Режим ЧП выявил проблемы предпринимателей

Опубликовано

Карантинный режим стал испытанием для всех. Люди и бизнес, оказавшиеся в патовой ситуации, как никогда нуждаются в поддержке. К счастью, в Казахстане есть неравнодушные компании, которые смогли оказать посильную помощь казахстанцам.

Далида Давлятшина, операционный директор группы IDF Eurasia в Казахстане (бренды МФО Solva.kz и Moneyman.kz), рассказала «Курсиву» о социальных проектах, которые инициировала компания в период пандемии.

— Далида, расскажите, какой была первая реакция IDF Eurasia в Казахстане после новостей и введении карантина и режима ЧП?

— Введение режима ЧП в Казахстане на фоне распространения пандемии COVID-19 кардинально повлияло на образ жизни казахстанцев. Главной миссией деятельности группы в этот период мы видели в оказании помощи людям, которые оказались в непростой ситуации. Например, в особо уязвимом положении в режиме ЧП оказались люди старшего поколения, которым было предписано строжайшее соблюдение мер карантина. Поэтому в первую очередь в рамках социальной поддержки МФО Solva организовала адресную помощь в виде доставки более тысячи продуктовых пакетов пожилым людям, проживающим в микрорайоне Аксай и других регионов страны. Эта активность была реализована совместно с общественным объединением «Женский клуб Алма-Аты».

— В первые недели многие предприниматели стали содействовать работе волонтеров и медиков. Участвовали ли вы в подобных мероприятиях?

— Да, действительно, именно волонтеры первыми откликнулись на режим ЧП в каждом городе, помогая всем, кто попал в сложную ситуацию.  Например, Клуб рестораторов Казахстана взял на себя обеспечение горячим питанием медиков в клиниках Алматы совместно со службой скорой медицинской помощи.

Конечно, архиважной задачей для волонтеров и медиков стало обеспечение собственной безопасности.  Поэтому мы со своей стороны закупили противовирусные комплекты для персонала городской больницы №7 в Алматы, активистов «Женского клуба», Клуба рестораторов, для минимизации риска заражения вирусом. Нам удалось помочь как предпринимателям, которые остались без ресурсов и возможности продолжать деятельность, так и волонтерам, находящимся в группе риска.

— Бизнес действительно оказался в катастрофической ситуации. До сих пор многим предпринимателям не удается восстановить свою деловую активность. Как еще вам удалось помочь МСБ?

— Возможно, наша помощь предпринимателям не возымела глобального эффекта, такой цели и не стояло перед нами. Но в то же время мы не могли оставаться в стороне, когда бизнес находится в критическом положении.

Ведь для 80% предпринимателей и самозанятых кризис с коронавирусом и последовавшим карантином стал беспрецедентным по своим масштабам и глубине. Особенно тяжело пришлось тем, кто и в более благополучные времена сталкивался с трудностями в привлечении клиентов и поиске оптимальной бизнес-модели. И для предпринимателей в это время как никогда стал актуален вопрос финансовой грамотности, особенно в отделенных регионах Казахстана.

Для этого группа IDF Eurasia в Казахстане организовала серию бесплатных вебинаров по антикризисному менеджменту на темы «Как пересмотреть свой бизнес во время карантина», «Снижение рисков выхода бизнеса из карантина». В проекте участвовали индивидуальные предприниматели и самозанятые из Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Алматинской и Кызылординской областей. В основном, это были владельцы магазинов одежды, обуви, салонов красоты, туристических агентств, рекламного агентства, производители мебели для учебных заведений, производители и установщики окон, представители сетевого бизнеса и т.д.

Ключевой целью мероприятия стало содействие бизнесу в максимально быстром выходе из кризиса и с минимальными потерями. В этом проекте нам очень помогла опытный бизнес-тренер Галия Коянбаева. Все, что нужно было для участия — это готовность людей учиться и выполнять задания.

— Какую обратную связь вы получили от предпринимателей?

— Всего в вебинарах приняли участие свыше 300 предпринимателей и самозанятых. Это позволило собрать достаточный массив данных. Во-первых, до финального этапа обучения дошли не все – одни не нашли свободного времени в своем графике, а другие просто оказались не готовы к кропотливой работе над бизнес-ошибками.

Второе наблюдение: большинство предпринимателей и самозанятых впервые участвуют в подобных обучающих мероприятиях, раньше они ни с кем не консультировались и все знания получали на практике методом собственных проб и ошибок. Например, не все участники вебинара владеют необходимыми знаниями по организации бизнеса, построению команды, явно ощущается потребность в новой информации о том, как сохранить и повысить продажи в условиях нестандартного кризиса, им не хватает знаний о продажах товаров и услуг.

Интересно, что многие испытывают трудности в определении ниши, в которой они хотели бы вести свой бизнес. Многие предприниматели недовольны сферой своей деятельности, поскольку бизнес они выбирали либо из-за невысокого «входного билета», либо из-за того, что «так делают все». Оказалось, что некоторые даже не верили по-настоящему в собственный успех и воспринимали бизнес как тяжкое бремя, не владея информацией о том, где получить финансирование и как работает рынок финансовых услуг.

К слову, для многих приглашение принять участие в бесплатном тренинге было удивительным в силу распространенного стереотипа «дешево — значит, некачественно». Впрочем, позже участники вебинаров признавались, что были неправы и полученный результат превзошел их ожидания.

— Планируете ли вы в дальнейшем работать по проектам социальной поддержки?

— Безусловно, несмотря на то, что постепенно мы начали возвращаться к привычной жизни. Кризис еще не миновал. И бизнес, который имеет возможность помочь другим, просто обязан быть социально ответственным.

Именно поэтому МФО Solva приняла решение продолжать онлайн-обучение для предпринимателей и в других регионах, где актуальность вопросов повышения финансовой грамотности тоже высока. Также планируется расширение помощи за счет снабжения граждан необходимыми медикаментами, защитной одеждой — она будет заказана у пошивочных цехов индивидуальных предпринимателей, оставшихся без работы на период карантина.

*партнерский материал

Читайте также