Искусство: самые надежные альтернативные инвестиции?

Опубликовано
Приобретение художественных ценностей с целью извлечения прибыли – как бы цинично это не звучало – мудрый подход к вложению капитала, а арт-рынок все чаще сравнивают с фондовым рынком. С той только разницей, что на сегодняшний день инвестиции в искусство порой считают даже более надежными, чем в фондовый рынок, поскольку последний за один день может резко рухнуть вниз, тогда как цена на достойный предмет искусства с годами только растет.

Приобретение художественных ценностей с целью извлечения прибыли – как бы цинично это не звучало – мудрый подход к вложению капитала, а арт-рынок все чаще сравнивают с фондовым рынком. С той только разницей, что на сегодняшний день инвестиции в искусство порой считают даже более надежными, чем в фондовый рынок, поскольку последний за один день может резко рухнуть вниз, тогда как цена на достойный предмет искусства с годами только растет.

В Казахстане уже сложился свой арт-рынок. Причем казахстанцы на нем выступают не только в качестве покупателей. Картины казахстанских художников занимают достойное место в коллекциях не только отечественных, но и зарубежных коллекционеров. В первую очередь, по словам искусствоведов, это работы Абильхана Кастеева и Николая Хлудова которые на сегодняшний день оцениваются в среднем от $6-40 тыс.

Из «шестидесятников» среди коллекционеров популярностью пользуются Салихитдин Айтбаев, Жанатай Шарденов и Сергей Калмыков. Среди современных художников это Алексей Уткин, Евгений Фридлин, Нурлан Килибаев, Серик Буксиков и многие другие.

В среднем цена на работы современных казахстанских художников варьируется от $20-300 на Арбате до $2-3 тыс. в салонах.

Как рассказал искусствовед Союза Художников Республики Казахстан, директор галереи современного искусства «Улар» Юрий Маркович, на современном рынке цена на картины складывается из затрат художника на материалы и того, на сколько он оценивает свою интеллектуальную собственность: «А это объективно оценить очень сложно. Многие художники не в состоянии сделать это адекватно. Для меня, например, загадка, как современный художник может стоить дороже антикварного? Но на нашем рынке встречается и такое».

По аналогии с фондовым рынком полотна известных мастеров приравниваются к высоколиквидным «голубым фишкам», а картины начинающих художников – к акциям второго эшелона.

«На сегодняшний день инвестиции в искусство — это актуально, если вы ежедневно смотрите курсы валют, — считает Юрий Маркович. — Есть произведения, которые могут сохранить ваши деньги и в последующем — приумножить. Но, естественно, каждый потенциальный инвестор должен обратиться к профессионалам — галерейщикам, искусствоведам, которые смогут подсказать, дать информацию и гарантию. Без этого самостоятельно это невозможно. Никакой интернет не даст полной исторической справки о картине. Я имею в виду провенанс. А если взять мировую историю, то в тяжелые времена или же во время военных действий, что именно забирала армия победителей? В первых трех пунктах значится искусство».

Этого же мнения придерживаются и многие из коллекционеров. «Известно ли Вам, что самым удачным капиталовложением, или лучшей инвестицией всех времен, считается покупка коллекции французских импрессионистов русским промышленником Сергеем Щукиным, который покупал ее в Париже за где-то за 16 тыс. франков, а сейчас она стоит $4 млрд.? Но для меня понятия хорошей семьи и хорошего дома, выше финансовой составляющей, мне хочется, чтобы моя небольшая коллекция перешла будущим поколениям моей семьи, и они никогда ее не продавали, а передавали из поколения в поколение», — рассказала Исабаева Клара коллекционер и специалист по связям с общественностью и внешним связям Государственного музея искусств им. А. Кастеева

Причем кризис не только не влияет на арт-рынок, но и в какой-то степени его стимулирует. «Кризис дает возможность купить уникальную, редкую вещь по «бросовой» цене. Это происходило во все времена, и я мало знаю коллекционеров, которые не думают об экономии. Сейчас есть большие возможности, продается много коллекций и много шедевров. Помимо этого, сейчас путь открыт на многие аукционы, и многие бизнесмены уже в них участвуют. Тот, кто уже собрал казахстанский блок, может переходить и к российскому рынку, и дальше к европейскому. Все зависит от финансовых возможностей», — объясняет Юрий Маркович.

Впрочем, Клара Камиловна считает, что каждый решает этот вопрос индивидуально в зависимости от приоритетов: «У меня в этом вопросе свой собственный подход. На меня не действует никакой ажиотаж – это модно, этот художник топовый на аукционах. Возможно, это не лучший финансовый совет, но я предпочитаю работы по собственному вкусу – мне очень нравятся Нелли Бубе, Гульжамал Тагенова и сестры ГаБо. Вся моя небольшая коллекция пронизана любовью к Казахстану и Средней Азии, к его истории, природе, колориту. Когда Нелли Бубе ознакомилась с моим собранием, она отметила, что коллекция подобрана с большим вкусом».

Как бы там ни было, а при хорошем расчете или везении инвестиции в искусство могут приносить от 10 до 700-1200% годовых. При этом современное искусство порядка нескольких десятков лет (созданное после эпохи импрессионистов и модернистов) очень волатильно и цена на него практически непредсказуема, но и находится оно в более доступном ценовом диапазоне. В то же время антиквариат того же срока давности стоит дороже, но и предсказуем он больше и цена на него растет в среднем на 20% в год.

Читайте также