Режим ЧП выявил проблемы предпринимателей

Фото: Валерий Аяпов

Карантинный режим стал испытанием для всех. Люди и бизнес, оказавшиеся в патовой ситуации, как никогда нуждаются в поддержке. К счастью, в Казахстане есть неравнодушные компании, которые смогли оказать посильную помощь казахстанцам.

Далида Давлятшина, операционный директор группы IDF Eurasia в Казахстане (бренды МФО Solva.kz и Moneyman.kz), рассказала «Курсиву» о социальных проектах, которые инициировала компания в период пандемии.

- Далида, расскажите, какой была первая реакция IDF Eurasia в Казахстане после новостей и введении карантина и режима ЧП?

- Введение режима ЧП в Казахстане на фоне распространения пандемии COVID-19 кардинально повлияло на образ жизни казахстанцев. Главной миссией деятельности группы в этот период мы видели в оказании помощи людям, которые оказались в непростой ситуации. Например, в особо уязвимом положении в режиме ЧП оказались люди старшего поколения, которым было предписано строжайшее соблюдение мер карантина. Поэтому в первую очередь в рамках социальной поддержки МФО Solva организовала адресную помощь в виде доставки более тысячи продуктовых пакетов пожилым людям, проживающим в микрорайоне Аксай и других регионов страны. Эта активность была реализована совместно с общественным объединением «Женский клуб Алма-Аты».

- В первые недели многие предприниматели стали содействовать работе волонтеров и медиков. Участвовали ли вы в подобных мероприятиях?

- Да, действительно, именно волонтеры первыми откликнулись на режим ЧП в каждом городе, помогая всем, кто попал в сложную ситуацию.  Например, Клуб рестораторов Казахстана взял на себя обеспечение горячим питанием медиков в клиниках Алматы совместно со службой скорой медицинской помощи.

Конечно, архиважной задачей для волонтеров и медиков стало обеспечение собственной безопасности.  Поэтому мы со своей стороны закупили противовирусные комплекты для персонала городской больницы №7 в Алматы, активистов «Женского клуба», Клуба рестораторов, для минимизации риска заражения вирусом. Нам удалось помочь как предпринимателям, которые остались без ресурсов и возможности продолжать деятельность, так и волонтерам, находящимся в группе риска.

- Бизнес действительно оказался в катастрофической ситуации. До сих пор многим предпринимателям не удается восстановить свою деловую активность. Как еще вам удалось помочь МСБ?

- Возможно, наша помощь предпринимателям не возымела глобального эффекта, такой цели и не стояло перед нами. Но в то же время мы не могли оставаться в стороне, когда бизнес находится в критическом положении.

Ведь для 80% предпринимателей и самозанятых кризис с коронавирусом и последовавшим карантином стал беспрецедентным по своим масштабам и глубине. Особенно тяжело пришлось тем, кто и в более благополучные времена сталкивался с трудностями в привлечении клиентов и поиске оптимальной бизнес-модели. И для предпринимателей в это время как никогда стал актуален вопрос финансовой грамотности, особенно в отделенных регионах Казахстана.

Для этого группа IDF Eurasia в Казахстане организовала серию бесплатных вебинаров по антикризисному менеджменту на темы «Как пересмотреть свой бизнес во время карантина», «Снижение рисков выхода бизнеса из карантина». В проекте участвовали индивидуальные предприниматели и самозанятые из Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Алматинской и Кызылординской областей. В основном, это были владельцы магазинов одежды, обуви, салонов красоты, туристических агентств, рекламного агентства, производители мебели для учебных заведений, производители и установщики окон, представители сетевого бизнеса и т.д.

Ключевой целью мероприятия стало содействие бизнесу в максимально быстром выходе из кризиса и с минимальными потерями. В этом проекте нам очень помогла опытный бизнес-тренер Галия Коянбаева. Все, что нужно было для участия - это готовность людей учиться и выполнять задания.

- Какую обратную связь вы получили от предпринимателей?

- Всего в вебинарах приняли участие свыше 300 предпринимателей и самозанятых. Это позволило собрать достаточный массив данных. Во-первых, до финального этапа обучения дошли не все – одни не нашли свободного времени в своем графике, а другие просто оказались не готовы к кропотливой работе над бизнес-ошибками.

Второе наблюдение: большинство предпринимателей и самозанятых впервые участвуют в подобных обучающих мероприятиях, раньше они ни с кем не консультировались и все знания получали на практике методом собственных проб и ошибок. Например, не все участники вебинара владеют необходимыми знаниями по организации бизнеса, построению команды, явно ощущается потребность в новой информации о том, как сохранить и повысить продажи в условиях нестандартного кризиса, им не хватает знаний о продажах товаров и услуг.

Интересно, что многие испытывают трудности в определении ниши, в которой они хотели бы вести свой бизнес. Многие предприниматели недовольны сферой своей деятельности, поскольку бизнес они выбирали либо из-за невысокого «входного билета», либо из-за того, что «так делают все». Оказалось, что некоторые даже не верили по-настоящему в собственный успех и воспринимали бизнес как тяжкое бремя, не владея информацией о том, где получить финансирование и как работает рынок финансовых услуг.

К слову, для многих приглашение принять участие в бесплатном тренинге было удивительным в силу распространенного стереотипа «дешево - значит, некачественно». Впрочем, позже участники вебинаров признавались, что были неправы и полученный результат превзошел их ожидания.

- Планируете ли вы в дальнейшем работать по проектам социальной поддержки?

- Безусловно, несмотря на то, что постепенно мы начали возвращаться к привычной жизни. Кризис еще не миновал. И бизнес, который имеет возможность помочь другим, просто обязан быть социально ответственным.

Именно поэтому МФО Solva приняла решение продолжать онлайн-обучение для предпринимателей и в других регионах, где актуальность вопросов повышения финансовой грамотности тоже высока. Также планируется расширение помощи за счет снабжения граждан необходимыми медикаментами, защитной одеждой — она будет заказана у пошивочных цехов индивидуальных предпринимателей, оставшихся без работы на период карантина.

*партнерский материал

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Без работы осталась треть работников предприятий – участников опроса НПП «Атамекен»

В онлайн-опросе участвовали 37 тыс. предприятий, причем 99% из них представляли малый бизнес

Фото: Pixabay

Большая часть участников опроса – предприниматели, работающие в сфере услуг. 41% респондентов трудятся в такой сфере, как торговля, 18% – в сфере бытовых услуг,  8,5% работают в АПК, 6% – в общепите, 5,4% – в транспортной сфере.

Опрос показал, что бизнес на треть уменьшил число рабочих мест – из 279,6 тыс. «докарантинных» сотрудников 41,3 тыс. человек были сокращены, еще  52,2 тыс. – отправлены в бессрочные отпуска. 

Наиболее болезненно ограничения ударили по бизнесу в Туркестанской области, где респонденты отметили совокупную потерю 67% рабочих мест, в Мангистауской и Кызылординской областях (52%), в Шымкенте (48%) и Карагандинской области (44%). Наименьшие потери указали предприниматели Алматинской области (17% рабочих мест), Акмолинской и Костанайской областей (по 18%) и Северо-Казахстанской области (19%). От 22 до 42% рабочих мест сокращены в компаниях-респондентах Актюбинской, Жамбылской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Западно-Казахстанской областей.

Ситуация-с-занятостью-в-разрезе-отраслей.jpg

Опрошенные 3323 компании Алматы, крупнейшего рынка страны (29,4% розничной торговли), показали среднюю потерю рабочих мест, т. е. 37%. Компании Нур-Султана, второго по величине рынка Казахстана (11,4% розницы), показали потерю 19% рабочих мест (на основании данных, предоставленных 2 264 компаниями).    

Screenshot_3_2.png

Анализ по отраслям продемонстрировал, какие сферы оказались самыми уязвимыми на фоне пандемии и карантина.  Предприятия общественного питания оптимизировали 65% рабочих мест, отдыха и развлечений – 62%, туризма – 58%. Наиболее востребованными рабочие руки оказались в сфере АПК (в целом сокращено 13,6% рабочих мест), образования (24%) и торговли (27%). От 34 до 44% рабочих мест сократили в опрошенных компаниях, оказывающих услуги в сфере b2b, транспорта, в гостиничном бизнесе, совершающих операции с недвижимостью, а также  бытовые и прочие услуги.

Также исследование показало, что 35% предпринимателей наблюдают кардинальное сокращение выручки, 20% не имеют доходов вообще, 15% отмечают сокращение спроса и доходов. Как следствие, 23% опрошенных компаний не могут обслуживать займы, 20% не могут оплатить налоги и другие обязательные платежи, 2,7% не имеют средств на выплату заработной платы, оплату аренды и коммунальных услуг.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg