Перейти к основному содержанию
1 просмотр

Как Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства помогает сельским бизнесменам?

Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства выдает кредиты под 6% годовых на бизнес в сельской местности

Фото: shutterstock.com

Жители Балхаша и поселка Гульшат в Карагандинской области получили кредиты по госпрограмме на открытие и развитие бизнеса. Больше 16 млн тенге Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства и банки выдали предпринимателям. Правда, ждать денег бизнесменам пришлось от двух до девяти месяцев. 

6% годовых, до 15 млн тенге на срок до 7 лет, – такие условия предлагают участникам госпрограммы «Развитие эффективной занятости и массового предпринимательства». Вот он шанс начать свое дело или расширить бизнес. Ежегодно больше 20  балхашцев и жителей ближайших сел подают заявки  на участие в программе.  Новый салон красоты, СТО, магазины, птицеводческое хозяйство – это часть бизнес-проектов. Вот только получают кредиты единицы.  В прошлом году банк одобрил один проект. С начала 2018 уже три, одна заявка находится на рассмотрении. 

Кредиты в 3 и 3,7 млн тенге получили два жителя поселка Гульшат. Оба занялись животноводством. Деньги выделил Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства (АО «ФФПСХ»). Это один из вариантов финансирования по Государственной программе «Развитие эффективной занятости и массового предпринимательства».

«Кроме того что фонд дает деньги под 6%, начать оплату человек может не сразу.  У нас есть льготный период, или каникулы: заемщик может  внести первый платеж через полгода, год, максимально – через полтора года. Это уже индивидуально с заемщиком обсуждается», – добавил главный кредитный менеджер филиала АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» Азамат Оспанов.

Получить деньги из фонда проще и быстрее, чем в банке, но он выдает кредиты только жителям сел и поселков и только на бизнес в своем населенном пункте.  В 2018 на Балхашский регион фонд выделили 46 млн тенге. Освоить пока удалось 6,7 млн тенге. 

«Чтобы получить кредит через фонд, нужен залог. Здесь проблема следующая: в поселках нашего региона Гульшат, Саяк оценочная стоимость недвижимости очень низкая, то есть бизнесмену часто нечего предоставить в залог, – пояснил директор центра занятости населения г. Балхаш  Азамат Саданов. –  Вместо залога можно предоставить поручителя, но это должен быть человек, у которого действующий бизнес, чтобы он был в состоянии погасить кредит, если заемщик не сможет».

Жительница Балхаша Асем Бейсембаева получила 10 млн тенге на развитие своего бизнеса.  Предприниматель купила готовый бизнес – помещение для сдачи в аренду.  Деньги дал банк второго уровня.  Это второй вариант финансирования по Госпрограмме «Развитие эффективной занятости и массового предпринимательства».  Чтобы получить эту сумму, женщина заложила имеющийся действующий бизнес и квартиру.  На то, чтобы банк одобрил бизнес проект, ушло девять месяцев, но, по словам бизнесвумен, она  не жалеет потраченного времени.   

«Это проект того стоил. Для сравнения: часть денег на свой бизнес получила под банковские проценты – это 21%. А часть по госпрограмме – под 6% годовых, в три с половиной раза меньше! Все документы в банк я собрала за неделю. А так долго получилось, потому что помещение, которое я покупала, было в залоге. Так думаю, за три-четыре месяца все бы оформили. У меня есть залог, с документами, с налоговой все в порядке», - рассказывает Асем Бейсембаева.

В Балхаше кредиты по Госпрограмме «Развитие эффективной занятости и массового предпринимательства» выдают два банка – Евразийский и Народный банк. Чтобы проверить платежеспособность клиента, просчитать свои риски, финансовые учреждения требуют перечень документов.  После того как собраны все документы, пакет проверяется в региональном отделении в Караганде, затем – в головном в Алматы.  Как правило, это занимает до полугода, иногда и больше.  Потому часть желающих заняться бизнесом или расширить действующий благодаря господдержке отказываются из-за сроков оформления. 

«Эта программа для безработного и самозанятого населения. А банки с этой категорией работают неохотно. Проверяют тщательно, способен ли выплатить человек такую сумму. Иногда одобряют кредит, но дают меньше денег», – добавил директор центра занятости населения г. Балхаш Азамат Саданов.

Сейчас на рассмотрении в Фонде финансовой поддержки сельского хозяйства проект жителя поселка Саяк. Предприниматель собирается открыть в поселке продуктовый магазин. Выдать или не выдать кредит, Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства решает уже несколько месяцев.

Те, кого привлекли выгодные условие госпрограммы и не испугали требования банка и сроки оформления документов, должны обратиться в городской отдел занятости за направлением в банк. После составить бизнес-план. В Балхаше его помогут сделать бесплатно в филиале палаты предпринимателей. Необходимо помнить, что кредиты по госпрограмме не выдаются на приобретение жилья, земельного участка и погашение долга.

1670 просмотров

Хорошие дороги для Казахстана: реальность или утопия?

Через пять лет 95% дорог республики должны стать идеальными

Фото: Shutterstock

Амбициозные планы Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК подкреплены миллиардными проектами, реализуемыми как за счет республиканского бюджета, так и благодаря иностранным инвестициям. Ужесточаются требования к строителям дорог, эксплуатирующим компаниям. Чтобы определить самые сложные участки, все дорожные объекты уже в следующем году оцифруют, будет составлен рейтинг качества автомобильных путей.

Такие разные регионы

По информации специалистов Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в этом году в стране поставлен своеобразный рекорд – отремонтировано и построено 4,4 тыс. км дорог. На эти цели потрачено более 500 млрд тенге. Если каждый год финансирование на эту отрасль будет увеличиваться на 50 млрд тенге, то к 2025 году показатель хорошего качества дорог, по прогнозам, должен увеличиться до 95%.

Самыми хорошими дорогами в стране, судя по данным МИИР, могут похвастаться Мангистауская, Павлодарская, Алматинская области. Восточный Казахстан в этом рейтинге расположился на четвертом месте. Самый высокий процент трасс в неудовлетворительном состоянии приходится на ЗКО, Атырау­скую и Северо-Казахстанскую области. 

Однако если принять во внимание протяженность дорожной сети в разных регионах, можно увидеть колоссальную разницу в нагрузке на бюджет в части ремонта и реконструкции дорог. Например, лидер рейтинга Мангистауская область с показателем дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии в 92% имеет протяженность автомобильных артерий всего 2,8 тыс. км. В 2019 году в этой части страны было отремонтировано лишь 218 км. Общая стоимость всех дорожных проектов – более 27 млрд тенге.

Восточный Казахстан хоть и стоит на четвертом месте (81% дорог в удовлетворительном состоянии), но имеет самую большую протяженность в стране – около 12 тыс. км. Из них только 29% относятся к трассам республиканского значения, а 71% – местная сеть, которая финансируется в большинстве своем из областной казны. Так, по данным акима ВКО Даниала Ахметова, на все виды работ по магистралям республиканского и местного значения ВКО в этом году выделено 76,4 млрд тенге (включая дорогостоящий проект по строительству трассы в обход Осиновского перевала). Из них доля областного бюджета – 22,2 млрд тенге. Общая протяженность отремонтированных дорог составила 455 км.

Безымянный_111.png

Всех проверим

В мае этого года все областные дорожные лаборатории были объединены в единую структуру – РГП «Национальный центр качества дорожных активов». Началась масштабная работа по проверке качества строящихся и ремонтируемых дорог с использованием обновленного потенциала региональных представительств.

Согласно данным генерального директора экспертной организации Замира Сагинова, за прошедшие полгода специалистами центра при проверках на дорогах страны взято более 11,5 тыс. образцов асфальта (кернов). Из них каждый третий (4,5 тыс.) не соответствует стандартам.
Наибольший объем работы Наццентра по качеству дорожных активов приходится именно на регионы, где реализуется больше всего проектов. Восточный Казахстан входит в число таких областей, ведь здесь идет строительство таких объектов, как горная дорога в объезд Осиновского перевала, реконструкция трасс республиканского и международного значения Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Омск – Майкапшагай.

«С момента создания РГП наш областной филиал совершил 437 выездов на объекты республиканского значения, на них выявлено 564 нарушения. Около 10 тыс. квадратных метров асфальта и асфальтобетона было забраковано, подрядчикам пришлось их заменить», – рассказывает директор филиала центра по ВКО Ержан Аязбаев.

Что касается местной сети дорог, то из 187 взятых проб 56 кернов не соответствовали госстандартам. Заказчикам направлено 55 предписаний. Работа с региональным управлением автомобильных дорог и пассажирского транспорта только начала налаживаться, в следующем году объем проверок будет увеличен. По мнению специалистов центра, сотрудничество акиматов с экспертами дорожных лабораторий выгодно для них не только с экономической точки зрения. Заключение экспертов позволяет заказчикам не осуществлять выплаты до устранения замечаний. А чем лучше будут работать дорожные строители, тем реже бюджету придется выделять средства на обновление дорожного полотна. Это в конечном счете повлияет на качество работ. Более жесткие требования, в свою очередь, заставляют подрядчиков работать лучше.

Главные проблемы

В следующем году Наццентр намерен провести полную цифровую паспортизацию всех автомобильных дорог страны. По словам Замира Сагинова, это позволит понять самые болевые точки в каждом регионе и обратить на них внимание властей.

Говоря о качестве казахстанских дорог, главный дорожный эксперт страны отмечает, что местная дорожная сеть гораздо более изношена, имеет больше дефектов, нежели республиканские трассы. На то есть много разных причин. Во-первых, недостаточное финансирование на эксплуатацию дорог, во-вторых, гарантия от подрядчика на местном уровне почти в два раза короче. В-третьих, различен уровень оснащения подрядных организаций на крупных республиканских и небольших местных объектах. Например, в строительстве некоторых участков международных трасс Талдыкорган – Усть-Каменогорск и Омск – Майкапшагай задействованы китайский консорциум CITIC Construction Ltd, компания из КНР «Синь Син», дочка итальянской Todini Construzioni Generali SPA – ТОО «Тодини Централ Азия».

Местные компании в регионе представлены двумя десятками фирм, однако по объемам оборотного капитала, качеству техники не могут тягаться с иностранцами. Согласно данным руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржана Жумадилова, местные дорожно-строительные фирмы сталкиваются с проблемой доставки материала. Возить из других регионов слишком накладно, поэтому чаще всего подрядчики используют ту допустимую марку щебня, которая имеет меньшую прочность, но доступна к покупке на карьерах в пределах области. 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance