Как развивается международная и внутренняя логистика в Семейском регионе?

В Семее решается вопрос о строительстве транспортно-логистического центра

Фото: автора

Грузовые и пассажирские перевозки в самые разные точки мира станут возможны в Семее после ввода в эксплуатацию прошедшего реконструкцию международного аэропорта и строительства транспортно-логистического центра с возможностями грузоперевозок на всех видах транспорта в любую точку Евразийского континента, передает корреспондент Kursiv.kz.

Возобновление международных авиарейсов

Недалек тот день, когда аэровокзал в Семее будет сдан в эксплуатацию после реконструкции. Подрядные организации взяли на себя обязательства завершить все ремонтные и отделочные работы в декабре 2018 года.

Самое время поразмыслить, какие перспективы ожидают Семей после запуска международного аэропорта и реконструкции взлетно-посадочной полосы протяженностью 3100 метров. По словам начальника производственно-диспетчерской службы ТОО «Международный аэропорт Семей» Рашида Газизова, взлетно-посадочная полоса в Семее позволяет производить посадку любых типов гражданского и военного воздушного транспорта, включая крупные транспортные самолеты.

«Уже сейчас, когда реконструкция здания аэровокзала еще не завершена, с нами ведут переговоры  крупные российские авиакомпании, которые хотят возобновить авиасообщение с Семеем крупных городов России», - рассказал корреспонденту Kursiv Рашид Газизов. – «Например, авиакомпания «Сибирь» намерена не только возобновить традиционный международный рейс «Семей-Москва», но и организовать новые для нашего региона рейсы сообщением «Семей-Новосибирск» и «Семей-Санкт-Петербург». Авиакомпания «СКАТ» продолжит обслуживании рейсов внутри страны по направлениям: Астана, Алматы, Усть-Каменогорск и Урджар. Впрочем, есть еще ряд казахстанских авиакомпаний, которые также намерены открыть в Семее собственные рейсы в этих направлениях, а также в Шымкент. Это такие авиакомпании, как «Qazag air» и «Бек air» которые намерены использовать для пассажирских перевозок самолеты марки «Фоккер-100».

И это только начало. Предложений в международный аэропорт Семея сейчас поступает множество. Вполне возможно, что после ввода здания аэровокзала в эксплуатацию у пассажиров региона появится возможность улететь не только в крупные города России, но и в Турцию, и другие страны мира.

Дозаправка воздушного транспорта

Реконструкция перрона аэропорта в Семее позволит осуществлять стоянку и оперативное техническое обслуживание средних самолетов типа B767-400ER, B767-300/300ER, ИЛ-76, B757-200/300, А-319-100/130, А320/200 и А321-100/200. Иными словами, в аэропорту города возможна организация работы станции технического облуживания для проведения мелкого текущего ремонта самолетов. Кроме того, планируется разработка проектно-сметной документации для строительства склада ГСМ для дозаправки воздушного транспорта, осуществляющего международные транзитные рейсы.

«Перед международным аэропортом открываются весьма благоприятные перспективы развития бизнес-авиации и повышения транзитного потенциала и конкурентоспособности аэропорта», - считает Рашид Газизов. – «В настоящее время транзитные полеты по воздушным трассам, проходящим над районом аэропорта Семея, осуществляют несколько десятков авиакомпаний. На самолетах типа Ту-154, А-319, А-320, Боинг-747, А-340, МД-11, Боинг-777, А-330, Ил-76, Боинг-757 и Боинг-767 осуществляют пассажирские и грузовые перевозки авиакомпании России, Китая, Гонконга, Израиля, Турции, Нидерландов, Швейцарии, Германии, Франции, Южной Кореи, Новой Зеландии, Люксембурга, Египта, США, Узбекистана и Кыргызстана. Некоторые из них уже проявили интерес к сотрудничеству с международным аэропортом Семея для дозаправки своего транспорта на территории нашего аэропорта».

Выгодность этого сотрудничества не вызывает сомнений. Авиакомпании выигрывают от того, что из-за возможности дозаправки они могут взять на борт дополнительный груз они повышают свою прибыльность от каждого рейса. Ну, а аэропорт получает плату за услуги дозаправки.

ТЛЦ: Семей или Усть-Каменогорск?

Склад ГСМ для хранения авиатоплива планируется построить на территории земельного участка в 40 гектаров, который был выделен акиматом Семея для строительства транспортно-логистического центра (далее - ТЛЦ).

Еще с 2013 года между ТОО «Международный аэропорт Семей» и АО «НК «КТЖ» в рамках реализации программы государственно-частного партнерства запланирован проект по строительству ТЛЦ на территории земельного участка, прилегающего к аэропорту Семея.

Место для будущего транспортно-логистического центра выбрано далеко неслучайно. Семей недаром многие века считался крупным транзитным торговым центром, где сходятся дороги многих караванных путей, соединяющих Азию и Европу, Север и Юг Евразии. Выгодное географическое положение и наличие крупных транспортных узлов позволяет предполагать, что ТЛЦ будет востребован, как на внутреннем рынке транспортно-логистических услуг, так и на международном уровне.

Близость аэропорта многократно увеличивается такими факторами, как наличие двух автомобильных трасс на расстоянии 2-2,5 км от будущего ТЛЦ, а также возможность строительства железнодорожной ветки, которая бы позволила производить отгрузку грузов по железной дороге не только внутри Казахстана, но и по всему Евразийскому континенту. Кроме того, не стоит забывать и о наличии трансграничной реки Иртыш. Речной транспорт, как самый дешевый вид грузовых перевозок, может получить в Семее вторую жизнь. А это развитие новой отрасли, новые рабочие места и налоговые отчисления в бюджет региона и республики.

«В настоящий момент администрация аэропорта Семея получила все правоустанавливающие документы на земельный участок и технико-экономические условия на подключение к инженерным коммуникациям, связанным с электро- и водоснабжением. Кроме того, разработаны схемы трасс инженерных сетей, а также выполнены инженерно-геологические изыскания и топосъемка земельного участка. Однако разработку технико-экономического обоснования будущего проекта строительства ТЛЦ на территории семейского аэропорта пока приостановили», - пояснил корреспонденту Kursiv Рашид Газизов.

Дело в том, что в настоящее время исполнительная власть ВКО решает: а нужен ли Семею ТЛЦ вообще? Или лучше его построить в районе аэропорта Усть-Каменогорска. Однако эксперты считают, что этот проект будет изначально тупиковым. Причем, в прямом смысле этого слова. Все просто, если учесть ряд факторов географического расположения усть-каменогорского аэропорта и железной дороги. И аэропорт, и железная дорога, и даже автомобильные дороги в областном центре ВКО – тупиковые. А значит, не будет тех возможностей развития международной логистики, какие открываются в Семее.

Тем временем городской акимат Семея продолжает поиски  инвестора, который бы мог выступить партнером в реализации проекта строительства ТЛЦ.

«Есть несколько крупных инвесторов, которые планируют вложить средства в развитие торгово-логистического центра в районе семейского аэропорта. Пока мы объединяем ресурсы и ведем предварительные переговоры с тем, чтобы этот проект можно было реализовать в Семее. Он поможет в развитии не только авиаперевозок, но и повлечет за собой увеличение объемов грузоперевозок железнодорожным и автомобильным транспортом», – прокомментировал ситуацию корреспонденту Kursiv аким Семея Ермак Салимов.

По условиям меморандума, заключенного между ТОО «Международным аэропортом Семей» и АО «НК «КТЖ», аэропорт предоставляет свой земельный участок, железная дорога вкладывает 30% от стоимости проекта, ну а потенциальный инвестор должен вложить оставшиеся 70% от суммы строительства центра. И одна из китайских инвесткомпаний уже проявила определенную заинтересованность в реализации данного проекта.

Однако процесс строительства не начнется, пока окончательно не будет найдет ответ на вопрос: где же в ВКО необходимо организовывать службу международного транспортно-логистического центра.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Как будет восстанавливаться казахстанская экономика

Опубликован ежеквартальный макроэкономический обзор

Коллаж: Вадим Квятковский

Компания PwC Kazakhstan запустила новый проект – Ежеквартальный макроэкономический обзор. Основа этого исследования – экспертные прогнозы по основным для Казахстана макроэкономическим показателям. По мнению представителей PwC Kazakhstan, результаты опроса могут служить основой для принятия решений в среднесрочной перспективе.

Базовый сценарий восстановления экономики 

83% респондентов предполагают, что восстановление казахстанской экономики будет происходить по U-образной траектории, а процесс выхода из кризиса может принять затяжной характер. Основное обоснование такого прогноза – пандемия и вызванный ею экономический кризис – оказало серьезное влияние на деловую активность, и бизнесу, особенно МСБ, понадобится длительное время для восстановления и адаптации к новым условиям и поиска новых возможностей. Также многие опрошенные эксперты сходятся во мнении, что до момента изобретения вакцины и появления лекарственных средств в мире будет сохраняться тенденция социального дистанцирования и внедрения выборочных карантинных мер. Последние будут регулярно ужесточаться в момент ухудшения ситуации и роста заболеваемости, а это, в свою очередь, будет оказывать воздействие на сроки восстановления экономики.

 

Процент респондентов ожидающих развитие сценария U,V,L,W-1.jpg

Нефть в широком коридоре

Превалирующее большинство респондентов в своих прогнозах продемонстрировали широкие диапазоны между ожидаемыми минимальными и максимальными прогнозными значениями по нефти марки Brent в горизонте одного года (средняя дельта равна $17,9), на три года (средняя дельта равна $17,5) и пять лет (средняя дельта равна $19,4). Комментируя этот тренд, некоторые из опрошенных экспертов ссылались на пандемию COVID-19 как источник высокой неопределенности, особенно в перспективе ближайших двух лет, то есть до предполагаемого создания и выпуска в массы вакцины от вируса. 

Участники опроса отметили влияние пандемии на мировую экономику в виде снижения потреб­ления и спроса на товары, что неминуемо оказывает влияние на нефтяные цены. Кроме того, в прогнозах учитывались и потенциальные последующие волны заражений, которые могут прервать восстановление мировой экономики и, как следствие, восстановление спроса на энергоресурсы. Тема увеличения использования возобновляемых источников энергии также была отмечена как фактор, имеющий потенциал влияния на цены на нефть в среднесрочной перспективе. В долгосрочной перспективе, ожидают участники опроса PwC, цены на нефть будут стремиться к уровню $50–55 за баррель, который устраивает как добывающие, так и потребляющие нефть страны.

 

Прогнозная цена на нефть-1.jpg

Сколько тенге за доллар

Большинство респондентов склоняются к тенденции ослабления тенге по отношению к доллару в анализируемых периодах. Участники опроса выделили несколько основных причин, среди которых сокращение объемов добычи нефти в Казахстане, неопределенность по показателям инфляции и прекращение мер по поддержке национальной валюты со стороны государства. Максимальное ослабление тенге относительно доллара США за пять лет (на конец года) ожидается в районе 29,4%, в то время как минимальное ослабление тенге за аналогичный период прогнозируется в диапазоне 4,4%. Внутренний разброс в максимальных прогнозных значениях составил от 400 до 700 тенге за доллар (станд. отклонение равно 64), что значительно выше внутреннего разброса в максимальных прогнозных значениях, который расположился в рамках от 390 до 410,5 тенге за доллар (станд. отклонение равно 32,8). 

 

Прогнозная курс USD-KZT-1.jpg

Инфляционный процесс

Результаты опроса показали, что в горизонте одного года более 60% респондентов ожидают повышения уровня инфляции. Этот прогноз базируется на воздействии принятых в Казахстане и странах – торговых партнерах карантинных мер, результатом которых стали удорожание импорта и замедление деловой активности компаний, занимающихся поставкой и продажей товаров из стран ближнего и дальнего зарубежья. Вклад в динамику инфляционных процессов продолжает вносить и рост цен на продовольственные товары, которые в мае подорожали на 10,7% в годовом выражении, по данным Национального банка Республики Казахстан (НБРК). В долгосрочных прогнозах экспертов относительно уровня инфляции наблюдается большая степень уверенности в ее снижении. В горизонте трех лет 90% экспертов прогнозируют снижение инфляции в среднем на 1,7%. В горизонте пяти лет более 70% экспертов ожидают продолжения постепенного снижения инфляции. Причины повышения оценок инфляции в горизонте одного года с постепенным снижением в долгосрочной перспективе связаны, во-первых, с текущей денежно-кредитной политикой НБРК. 

Во-вторых, эксперты связывают краткосрочные инфляционные риски с массовыми налоговыми стимулами и накопленной за прошлые периоды скрытой инфляцией, отмечая, что в долгосрочной перспективе эти риски будут менее заметными.

 

Индекс потребительских цен-1.jpg

База для ставки

В марте 2020 года НБРК принял решение о повышении базовой ставки до 12% с целью стабилизации инфляционных ожиданий и ограничения распространения влияния внешнего шока на финансовый рынок. Но уже в апреле НБРК принял внеочередное решение о снижении базовой ставки до уровня 9,5% годовых и расширении процентного коридора до ±2 процентных пункта. Данная мера была направлена на обеспечение финансовой стабильности, ограничение рисков для экономики и ее адаптацию к условиям внешней и внутренней среды, связанным с пандемией COVID-19.

Большинство респондентов – участников опроса PwC – в перспективе одного года прогнозируют снижение ключевой ставки на 0,5 п. п. Данное мнение экспертов относительно минимального изменения базовой ставки может быть обосновано и подкреплено их ожиданиями роста инфляции в краткосрочном периоде при условии поддержания НБРК текущей политики для сдерживания роста инфляционных ожиданий. В горизонте трех лет, с учетом снижения инфляционных ожиданий, эксперты прогнозируют снижение базовой ставки до 8% с процентным коридором ±1 п. п. и сохранение ставки на этом же уровне в периоде до пяти лет.

 

Базовая ставка НБРК-1.jpg

В первом Ежеквартальном макроэкономическом обзоре PwC Kazakhstan приняли участие 23 респондента: ведущие экономисты, брокеры, трейдеры, представители банков развития и коммерческих банков. Опросник для составления обзора был заполнен всеми участниками в конце июня 2020 года. Многие ответы были предоставлены на условиях конфиденциальности.

В ходе анализа ответов респондентов по многим вопросам были выявлены достаточно значительные расхождения во мнениях, что ожидаемо в исследованиях, где эксперты представляют различные сферы (экономисты, трейдеры, ученые, банкиры) и, соответственно, имеют доступ к разным источникам информации. Консолидация мнений, охватывающих большую часть профессиональных участников финансового рынка, а также научных экспертов и ведущих экономистов Казахстана дает возможность спрогнозировать несколько сценариев развития экономики Казахстана. Для этих целей PwC Kazakhstan попросил респондентов дать их мнения в диапазоне минимум и максимум для вопросов, где это было уместно (цены на нефть, курсы валют, инфляция), и использовал несколько подходов к анализу полученных результатов. Помимо стандартного усреднения всех ответов исследователи PwC Kazakhstan также взяли верхние 30% в ответах-максимум и нижние 30% в ответах-минимум, чтобы выявить наиболее оптимистичный и наиболее пессимистичный сценарии развития событий.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg