Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


603 просмотра

Реализация «Нурлы жол»: как Казахстан преодолевает пространства

По мере укрепления экономики, Казахстан сумел реализовать ряд значительных транспортных проектов и сделать транзит по своей территории экономически привлекательным для торговых партнеров, как в Европе, так и в Азии

Фото: shutterstock.com

Обладая выгодным географическим положением, Казахстан, тем не менее, долгое время был в стороне от крупных транзитных потоков. С развитием дорожной инфраструктуры ситуация поменялась кардинально.

О необходимости развивать транзитный потенциал Казахстана руководство страны начало говорить с самого момента обретения независимости. По мере укрепления экономики, Казахстан сумел реализовать ряд значительных транспортных проектов и сделать транзит по своей территории экономически привлекательным для торговых партнеров, как в Европе, так и в Азии.

Квинтэссенцией всех усилий в этой области стала масштабная программа «Нурлы жол», в рамках которой в том числе предусмотрено развитие транспортно-логистической инфраструктуры страны путем формирования макрорегионов по принципу хабов. По замыслу разработчиков программы это не только будет стимулировать транзит, но и ускорит рост экономики за счет укрепления внутренних связей между регионами.

В целом программа «Нурлы жол» предусматривает реализацию следующих основных автодорожных проектов: «Западный Китай – Западная Европа», «Астана-Алматы», «Астана-Усть-Каменогорск», «Астана-Актобе-Атырау», «Алматы-Усть-Каменогорск», «Караганда-Жезказган-Кызылорда» и «Атырау-Астрахань».

При этой транспортный коридор между Китаем и Европой также стал частью глобальной китайской инициативы «Один пояс – один путь». По мнению президента Нурсултана Назарбаева совпадение позиций двух стран по вопросам развития транзитного потенциала Казахстана еще раз доказывает правильность выбранной стратегии.

Кроме того, реализация этого автодорожного проекта значительно упростила сообщение между городами Актобе, Кызылорда, Шымкент, Тараз и Алматы, поскольку проезд по ней и транспортировка грузов стало более удобным и теперь занимает меньше времени.

Аналогичная работа проводится и по другим направлениям. Так, по проекту «Центр — Юг» были завершены работы по реконструкции участков трассы «Астана — Темиртау» и «Алматы — Капшагай» общей протяженностью 275 км.

По проекту «Центр — Восток» в эксплуатацию уже введены 230 км дорог. По проекту «Центр — Запад» полностью завершена реконструкция автодороги «Астана — Костанай» и участок «Актобе — Карабутак — Денисовка». До 2020 года планируется завершить еще один 114 километровый участок «Денисовка — Костанай», а также участки «Астана — Петропавловск — граница РФ» и «Уральск — Каменка».

При этом важной частью стратегии по модернизации автодорог станет их платность. В будущем на платной основе планируется эксплуатировать все реконструированные и новые трассы, отвечающие высоким стандартам, всего речь идет примерно о 7 тыс. км дорог. Работы по ним планируется завершить до 2020 года.

Впрочем, в рамках «Нурлы жол» строятся не только дороги, но и крупные транспортно-логистические объекты, способные позитивно повлиять на рост экономики страны. В частности, речь идет о МЦПС «Хоргос», СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» на казахстанско-китайской границе, северном проекте по развитию порта Актау и новом порте Курык, где в 2016 г. было запущен железнодорожный паромный комплекс мощностью 4 млн тонн.

Ожидается, что с вводом нового  порта на Каспийском море и сухого порта на границе с Китаем, количество транзитных контейнерных перевозок по территории Казахстана возрастет в 10 раз — до 2 млн контейнеров. Запланирован и рост транзитного авиа пассажиропотока до 1,6 млн человек. Этому будет способствовать новый терминал аэропорта «Нурсултан Назарбаев» в Астане, который во время проведения EXPO-2017 уже продемонстрировал свои возможности.

Несмотря на приоритетность развития транспортных коридоров для автомобильного транспорта, также активно развиваются и железные дороги. В частности, на одном из самых загруженных участков «Алматы-Шу» было запущено движение поездов в обоих направлениях сразу по двум путям. Это в четыре раза повысило пропускную способность железной дороги для скоростных пассажирских и контейнерных транзитных поездов.

При этом чтобы пересечение автомобильной и железной дороги не препятствовало движению, в рамках программы «Нурлы жол»  также были построены новая автодорога «Ельтай — Мерей» протяженностью 2 км и 740-метровый автомобильный путепровод через железнодорожные пути. Учитывая, что пропускная способность нового путепровода составляет 17 тыс. автомобилей в сутки проблем с движением на этом участке больше нет.

На сегодня программа «Нурлы жол» позволила Казахстану за короткое время серьезно упростить движение железнодорожного и автомобильного транспорта между регионами, а также создать тысячи рабочих мест, как в сфере дорожного строительства, так и в виде развивающегося придорожного сервиса. В перспективе дальнейшее развитие транзита обеспечит Казахстану дополнительный импульс для социально-экономического роста.


1178 просмотров

Самые кассовые отечественные фильмы

И особенности их производства

Фото: Shutterstock.com

Ввиду большого количества киностудий, выбора региона местом для съемок фильмов и производства каждого второго мультфильма в стране Шымкент нередко называют казахстанским Голливудом и столицей казахской анимации. Оценивать такие высказывания можно по-разному, но бесспорно одно: третий мегаполис Казахстана стал одним из центров отечественной киноиндустрии.

Фильмы особого значения 

Главная особенность анимации и кино Шымкента – тяготение к фольклорной и национально-исторической тематике. Подавляющее большинство снятых и снимающихся здесь фильмов повествует о народных и исторических героях, памятных эпизодах отечественной истории. 

Самый яркий образец и, к слову, самая крупная кинокомпания города – студия «Сак». Ежегодно здесь выпускают около десяти работ. Мультфильмы и картины студии показывают на национальных телеканалах, они получают международные призы. В их числе, например, исторический сериал «Толе би», детский сериал «Томпақ», мультфильм «Қошқар мен Теке». 

Работы создаются за счет бюджетных средств. Режиссер студии, экс-председатель Ассоциации аниматоров Казахстана Батырхан Дауренбеков, рассказал «Курсиву», что в рамках программы «Рухани жаңғыру» за последние два года было снято шесть фильмов и шесть мультфильмов. 

Затрагивая вопросы коммерции, Батырхан Дауренбеков отметил, что аниматоры находятся в странном положении.

«Мы являемся предпринимателями. Однако если представителям других сфер оказывается поддержка в виде субсидий, льготных кредитов и других мер, то для нас она не предусмотрена. Нам говорят: в законе ничего не оговорено про аниматоров, вы не являетесь производителями. Но ведь кино, мультфильмы – это тоже производство, конечно же, особого характера», – говорит режиссер.

Кстати, о необходимости государственного финансирования анимационных произведений, воспитывающих подрастающее поколение в духе казахстанского патриотизма и идеологии, не раз говорил и известный шымкентский режиссер, президент дважды проводившегося в Шымкенте международного фестиваля анимационного кино «Алтын жебе» Керимбек Ниязбаев. Он прямо назвал мультфильмы телепедагогикой.

Впрочем, режиссер также с грустью отмечает, что даже в эту сферу уже проникла коррупция. По словам Керимбека Ниязбаева, при выделении денег для производства мультфильмов в рамках госзаказа также имеют место пресловутые откаты.

Можно ли здесь заработать?

Режиссер и продюсер, руководитель студии «Киножуз» Жорабек Мусабаев никогда не полагался на стороннюю поддержку и снял начиная с 1990-х более десяти картин на свои деньги. Он признается, что понесенные затраты оправдал только один фильм – «Сговор», который шел в кинопрокате в 2014 году. Бюджет фильма, по словам создателя, составил $30 тыс., и это относительно скромные цифры. Самой дорогой в его фильмографии стала картина «Фараон», куда он вложил более $500 тыс.

Режиссер уверен, что в казахстанском прокате никогда не компенсируются затраты на фильм с бюджетом выше $50 тыс.

«У нас нет для этого достаточно рынка, такого проката. Причем речь идет только о возвращении вложенных средств, о получении прибыли я вообще не говорю», – сказал Жорабек Мусабаев. 

Поэтому он не верит, когда заявляют о том, что тот или иной казахстанский фильм с бюджетом, например, $1 млн стал кассовым. В качестве аргументов режиссер приводит статданные: в кино ходит только 1% населения, соответственно, больших денег на показах в Казахстане не собрать. Исключением, по мнению режиссера, являются лишь картины мирового уровня. 

Не кино единым

В разговоре с корреспондентом «Курсива» Жорабек Мусабаев признался, что сам он никогда не ставил перед собой цели заработать и не относился к кино как к бизнесу: это его хобби, страсть. Заниматься искусством, не задумываясь над материальными потерями, ему позволяет другой бизнес. 

И это также является одной их характерных черт шымкентского кинопроизводства, вероятно, связанной с присущей южанам предпринимательской жилкой. Практически все студии не занимаются исключительно кино, а имеют параллельный бизнес. Это типографии, коммерческие проекты, оказание услуг по постобработке и монтажу чужих фильмов.

Например, детская киностудия «Мейрам» зарабатывает деньги на обучении детей актерскому мастерству, потом вкладывает собранные средства в съемки фильмов.

Директор этой студии Мейрамбек Агадилов рассказал, что особой выгоды производить кино небольшим компаниям нет. Поэтому многие стремятся максимально сэкономить бюджет. По словам Агадилова, его студия может снять коротокометражку даже за 100 тыс. тенге. Для этого нужно не тратиться на аренду, а использовать в качестве места действия окружающую природу, находящиеся рядом здания и заведения, учитывая это еще на этапе написания сценария. Но если стоит задача попасть в кинопрокат, то, как отметил собеседник, на фильм придется затратить минимум 10 млн тенге.

Между тем Шымкент и Туркестанская область уже служат привлекательным съемочным местом для приезжих кинематографистов. Сюда едут снимать фильмы в силу ряда факторов, таких как изобилие историко-культурных памятников, наличие всех типов местности, благоприятный климат, относительная дешевизна товаров и услуг.

samye-kassovye-otechestvennye-filmy.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций