Бауыржан Байбек рассказал, как будет развиваться город

Аким Алматы обозначил основные направления развития города на международном саммите мэров

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы открылся международный саммит мэров. Первым перед участниками из 20 стран выступил аким Алматы Бауыржан Байбек, который обозначил основные направления развития Алматы в ближайшие годы.

«Саммит проходит в городе с многовековой историей. Алматы входит в число 600 городов мира, формирующих вклад в мировую экономику. Сегодня доход ВРП на каждого алматинца составляет 20 тысяч долларов. В Алматы самая высокая продолжительность жизни в стране. К 2035 году численность населения составит три миллиона человек», - сказал Байбек.

По его данным планируется, что в ближайшие 15 лет в четыре раза вырастет использование горожанами общественного транспорта, количество велосипедистов вырастет - в 3 раза.

«С участием международных консультантов мы разрабатываем мастер-план развития Алматы на ближайшие 30 лет. И нам интересен опыт других городов в решении подобных задач: в первую очередь, по созданию качественной высокоразвитой медицинской сферы. В прошлом году Алматы стал участником международной сети «Здоровые города». Основная цель – под эгидой Всемирной организации здравоохранения всемерно содействовать здоровому образу жизни, качеству медицины, улучшению экологии в городах», - заявил аким Алматы.

Он отметил, что город соблюдает принципы Алматинской декларации принятой 40 лет назад, поэтому немаловажную часть будущего проекта составляет развитие медицины.

«Сейчас в Алматы работает 160 медорганизаций - все оснащены современным оборудованием. В 2019 году будет вместе с японскими специалистами построен новый медицинский центр», - сообщил аким.

Буквально накануне саммита в Алматы прошел форум посвященный развитию алматинской транспортной инфраструктуры. В рамках форума участники - представители городской администрации, эксперты и активные горожане - обсуждали основные направления развития транспортной системы мегаполиса. В развитых странах проблема высокой нагрузки на общественный транспорт и дорожную сеть решается путем интегрированного подхода к планированию транспортных систем. Подход учитывает разные виды транспорта и городскую застройку в целях обеспечения мобильности для всех категорий горожан.

В рамках мероприятия состоялся обмен мнениями по вопросам развития транспортной системы Алматы. Участники предлагали краткосрочные и долгосрочные решения для улучшения ситуации, опираясь на мировой опыт.

«Сегодня Алматы столкнулся с вызовами, требующих быстрых и кардинальных перемен. Например, стремительный рост населения ведет к нехватке транспортной инфраструктуры и общественного транспорта. Наш город определил ряд важнейших приоритетов, в котором главную роль играют здоровые и счастливые жители. Несколько недель назад Алматы занял первое место среди городов Восточной Европы на международном форуме в Любляне за комплексную транспортную реформу. Еще 2-3 года назад мы только планировали эти изменения, теперь же можно подвести определенные итоги», - отметил заместитель акима Алматы Ерлан Аукенов.

При этом г-н Аукенов отметил, что что город должен быть ориентирован на людей. Для этого повышается качество общественного транспорта, велосипедной инфраструктуры, развивается пешеходная среда и разгружается дорожная сеть. Для правильного развития изучается международный опыт, а также ведется работа со многими иностранными консультантами.

«Многое в городе изменилось: завершен проект реконструкции вокзала Алматы-1, уделяется большое внимание гражданской безопасности, активно реконструируются общественные пространства, в том числе дворы и подземные пешеходы. В настоящее время идет проектирование второй очереди БРТ, что позволит увеличить пассажиропоток. Дополнительно мы ведем строительство еще 2-х станций метрополитена. К линии будет присоединен Наурызбайский район, что также увеличит пассажиропоток в метро с 46 тысяч в сутки до 86 -100 тысяч. Также мы меняем подвижной состав автопарков, обновление которого составит до 86%, будет закуплено 730 автобусов. Уже сейчас автопарк наполовину заполнен экологичными газовыми автобусами, месяц назад запустили производство электробусов. Следует отметить, что впервые в Казахстане запустили каршеринг, в автопарке которого сто автомобилей с поминутной оплатой. Все эти меры направлены на улучшение экологии, качества жизни горожан и для создания города, привлекательного для туристов», - сказал заместитель акима.

По информации Центра развития Алматы, в 2017 году в мегаполисе в рамках модернизации общественного транспорта по экологическому стандарту «Евро-5» заменено 479 машин общественного транспорта. По итогам 2018 года будет заменено еще 559 машин.

За 2016-2018 годы автобусных остановок в Алматы стало больше на 64%. Введение системы безналичной оплаты проезда «Онай» увеличило доходы общественного транспорта на 60% и позволило вывести «из тени» 800 млн тенге. На сегодняшний день карточками «Онай» оплачено 24 млрд тенге.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Казахстанские правительственные чиновники ожидают экономический рост к концу года

На фоне негативных прогнозов регулятора и международных институтов

Фото: Depositphotos/irstone

В первом полугодии 2020 года ВВП страны ушел в отрицательную зону – величина падения составила 1,8%.
 
Ухудшение показателей произошло во II квартале, так как, по информации МНЭ, по итогам первых трех месяцев рост ВВП составлял 2,7%. Являются ли результаты второго квартала дном, станет ясно из осенней статистики. 

Прогнозы оптимистов и пессимистов

На расширенном заседании правительства Казахстана, которое прошло в закрытом режиме, премьер-министр Аскар Мамин заявил, что «на фоне глобальных негативных трендов в первом полугодии ВВП Казахстана снизился на 1,8%». Это означает, что во II квартале 2020 года, в период действия карантина, экономика серьезно просела, так как по итогам I квартала Министерство национальной экономики фиксировало рост ВВП на 2,7% относительно аналогичного периода прошлого года.

При этом, как следует из опубликованной на официальном сайте МНЭ РК информации, в первом полугодии наблюдался устойчивый рост в реальном секторе экономики. Производство товаров выросло на 4,1%. Основными его драйверами стали строительство (+11,2%) и обрабатывающая промышленность (+4,8%), рост которой обеспечен за счет автомобилестроения (46%), фармацевтики (24%), производства готовых металлических изделий (20%), легкой промышленности (8%), производства резиновых и пластмассовых изделий (8%) и бумаги (15%). Положительная динамика также отмечена в горнодобывающей промышленности (2,2%). Ввод жилья по стране вырос на 7,3%.
 
Похоже, что в целом правительство продолжает достаточно позитивно оценивать ситуацию в экономике. Буквально накануне расширенного заседания правительства вице-министр национальной экономики Мади Такиев заявил, комментируя годовой прогноз по ВВП, что «на сегодняшний день эта цифра составляет -0,9%. По итогам полугодия мы еще будем делать перерасчеты. Есть основания полагать, что к концу года мы можем выйти на небольшой положительный рост».

Такое утверждение не сходится не только с международными оценками роста ВВП Казахстана, но и с прогнозом Национального банка. Последний в своем «Обзоре инфляции. Июнь-2020» констатировал: «Согласно прог­нозам Национального банка, в 2020 году ВВП Казахстана сократится на 1,8%. Предполагается отрицательный вклад со стороны внутреннего спроса и чистого экспорта». 

Напомним, МВФ в своем июньском отчете ухудшил прогноз по росту экономики Казахстана в 2020 году с -2,5% до -2,7%. В сторону ухудшения пересмотрел свой прогноз по росту ВВП РК в 2020 году и Азиатский банк развития – с +1,8% в апреле до -1,2% в июне. Всемирный банк считает, что ВВП Казахстана ожидает в этом году еще большее падение (-3%). 

Оптимизм Мади Такиева основан на том, что «многие меры поддержки предпринимательства в Казахстане были приняты со значительным временным лагом»: например, налоговые льготы действуют до 1 октября текущего года. И поскольку на фоне высокой динамики производственного сектора в последующие месяцы в случае благоприятной эпидемиологической ситуации сектор услуг в стране будет набирать темпы, наверстывая упущенное в первом полугодии, в МНЭ предполагают возможность «небольшого положительного роста». То есть фактически речь шла о том, что в секторе производства и так все более-менее нормально, и если сектор услуг покажет быстрые темпы восстановления, то это позволит вывести ВВП в положительную зону. Следует отметить, что эти заявления прозвучали до принятия решения о введении в июле ограничительных карантинных мероприятий, которые вновь ударили по сектору услуг. Но и кроме этого, как показывают итоги полугодия, есть ряд факторов, которые заставляют с осторожностью относиться к оптимизму МНЭ. 

Что с драйверами?

В предыдущие несколько лет ключевыми драйверами экономического роста в стране были крупные проекты (например, газопровод «Сарыарка»), госинвестиции и потребительский спрос. 

Но тот же Нацбанк прямо констатирует, что «потребительский спрос, который в течение последних двух лет являлся одним из драйверов роста, в 2020 году будет вносить отрицательный вклад в динамику ВВП. Спад потребительского спроса будет обусловлен снижением реальных денежных доходов населения на фоне сокращения деловой активности в реальном секторе».  

«Наибольшее сокращение внутреннего потребления ожидается во II и III кварталах 2020 года. Ограничивающим фактором наряду с доходами станет более слабый курс тенге по сравнению с прошлыми периодами и ускорение инфляции», –  полагают аналитики Нацбанка.

Объем инвестиций в основной капитал, по данным Комстата, в январе – июне 2020 года cоставил 5215,6 млрд тенге, что на 2,9% меньше, чем в январе – июне 2019 года. Здесь кривая падения выглядит следующим образом: в I квартале рост 5,1%, но уже по итогам января – апреля 2020 года инвестиции в основной капитал замедлились до 0,9% в годовом выражении, в мае рост составил 0,1%. 

По оценке Нацбанка, основной вклад в это замедление внесло снижение инвестиций в горнодобывающую промышленность на 2,3% (доля этого сектора в общем объеме инвестиций в I квартале 2020 года составляла 57%). 

Снижение инвестиций было отмечено также в строительстве (на 51,4%), торговле (на 33%), на транспорте (на 25,4%), в профессиональной, научной и технической деятельности (на 62,1%) и обрабатывающей промышленности (на 8,6%). 

Еще одним важным фактором, который оказывает ключевое влияние на развитие экономики Казахстана, являются крупные проекты. И здесь не слишком радужные перспективы.  «Вместе с тем все еще сохраняется высокая неопределенность, связанная с реализацией крупных проектов в промышленности, что повышает риски более сильного спада накопления основного капитала, в случае если проекты будут отложены или заморожены», – считают в Нацбанке.

Минус сырье

Положительные итоги первого полугодия в отраслях, которые являются базовыми для экономики страны, – это тоже в основном следствие работы в I квартале. 

Напомним, начало года ознаменовалось резким падением цен на основные продукты казахстанского экспорта. Тем не менее внешнеторговый оборот в январе – марте 2020 года вырос на 2,7% в годовом выражении за счет увеличения объемов экспорта на 4,2% и сохранения объемов импорта практически неизменными (снижение на 0,06%). Рост объемов экспорта в стоимостном выражении на 4,2% был обеспечен исключительно увеличением экспорта минеральных ресурсов (рост на 14,3%). Все остальные товарные позиции показали спад.

Так, экспорт нефти в физических объемах вырос на 14% за счет увеличения объемов экспорта в Италию (рост на 14,5%) и Нидерланды (на 66,9%). Сокращение экспорта нефти во Францию, Швейцарию и Корею нивелировалось его ростом в Китай (в 2,1 раза), Литву (в 2,1 раза), Польшу (в 4,3 раза), Индию (в 3,8 раза), Турцию (на 82,3%). 

Наблюдалось увеличение экспорта руд, за исключением хромовых и марганцевых, направляемых в Россию. 

Экспорт цветных металлов в стоимостном выражении снизился на 33%, чему способствовало снижение как физических поставок, так и ценовой динамики. Сокращение экспорта черных металлов (ферросплавов) обусловлено существенным ухудшением ценовой динамики. При этом физические поставки черных металлов в I квартале 2020 года выросли на 28,1% в результате увеличения экспортных поставок в Россию (в 4,3 раза), Индию (в 4,5 раза), Китай (на 23%). 

В результате итоговые показатели за полугодие составили по углю – 101,9% относительно аналогичного периода прошлого года, железной руде – 107,9%, по нефти – 101,3%, и это с учетом вступивших в силу ограничений в рамках ОПЕК+. Следует отметить, что Казахстан фактически начал полностью выполнять условия соглашения ОПЕК+ только в июне, пообещав, что нагонит недостающее впоследствии. И эти обещания придется выполнять: Bloomberg сообщает, что ОПЕК+  будет добиваться дополнительных сокращений производства от тех членов, которые не выполнили квоты. По словам делегатов, технический комитет обозначил планы для таких стран, как Ирак, Нигерия и Казахстан, по внесению дополнительных 842 тыс. баррелей в сутки компенсационных сокращений в августе и сентябре. Если это произойдет, то стоит ожидать существенного сокращения реального экспорта на фоне снижения добычи нефти и газового конденсата, и тогда итоги III квартала могут оказаться хуже, чем -1,8% во втором.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg