Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


913 просмотров

Как развивается международная и внутренняя логистика в Семейском регионе?

В Семее решается вопрос о строительстве транспортно-логистического центра

Фото: автора

Грузовые и пассажирские перевозки в самые разные точки мира станут возможны в Семее после ввода в эксплуатацию прошедшего реконструкцию международного аэропорта и строительства транспортно-логистического центра с возможностями грузоперевозок на всех видах транспорта в любую точку Евразийского континента, передает корреспондент Kursiv.kz.

Возобновление международных авиарейсов

Недалек тот день, когда аэровокзал в Семее будет сдан в эксплуатацию после реконструкции. Подрядные организации взяли на себя обязательства завершить все ремонтные и отделочные работы в декабре 2018 года.

Самое время поразмыслить, какие перспективы ожидают Семей после запуска международного аэропорта и реконструкции взлетно-посадочной полосы протяженностью 3100 метров. По словам начальника производственно-диспетчерской службы ТОО «Международный аэропорт Семей» Рашида Газизова, взлетно-посадочная полоса в Семее позволяет производить посадку любых типов гражданского и военного воздушного транспорта, включая крупные транспортные самолеты.

«Уже сейчас, когда реконструкция здания аэровокзала еще не завершена, с нами ведут переговоры  крупные российские авиакомпании, которые хотят возобновить авиасообщение с Семеем крупных городов России», - рассказал корреспонденту Kursiv Рашид Газизов. – «Например, авиакомпания «Сибирь» намерена не только возобновить традиционный международный рейс «Семей-Москва», но и организовать новые для нашего региона рейсы сообщением «Семей-Новосибирск» и «Семей-Санкт-Петербург». Авиакомпания «СКАТ» продолжит обслуживании рейсов внутри страны по направлениям: Астана, Алматы, Усть-Каменогорск и Урджар. Впрочем, есть еще ряд казахстанских авиакомпаний, которые также намерены открыть в Семее собственные рейсы в этих направлениях, а также в Шымкент. Это такие авиакомпании, как «Qazag air» и «Бек air» которые намерены использовать для пассажирских перевозок самолеты марки «Фоккер-100».

И это только начало. Предложений в международный аэропорт Семея сейчас поступает множество. Вполне возможно, что после ввода здания аэровокзала в эксплуатацию у пассажиров региона появится возможность улететь не только в крупные города России, но и в Турцию, и другие страны мира.

Дозаправка воздушного транспорта

Реконструкция перрона аэропорта в Семее позволит осуществлять стоянку и оперативное техническое обслуживание средних самолетов типа B767-400ER, B767-300/300ER, ИЛ-76, B757-200/300, А-319-100/130, А320/200 и А321-100/200. Иными словами, в аэропорту города возможна организация работы станции технического облуживания для проведения мелкого текущего ремонта самолетов. Кроме того, планируется разработка проектно-сметной документации для строительства склада ГСМ для дозаправки воздушного транспорта, осуществляющего международные транзитные рейсы.

«Перед международным аэропортом открываются весьма благоприятные перспективы развития бизнес-авиации и повышения транзитного потенциала и конкурентоспособности аэропорта», - считает Рашид Газизов. – «В настоящее время транзитные полеты по воздушным трассам, проходящим над районом аэропорта Семея, осуществляют несколько десятков авиакомпаний. На самолетах типа Ту-154, А-319, А-320, Боинг-747, А-340, МД-11, Боинг-777, А-330, Ил-76, Боинг-757 и Боинг-767 осуществляют пассажирские и грузовые перевозки авиакомпании России, Китая, Гонконга, Израиля, Турции, Нидерландов, Швейцарии, Германии, Франции, Южной Кореи, Новой Зеландии, Люксембурга, Египта, США, Узбекистана и Кыргызстана. Некоторые из них уже проявили интерес к сотрудничеству с международным аэропортом Семея для дозаправки своего транспорта на территории нашего аэропорта».

Выгодность этого сотрудничества не вызывает сомнений. Авиакомпании выигрывают от того, что из-за возможности дозаправки они могут взять на борт дополнительный груз они повышают свою прибыльность от каждого рейса. Ну, а аэропорт получает плату за услуги дозаправки.

ТЛЦ: Семей или Усть-Каменогорск?

Склад ГСМ для хранения авиатоплива планируется построить на территории земельного участка в 40 гектаров, который был выделен акиматом Семея для строительства транспортно-логистического центра (далее - ТЛЦ).

Еще с 2013 года между ТОО «Международный аэропорт Семей» и АО «НК «КТЖ» в рамках реализации программы государственно-частного партнерства запланирован проект по строительству ТЛЦ на территории земельного участка, прилегающего к аэропорту Семея.

Место для будущего транспортно-логистического центра выбрано далеко неслучайно. Семей недаром многие века считался крупным транзитным торговым центром, где сходятся дороги многих караванных путей, соединяющих Азию и Европу, Север и Юг Евразии. Выгодное географическое положение и наличие крупных транспортных узлов позволяет предполагать, что ТЛЦ будет востребован, как на внутреннем рынке транспортно-логистических услуг, так и на международном уровне.

Близость аэропорта многократно увеличивается такими факторами, как наличие двух автомобильных трасс на расстоянии 2-2,5 км от будущего ТЛЦ, а также возможность строительства железнодорожной ветки, которая бы позволила производить отгрузку грузов по железной дороге не только внутри Казахстана, но и по всему Евразийскому континенту. Кроме того, не стоит забывать и о наличии трансграничной реки Иртыш. Речной транспорт, как самый дешевый вид грузовых перевозок, может получить в Семее вторую жизнь. А это развитие новой отрасли, новые рабочие места и налоговые отчисления в бюджет региона и республики.

«В настоящий момент администрация аэропорта Семея получила все правоустанавливающие документы на земельный участок и технико-экономические условия на подключение к инженерным коммуникациям, связанным с электро- и водоснабжением. Кроме того, разработаны схемы трасс инженерных сетей, а также выполнены инженерно-геологические изыскания и топосъемка земельного участка. Однако разработку технико-экономического обоснования будущего проекта строительства ТЛЦ на территории семейского аэропорта пока приостановили», - пояснил корреспонденту Kursiv Рашид Газизов.

Дело в том, что в настоящее время исполнительная власть ВКО решает: а нужен ли Семею ТЛЦ вообще? Или лучше его построить в районе аэропорта Усть-Каменогорска. Однако эксперты считают, что этот проект будет изначально тупиковым. Причем, в прямом смысле этого слова. Все просто, если учесть ряд факторов географического расположения усть-каменогорского аэропорта и железной дороги. И аэропорт, и железная дорога, и даже автомобильные дороги в областном центре ВКО – тупиковые. А значит, не будет тех возможностей развития международной логистики, какие открываются в Семее.

Тем временем городской акимат Семея продолжает поиски  инвестора, который бы мог выступить партнером в реализации проекта строительства ТЛЦ.

«Есть несколько крупных инвесторов, которые планируют вложить средства в развитие торгово-логистического центра в районе семейского аэропорта. Пока мы объединяем ресурсы и ведем предварительные переговоры с тем, чтобы этот проект можно было реализовать в Семее. Он поможет в развитии не только авиаперевозок, но и повлечет за собой увеличение объемов грузоперевозок железнодорожным и автомобильным транспортом», – прокомментировал ситуацию корреспонденту Kursiv аким Семея Ермак Салимов.

По условиям меморандума, заключенного между ТОО «Международным аэропортом Семей» и АО «НК «КТЖ», аэропорт предоставляет свой земельный участок, железная дорога вкладывает 30% от стоимости проекта, ну а потенциальный инвестор должен вложить оставшиеся 70% от суммы строительства центра. И одна из китайских инвесткомпаний уже проявила определенную заинтересованность в реализации данного проекта.

Однако процесс строительства не начнется, пока окончательно не будет найдет ответ на вопрос: где же в ВКО необходимо организовывать службу международного транспортно-логистического центра.


487 просмотров

Объемы выданных ипотечных займов в западном регионе выросли более чем два раза

Больше всего должников банков в Актюбинской области

Фото: Shutterstock

Как меняется ситуация на ипотечном рынке западных областей Казахстана, насколько актуальна для региона проблема просроченных займов и как народ принял новую госпрограмму ипотечного кредитования «7-20-25», выяснил «Курсив».

Ипотека идет в рост

Областные филиалы Национального банка РК предоставили «Курсиву» статданные по ипотечным займам в разрезе трех последних лет.

Так, по итогам 2016 года в лидерах по объемам выданных на покупку жилья кредитов были две области – Мангистауская и Актюбинская. Жители этих областей оформили за год в банках займы на приобретение квартир в суммах 11,9 млрд и 11,3 млрд тенге соответственно. В ЗКО ипотечные кредиты в 2016 год составили 7,8 млрд тенге, в Атырауской области – 6,8 млрд тенге. 

Интерес населения к ипотечным кредитам продолжил расти и в 2017 году. На конец 2017 года Актюбинская область продолжила удерживать пальму первенства по объемам выданных ипотек – на покупку жилья актюбинцы за год оформили в банках кредитов на сумму 20,7 млрд тенге (рост по сравнению с 2016 годом – 95%). Активнее стали и жители ЗКО – их жилищные займы составили 17,6 млрд тенге (рост за 2017 год – 124%). На 83% больше, чем годом ранее, оформили ипотечных кредитов жители Атырауской области – 13,3 млрд тенге. В Мангистауской же области объемы ипотек выросли лишь на 30% и составили 15 млрд тенге.

По итогам прошедшего 2018 года года Актюбинская область также оказалась самой активной в плане оформления жилья в кредит – здесь рост ипотеки за год составил 61% (в сумме это 33,3 млрд тенге). Мангистауская область за ушедший год вновь вернулась на лидирующие позиции – в сумме ипотечные кредиты здесь выросли по сравнению с 2017 годом на 49% (23 млрд тенге). При этом Атырауская область и ЗКО показали снижение интереса населения к кредитам – за год жители оформили ипотечные займы лишь на 20% и 15% больше, чем в 2017 году (15,9 млрд и 20 млрд соответственно).

Специалисты филиалов Нацбанка РК с начала 2019 года отмечают рост активности населения в оформлении ипотечных займов в трех из вышеуказанных областей. И лишь Мангистауская область демонстрирует снижение спроса к ипотечным продуктам. Так, самыми деятельными покупателями жилья в кредит продолжают оставаться жители Актюбинской области: за январь 2019 года они оформили ипотечных займов на сумму 2,7 млрд тенге (в противовес 1,5 млрд тенге в январе 2018 года), в апреле кредиты на жилье здесь были выданы на сумму 3,8 млрд тенге (в апреле прошлого года – 3,3 млрд тенге).

Всплеск интереса к ипотечным продуктам уловили в филиале Нацбанка РК Атырауской области: в январе этого года атыраусцы получили в банках кредитов на покупку жилья на сумму 1,7 млрд тенге, более чем вдвое больше прошлогоднего (за тот же период 2018 года эта сумма равнялась 803,6 млн тенге). В апреле 2019 года жители Атырауской области также не снизили планку – на ипотеку они взяли 1,7 млрд тенге (в противовес 928,9 млн тенге в апреле 2018 года).

В филиале Нацбанка РК по ЗКО отмечают стабильный, без резких колебаний интерес населения к ипотеке: за январь 2019 года западноказахстанцы взяли кредитов на приобретение жилья на сумму 1,7 млрд тенге (за аналогичный период прошлого года – 1,3 млрд тенге); в апреле сумма ипотечных займов здесь составила 1,5 млрд тенге, равно как и в апреле 2018 года.
Мангистауский филиал Нацбанка зафиксировал с начала года падение интереса населения к кредитному жилью: так, в январе 2019 года мангистаусцы оформили займов на ипотеку на сумму 1,5 млрд тенге (за январь 2018 года эта сумма равнялась 2,5 млрд тенге); в апреле этого года – на сумму 2,4 млрд тенге (за аналогичный период прошлого года – 3,2 млрд тенге).

Лидеры по ипотеке – в лидерах по просрочке

Вместе с тем на начало мая 2019 года самая большая просроченная задолженность по кредитам на строительство и приобретение жилья гражданами зафиксирована в Актюбинской области – 953,9 млн тенге, чуть меньше проблемный долг по ипотеке у жителей Мангистауской области – 936 млн тенге. В ЗКО – 272,7 млн тенге, по Атырауской области филиал данными не располагает.

В то же время специалисты финрегулятора отмечают: просрочка по ипотечным займам населения не достигла критичных размеров, более того, она медленно, но верно снижается. Так, всего за год западноказахстанцы сумели уменьшить свой проблемный долг по ипотеке в 1,5 раза – на 1 мая 2018 года он был равен 466,5 млн тенге. Актюбинцы сократили сумму просрочки по жилищным кредитам на 28% по сравнению с январем 2018 года (на начало прошлого года она равнялась 1,3 млрд тенге). В Мангистауской же области, как свидетельствует статистика, по сравнению с декабрем 2018 года вновь наметился рост просроченной задолженности населения по ипотеке – на 5% (на конец 2018 года просрочка по кредитам на покупку жилья у мангистаусцев составляла 888,7 млн тенге).

«7-20-25»: темпы нарастают?

Относительно самой новой государственной программы «7-20-25», призванной обеспечить жильем все нуждающиеся слои населения, в Актюбинском филиале Нацбанка РК «Курсиву» пояснили, что этот филиал по количеству принятых заявок и одобренных займов занимает третье место в стране после Нур-Султана и Алматы. Так, на конец 2018 года, по данным АО «Ипотечная организация «Баспана», по Актюбинской области было одобрено 183 заявки на выдачу кредита по программе «7-20-25» на сумму 1,6 млрд тенге. Уже за январь-апрель 2019 года здесь же было одобрено 1136 заявок на сумму 9,9 млрд тенге. В Атырауской области по той же программе в 2018 году была одобрена 121 заявка на сумму 1,5 млрд тенге. По состоянию на 16 мая прошли одобрение еще 224 заявки на сумму 2,9 млрд тенге.

В ЗКО, согласно информации ИО «Баспана», за 2018 год было одобрено 132 заявки на ипотеку по программе «7-20-25», за четыре месяца этого года – еще 749. Суммы, одобренные к выдаче, в филиале Нацбанка по ЗКО не озвучили.

По Мангистауской области по программе «7-20-25» в 2018 году банкиры одобрили к выдаче займы по 265 заявкам на сумму 2,2 млрд тенге, за январь-апрель 2019 года наметилось снижение интереса населения к программе: были одобрены 103 заявки на 1 млрд тенге.

Отметим, что средняя стоимость квартиры, согласно всем поданным заявкам и выделенным суммам, по программе «7-20-25» в двух областях – Актюбинской и Мангистауской – равна 8,7 млн тенге. В Атырауской области средняя цена квартиры, приобретаемой жителями по той же программе, составляет 12,7 млн тенге.

Точка зрения:

Ергазы Мусатаев, аналитик рынка недвижимости:

«Почему ипотека начала становиться популярнее? Не будем в этом плане забывать о девальвации тенге в августе 2015 года, когда доллар за сутки вырос в цене на 60 позиций. Тогда на рынке недвижимости был хаос: продавцы не знали, какую цену выставлять за свои квартиры, постоянно ее повышали, и в результате наметился спад продаж. В стабилизации цен на жилье помог Закон «О дедолларизации», принятый в феврале 2016 года, когда вся недвижимость в стране стала продаваться за тенге, и рынок опять оживился.
 
Еще один момент, способствующий популяризации ипотеки, – это всевозможные госпрограммы, которые правительство запускает, чтобы обеспечить население со средним достатком доступным жильем. При этом «7-20-25» и «Баспана хит» более популярны у населения, чем «Нурлы жер». Почему? Потому что по этим программам срок кредитования растянут до 25 лет, соответственно, снижен и ежемесячный платеж. Кроме того, на тот же срок по программе «Баспана хит» можно приобрести не только новое, но и вторичное жилье. 

Хорошие условия по ипотеке у Жилстройсбербанка, другое дело, что покупателю нужно три года копить и ждать, чтобы получить кредит на покупку жилья под 5%. Но при том, что во многих БВУ кредиты выдаются в среднем под 15–17%, займы в этом банке очень популярны у населения. 

Сейчас в Казахстане идет усиленное жилищное строительство, новые микрорайоны появляются буквально за 3–5 лет. И если в 2014–2016 году у людей было недоверие к небольшим строительным компаниям, которые привлекали их к строительству в качестве дольщиков и потом просто переставали строить дома, то теперь можно сказать, что появились небольшие строительные компании, которые себя зарекомендовали, им доверяют – они строят качественное жилье, и люди его приобретают. Я считаю, что, если ситуация не поменяется и госпрограммы по льготному кредитованию жилищного рынка будут продолжать действовать, выдача ипотечных займов будет расти и расти».

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций