Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


357 просмотров

Реализация «Нурлы жол»: как Казахстан преодолевает пространства

По мере укрепления экономики, Казахстан сумел реализовать ряд значительных транспортных проектов и сделать транзит по своей территории экономически привлекательным для торговых партнеров, как в Европе, так и в Азии

Фото: shutterstock.com

Обладая выгодным географическим положением, Казахстан, тем не менее, долгое время был в стороне от крупных транзитных потоков. С развитием дорожной инфраструктуры ситуация поменялась кардинально.

О необходимости развивать транзитный потенциал Казахстана руководство страны начало говорить с самого момента обретения независимости. По мере укрепления экономики, Казахстан сумел реализовать ряд значительных транспортных проектов и сделать транзит по своей территории экономически привлекательным для торговых партнеров, как в Европе, так и в Азии.

Квинтэссенцией всех усилий в этой области стала масштабная программа «Нурлы жол», в рамках которой в том числе предусмотрено развитие транспортно-логистической инфраструктуры страны путем формирования макрорегионов по принципу хабов. По замыслу разработчиков программы это не только будет стимулировать транзит, но и ускорит рост экономики за счет укрепления внутренних связей между регионами.

В целом программа «Нурлы жол» предусматривает реализацию следующих основных автодорожных проектов: «Западный Китай – Западная Европа», «Астана-Алматы», «Астана-Усть-Каменогорск», «Астана-Актобе-Атырау», «Алматы-Усть-Каменогорск», «Караганда-Жезказган-Кызылорда» и «Атырау-Астрахань».

При этой транспортный коридор между Китаем и Европой также стал частью глобальной китайской инициативы «Один пояс – один путь». По мнению президента Нурсултана Назарбаева совпадение позиций двух стран по вопросам развития транзитного потенциала Казахстана еще раз доказывает правильность выбранной стратегии.

Кроме того, реализация этого автодорожного проекта значительно упростила сообщение между городами Актобе, Кызылорда, Шымкент, Тараз и Алматы, поскольку проезд по ней и транспортировка грузов стало более удобным и теперь занимает меньше времени.

Аналогичная работа проводится и по другим направлениям. Так, по проекту «Центр — Юг» были завершены работы по реконструкции участков трассы «Астана — Темиртау» и «Алматы — Капшагай» общей протяженностью 275 км.

По проекту «Центр — Восток» в эксплуатацию уже введены 230 км дорог. По проекту «Центр — Запад» полностью завершена реконструкция автодороги «Астана — Костанай» и участок «Актобе — Карабутак — Денисовка». До 2020 года планируется завершить еще один 114 километровый участок «Денисовка — Костанай», а также участки «Астана — Петропавловск — граница РФ» и «Уральск — Каменка».

При этом важной частью стратегии по модернизации автодорог станет их платность. В будущем на платной основе планируется эксплуатировать все реконструированные и новые трассы, отвечающие высоким стандартам, всего речь идет примерно о 7 тыс. км дорог. Работы по ним планируется завершить до 2020 года.

Впрочем, в рамках «Нурлы жол» строятся не только дороги, но и крупные транспортно-логистические объекты, способные позитивно повлиять на рост экономики страны. В частности, речь идет о МЦПС «Хоргос», СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» на казахстанско-китайской границе, северном проекте по развитию порта Актау и новом порте Курык, где в 2016 г. было запущен железнодорожный паромный комплекс мощностью 4 млн тонн.

Ожидается, что с вводом нового  порта на Каспийском море и сухого порта на границе с Китаем, количество транзитных контейнерных перевозок по территории Казахстана возрастет в 10 раз — до 2 млн контейнеров. Запланирован и рост транзитного авиа пассажиропотока до 1,6 млн человек. Этому будет способствовать новый терминал аэропорта «Нурсултан Назарбаев» в Астане, который во время проведения EXPO-2017 уже продемонстрировал свои возможности.

Несмотря на приоритетность развития транспортных коридоров для автомобильного транспорта, также активно развиваются и железные дороги. В частности, на одном из самых загруженных участков «Алматы-Шу» было запущено движение поездов в обоих направлениях сразу по двум путям. Это в четыре раза повысило пропускную способность железной дороги для скоростных пассажирских и контейнерных транзитных поездов.

При этом чтобы пересечение автомобильной и железной дороги не препятствовало движению, в рамках программы «Нурлы жол»  также были построены новая автодорога «Ельтай — Мерей» протяженностью 2 км и 740-метровый автомобильный путепровод через железнодорожные пути. Учитывая, что пропускная способность нового путепровода составляет 17 тыс. автомобилей в сутки проблем с движением на этом участке больше нет.

На сегодня программа «Нурлы жол» позволила Казахстану за короткое время серьезно упростить движение железнодорожного и автомобильного транспорта между регионами, а также создать тысячи рабочих мест, как в сфере дорожного строительства, так и в виде развивающегося придорожного сервиса. В перспективе дальнейшее развитие транзита обеспечит Казахстану дополнительный импульс для социально-экономического роста.


583 просмотра

Объемы выданных ипотечных займов в западном регионе выросли более чем два раза

Больше всего должников банков в Актюбинской области

Фото: Shutterstock

Как меняется ситуация на ипотечном рынке западных областей Казахстана, насколько актуальна для региона проблема просроченных займов и как народ принял новую госпрограмму ипотечного кредитования «7-20-25», выяснил «Курсив».

Ипотека идет в рост

Областные филиалы Национального банка РК предоставили «Курсиву» статданные по ипотечным займам в разрезе трех последних лет.

Так, по итогам 2016 года в лидерах по объемам выданных на покупку жилья кредитов были две области – Мангистауская и Актюбинская. Жители этих областей оформили за год в банках займы на приобретение квартир в суммах 11,9 млрд и 11,3 млрд тенге соответственно. В ЗКО ипотечные кредиты в 2016 год составили 7,8 млрд тенге, в Атырауской области – 6,8 млрд тенге. 

Интерес населения к ипотечным кредитам продолжил расти и в 2017 году. На конец 2017 года Актюбинская область продолжила удерживать пальму первенства по объемам выданных ипотек – на покупку жилья актюбинцы за год оформили в банках кредитов на сумму 20,7 млрд тенге (рост по сравнению с 2016 годом – 95%). Активнее стали и жители ЗКО – их жилищные займы составили 17,6 млрд тенге (рост за 2017 год – 124%). На 83% больше, чем годом ранее, оформили ипотечных кредитов жители Атырауской области – 13,3 млрд тенге. В Мангистауской же области объемы ипотек выросли лишь на 30% и составили 15 млрд тенге.

По итогам прошедшего 2018 года года Актюбинская область также оказалась самой активной в плане оформления жилья в кредит – здесь рост ипотеки за год составил 61% (в сумме это 33,3 млрд тенге). Мангистауская область за ушедший год вновь вернулась на лидирующие позиции – в сумме ипотечные кредиты здесь выросли по сравнению с 2017 годом на 49% (23 млрд тенге). При этом Атырауская область и ЗКО показали снижение интереса населения к кредитам – за год жители оформили ипотечные займы лишь на 20% и 15% больше, чем в 2017 году (15,9 млрд и 20 млрд соответственно).

Специалисты филиалов Нацбанка РК с начала 2019 года отмечают рост активности населения в оформлении ипотечных займов в трех из вышеуказанных областей. И лишь Мангистауская область демонстрирует снижение спроса к ипотечным продуктам. Так, самыми деятельными покупателями жилья в кредит продолжают оставаться жители Актюбинской области: за январь 2019 года они оформили ипотечных займов на сумму 2,7 млрд тенге (в противовес 1,5 млрд тенге в январе 2018 года), в апреле кредиты на жилье здесь были выданы на сумму 3,8 млрд тенге (в апреле прошлого года – 3,3 млрд тенге).

Всплеск интереса к ипотечным продуктам уловили в филиале Нацбанка РК Атырауской области: в январе этого года атыраусцы получили в банках кредитов на покупку жилья на сумму 1,7 млрд тенге, более чем вдвое больше прошлогоднего (за тот же период 2018 года эта сумма равнялась 803,6 млн тенге). В апреле 2019 года жители Атырауской области также не снизили планку – на ипотеку они взяли 1,7 млрд тенге (в противовес 928,9 млн тенге в апреле 2018 года).

В филиале Нацбанка РК по ЗКО отмечают стабильный, без резких колебаний интерес населения к ипотеке: за январь 2019 года западноказахстанцы взяли кредитов на приобретение жилья на сумму 1,7 млрд тенге (за аналогичный период прошлого года – 1,3 млрд тенге); в апреле сумма ипотечных займов здесь составила 1,5 млрд тенге, равно как и в апреле 2018 года.
Мангистауский филиал Нацбанка зафиксировал с начала года падение интереса населения к кредитному жилью: так, в январе 2019 года мангистаусцы оформили займов на ипотеку на сумму 1,5 млрд тенге (за январь 2018 года эта сумма равнялась 2,5 млрд тенге); в апреле этого года – на сумму 2,4 млрд тенге (за аналогичный период прошлого года – 3,2 млрд тенге).

Лидеры по ипотеке – в лидерах по просрочке

Вместе с тем на начало мая 2019 года самая большая просроченная задолженность по кредитам на строительство и приобретение жилья гражданами зафиксирована в Актюбинской области – 953,9 млн тенге, чуть меньше проблемный долг по ипотеке у жителей Мангистауской области – 936 млн тенге. В ЗКО – 272,7 млн тенге, по Атырауской области филиал данными не располагает.

В то же время специалисты финрегулятора отмечают: просрочка по ипотечным займам населения не достигла критичных размеров, более того, она медленно, но верно снижается. Так, всего за год западноказахстанцы сумели уменьшить свой проблемный долг по ипотеке в 1,5 раза – на 1 мая 2018 года он был равен 466,5 млн тенге. Актюбинцы сократили сумму просрочки по жилищным кредитам на 28% по сравнению с январем 2018 года (на начало прошлого года она равнялась 1,3 млрд тенге). В Мангистауской же области, как свидетельствует статистика, по сравнению с декабрем 2018 года вновь наметился рост просроченной задолженности населения по ипотеке – на 5% (на конец 2018 года просрочка по кредитам на покупку жилья у мангистаусцев составляла 888,7 млн тенге).

«7-20-25»: темпы нарастают?

Относительно самой новой государственной программы «7-20-25», призванной обеспечить жильем все нуждающиеся слои населения, в Актюбинском филиале Нацбанка РК «Курсиву» пояснили, что этот филиал по количеству принятых заявок и одобренных займов занимает третье место в стране после Нур-Султана и Алматы. Так, на конец 2018 года, по данным АО «Ипотечная организация «Баспана», по Актюбинской области было одобрено 183 заявки на выдачу кредита по программе «7-20-25» на сумму 1,6 млрд тенге. Уже за январь-апрель 2019 года здесь же было одобрено 1136 заявок на сумму 9,9 млрд тенге. В Атырауской области по той же программе в 2018 году была одобрена 121 заявка на сумму 1,5 млрд тенге. По состоянию на 16 мая прошли одобрение еще 224 заявки на сумму 2,9 млрд тенге.

В ЗКО, согласно информации ИО «Баспана», за 2018 год было одобрено 132 заявки на ипотеку по программе «7-20-25», за четыре месяца этого года – еще 749. Суммы, одобренные к выдаче, в филиале Нацбанка по ЗКО не озвучили.

По Мангистауской области по программе «7-20-25» в 2018 году банкиры одобрили к выдаче займы по 265 заявкам на сумму 2,2 млрд тенге, за январь-апрель 2019 года наметилось снижение интереса населения к программе: были одобрены 103 заявки на 1 млрд тенге.

Отметим, что средняя стоимость квартиры, согласно всем поданным заявкам и выделенным суммам, по программе «7-20-25» в двух областях – Актюбинской и Мангистауской – равна 8,7 млн тенге. В Атырауской области средняя цена квартиры, приобретаемой жителями по той же программе, составляет 12,7 млн тенге.

Точка зрения:

Ергазы Мусатаев, аналитик рынка недвижимости:

«Почему ипотека начала становиться популярнее? Не будем в этом плане забывать о девальвации тенге в августе 2015 года, когда доллар за сутки вырос в цене на 60 позиций. Тогда на рынке недвижимости был хаос: продавцы не знали, какую цену выставлять за свои квартиры, постоянно ее повышали, и в результате наметился спад продаж. В стабилизации цен на жилье помог Закон «О дедолларизации», принятый в феврале 2016 года, когда вся недвижимость в стране стала продаваться за тенге, и рынок опять оживился.
 
Еще один момент, способствующий популяризации ипотеки, – это всевозможные госпрограммы, которые правительство запускает, чтобы обеспечить население со средним достатком доступным жильем. При этом «7-20-25» и «Баспана хит» более популярны у населения, чем «Нурлы жер». Почему? Потому что по этим программам срок кредитования растянут до 25 лет, соответственно, снижен и ежемесячный платеж. Кроме того, на тот же срок по программе «Баспана хит» можно приобрести не только новое, но и вторичное жилье. 

Хорошие условия по ипотеке у Жилстройсбербанка, другое дело, что покупателю нужно три года копить и ждать, чтобы получить кредит на покупку жилья под 5%. Но при том, что во многих БВУ кредиты выдаются в среднем под 15–17%, займы в этом банке очень популярны у населения. 

Сейчас в Казахстане идет усиленное жилищное строительство, новые микрорайоны появляются буквально за 3–5 лет. И если в 2014–2016 году у людей было недоверие к небольшим строительным компаниям, которые привлекали их к строительству в качестве дольщиков и потом просто переставали строить дома, то теперь можно сказать, что появились небольшие строительные компании, которые себя зарекомендовали, им доверяют – они строят качественное жилье, и люди его приобретают. Я считаю, что, если ситуация не поменяется и госпрограммы по льготному кредитованию жилищного рынка будут продолжать действовать, выдача ипотечных займов будет расти и расти».

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций