392 просмотра

Убытки рестораторов Уральска перевалили за десятки миллионов тенге

К зданию СЭС вышли 50 человек с требованием открыть банкетные залы

Фото: Нана Иксанова

Владельцы и администраторы ресторанов Уральска вышли к санитарно-эпидемиологической службе с требованием открыть банкетные залы. По их словам, залы ещё в январе и феврале забронировали на все лето. Теперь, из-за пандемии, заказчики требуют назад внесенную предоплату, но заведениям нечем отдавать эти деньги.

Несколько владелиц ресторанов посчитали, что в штате уральских банкетных залов работает почти 700 человек по городу и они сейчас без работы и средств.

«В каждом ресторане работают по 6-7 человек в штате. Официальных банкетных залов, которые мы нашли через «2Гис» - 110. На деле их больше, потому что некоторые именуют себя ресторанами, у кото-то тойхана. Мы не добавляли в список наёмных посудомойщиц и уборщиц, которых отдельно нанимали», - поделилась владелица банкетного зала Анара Аристанова.

IMG-0123_0097.png

Актуальные цены и сумму задолженности перед клиентами назвала представитель другого банкетного зала.

«В нашем ресторане три банкетных зала. В начале года все они уже были полностью расписаны на всё лето. Мы проводим банкеты по 3-4 раза в неделю. Про март и апрель не говорим уже. Но за май и июнь-месяц мы потеряли много дат. Люди требуют вернуть задаток, а это, между прочим, немалые деньги. Стоимость «садака» - 3-5 тысяч тенге с человека. Обычно бывает 50-70 человек. Свадьбы дороже – 6-8 тысяч тенге с человека и празднуют их с большим размахом: 120-160 человек. Вот и посчитайте. Задаток в среднем 30%. У каждого ресторана сумма своя, конечно, но. в целом, каждое заведение задолжало миллионы своим клиентам. Некоторые – десятки миллионов. Мы в отчаянии», - рассказала администратор Айжан Сатвалдиева.

Рестораторы также говорят, что нелегально проводятся мероприятия в арендованных коттеджах и банкетных залах вдали от центра, в то время пока подавляющее большинство банкетных залов не работают.

IMG-0123_0099.png

Нурлыбек Мустаев

«Это незаконно, сообщайте о таких случаях. Наша выездная мониторинговая группа работает круглосуточно. А по поводу того, когда ваши заведения откроют, никто не знает. Мы действуем согласно постановлению. Да, карантин был до 15 июня. Сейчас его нет, но ограничительные меры остались. Вы же сами знаете, что ситуация с коронавирусом нестабильная – есть прирост. Причем, по всему Казахстану. Поэтому вам никто, ни на каком уровне, не сможет обозначить даже примерные сроки», - рассказал заместитель руководителя Департамента контроля качества услуг и товаров по ЗКО Нурлыбек Мустаев.

IMG-0123_0091.png

Марат Нургуатов

«Мы понимаем бизнес: у них огромный минус. Люди терпят убытки. Я могу связаться с центральным управлением палаты предпринимателей. Мы обсудим ситуацию, пригласим ваших представителей и все вместе попытаемся найти решение вашей проблемы. Возможно, выработаем рекомендации, которые направим на рассмотрение в правительство РК», - предложил заместитель директора НПП «Атамекен» по ЗКО Марат Нургуатов.

Аким ЗКО Гали Искалиев опубликовал в Facebook обращение к жителям, с просьбой соблюдать меры предосторожности из-за чрезвычайного роста заболевших.

«Прошу всех жителей области соблюдать меры предосторожности, о которых уже все знают: не посещать многолюдные места, не проводить мероприятия, тои, садақа, требуйте соблюдения защитных мер (маски, антисептики и др) от продавцов, водителей автобусов и других. Требуйте дезинфекции автобусов на конечных остановках, старайтесь проводить встречи не в помещениях, а на открытом пространстве, на улице. Прошу руководителей предприятий и субъектов малого бизнеса максимальное количество своих сотрудников перевести на удаленную работу. Есть случаи, когда массовые заражения выявлены именно среди коллективов компаний», - написал Гали Искалиев.

Напомним, что карантинные меры стали применять в ЗКО с 19 марта, когда все торговые дома, центры, кафе и рестораны прекратили свою работу. Первые случаи заражения зафиксировали только 29 марта. В настоящее время в ЗКО зарегистрировано 1 012 случаев заражения коронавирусом, 6 случаев летального исхода и 670 выздоровевших.

banner_wsj.gif

202 просмотра

Летние площадки спасают сегмент Food & Beverage от разорения

Они стали хорошим подспорьем для рестораторов в период карантинных ограничений

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы работают 3,3 тыс. ресторанов и кафе, в Нур-Султане – 1,9 тыс., судя по данным restoran.kz. Все эти заведения даже после частичного снятия эпидограничений не могут работать в полную силу. Под запретом караоке, кальянные, банкетные залы, ночные клубы и фудкорты. Во время усиления карантинных мер в прошедшие выходные межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции закрыла даже небольшие кафе и рестораны, разрешив работу лишь заведениям на открытом воздухе.

Спасительные летники 

Летние площадки пользовались популярностью и до карантина – они позволяют увеличить вместимость заведения почти вдвое, не требуют серьезных капиталовложений и сложных согласований. А в теплое время притягивают множество желающих посидеть на свежем воздухе.

DSC08017.JPG

 «В Нур-Султане, с учетом длинной зимы, если в ресторане есть «летка», то он в приоритете. В Алматы «летка» – это вообще неотъемлемая часть ресторана, некая классика», – говорит председатель гильдии шеф-поваров города Нур-Султана Рустам Имамниязов.

Но из-за сезонности акцент на летних площадках делали немногие заведения с очень удачным расположением, позволяющим заработать за теплое время года приличную прибыль. Даже в солнечном Алматы летние площадки, по данным restoran.kz, были лишь у каждого седьмого заведения. А в Нур-Султане и того меньше – короткое лето и сильные ветры мешают работе летников. 

Но сейчас, с учетом карантинных ограничений, именно летние площадки выручают рестораторов. Чтобы выжить и выполнить обязательства перед работниками и поставщиками, нужно привлечь посетителей, поэтому  операторы Food&Beverage (F&B) стали использовать каждый метр на свежем воздухе.

«В текущих условиях рестораторы пытаются максимально расширять площадь посадки на летнике, добавляя столы и стулья из основного зала», – продолжает Имамниязов.

DSC08200.JPG

Но лето спасло не всех – многие кафе и рестораны закрылись.

«Процентов пятьдесят не смогли выполнить стандарт и открыть летники. У многих не было площадок в принципе, а выставлять столы, которые мешают проезду, нельзя», – делится член Клуба рестораторов РК Зульфия Юсупова. 

«У нас ситуация в ресторанном бизнесе очень неоднозначная. Общепит работает, как в лотерее. Кейтеринг, фастфуд на фудкортах и банкеты не работают уже очень долго. Финансирования никакого нет. Все резервы закончились. В этом месяце окончательно уволили всех сотрудников с фудкортов «Меги» и кейтеринга. Работает только маленькая «Алина», и то на 30%», – отмечает ресторатор Юрий Пааль.

И это несмотря на то, что владельцы ТРЦ берут на себя расходы по содержанию фудкортов и не взимают с них аренду.

DSC08085.JPG

Как открыть летнюю площадку

Для получения разрешения на открытие летнего кафе, по данным Клуба рестораторов РК, достаточно написать заявление в управление городского планирования и урбанистки (УГПиУ) и приложить к нему эскизный проект летника. УГПиУ со своей стороны сообщает, что такое разрешение можно было оформить онлайн даже во время карантина. УГПиУ проверяет эскиз по основным критериям: расположению и используемым при обустройстве кафе материалам. Сезонное кафе должно непосредственно примыкать к стационарному заведению общественного питания или отстоять от него на расстоянии не более пяти метров.

При этом расположение летника не должно мешать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта. Кафе нельзя размещать на крышах жилых домов или пристроек к ним. Также не допускается, чтобы внутри летних кафе оказались кроны и стволы деревьев. При обустройстве летней площадки нельзя использовать тяжелые строительные материалы – кирпичи, бетонные блоки и плиты, стальные профлисты. Запрещена облицовка летников черепицей, металлом, рубероидом, асбестоцементом, а также полимерной пленкой и баннерами. Пространство внутри нельзя перегораживать блоками с остеклением или сайдинг-панелями. Временная крыша должна быть в виде зонтов над каждым столиком или террасных маркиз открытого типа.

DSC08069.JPG

Санитарный надзор

На летних площадках, как и везде, ужесточены санитарные нормы:

«Если раньше просто подмели и помыли (летник. – «Курсив»), то теперь ежедневно проводится дезинфекция», – объясняет Юсупова.

Минимальное расстояние между столами – два метра, за одним столиком может сидеть не более четырех человек, за исключением членов одной семьи. На входе в летнее кафе для посетителей размещены антисептики и влажные коврики, кроме того, у клиентов измеряют температуру. У самих сотрудников общепита также проверяют температуру в начале и в конце смены. Во время работы они обязаны пользоваться одноразовыми масками и перчатками. Соблюдение санитарных норм проверяют сотрудники районных отделов департамента качества и безопасности товаров и услуг. Среди нарушений, которые сейчас выявляют чаще всего, – несоблюдение режима работы (общепит должен работать до 23.00), несоблюдение расстояния между столиками, отсутствие журнала прихода/ухода, термометрии сотрудников или ответственного за соблюдение сантребований, отсутствие или неправильное использование персоналом масок, перчаток, санитайзеров и тары для их утилизации, неправильное хранение продуктов питания и т. д. Заведения-нарушители штрафуют и приостанавливают их деятельность до тех пор, пока все правила не будут выполнены. 

2222_1.png

Улыбка под маской

Сегмент F&B во время пандемии оказался в сложной ситуации во всем мире. Сервис бронирования OpenTable, в котором представлено более 60 тыс. ресторанов по всему миру, подсчитал: четверть заведений, закрывшихся из-за пандемии, больше не откроется. Возобновившие работу рестораны и кафе ищут оригинальные решения, чтобы продемонстрировать гостеприимство и заботу о здоровье своих посетителей. В США, по данным Wall Street Journal (WSJ), официанты для ограничения контакта с обедающими откупоривают бутылку вина и ставят ее на стол, вместо того чтобы наполнить бокалы гостей. Со столов пропали специи, а графины с напитками заменены герметичными пакетами. Сотрудники ресторана Emilio’s, Harrison, N. Y. носят фиолетовые перчатки, чтобы не создавать ассоциации с больницей, и раскрывают одноразовые меню на глазах у посетителей, демонстрируя, что меню не используется повторно.

«Мы – артисты, это гостеприимство», – комментирует WSJ свои решения ресторатор Серджио Брасеско.

А McDonald’s Corp. предложил своей команде в масках приветствовать клиентов поднятием вверх больших пальцев.

Люди по-прежнему хотят посещать кафе и рестораны, чтобы пообщаться с другими людьми или семьей в другой обстановке. И по-прежнему ожидают увидеть на лице официанта приветственную улыбку, даже если она будет скрыта под маской. Как говорил Юрий Никулин, «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

DSC08046.JPG

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg