Реализация «Нурлы жол»: как Казахстан преодолевает пространства

Опубликовано
По мере укрепления экономики, Казахстан сумел реализовать ряд значительных транспортных проектов и сделать транзит по своей территории экономически привлекательным для торговых партнеров, как в Европе, так и в Азии

Обладая выгодным географическим положением, Казахстан, тем не менее, долгое время был в стороне от крупных транзитных потоков. С развитием дорожной инфраструктуры ситуация поменялась кардинально.

О необходимости развивать транзитный потенциал Казахстана руководство страны начало говорить с самого момента обретения независимости. По мере укрепления экономики, Казахстан сумел реализовать ряд значительных транспортных проектов и сделать транзит по своей территории экономически привлекательным для торговых партнеров, как в Европе, так и в Азии.

Квинтэссенцией всех усилий в этой области стала масштабная программа «Нурлы жол», в рамках которой в том числе предусмотрено развитие транспортно-логистической инфраструктуры страны путем формирования макрорегионов по принципу хабов. По замыслу разработчиков программы это не только будет стимулировать транзит, но и ускорит рост экономики за счет укрепления внутренних связей между регионами.

В целом программа «Нурлы жол» предусматривает реализацию следующих основных автодорожных проектов: «Западный Китай – Западная Европа», «Астана-Алматы», «Астана-Усть-Каменогорск», «Астана-Актобе-Атырау», «Алматы-Усть-Каменогорск», «Караганда-Жезказган-Кызылорда» и «Атырау-Астрахань».

При этой транспортный коридор между Китаем и Европой также стал частью глобальной китайской инициативы «Один пояс – один путь». По мнению президента Нурсултана Назарбаева совпадение позиций двух стран по вопросам развития транзитного потенциала Казахстана еще раз доказывает правильность выбранной стратегии.

Кроме того, реализация этого автодорожного проекта значительно упростила сообщение между городами Актобе, Кызылорда, Шымкент, Тараз и Алматы, поскольку проезд по ней и транспортировка грузов стало более удобным и теперь занимает меньше времени.

Аналогичная работа проводится и по другим направлениям. Так, по проекту «Центр — Юг» были завершены работы по реконструкции участков трассы «Астана — Темиртау» и «Алматы — Капшагай» общей протяженностью 275 км.

По проекту «Центр — Восток» в эксплуатацию уже введены 230 км дорог. По проекту «Центр — Запад» полностью завершена реконструкция автодороги «Астана — Костанай» и участок «Актобе — Карабутак — Денисовка». До 2020 года планируется завершить еще один 114 километровый участок «Денисовка — Костанай», а также участки «Астана — Петропавловск — граница РФ» и «Уральск — Каменка».

При этом важной частью стратегии по модернизации автодорог станет их платность. В будущем на платной основе планируется эксплуатировать все реконструированные и новые трассы, отвечающие высоким стандартам, всего речь идет примерно о 7 тыс. км дорог. Работы по ним планируется завершить до 2020 года.

Впрочем, в рамках «Нурлы жол» строятся не только дороги, но и крупные транспортно-логистические объекты, способные позитивно повлиять на рост экономики страны. В частности, речь идет о МЦПС «Хоргос», СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» на казахстанско-китайской границе, северном проекте по развитию порта Актау и новом порте Курык, где в 2016 г. было запущен железнодорожный паромный комплекс мощностью 4 млн тонн.

Ожидается, что с вводом нового  порта на Каспийском море и сухого порта на границе с Китаем, количество транзитных контейнерных перевозок по территории Казахстана возрастет в 10 раз — до 2 млн контейнеров. Запланирован и рост транзитного авиа пассажиропотока до 1,6 млн человек. Этому будет способствовать новый терминал аэропорта «Нурсултан Назарбаев» в Астане, который во время проведения EXPO-2017 уже продемонстрировал свои возможности.

Несмотря на приоритетность развития транспортных коридоров для автомобильного транспорта, также активно развиваются и железные дороги. В частности, на одном из самых загруженных участков «Алматы-Шу» было запущено движение поездов в обоих направлениях сразу по двум путям. Это в четыре раза повысило пропускную способность железной дороги для скоростных пассажирских и контейнерных транзитных поездов.

При этом чтобы пересечение автомобильной и железной дороги не препятствовало движению, в рамках программы «Нурлы жол»  также были построены новая автодорога «Ельтай — Мерей» протяженностью 2 км и 740-метровый автомобильный путепровод через железнодорожные пути. Учитывая, что пропускная способность нового путепровода составляет 17 тыс. автомобилей в сутки проблем с движением на этом участке больше нет.

На сегодня программа «Нурлы жол» позволила Казахстану за короткое время серьезно упростить движение железнодорожного и автомобильного транспорта между регионами, а также создать тысячи рабочих мест, как в сфере дорожного строительства, так и в виде развивающегося придорожного сервиса. В перспективе дальнейшее развитие транзита обеспечит Казахстану дополнительный импульс для социально-экономического роста.

Читайте также