Фудтраки не смогли доехать до клиентов на карантине

Опубликовано
Пандемия подчеркнула пробелы в законах, регулирующих работу нестационарных торговых объектов

Бизнес на фудтраках не смог на карантине воспользоваться своим главным преимуществом – мобильностью. Кафе-фургоны, чья обычная локация – бизнес-центры или места скопления отдыхающих горожан, не доехали до спальных микрорайонов из-за отсутствия четких норм именно для мобильного общепита.

Что такое фудтраки и сколько они стоят

Фудтраками называют фургоны с мобильной кухней для торговли едой и напитками на вынос. Чтобы начать продавать приготовленные в автокухне бургеры или хот-доги, в среднем нужно около 8–12 млн тенге, из них примерно две трети идут на сам автомобиль либо трейлер, остальные средства – на покупку и установку специального оборудования. Уложиться можно и в меньшую сумму, если сэкономить на автомобиле – так поступил владелец Picnic Food Truck Марлен Малькеев, купивший Mercedes 308D 1995 года.

«Вместе с переоборудованием и ремонтом вышло 4 млн тенге. Это минимально необходимая сумма для постройки фудтрака, с учетом, что значительная часть работы будет выполнена своими руками. Цена на готовые, но б/у фудтраки стартует от 7 миллионов тенге», – рассказывает Малькеев.

Для продажи напитков большой грузовик необязателен, достаточно переоборудовать минивэн. Приобретая б/у вариант, можно уложиться в 3,5 млн тенге, говорит предприниматель Павел Заврин. Он приводит в пример собственный опыт, поскольку сам купил за эту сумму передвижную кофейню на базе минивэна Renault Kangoo.

Передвижные кофейни относительно дешевы и просты в обслуживании, поэтому начинающие предприниматели чаще выбирают именно этот сегмент фудтракерского бизнеса.

Начинающему фудтракеру нужно зарегистрироваться в Налоговом комитете как предпринимателю с установкой соответствующего ОКЭД. Также необходимы регистрация трака в ГАИ как передвижного объекта общепита и разрешение от СЭС.

Полтора года назад Миннацэк даже советовал предпринимателям обратить внимание на фудтраки. Асланбек Джакупов, на тот момент директор департамента развития предпринимательства МНЭ РК, на брифинге в Службе центральных коммуникаций назвал такой бизнес на колесах «быстро окупаемым и мобильным».

fudtraki-ne-smogli-doexat-do-klientov-na-karantine-8.jpg

Почему мобильный бизнес немобильный

Если с тезисом про окупаемость фудтракеры не спорят (хотя на то, чтобы отбить вложения, в среднем уходит около двух-трех лет), то тезис про мобильность, как ни парадоксально, верным назвать нельзя, утверждают участники рынка. 

Сейчас у фудтраков в Казахстане есть две модели работы. Можно заниматься мобильным кейтерингом, то есть ставить фудтрак на фестивалях, концертах и других массовых мероприятиях. «За одно мероприятие в среднем можно заработать примерно 50 тыс. тенге прибыли, оборот составляет около 200–250 тыс. тенге. Расходы – стоимость продуктов и установленная организатором мероприятия стоимость аренды площадки. В хороший месяц выходит около 800 тыс. тенге прибыли», – показывает эту модель в цифрах Марлен Малькеев.

Второй путь – аренда места в городе. Можно поставить фудтрак на частной территории, перед бизнес-центром. Представители одного из бизнес-центров по просьбе «Курсива» объяснили, из каких соображений владельцы офисных зданий устанавливают стоимость аренды для кафе-фургонов. 

Фудтрак может оплачивать аренду из расчета стоимости парковочного места на территории бизнес-центра – сколько мест займет мобильное кафе, за столько и придется заплатить. Ставка аренды за одно место колеблется в диапазоне 20–35 тыс. тенге в месяц. Бизнес-центр может использовать и классический подход – «ставка за квадратный метр», где ставка зависит от сезона, расположения бизнес-центра и т. д.

«Например, может быть применена ставка за 1 кв. м площади по аналогии с кофейными островками, находящимися внутри зданий и занимающих небольшие площади, как правило, в открытом формате. Такая ставка на территории одного из бизнес-центров  в Нур-Султане составляет в среднем от 6 до 10 тыс. тенге», – привел данные представитель компании, управляющей бизнес-центром. Если судить по приведенным данным, ежемесячная аренда для кафе-фургона не должна составлять больше 100 тыс. тенге. Алматинские фудтракеры исходя из своего опыта настаивают на цифре в четыре раза больше – 400 тыс. тенге. 

fudtraki-ne-smogli-doexat-do-klientov-na-karantine-9.jpg

Можно расположиться на одном из 60 участков, которые в этом году в Алматы выделены для установки нестационарных торговых объектов. 

Стоимость аренды государственной земли ненамного ниже и варьируется, по словам фудтракеров, от 300 до 400 тыс. тенге в месяц (при этом она не меняется в течение года, хотя в зимний период оборот падает в три-четыре раза). А главное – условия тендеров за право аренды участка для нестационарной торговли подразумевают, что торговый объект будет находиться на этом участке на постоянной основе. Сама идея мобильного общепита в таком случае теряет смысл: фудтракеры не могут быстро сменить локацию или даже просто уехать на ночь.

Первая модель работы фудтракеров в настоящих реалиях привлекает сильнее, поскольку в ней меньше проволочек с документами, а заработка все равно достаточно. Стоимость аренды места на мероприятии, организованном акиматом, для фудтракеров составляет в среднем 30 тыс. тенге в день. Если это ивенты от частных организаторов (например, The Spirit of Tengri или Let’s Eat), то от 50 тыс. тенге в день. Но из-за отмены фестивалей и праздников те, кто специализировался на мобильном кейтеринге, остались без доходов. У предпринимателей, которые стояли на участках для нестационарных объектов, упала выручка – привычный поток клиентов, по оценке Заврина, сократился на 60%. Обе модели работы на карантине оказались неэффективны, но уехать от пандемии на новую точку, например в спальный район, фудтракеры не смогли. 

Что помешало фудтракам уехать от пандемии

Фудтрак – заведение общепита, которое работает навынос. Такой формат бизнеса имел право функционировать во время карантина, но полноценно воспользоваться этой возможностью фудтракеры не смогли из-за особенностей регулирования нестационарной торговли. 

Например, те предприниматели, кто занимался до карантина кейтерингом на мероприятиях, не смогли перебраться на места, выделенные для нестационарной торговли. Им пришлось бы ждать розыгрыша тендера на место, который проводится раз в год – просто так встать и торговать там фудтраки согласно законодательству не могут. «Это была хорошая возможность, но у нас не было заранее договоренности по месту с руководством города. Проблема и в том, что розыгрыш тендеров на такие места проводится раз в год, поэтому мы бы не смогли быстро активизироваться и начать работу. А стоять на любом месте мы не имеем права», – объясняет Марлен Малькеев. 

fudtraki-ne-smogli-doexat-do-klientov-na-karantine-5.jpg

Изменения в законодательстве обсуждаются представителями этого сегмента нестационарной торговли с рабочей группой, в которую входят представители поддержки предпринимателей от акимата и НПП «Атамекен». Участники рынка предлагают разработать для кафе-фургонов варианты маршрутов, ввести дифференцированную плату за аренду в зависимости от места или района; есть предложение о патентах на работу в определенном районе.

На вопрос редакции о том, когда ждать специальных законов для общепита на колесах, в НПП «Атамекен» ответили, что условия деятельности для этого сегмента торговли уже упрощены и у фудтракеров появились новые возможности. В Нацпалате предпринимателей ссылаются на изменения и дополнения в приказ от 19 июля 2019 года «Об утверждении Правил внутренней торговли». 

Речь там, в частности, идет о том, что акимат теперь утверждает не только места для торговли нестационарных торговых объектов, но и маршруты. Однако маршруты исполнительным органом до сих пор, по словам фудтракеров, не установлены. Вопрос журналиста о таких маршрутах, заданный через виртуальную приемную управления предпринимательства и инвестиций города Алматы, остался без ответа.

Маркетинговые исследования прочат глобальному рынку фудтраков среднегодовой рост в 5% в ближайшую пятилетку, называя конкурентными преимуществами сегмента более низкую по сравнению со стационарным кафе стоимость вхождения на рынок и гибкость в управлении клиентским потоком (фудтрак в теории всегда может уехать туда, где много клиентов). Рисками сегмента во всем мире маркетологи называют как раз неблагоприятную нормативно-правовую среду и обязанность фудтракеров на законных основаниях использовать общественное или частное пространство под свою деятельность.

Читайте также