bavaria_x6_1200x120.gif

265 просмотров

Музеи в Узбекистане будут монетизировать

И переходить на их частичное самофинансирование

Фото: eastroute.com

В музеях и театрах Узбекистана введут должности гида-переводчика, маркетолога и специалиста по монетизации услуг театра и музея. Об этом говорится в постановлении Кабинета министров.

Развитие монетизации в музеях включает в себя разработку сайтов, QR-кодов, приложений и размещение рекламы в общественных местах. В музеях внедрят систему синхронного перевода, а также установят электронные мониторы с переводом текстов.

C 1 августа в Государственном академическом театре им. Алишера Навои и Бухарском государственном музее введут систему блокчейн для покупки билетов. Сервис планируется внедрить и для повышения прозрачности билетных операций. Запуск проекта будет финансироваться из средств Фонда развития культуры и искусства при Минкульте.

Отметим, что музеи Узбекистана постепенно переходят на частичное самофинансирование. Не менее 30% бюджета музеев должно формироваться из средств, получаемых от предпринимательской деятельности и привлечения бизнеса. Не менее 15% планируется формировать за счет благотворительности. Пилотный проект самообеспечения уже запустили в 2018 году в музее прикладного искусства в Ташкенте и музее Савицкого в Нукусе.

Ранее «Курсив» писал о том, что узбекистанские разработчики запустили сервис виртуальных экскурсий по музеям Ташкента. Отснято уже 13 музеев, опубликовано шесть онлайн-туров. Сейчас можно побывать в музее искусств, музее прикладного искусства, музее природы, музее истории тимуридов, музее истории Узбекистана и в доме-музее Абдуллы Каххара.

banner_wsj.gif

3757 просмотров

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер