Перейти к основному содержанию
1736 просмотров

Плюсы и минусы предпринимательства

Известные бизнесмены - о том, что им нравится и не нравится на пути, который они для себя избрали

Photo Illustration by Neil Jamieson

Спросите предпринимателей о том, что они думают о запуске и управлении собственным бизнесом, и многие назовут это одновременно лучшим и худшим свершением в своей жизни.

В предпринимательстве есть множество плюсов – создание бизнеса с нуля может принести удовлетворение как финансовых, так и эмоциональных потребностей.

Но минусов тоже хватает – и финансовых, и эмоциональных. Большинство предпринимателей хорошо знают об этих американских горках, особенно сейчас, когда кризис в области здравоохранения и экономики обнажил целый ряд ключевых рисков для тех, кто ведет бизнес самостоятельно.

Чтобы лучше понять эту динамику, мы попросили тех, кто сумел построить успешный бизнес, рассказать о преимуществах и недостатках предпринимательства. Очевидно, что такая выборка носит несколько искаженный характер – но их слова вполне искренни. Вот выдержки из ответов предпринимателей.

Ким Джордан: New Belgium Brewing

kim-dzhordan-new-belgium-brewing.jpg

«Вероятно, самое сложное в том, чтобы быть предпринимателем – это чувство ответственности, которое грузом лежит на плечах».

Сооснователь/Бывший CEO

Головной офис: Форт-Коллинс, Колорадо

Год основания: 1991

Возраст: 61

ПРЕИМУЩЕСТВА: Мне нравится быть свободной в принятии решений относительно сущности компании – ее этических параметров и бизнес-практик. Я люблю, когда можно решать вопросы самостоятельно, и никто не говорит: «Нет, ты не можешь этого делать». Многие из тех практик, которые мы внедрили в компании New Belgium, возникли интуитивно.

Одним из наших уникальных изобретений стало принятие решений на основе консенсуса, то есть каждый сотрудник компании обладает правом голоса. Это не значит, что мы размываем задачи настолько, чтобы они нравились абсолютно всем, это лишь означает, что мы обсуждаем их достаточно долго, чтобы каждый понял суть идеи и был готов ее поддержать.

НЕДОСТАТКИ: Вероятно, самое сложное в том, чтобы быть предпринимателем – это чувство ответственности, которое грузом лежит на плечах.

У меня есть коллеги, которые сильно переживают за компанию, но быть основателем – это нечто иное. Иногда в этом качестве бывает немного одиноко.

Мы создали компанию, когда мне было 32 года, и с некоторыми из тех, с кем мы начинали, я как бы росла вместе. Однако когда босс – это ты, важно уметь говорить «нет» и сразу пресекать неправильное поведение. Это воспринимается особенно негативно, когда эти люди твои друзья. В том смысле, что здесь присутствует некая эмоциональная путаница. С одной стороны, я говорю: «Ты мне нравишься как человек, мне нравится проводить с тобой время, я знаю, что у тебя семья и дети», но в то же время иногда я вынуждена напоминать об абсолютной неприемлемости подобного поведения.

Рид Хоффман: LinkedIn

rid-xoffman-linkedin.jpg

«Предпринимательство позволяет постоянно учиться и открывать новые возможности».

Сооснователь /Бывший CEO

Головной офис: Саннивейл, Калифорния

Год основания: 2002

Возраст: 52

ПРЕИМУЩЕСТВА: Предпринимательство позволяет постоянно учиться, открывать новые возможности, придумывать и создавать что-то новое, опираясь на свои собственные идеи. Тем не менее всегда нужно быть готовым адаптироваться к свежей информации.

LinkedIn я начинал с идеи о том, что частные лица станут первыми пользователями сервиса. Однако вскоре после запуска мы получили множество запросов от компаний, пожелавших зарегистрировать бизнес-аккаунт. Поэтому мы разработали макет корпоративного продукта, распространили его среди потенциальных клиентов и таким образом поняли, что нужно делать и чего делать не стоит. В итоге мы создали свой первый корпоративный продукт на несколько лет раньше, чем планировали.

НЕДОСТАТКИ: Запуск и развитие бизнеса сопровождается постоянным чувством обеспокоенности, которое в это беспрецедентное время как никогда очевидно для предпринимателей, создающих компании. Нужно научиться спокойно относиться к неопределенности, ошибкам и необходимости их исправления. Когда мы запустили LinkedIn, мы беспокоились о том, как много времени нам потребуется, чтобы достичь критической массы, если это вообще удастся.

Ведь для первых пользователей социальная сеть не слишком полезна. Это похоже на то, когда у вас есть телефон, а у ваших друзей его нет – кому вы будете звонить? Мы знали, что прежде чем LinkedIn станет по-настоящему полезным сервисом, ему нужно набрать критическую массу примерно в миллион пользователей. Нам пришлось параллельно проводить многочисленные эксперименты. Это был очень напряженный и беспокойный период.

Нил Блюменталь: Warby Parker

nil-blyumental-warby-parker.jpg

«Нет ничего хуже, чем увольнять кого-то. Работа важна для всех нас».

Сооснователь/Co-CEO

Головной офис: Нью-Йорк

Год основания: 2010

Возраст: 39

ПРЕИМУЩЕСТВА: Мне нравится, что моя работа и жизнь могут быть полностью интегрированы. Когда вы увлечены, как и все предприниматели, которые занимаются своим делом, это влияет на каждый аспект вашей жизни. Поскольку моя жена (Рэйчел Блюменталь, основатель и генеральный директор Rockets of Awesome) также является предпринимателем, приятно иметь такую общность.

В начале этого года я был в Майами, где посетил ряд наших магазинов и побывал на конференции. Рэйчел приехала туда с детьми, чтобы повидать меня.

Мои дети уже знают, что, куда бы мы ни поехали, там, вероятно, есть магазин, который мы посетим и встретимся с его сотрудниками. Интересно наблюдать, как наши дети четырех и восьми лет понемногу узнают о розничной торговле и начинают задавать вопросы типа: «Почему у Warby такая вывеска?», «Для чего магазины Warby Parker сделаны разными?» Очень увлекательно поговорить с ними о том, на чем я сосредоточен как бизнес-лидер.

НЕДОСТАТКИ: Нет ничего хуже, чем увольнять кого-то. Работа важна для всех нас и часто является основой нашей личности. Как бизнес-лидер, вы принимаете окончательное решение, и, хотя такой шаг бывает полезным для организации или конкретного человека, это не весело. Вы начинаете переживать: был ли процесс приема на работу выверенным настолько, насколько он должен был быть? Правильно ли были поставлены задачи?

И если даже очевидно, что все было сделано правильно, и вы знаете, что дали человеку возможность проявить себя, это действительно сложно. Я занимался спортом в школе и всегда принимал участие в программах по развитию лидерских качеств, поэтому, думаю, у меня правильный уровень ожиданий относительно того, насколько тесно предпринимательство связано с управлением персоналом. Это лучший и самый сложный аспект работы одновременно.

Тим Браун: Allbirds

tim-braun-allbirds.jpg

«Запуск бизнеса заберет все, что вы готовы отдать».

Сооснователь

Головной офис: Сан-Франциско

Год основания: 2016

Возраст: 39

ПРЕИМУЩЕСТВА: Я всегда хотел иметь возможность создавать собственную культуру и выбирать людей, с которыми мы работаем. Мы с Джои (Цвиллингер, соучредитель компании) с самого начала обрисовали для себя особую продуктивную рабочую среду, привлекательную для людей, которые могли бы заниматься чем-то очень серьезным, не воспринимая при этом слишком серьезно самих себя. Поэтому мы изначально сделали несколько вещей. Во-первых, написали историю – краткое представление о том, как может выглядеть успех – и делились этим видением с каждым, кто проходил собеседование в компании. Мы также сформулировали наши три ключевые ценности – это простота, интенциональность и любопытство. Все эти три качества лежат в основе центральных принципов тех типов людей, которых мы хотели привлечь. Затем мы придумали слоган: «Мы делаем лучшие вещи наилучшим образом».

При подборе сотрудников мы использовали эти принципы как призму, чтобы найти тех, кто бы подходил компании не только по резюме или тому, в каком колледже они учились. Такая сосредоточенность на привлечении увлеченных, трудолюбивых сотрудников, которые руководствуются большой целью, оправдала себя в эти трудные времена, и мы видели, как преобразилась наша команда.

НЕДОСТАТКИ: Выбросить мысли о бизнесе из головы не получится. Вы думаете о нем, когда принимаете душ, во время обеда и даже в отпуске – вы думаете о делах, даже если не хотите этого. Убедить в своей идее полный скептицизма мир, а затем воплотить эту идею в жизнь – это чрезвычайно сложная задача, требующая огромной умственной энергии. Не скажу, что нужно быть одержимым, но размышлять об этом по-настоящему много придется. Запуск бизнеса заберет все, что вы готовы отдать. Поэтому со временем я понял, что должен установить для себя четкие границы.

Топ Авотона: Calendly

top-avotona-calendly.jpg

«Вы можете сделать ставку на собственную безумную идею и нести ответственность как за успех, так и за провал».

Основатель/CEO

Головной офис: Атланта

Год основания: 2013

Возраст: 39

ПРЕИМУЩЕСТВА: Я всегда стремился думать не так, как все, то есть мыслить нестандартно. Самое лучшее для меня – это просто сделать ставку на свои же идеи, когда за успех или провал нужно отвечать самому. Не надо спрашивать у кого-то разрешение.

Когда я основал компанию, то столкнулся с большим скептицизмом. Некоторые полагали, что онлайн-планирование нужно лишь поставщикам услуг. Они считали имеющиеся платформы для планирования достаточно хорошими. Но я лично столкнулся с проблемами при планировании, поэтому увидел здесь отличную возможность и захотел сделать более совершенный продукт. Я чувствовал, что это идеальная задача для меня, поскольку знал, как должно выглядеть отличное программное обеспечение.

НЕДОСТАТКИ: Если вы проделали действительно хорошую работу по развитию своего бизнеса, он может стать тем, благодаря чему вы будете известны. Конечно, я рад успеху в бизнесе, но он влияет на меня как на личность, и это влияние проникает во все сферы моей жизни.

К примеру, когда я встречаю новых людей, я стараюсь умолчать о том, чем занимаюсь, поскольку зачастую разговор превращается в импровизированное интервью, деловое предложение или просьбу о чем-то. Люди начинают говорить что-то вроде того, что: «Можете ли вы взять меня или моего друга на работу?», «Не могли бы вы дать мне совет по поводу моей бизнес-идеи?», «Когда вы запустите эту функцию?», «Могу ли я продать вам это?», «Вы не против, если познакомлю вас с этим человеком?». А вы в это время просто хотите пообедать или продолжить заниматься тем, чем занимались до этого.

Паял Кадакия: ClassPass

payal-kadakiya-classpass.jpg

«Влияние, которое вы можете оказывать на жизнь своих сотрудников – это то, что вы не осознаете, когда создаете компанию».

Основатель/Председатель

Головной офис: Нью-Йорк

Год основания: 2013

Возраст: 37

ПРЕИМУЩЕСТВО: Влияние, которое вы можете оказывать на жизнь своих сотрудников по мере роста компании – это то, что вы не осознаете, когда создаете компанию. Некоторые молодые люди, которые присоединились к компании в самом начале, по мере ее роста стали занимать руководящие должности. Мне нравится давать молодежи возможность руководить и получать новый профессиональный опыт. Конечно, когда бизнес процветает, мотивировать сотрудников легче, но очень важно продолжать оказывать эту поддержку и в разгар кризиса. Мы призываем нашу команду использовать сейчас свои предпринимательские навыки так активно, как никогда раньше.

Одна из моих любимых историй: однажды мы были в Сингапуре на запуске ClassPass, и за столом один из сотрудников признался, что получил паспорт только в прошлые выходные. Он живет в Монтане, и эта поездка за пределы США дня него стала первой. Я люблю такие истории о сотрудниках, у которых появились подобные новые впечатления.

НЕДОСТАТКИ: Создание компании требует времени, и какого-либо четкого плана здесь просто не существует. Нужно пробовать снова и снова и, если необходимо, менять тактику. К примеру, наш первоначальный продукт не выстрелил, и потребовалось три года, чтобы его перенастроить. Поначалу мы были поисковой системой для спортивных групп и не предлагали постоянного членства. Клиент должен был забронировать место в группе и оплатить полную стоимость занятий. В этой первоначальной итерации неделями на нашем сайте не было заказов. Так продолжалось до тех пор, пока мы не пришли к текущей модели с подпиской и сообществом, и вот тогда-то и произошло волшебство.

Как предпринимателя, этот опыт научил меня не привыкать к комфорту, и с COVID-19 мы были вынуждены воспринимать все эти неудобства совершенно по-новому. Мы понимаем, что в это беспрецедентное время очень многие компании по всему миру борются за свой бизнес, и мы пытаемся адаптироваться к ситуации вместе с ними.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

1038 просмотров

Экосистемы для МСБ

Кто из банков креативнее

Фото: Shutterstock/Garfieldbigberm

По мнению финансовых экспертов, разработка экосистем и супераппов – приложений, которые объединяют сервисы от заказа еды до инвестиций в облигации, станет доминирующей тенденцией в развитии банковского сектора на ближайшие годы. Для универсальных банков эффективность таких проектов будет зависеть в том числе от ориентации их экосистем не только на физлиц, но и на бизнес-клиентов. «Курсив» разбирался, какие дополнительные цифровые услуги для МСБ предлагают сегодня казахстанские банки.

В Казахстане не так много компаний, которые показывают стабильный рост, поэтому отечественным банкирам все сложнее конкурировать за бизнес-клиентов. Большинство банков предлагают на рынке схожие продукты, одинаковые тарифы, и все БВУ работают по одним и тем же государственным программам. Но часть кредитных организаций в борьбе за клиента переходят в цифровое пространство, разрабатывая собственные экосистемы – финансовые и нефинансовые услуги для МСБ.

«Сильная конкуренция приводит к тому, что просто создать отличный цифровой сервис недостаточно. Сегодня к нему надо иметь собственную дистрибуцию, которая обычно очень дорого обходится, и другую дополнительную инфраструктуру. Поэтому в сложившихся условиях может возникнуть хорошая коллаборация финтех-компаний и банков», – говорит Дамир Какиев, управляющий директор по малому (массовому) бизнесу ДБ «Альфа-Банк».

Еще не поздно

Отечественные банки строят экосистемы нескольких направлений: Open Banking и Marketplace, а также предлагают бизнесу спектр нефинансовых услуг. Дальше всех в сфере «банк-магазин» продвинулся Kaspi, впервые презентовавший свою торговую площадку еще в 2014-м. Большая часть казахстанских БВУ начала активно развивать дополнительные электронные сервисы лишь в 2019-м.

«Банковские экосистемы находятся на разных стадиях развития, – констатирует финансовый аналитик Сергей Полыгалов. – Одни банки активно разрабатывают и внедряют разные продукты для клиентов, другие ограничиваются использованием широко распространенных вариантов».

«Открытый банк» строится на технологиях Open API, то есть на общедоступном наборе программных инструментов, которые обеспечивают взаимодействие между приложениями банка. Благодаря открытым интерфейсам разработчики сторонних компаний могут получить доступ к функционалу и контенту БВУ и использовать его, например, для частичной интеграции или создания собственных приложений. По словам директора центра по развитию финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константина Пака, в этом направлении успешно двигаются несколько банков: «Forte и Kaspi работают в направлении Marketplace. Есть признаки того, что и Halyk начал развивать эту систему. Но, например, Альфа-Банк выбрал другую стратегию развития».

Эксперт считает, что диджитализация банковских сервисов может привести к росту выручки за счет расширения каналов продаж и новых вариантов монетизации.

«Для создания экосистем нужны большая клиентская база и серьезное финансирование. Из-за текущей ситуации в экономике, возможно, некоторые финансовые организации снизят инвестиции в такие проекты. Но все будет зависеть от спроса на эти продукты», – говорит Пак.

Будущее именно за дополнительными функциями БВУ, убежден Полыгалов.

«Те банки, которые будут активно развивать и применять информационные технологии, будут иметь больший спрос на свои услуги, – считает он. – Отчасти это видно уже сегодня, в условиях карантина. Те банки, которые смогли предоставить клиентам возможность дистанционного обслуживания, на мой взгляд, менее пострадали от ограничений».

Чем богаты

Обзор существующих экосистем банков, предназначенных для бизнес-клиентов, логично начать с крупнейшего игрока. В 2018 году, после интеграции Халыка с Казкомом, количество клиентов объединенной организации составило 300 тыс., и половина из них уже тогда были постоянными пользователями системы интернет-банкинга для юридических лиц – Onlinebank.

«Развитие экосистемы мы начали с внедрения полезных сервисов для массового сегмента МСБ, таких как выставление счетов на оплату в Onlinebank, отправка платежей и переводов внутри банка в режиме 24/7, в том числе на карты физических лиц, зачисление заработной платы», – рассказывает директор департамента транзакционного бизнеса Halyk Bank Гульсум Душатова.

Halyk первым в Казахстане внедрил сервис проверки компаний при отправке платежа. Банк бесплатно дает возможность получить отчет о благонадежности партнера.

«Мы предоставляем информацию клиентам из 30 открытых источников. В апреле мы внедрили такой сервис по компаниям из России, это позволило нашим клиентам проверить и обезопасить свои сделки», – говорит Душатова.

У большинства предпринимателей нет своей службы безопасности для проверки сотрудников на благонадежность, поэтому Халык внедрил сервис «HR-помощник», где также бесплатно можно узнать информацию о кандидате из 30 открытых источников. Еще один бесплатный сервис от структуры – это «Обухгалатер». Более 50% компаний сектора МСБ используют упрощенную декларацию (форма ФНО 910). Банк интегрирует сдачу документов с личным кабинетом налогоплательщика.

«Клиенту всего лишь нужно заполнить данные по оборотам, при этом система сама посчитает суммы налоговых и социальных отчислений и отправит декларацию», – сообщила Душатова.

Местные игроки

Банк ЦентКредит выстраивает экосистему для МСБ и ИП вокруг собственного интернет-банкинга и мобильного приложения для бизнес-клиентов StarBusiness.

«Мы единственные из первой десятки банков, кто предлагает бесплатное подключение к интернет- и мобильному банкингу для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. У некоторых банков при бесплатном подключении требуется приобретение ключа либо платная регистрация», – рассказали в пресс-службе БЦК.

Клиентам банка доступны внутрибанковские переводы в режиме 24/7, внешние переводы и платежи, онлайн-сопровож­дение валютных контрактов, онлайн-открытие депозитов, выпуск тендерных гарантий. Одна из фишек БЦК – платформа по конвертации валют по биржевому курсу, которая рассчитана на все юридические лица и ИП.

StarBusiness позволяет получить полный контроль над движением средств организации и ее филиалов, оформлять выпуск карт, оплачивать любые счета и многое другое. Также БЦК запустил открытую финансовую платформу, которая позволяет потенциальным партнерам без длительных подготовительных процедур интегрироваться с банком и создавать инновационные сервисы для общих клиентов. Данная опция будет интересна компаниям – обладателям собственных приложений, уточнили в БЦК.

Евразийский банк для повышения спроса на онлайн-услуги снизил тарифы на цифровое обслуживание, сообщила пресс-служба банка.

«Банк ведет работу по вводу в действие экосистемы: возможность работы в одном окне для бухгалтеров, использующих «1С-Бухгалтерию», получение ЭЦП через банковские программы, использование сервисов egov», – рассказали в пресс-службе Евразийского.

Российские «дочки»

В Альфа-Банке говорят, что намерены занять доминирующее положение в секторе малого и среднего бизнеса, предоставив предпринимателям возможность моментально получать банковские услуги по принципу одного окна. Приоритет банка – перевести все услуги из отделений в цифровые каналы.

«Клиенты малого бизнеса в Альфе уже совершают 99% платежей в интернет-банке и мобильном приложении. На следующем этапе мы начнем предоставлять клиентам небанковские сервисы. Главное для нас – решить конкретные проблемы клиента с помощью удобного дистанционного обслуживания», – рассказал Дамир Какиев.

Продукты банка для МСБ платные, но предприниматель может серьезно сэкономить, если оплатит услуги банка за год.

«За время карантина и ЧП мы сумели привлечь новых клиентов при помощи онлайн-открытия счетов за 10 минут. Альфа-Банк первым в стране начал открывать счета без выезда курьера для индивидуальных предпринимателей и ТОО», – сообщил Какиев.

Дочерний ВТБ находится в самом начале пути по созданию собственной экосистемы. Стоимость продуктов здесь еще не рассчитывали, но в банке говорят, что клиентам будет доступен выбор: осуществить покупку в рамках пакетного предложения по принципу «все включено» либо приобретать отдельные опции.

«Мы разрабатываем сервис онлайн-бухгалтерии, который позволяет в автоматическом режиме формировать упрощенную бухгалтерскую и налоговую отчетность и фактически заменяет некрупному бизнесу услуги бухгалтера. Также пакетное предложение будет включать опцию «Автоматический склад» для автоматизированного учета прихода и расхода товаров на складе», – сообщил член правления Банка ВТБ (Казахстан) Игорь Ли, курирующий в банке работу с МСБ.

Экосистема российского материнского Сбербанка громадна – она включает и поиск офис­ных помещений, и решения для бизнеса в области распознавания лиц, и образовательные платформы. Его казахстанская «дочка» начала продвигать экосистему только в прошлом году с продажи продуктов для бухгалтеров от компании Sber Solutions. С начала этого года банк предложил МСБ такие опции, как личный юрист и HR-сервисы.

«Последний рассчитывает заработную плату сотрудников, может заниматься подбором персонала и кадровым администрированием», – рассказала пресс-служба Сбербанка. Во II квартале банк намерен реализовать несколько опций (организация удаленного рабочего места, экспресс-аудит бухгалтерии) и услуги сопровождения (процедура банкротства, слияния и поглощения). «Кроме того, для кафе и ресторанов мы планируем предложить программу лояльности SberFood с сервисами бронирования столиков, предзаказа и доставки еды», – сообщили в Сбербанке.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png