Перейти к основному содержанию

1059 просмотров

Поступления в Нацфонд РК выросли на 52,7% по итогам девяти месяцев 2018 года

Увеличение поступлений происходит на фоне высоких цен на нефть и роста экспорта нефти

Фото: Shutterstock

По итогам девяти месяцев текущего года поступления в Нацфонд без учета инвестдохода составили 2 136,5 млрд тенге. Согласно данным Ассоциации финансистов Казахстана, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, поступления увеличились на 52,7%.

Cтоль значительное увеличение поступлений в текущем году происходит на фоне относительно высоких цен на нефть, а также роста добычи и экспорта нефти. С 1 января по 30 сентября 2018 года отгрузка нефти на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) составила 44,9 млн тонн нефти, что на 11,4% больше уровня девяти месяцев прошлого года. При этом на сегодняшний день цены на нефть находятся на максимуме за последние четыре года – баррель нефти марки Brent торгуется за $86.    

Тем временем суммарный объем налоговых поступлений в Нацфонд за девять месяцев 2018 года составил 2 114,1 млрд тенге, что на 749,2 млрд тенге больше поступлений за девять месяцев 2017 года. Поступления по корпоративному подоходному налогу за отчетный период составили 813,5 млрд тенге, доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам – 594,2 млрд тенге, налог на добычу полезных ископаемых – 343,7 млрд тенге, рентный налог на экспорт – 301,4 млрд тенге, налог на сверхприбыль – 56,9 млрд тенге и бонусы в размере 4,2 млрд тенге.

Аналитики отмечают, что увеличение налоговых поступлений в сентябре произошло в целом только за счет поступлений по КПН (+115,8 млрд тенге), тогда как по остальным видам налогов суммарные поступления составили только 2,0 млрд тенге.

Напомним, что в первой половине 2016 года между Правительством РК и подрядчиком Карачаганакского проекта возник спор, связанный с калькуляцией доли по разделу продукции. Урегулировать разногласия удалось лишь в начале текущего месяца. Совокупная денежная ценность урегулирования составляет для Казахстана свыше 1,7 млрд долларов, из которых в ближайшие годы государство получит около 1,3 млрд долларов. Также были изменены некоторые части механизма раздела продукции, что приведёт к дополнительным доходам для республики.

Если динамика всех поступлений, зафиксированная за девять месяцев текущего года, сохранится на протяжении всего 2018 года, то гипотетически можно ожидать, что итоговые налоговые поступления в текущем году превысят 2,8 трлн тенге.

Диаграмма 1. Налоговые поступления в Нацфонд (без учёта инвестдохода):

 

Источник: КГД МФ РК

Тем временем инвестиционный доход от управления фондом за первое полугодие 2018 года составил 408,3 млрд тенге. Таким образом суммарные поступления с начала текущего года, с учетом инвестдохода, составили 2 544,8 млрд тенге. Отметим, что инвестиционные доходы от управления фондом по итогам первого полугодия 2017 года составили 125,5 млрд тенге. С учетом ощутимого ослабления курса тенге в текущем году (к текущему моменту) можно предположить, что итоговый инвестдоход от управления фондом в 2018 году будет выше прошлогоднего уровня (в тенговом эквиваленте) в 1 429 млрд тенге.

В республиканском бюджете на 2018 год размер гарантированного трансферта из Национального фонда РК предусмотрен в сумме 2,6 трлн тенге. Тем временем за девять месяцев 2018 года трансферты из Национального фонда в Республиканский бюджет составили 2,51 трлн тенге. Дополнительно со счета Нацфонда за отчетный период оплачены расходы, связанные с управлением фондом, в общей сумме – 15,97 млрд тенге. Таким образом суммарные средства Национального фонда за отчетный период увеличились на 16,2 млрд тенге – с 22 924,5 млрд до 22 940,7 млрд тенге.

В прошлом году республиканский бюджет сильнее зависел от перечислений из Национального фонда и в итоге, несмотря на рекордные налоговые поступления в размере 2 001,1 млрд тенге и относительно высокий инвестиционный доход в размере 1 429,0 млрд тенге, средства фонда сократились на 941,1 млрд тенге. Всего в прошлом году было использовано 4,42 трлн тенге средств фонда. Тем временем, с текущего года правительство снижает зависимость республиканского бюджета от трансферов из Нацфонда.

Так, в подписанном президентом законе "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2018-2020 годы" предусмотрено, что, начиная с 2020 года, гарантированный трансферт в республиканский бюджет будет зафиксирован в абсолютном значении в тенге и установлен в размере 2 трлн тенге. Но в целях плавного перехода на новое правило размер гарантированного трансферта из Нацфонда в республиканский бюджет будет снижен поэтапно. Так, в 2018 году гарантированный трансферт составит – 2,6 трлн тенге, в 2019 году – 2,3 трлн тенге, в 2020 году и последующие годы – 2 трлн тенге.

619 просмотров

Халықтың инфляция жеп қойған ақшасын кім қайтарады?

Отандық өнім бағасының өзі 10-15%-ға қымбаттаған

Фото: ашық дереккөздерден алынды

2020 жылдың 1-қаңтарынан мұғалімдердің еңбекақысы 25%-ға, мәдениет саласы қызметкерлерінің айлығы 35-50%-ға, әлеуметтік сала қызметкерлерінікі - 30 %-ға өсті. Сондай-ақ шәкіртақы мен зейнетақы көлемі де 800 теңгеге көбейді. 

Сол-ақ екен, елдегі азық-түлік өнімдері бірден 10-15%-ға шарықтап кете барды. Бастапқыда, мұны біз Қытай  эпидемиясының салдары, шекарадағы шектеу дедік. Бірақ  мамандар алға тартып отырғандай, елде отандық өнімдердің де бағасы қаңтар айынан бері қымбаттап шыға келген. 

Сала мамандарының пайымдауынша, нақ қазіргі қалыптасып отырған қымбатшылық жайғдайында халықтың табысына мардымсыз үстемақы қосылып отыр.

Экономист-ғалым Жаңабай Алдабергеновтың айтуынша, 10-15, 20-25 пайыздық үстемақы қосу халықты қымбатшылықтан құтқармайды. Мысалы, біздегі орташа еңбекақы көлемі 120 мың теңгенің айналасында.

 Ал енді санаңыз, қазір бір айға, ең аз дегенде, азық-түлік сатып алуға 60-70 мың теңге кетеді. Қала халқының төлейтін коммуналдық қызметақысы бар. Ауыл халқының жем-шөбінен бастап, отынуы-суына дейін қымбаттаған. Алдағы уақытта да қымбатшылықтың жалғаспайтынына қатысты ешбір инстанция кепілдік бере алмайды. 

«Біз қазір әлеуметтік аз қамтылған топтарға үлкен салмақ түсіріп отырмыз. Соңғы бес жылда халықтың ақшаны тамақтан үнемдеуі көп нәрсені аңғартады», - дейді экономист-ғалым. 

Сарапшының пайымдауынша, үкімет алдағы екі жылда сауатты шешімдер қабылдауы тиіс. Әсіресе, елдегі орташа еңбекақы мен ең төменгі күн көріс деңгейіне қатысты нақты шешімдер қабылдайтын кезең жетті. 

«Сондай-ақ халықтың зейнетақы қорындағы қаржысы да құнсызданып жатыр. Оны да мойындаған жөн. Депозиттерде жатқан қаржы да қазір құнсыз. Бірақ біздегі депозиттерге қосылатын үстеме пайыз өскен жоқ. Мұның барлығына қатысты нақты нақты шешімдер қабылдайтын кез келді»,- дейді Жаңабай Алдабергенов. 

Ол үшін маман айтып отырғандай, бірінші кезекте, келесі шаралады жүзеге асырған жөн:

  • халық тұтынатын азық-түлік себетінен бастап, орташа еңбекақы көлемі, күн көріс деңгейі қайта сұрыпталуы қажет;
  • үкімет монополистерге шектеу қоя білуі тиіс, тариф бағасын қолдан көтеруге, газ, жанар-жағармай бағасын, транзиттік қызметтерді орынсыз қымбаттатуға жол берілмеуі керек.

Үкімет өсірген еңбекақыны инфляция жеп қоймауы үшін, алдымен, осы іспетті шараларды орындауға мән беру керек, деген сенімде мамандар.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif