Перейти к основному содержанию
2318 просмотров

Как в обстановке тотальных ограничений разглядеть новую нишу для бизнеса

Рассказываем на примере «Creat3D Алматы»

Фото: Офелия Жакаева

Карантин законсервировал деловую активность рынка, в значительной степени остановив даже онлайн-проекты в сфере IT. На этом фоне общей растерянности и вынужденного бездействия компания «Creat3D Алматы» выглядит дерзким нарушителем больничного режима. 

До середины марта «Creat3D Алматы» работала в узкой нише создания 3D-моделей архитектурных проектов и делала первые шаги на рынке строительных технологий. А всего две недели спустя компания предложила рынку важный атрибут индивидуальной безопасности – прозрачный лицевой щиток. Такие средства защиты прежде можно было видеть в стоматологиях и хирургических операционных, но угроза коронавируса значительно расширила область их применения.

За месяц компания произвела и продала 5 тыс. комплектов индивидуальной защиты. Портфель заказов на сегодня – 30 тыс. штук, есть возможность отправлять щитки на экспорт. «Мы просто реагировали на новые условия и менялись, чтобы не остаться без работы и денег», – так объяснила «Курсиву» успех компании Ирина Абасова, руководитель и совладелец «Creat3D Алматы». 

От банковского анализа – к логике рынка 

Банковский аналитик Ирина Абасова встала на путь предпринимательства пять лет назад. Первая инвестиция составила 200 тыс. тенге, деньги были вложены в приобретение 3D-принтера, сырья и необходимых инструментов. 

Бизнес-стратегия тогда была простой: лавирование между запросами разных клиентов. Прототипы промышленных изделий, инженерные детали, сувенирка – заказы были случайными и разными. 
 
Первой нишей, в которой в итоге удалось закрепиться, стало производство моделей архитектурных проектов. Компания «Creat3D Алматы» была не единственной, предлагающей услуги на этом рынке, но именно ее выделили архитектурные бюро и к ней стали обращаться за услугами. Ирина Абасова считает, что этому способствовал полученный в банке опыт делового общения и применение четких бизнес-процессов.

Компания сконцентрировала усилия на этом направлении, изучила сырье и технологии и стала популярной макетной мастерской. Клиенты – строительные компании и архитектурные бюро из Казахстана и соседних стран. Стоимость работы зависит от масштаба макета и степени детализации. Минимальный макет – 40 на 40 сантиметров, обойдется заказчику в 200 тыс. тенге. Самый дорогой из заказов, выполненный с учетом ландшафта, стоил 6 млн тенге. 

Закрепившись в нише создания архитектурных макетов, Ирина Абасова привлекла в бизнес двух соинвесторов. Общими усилиями было профинансировано открытие нового цеха литья пластмасс под давлением. Вложения в проект составили 15 млн тенге. 

Стратегия нового предприятия была продиктована накопленным опытом: вместо исполнения разовых ограниченных заказов – производство массового продукта. «Можно сказать, до этого мы работали не ради денег, а для опыта, чтобы точно понимать, куда мы движемся», – говорит Ирина Абасова. 

Первый контракт был подписан с заводом по производству насосов, для которого наладили выпуск некоторых деталей. Другим направлением стала сфера строительства: разработана система выравнивания плитки, пластиковые крепления для нужд строительных компаний. В этот момент и случился карантин.

kak-v-obstanovke-totalnyx-ogranichenij-razglyadet-novuyu-nishu-dlya-biznesa-2.jpg

Фото: Офелия Жакаева

Маска как защита для бизнеса 

Переход на режим карантина грозил обнулить все достижения. Для большинства компаний это стало непреодолимым рубежом, хотя мотивация у всех была одна: выжить. «Важна мгновенная реакция на потребности, если ее нет – будут потеряны работа, команда и деньги», – комментирует ситуацию Ирина Абасова.

Потребность рынка в средствах защиты была очевидна. Один из предпринимателей – владелец швейного предприятия Жандос Сейит – запустил производство защитных костюмов и предложил дополнить их прозрачными пластиковыми лицевыми щитками. Модели были подсмотрены в интернете, два дня ушло на подбор подходящего сырья и создание опытного образца. Первая партия лицевых масок была выпущена 4 апреля, продукт получил сертификат защитного изделия. 

История создания продукта и выпуска его на рынок вмещается в несколько строк, но она развивалась на фоне серьезных ограничений на передвижение, дефицита сырья и прочих форс-мажорных обстоятельств карантина. Ирина Абасова не раскрывает себестоимость маски, но признает, что текущая цена реализации – 1400 тенге – завышена по объективным причинам и будет снижена по мере выхода из режима ограничений. 

Имеет ли этот продукт будущее на рынке? Ирина уверена, что своего покупателя товар найдет и после завершения карантина. Маски удобно использовать во время ремонтных и бытовых работ, для которых важна защита лица. Вероятно, с падением ажиотажного спроса маски от «Creat3D Алматы» появятся в свободной продаже в хозяйственных и строительных магазинах.

banner_wsj.gif

1058 просмотров

Казахстанский рынок легальных такси за месяц в режиме ЧС просел на 84%

Компании недосчитались с начала года более 1,7 млрд тенге доходов

Фото: Офелия Жакаева

Казахстанский рынок такси показывает рекордное падение по всем показателям. Официально зарегистрированные компании недосчитались с начала года более 1,7 млрд тенге доходов. С другой стороны, пандемия и новые санитарные требования сократили долю теневого сектора рынка услуг по перевозке. Агрегаторы – еще один фактор, благодаря которому «бомбилы» перешли на «светлую» сторону экономики. 

Обратная динамика карантина 

По данным Комитета по статистике РК, за январь – апрель 2020 года таксистами было перевезено 1,4 млрд пассажиров – это на 18% меньше, чем за первые четыре месяца прошлого года. Самым критичным оказался апрель. В месяц карантина число перевезенных пассажиров сократилось на 84%. COVID-19 серьезно повлиял на доходы официально зарегистрированных компаний: если в январе – апреле прошлого года они заработали чуть больше 2 млрд тенге, то за аналогичный отчетный период этого года службы такси получили на 84% меньше – всего 346 млн тенге.

Причины рекордного падения связаны не только со снижением спроса, но и с ограничением количества разрешений на передвижение для машин-такси, выдаваемых акиматами городов и районов. Например, в южной столице было принято решение разрешить доступ на трассы только двум тысячам наиболее активных водителей. По словам заместителя акима Алматы Ерлана Кожагапанова, выбирали таксистов из базы нескольких онлайн-сервисов такси. Заветные пропуска могли получить только легальные компании, которые соблюдали новые требования по дезинфекции и медосмотру.
 
Динамика развития рынка такси показывает: карантин стал исключительным фактором влияния. Статистика прошлых лет говорит о росте основных показателей. Например, за 2019 год пассажирооборот предприятий такси достиг 79,2 млрд пассажиро-километров, что на 12% выше, чем годом ранее. А если брать данные 2015 года, то рост составил 76%. Число поездок увеличилось почти в два раза – с 381 до 672 млн. 

Вместе с тем, по данным агентства маркетинговых исследований BusinesStat, численность таксопарков в Казахстане имеет устойчивую тенденцию к падению. Минус 18% за последние три года. Аналитики BusinesStat пришли к выводу, что такой результат обусловлен экспансией агрегаторов такси. Таксопарки в их классическом понимании, с базами, гаражами, диспетчерским пунктом, уходят в прошлое, их вытеснили ИП и парки-посредники, которые сотрудничают с агрегаторами. По информации из открытых источников, такие компании, как «Яндекс. Такси», Uber, «Максим», Bolt, «АпаруТакси», «Везет», имеют от 6 до 25% дохода с каждой поездки. 

Приложение вместо диспетчера 

Представители администрации сервиса «АпаруТакси» отмечают: вместо диспетчерских служб клиенты стали отдавать предпочтение мобильным приложениям в первую очередь из-за более доступного сервиса.
 
«Рост рынка – прямая заслуга агрегаторов. За последние пять лет спрос и предложение в этой сфере выросли колоссально. Это связано с тем, что сервисы сделали услугу доступной – машина подается гарантированно быстро независимо от района города», – комментируют в организации, предоставляющей свои услуги на территории Нур-Султана и ВКО. 

«В нашем сервисе используются собственные технологии «Яндекс»: карты, маршрутизация и навигация, математические алгоритмы. С помощью нашей системы распределения заказов к пассажиру приезжает водитель, который быстрее всего может его забрать. Пока водитель везет пассажира, система, рассчитав, когда он должен прибыть в конечную точку, подбирает в нужное время новый заказ возле нее. Для шофера это большое преимущество: сокращаются время простоя и холостой пробег, больше заказов, и в итоге выше заработок», – говорит исполнительный директор компании «Яндекс.Такси» по развитию рынков Центральной Азии Тамирлан Шапиев. Онлайн-сервисы меняют стандарты качества таксомоторных услуг – тот же «Яндекс.Такси» в сентябре 2018 года ввел страхование жизни и здоровья пассажиров и водителей (автоматически действует на всех поездках, заказанных через приложение), хотя казахстанское законодательство этого не требует. 

Аналитики маркетингового агентства BusinesStat прогнозируют: благодаря уберизации такси в Казахстане в ближайшие два года рынок еще подрастет. Число поездок увеличится на 13%, средняя цена – на 12%. Этому поспособствуют потребительский спрос и растущая конкуренция между компаниями. 

Верхушка айсберга 

Сколько зарабатывают таксисты и агрегаторы? Официальные данные Комстата о доходах предприятий такси весьма невысоки – всего 3,5 млрд тенге в год (в 2018 году – 3,1 млрд тенге). В эту статистику не входят доходы ИП (а их число после появления агрегаторов увеличилось) и нелегальных «бомбил». Ради сокращения расходов ИП нередко платят налоги по самой низкой планке, так, как будто они зарабатывают минимальную зарплату. Их реальный доход пока остается за гранью отчетностей. 

Kursiv Research провел свои расчеты финансовых объемов рынка такси на примере Нур-Султана. Мы взяли официальные данные о доходах 10 таксопарков, входящих в группу Единая служба такси. Эти цифры стали открытыми из-за судебных исков Комитета по развитию и защите конкуренции РК по обвинению таксопарков в ценовом сговоре. Согласно судебным документам, за 2018 год 10 таксопарков Нур-Султана заработали 239,5 млн тенге, за I квартал 2019 года – 92,1 млн тенге (рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 54%). 

По данным специалистов ОЮЛ «Ассоциация транспортников Астаны», Единая служба такси занимает небольшую долю на рынке Нур-Султана – всего 15%. Таким образом, общий объем рынка только по одному городу в 2018 году превысил 1,5 млрд тенге. Это практически половина официально заявленной суммы по всему Казахстану. 

В расчетах были использованы данные только официально зарегистрированных служб такси, цифровых агрегаторов. Серый рынок таксистов здесь не учтен. Вице-министр индустрии и индустриально-инновационного развития РК Берик Камалиев в ответ на запрос «Курсива» сообщил, что МИИР не располагает точными данными по объему теневого рынка таксомоторных услуг. По оценке специалистов ОЮЛ «Ассоциация транспортников Астаны», этот показатель в столице может доходить до 85% от всего рынка. Если брать эту цифру за основу, то общий объем легальных и нелегальных услуг такси Нур-Султана в 2018 году превысил 10 млрд тенге, и этот показатель почти в три раза выше официальных данных по всей стране. 

Ситуацию нельзя проецировать на все крупные города РК, так как в регионах сильно отличаются как тарифы на такси, объемы оказанных услуг, так и процент теневого рынка. Например, если в Алматы многие водители готовы взять попутчиков «с бордюра», то в Усть-Каменогорске голосовать на обочине считается дурным тоном. Лишь в крайних случаях, при сильном морозе шоферы из ВКО согласятся подвести пешеходов.

«В таких городах, как Усть-Каменогорск, агрегаторы фактически вытеснили нелегальных перевозчиков. Именно цифровые платформы больше всего сделали для легализации индивидуальных перевозчиков. Особенно это касается таких сервисов, как наш, поскольку ИП стало выгодно работать, соблюдая законодательство», – комментируют представители администрации «АпаруТакси». 

По мнению директора по связям с госорганами на международных рынках «Яндекс. Такси» Александра Высоцкого, один из эффективных способов «обеления» рынка – оформление водителей в качестве самозанятых. Такой статус позволяет снизить издержки водителей, серьезно упрощает работу и сокращает расходы, ликвидирует посредников, параллельно повышая контроль за доходами. Но для того, чтобы Казахстан развивался в этом направлении, необходима соответствующая законодательная инициатива со стороны государства, включающая изменения как в Налоговом кодексе, так и в законе о транспорте. 

Выгодно ли быть таксистом 

В начале этого года ученые Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики (ВШЭ) РФ опубликовали результаты своего исследования рынка такси в России. Они выяснили, что доля выручки водителей такси «в общем чеке» с приходом агрегаторов за последние годы упала почти в 2,5 раза. Вместе с тем комиссия цифровых сервисов и таксопарков за аренду машины стала выше, а средний тариф – ниже. 

В Казахстане ситуация несколько иная. По данным BusinesStat, средняя цена на услуги такси в стране показывала снижение лишь в 2017 году, когда онлайн-сервисы демпинговали, борясь за клиентов. 

Сервис аренды машины службы такси в Казахстане развит лишь в нескольких крупных городах. Арендный платеж за машину без выкупа (предложений аренды такси с последующим выкупом на рынке практически не осталось) в разных таксопарках зависит от марки машины, года выпуска и варьируется от 5 до 9 тыс. тенге. Другими словами, за аренду машины водитель должен платить от 156 до 234 тыс. тенге в месяц. 

Доходы водителей, исходя из анализа открытых данных в соцсетях и на YouTube-каналах, могут в зависимости от региона РК варьироваться от 160 до 400 тыс. тенге. Сумма зависит как от наличия своего автомобиля, его класса, так и от продолжительности смены, региональных тарифов. 

0001 (2)_4.jpg

Свободный рынок 

По мнению экспертов ВШЭ, чтобы не позволить цифровым платформам монополизацию рынка такси в России, необходимо ввести госрегулирование агрегаторов. В том числе и ценовое. Представители госорганов РК не видят в этом необходимости. 

«Как показывают результаты анализов товарных рынков, введение ценового регулирования, а также избыточный адмконтроль выступают в качестве факторов, негативно влияющих на конкуренцию», – считает ответственный секретарь Министерства нацэкономики РК Арман Джумабеков

С этим согласны и компании-агрегаторы. Администрация «АпаруТакси» придерживается мнения, что минимальное госрегулирование позволит сохранить тарифы оптимальными. «Госрегулирование цен – это механизм с очень высокими экономическими издержками. Страны иногда вынуждены прибегать к нему в периоды острых экономических кризисов – например, чтобы сдержать цены на продовольствие. Понятно, что сфера такси к таковым не относится. Побочный эффект госрегулирования цен хорошо известен – это бурный рост черного рынка, то есть уход целых отраслей экономики в нелегальный сегмент. Хотелось бы избежать такого поворота событий в сегменте такси», – говорит представитель «Яндекс.Такси» Александр Высоцкий. 

В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК поясняют: существующее государственное регулирование в сфере такси включает разрешительные процедуры перед началом работы и контроль со стороны местных исполнительных органов. Ценовая политика компаний такси не регулируется государством, так как эти услуги осуществляются в конкурентной среде. Исключение составляет только антиконкурентное повышение тарифов, как это произошло в Нур-Султане. За одновременное повышение цен на посадку на 10% десять компаний, входящих Единую службу такси, были оштрафованы на общую сумму 24 млн тенге.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png