каждый третий (4,5 тыс.) не соответствует стандартам.
Наибольший объем работы Наццентра по качеству дорожных активов приходится именно на регионы, где реализуется больше всего проектов. Восточный Казахстан входит в число таких областей, ведь здесь идет строительство таких объектов, как горная дорога в объезд Осиновского перевала, реконструкция трасс республиканского и международного значения Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Омск – Майкапшагай.

«С момента создания РГП наш областной филиал совершил 437 выездов на объекты республиканского значения, на них выявлено 564 нарушения. Около 10 тыс. квадратных метров асфальта и асфальтобетона было забраковано, подрядчикам пришлось их заменить», – рассказывает директор филиала центра по ВКО Ержан Аязбаев.

Что касается местной сети дорог, то из 187 взятых проб 56 кернов не соответствовали госстандартам. Заказчикам направлено 55 предписаний. Работа с региональным управлением автомобильных дорог и пассажирского транспорта только начала налаживаться, в следующем году объем проверок будет увеличен. По мнению специалистов центра, сотрудничество акиматов с экспертами дорожных лабораторий выгодно для них не только с экономической точки зрения. Заключение экспертов позволяет заказчикам не осуществлять выплаты до устранения замечаний. А чем лучше будут работать дорожные строители, тем реже бюджету придется выделять средства на обновление дорожного полотна. Это в конечном счете повлияет на качество работ. Более жесткие требования, в свою очередь, заставляют подрядчиков работать лучше.

Главные проблемы

В следующем году Наццентр намерен провести полную цифровую паспортизацию всех автомобильных дорог страны. По словам Замира Сагинова, это позволит понять самые болевые точки в каждом регионе и обратить на них внимание властей.

Говоря о качестве казахстанских дорог, главный дорожный эксперт страны отмечает, что местная дорожная сеть гораздо более изношена, имеет больше дефектов, нежели республиканские трассы. На то есть много разных причин. Во-первых, недостаточное финансирование на эксплуатацию дорог, во-вторых, гарантия от подрядчика на местном уровне почти в два раза короче. В-третьих, различен уровень оснащения подрядных организаций на крупных республиканских и небольших местных объектах. Например, в строительстве некоторых участков международных трасс Талдыкорган – Усть-Каменогорск и Омск – Майкапшагай задействованы китайский консорциум CITIC Construction Ltd, компания из КНР «Синь Син», дочка итальянской Todini Construzioni Generali SPA – ТОО «Тодини Централ Азия».

Местные компании в регионе представлены двумя десятками фирм, однако по объемам оборотного капитала, качеству техники не могут тягаться с иностранцами. Согласно данным руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржана Жумадилова, местные дорожно-строительные фирмы сталкиваются с проблемой доставки материала. Возить из других регионов слишком накладно, поэтому чаще всего подрядчики используют ту допустимую марку щебня, которая имеет меньшую прочность, но доступна к покупке на карьерах в пределах области. 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance