Перейти к основному содержанию
3350 просмотров

Президентский пакет поддержки бизнеса: без отраслевых ограничений

Рассказываем, кто может на нее рассчитывать

Фото: Shutterstock

В третьей декаде апреля правительство утвердило пятый пакет поправок в программу «Экономика простых вещей», по которой предоставляются льготные кредиты бизнесу: в программе сняты отраслевые ограничения, и теперь ее кредитные ресурсы доступны практически любому предпринимателю Казахстана.

Изменения и дополнения в эту программу были инициированы президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым в рамках антикризисных мер по поддержке казахстанского бизнеса, который в массе своей пока простаивает в условиях чрезвычайного положения. По поручению главы государства объем финансирования в рамках программы был увеличен правительством на 400 млрд тенге и достиг 1 трлн, что позволит властям охватить поддержкой больший круг предпринимателей.

Одновременно с увеличением объемов финансирования в программе были сняты отраслевые ограничения: если ранее ограничивалось участие в программе сферы торговли и услуг, то теперь, как пояснил директор департамента развития предпринимательства министерства национальной экономики Чингис Ахметов, любой субъект предпринимательства в стране имеет возможность стать участником программы «Экономика простых вещей» и получить льготное финансирование. Аналогичные изменения внесены и в программу «Дорожная карта бизнеса-2025», где унифицирована конечная ставка займа.

«Стоимость кредитов для конечного заемщика по программе не будет превышать 6 % годовых, – говорит Ахметов. – Если раньше размер кредитной поддержки на одно юрлицо составлял 2,5 млрд тенге, то теперь он увеличен до 7 млрд тенге. Помимо этого, значительно расширено финансирование пополнения оборотных средств. На сегодня такое финансирование является самым востребованным видом кредитования. Сумма кредита на пополнение оборотных средств увеличена от 60 млн тенге до 500 млн тенге и будет предоставляться на возобновляемой основе», – добавляет он.

Почему АПК оказался в приоритете 

При этом определенное отраслевое деление по программам все-таки проведено: из общего объема кредитования в рамках «Экономики простых вещей» в 1 трлн тенге 700 млрд тенге будет направлено на поддержку проектов переработки и производства в агропромышленном комплексе, 300 млрд тенге – на обрабатывающую промышленность и услуги. При этом из 700 млрд 100 млрд тенге пойдут на финансирование весенне-полевых работ текущего сезона, а уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов считает, что такое особое внимание агропродовольственному сектору в условиях нынешней неопределенности вполне оправданно.

«Сейчас вопрос обеспечения продовольственной безопасности для государства действительно стоит на первом месте, потому что никто не может определенно сказать, сколько времени продлится карантин, – если его действие растянется на несколько месяцев, то что мы все, извините, будем кушать и по какой цене закупать продовольствие?» – говорит Журсунов.

С этой точки зрения помощь аграриям в рамках программы «Экономика простых вещей», по большому счету, является косвенной поддержкой всего населения страны. Алгоритм прост: господдержка позволяет удешевить себестоимость продовольствия – а значит, если не заморозить конечную цену на сельхозпродукцию для потребителя на прилавке, то, по меньшей мере, не допустить резкого скачка цен на нее в магазинах. Распределение 700 млрд тенге на направление АПК будет следующим: на производство сельскохозяйственной продукции будет выделено 500 млрд тенге (включая 100 млрд на посевную), переработка получит 200 млрд.

При этом, как отмечают в национальной палате предпринимателей, такой уклон подразумевает, что сфера АПК должна стать одним из локомотивов в восстановлении национальной экономики в «постпандемическое» время, а ее продукция – одной из экспортных статей Казахстана. Тем не менее государство не забывает и о других отраслях экономики, представители которых могут быть прокредитованы в рамках программы ДКБ-2020.

Промышленность и услуги: кто получит и не получит господдержку

На оставшиеся 300 млрд тенге в рамках «Экономики простых вещей» могут претендовать все предприниматели за исключением тех видов деятельности, которые изначально не подпадают под меры господдержки в соответствии с Предпринимательским кодексом. 

Это деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, производство и оптовая реализация подакцизной продукции, деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах, проведение лотереи, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность, связанная с оборотом радиоактивных материалов, банковская деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента), аудиторская деятельность, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность кредитных бюро, охранная деятельность, а также деятельность, связанная с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Взамен под действие программы «ДКБ-2025», помимо уже имеющихся отраслей МСБ, включены субъекты крупного бизнеса, производящие продукты питания, мыла и моющих средств, бумажных изделий санитарно-гигиенического назначения, грузовые перевозчики автомобильным автотранспортом, складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность, туризм, аренда и управление собственной или арендуемой недвижимостью. Предприниматели могут получить кредиты на проекты стоимостью от 180 млн до 1 млрд тенге, в первом случае гарантируется выдача 85% от суммы кредита, во втором – 50%. Также в рамках программы гарантированию подлежат кредиты, направленные на 100% пополнение оборотных средств от 360 млн тенге до 500 млн тенге. Правда, здесь вводится отраслевое ограничение: на проекты, направленные на пополнение оборотных средств в отраслях торговли, сумма кредита ограничена 100 млн тенге.

«Государство выделило дополнительное финансирование на реализацию данных изменений: на субсидии и гарантии в 2020 году – в размере 44 млрд тенге, так что дефицита финансовых средств на эти меры поддержки у нас не наблюдается, в том числе и в регионах», – утверждает председатель правления АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», который является оператором госпрограмм в сфере поддержки бизнеса, Гаухар Бурибаева.

Новый пакет господдержки – не последний

При этом нынешние антикризисные меры от президента и правительства – это далеко не последний пакет господдержки. Охват бизнеса мерами антикризисной поддержки от государства будет расширяться. 
В этом уверен председатель правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов: в ходе онлайн-заседания комитета обрабатывающей промышленности НПП в первой половине апреля он сообщил, что министерство национальной экономики Казахстана подключило палату к формированию списка системообразующих для экономики республики предприятий, под которые будет формироваться отдельный пакет экстренных и среднесрочных мер поддержки.

«Сейчас мы с министром национальной экономики Русланом Даленовым отрабатываем вопросы по тем отраслям, которые не попали в число пострадавших напрямую в условиях карантина. Мы ставим вопрос по расширению видов отраслей, которым должны предоставляться меры поддержки в виде доступа к кредитным отсрочкам, отсрочкам по пеням, штрафам и налогам. Отдельно стоит вопрос по крупным предприятиям. Позиция министерства и правительства в целом – пойти по пути создания списка системообразующих предприятий по примеру России, где в список на поддержку включили более чем 600 таким предприятий», – говорит Мырзахметов.

Таким образом, правительству удастся соблюсти баланс в поддержке крупного бизнеса и МСБ. Причем, убежден глава правления НПП, в такой список должны попасть предприятия несырьевого сектора, и в первую очередь те, кто работает на внутренний рынок, потому что их позиции в сравнении с экспортерами ухудшило заметное падение курса национальной валюты. Но это не значит, что МСБ будет забыт и не получит: по словам директора департамента развития предпринимательства министерства национальной экономики Чингиса Ахметова, правительство готово вводить новые меры господдержки по мере выхода бизнеса из простоя, связанного с карантином. Но делать это постепенно, изучая потребности бизнеса на практике.

«В текущих реалиях динамика меняется постоянно, кардинально, и те меры господдержки, которые нужны были два месяца назад, возможно, через месяц будут уже не совсем актуальны. Поэтому мы работаем в режиме реального времени, отслеживаем ситуацию и постоянно анализируем поступающие предложения, – поясняет представитель министерства. – Все будет зависить от того, какая будет динамика по итогам апреля, мая: очень важно, чтобы мы до конца года сняли первичный шок для того, чтобы бизнес смог до конца года восстановиться, а потом уже будут дополнительные меры по восстановлению малого среднего бизнеса, в целом экономики в посткризисный период – это тоже не забываем. Предложения готовятся, а конкретное наполнение их будет зависеть от текущей ситуации», – заключает он. 

banner_wsj.gif

776 просмотров

Казахстанский рынок легальных такси за месяц в режиме ЧС просел на 84%

Компании недосчитались с начала года более 1,7 млрд тенге доходов

Фото: Офелия Жакаева

Казахстанский рынок такси показывает рекордное падение по всем показателям. Официально зарегистрированные компании недосчитались с начала года более 1,7 млрд тенге доходов. С другой стороны, пандемия и новые санитарные требования сократили долю теневого сектора рынка услуг по перевозке. Агрегаторы – еще один фактор, благодаря которому «бомбилы» перешли на «светлую» сторону экономики. 

Обратная динамика карантина 

По данным Комитета по статистике РК, за январь – апрель 2020 года таксистами было перевезено 1,4 млрд пассажиров – это на 18% меньше, чем за первые четыре месяца прошлого года. Самым критичным оказался апрель. В месяц карантина число перевезенных пассажиров сократилось на 84%. COVID-19 серьезно повлиял на доходы официально зарегистрированных компаний: если в январе – апреле прошлого года они заработали чуть больше 2 млрд тенге, то за аналогичный отчетный период этого года службы такси получили на 84% меньше – всего 346 млн тенге.

Причины рекордного падения связаны не только со снижением спроса, но и с ограничением количества разрешений на передвижение для машин-такси, выдаваемых акиматами городов и районов. Например, в южной столице было принято решение разрешить доступ на трассы только двум тысячам наиболее активных водителей. По словам заместителя акима Алматы Ерлана Кожагапанова, выбирали таксистов из базы нескольких онлайн-сервисов такси. Заветные пропуска могли получить только легальные компании, которые соблюдали новые требования по дезинфекции и медосмотру.
 
Динамика развития рынка такси показывает: карантин стал исключительным фактором влияния. Статистика прошлых лет говорит о росте основных показателей. Например, за 2019 год пассажирооборот предприятий такси достиг 79,2 млрд пассажиро-километров, что на 12% выше, чем годом ранее. А если брать данные 2015 года, то рост составил 76%. Число поездок увеличилось почти в два раза – с 381 до 672 млн. 

Вместе с тем, по данным агентства маркетинговых исследований BusinesStat, численность таксопарков в Казахстане имеет устойчивую тенденцию к падению. Минус 18% за последние три года. Аналитики BusinesStat пришли к выводу, что такой результат обусловлен экспансией агрегаторов такси. Таксопарки в их классическом понимании, с базами, гаражами, диспетчерским пунктом, уходят в прошлое, их вытеснили ИП и парки-посредники, которые сотрудничают с агрегаторами. По информации из открытых источников, такие компании, как «Яндекс. Такси», Uber, «Максим», Bolt, «АпаруТакси», «Везет», имеют от 6 до 25% дохода с каждой поездки. 

Приложение вместо диспетчера 

Представители администрации сервиса «АпаруТакси» отмечают: вместо диспетчерских служб клиенты стали отдавать предпочтение мобильным приложениям в первую очередь из-за более доступного сервиса.
 
«Рост рынка – прямая заслуга агрегаторов. За последние пять лет спрос и предложение в этой сфере выросли колоссально. Это связано с тем, что сервисы сделали услугу доступной – машина подается гарантированно быстро независимо от района города», – комментируют в организации, предоставляющей свои услуги на территории Нур-Султана и ВКО. 

«В нашем сервисе используются собственные технологии «Яндекс»: карты, маршрутизация и навигация, математические алгоритмы. С помощью нашей системы распределения заказов к пассажиру приезжает водитель, который быстрее всего может его забрать. Пока водитель везет пассажира, система, рассчитав, когда он должен прибыть в конечную точку, подбирает в нужное время новый заказ возле нее. Для шофера это большое преимущество: сокращаются время простоя и холостой пробег, больше заказов, и в итоге выше заработок», – говорит исполнительный директор компании «Яндекс.Такси» по развитию рынков Центральной Азии Тамирлан Шапиев. Онлайн-сервисы меняют стандарты качества таксомоторных услуг – тот же «Яндекс.Такси» в сентябре 2018 года ввел страхование жизни и здоровья пассажиров и водителей (автоматически действует на всех поездках, заказанных через приложение), хотя казахстанское законодательство этого не требует. 

Аналитики маркетингового агентства BusinesStat прогнозируют: благодаря уберизации такси в Казахстане в ближайшие два года рынок еще подрастет. Число поездок увеличится на 13%, средняя цена – на 12%. Этому поспособствуют потребительский спрос и растущая конкуренция между компаниями. 

Верхушка айсберга 

Сколько зарабатывают таксисты и агрегаторы? Официальные данные Комстата о доходах предприятий такси весьма невысоки – всего 3,5 млрд тенге в год (в 2018 году – 3,1 млрд тенге). В эту статистику не входят доходы ИП (а их число после появления агрегаторов увеличилось) и нелегальных «бомбил». Ради сокращения расходов ИП нередко платят налоги по самой низкой планке, так, как будто они зарабатывают минимальную зарплату. Их реальный доход пока остается за гранью отчетностей. 

Kursiv Research провел свои расчеты финансовых объемов рынка такси на примере Нур-Султана. Мы взяли официальные данные о доходах 10 таксопарков, входящих в группу Единая служба такси. Эти цифры стали открытыми из-за судебных исков Комитета по развитию и защите конкуренции РК по обвинению таксопарков в ценовом сговоре. Согласно судебным документам, за 2018 год 10 таксопарков Нур-Султана заработали 239,5 млн тенге, за I квартал 2019 года – 92,1 млн тенге (рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 54%). 

По данным специалистов ОЮЛ «Ассоциация транспортников Астаны», Единая служба такси занимает небольшую долю на рынке Нур-Султана – всего 15%. Таким образом, общий объем рынка только по одному городу в 2018 году превысил 1,5 млрд тенге. Это практически половина официально заявленной суммы по всему Казахстану. 

В расчетах были использованы данные только официально зарегистрированных служб такси, цифровых агрегаторов. Серый рынок таксистов здесь не учтен. Вице-министр индустрии и индустриально-инновационного развития РК Берик Камалиев в ответ на запрос «Курсива» сообщил, что МИИР не располагает точными данными по объему теневого рынка таксомоторных услуг. По оценке специалистов ОЮЛ «Ассоциация транспортников Астаны», этот показатель в столице может доходить до 85% от всего рынка. Если брать эту цифру за основу, то общий объем легальных и нелегальных услуг такси Нур-Султана в 2018 году превысил 10 млрд тенге, и этот показатель почти в три раза выше официальных данных по всей стране. 

Ситуацию нельзя проецировать на все крупные города РК, так как в регионах сильно отличаются как тарифы на такси, объемы оказанных услуг, так и процент теневого рынка. Например, если в Алматы многие водители готовы взять попутчиков «с бордюра», то в Усть-Каменогорске голосовать на обочине считается дурным тоном. Лишь в крайних случаях, при сильном морозе шоферы из ВКО согласятся подвести пешеходов.

«В таких городах, как Усть-Каменогорск, агрегаторы фактически вытеснили нелегальных перевозчиков. Именно цифровые платформы больше всего сделали для легализации индивидуальных перевозчиков. Особенно это касается таких сервисов, как наш, поскольку ИП стало выгодно работать, соблюдая законодательство», – комментируют представители администрации «АпаруТакси». 

По мнению директора по связям с госорганами на международных рынках «Яндекс. Такси» Александра Высоцкого, один из эффективных способов «обеления» рынка – оформление водителей в качестве самозанятых. Такой статус позволяет снизить издержки водителей, серьезно упрощает работу и сокращает расходы, ликвидирует посредников, параллельно повышая контроль за доходами. Но для того, чтобы Казахстан развивался в этом направлении, необходима соответствующая законодательная инициатива со стороны государства, включающая изменения как в Налоговом кодексе, так и в законе о транспорте. 

Выгодно ли быть таксистом 

В начале этого года ученые Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики (ВШЭ) РФ опубликовали результаты своего исследования рынка такси в России. Они выяснили, что доля выручки водителей такси «в общем чеке» с приходом агрегаторов за последние годы упала почти в 2,5 раза. Вместе с тем комиссия цифровых сервисов и таксопарков за аренду машины стала выше, а средний тариф – ниже. 

В Казахстане ситуация несколько иная. По данным BusinesStat, средняя цена на услуги такси в стране показывала снижение лишь в 2017 году, когда онлайн-сервисы демпинговали, борясь за клиентов. 

Сервис аренды машины службы такси в Казахстане развит лишь в нескольких крупных городах. Арендный платеж за машину без выкупа (предложений аренды такси с последующим выкупом на рынке практически не осталось) в разных таксопарках зависит от марки машины, года выпуска и варьируется от 5 до 9 тыс. тенге. Другими словами, за аренду машины водитель должен платить от 156 до 234 тыс. тенге в месяц. 

Доходы водителей, исходя из анализа открытых данных в соцсетях и на YouTube-каналах, могут в зависимости от региона РК варьироваться от 160 до 400 тыс. тенге. Сумма зависит как от наличия своего автомобиля, его класса, так и от продолжительности смены, региональных тарифов. 

0001 (2)_4.jpg

Свободный рынок 

По мнению экспертов ВШЭ, чтобы не позволить цифровым платформам монополизацию рынка такси в России, необходимо ввести госрегулирование агрегаторов. В том числе и ценовое. Представители госорганов РК не видят в этом необходимости. 

«Как показывают результаты анализов товарных рынков, введение ценового регулирования, а также избыточный адмконтроль выступают в качестве факторов, негативно влияющих на конкуренцию», – считает ответственный секретарь Министерства нацэкономики РК Арман Джумабеков

С этим согласны и компании-агрегаторы. Администрация «АпаруТакси» придерживается мнения, что минимальное госрегулирование позволит сохранить тарифы оптимальными. «Госрегулирование цен – это механизм с очень высокими экономическими издержками. Страны иногда вынуждены прибегать к нему в периоды острых экономических кризисов – например, чтобы сдержать цены на продовольствие. Понятно, что сфера такси к таковым не относится. Побочный эффект госрегулирования цен хорошо известен – это бурный рост черного рынка, то есть уход целых отраслей экономики в нелегальный сегмент. Хотелось бы избежать такого поворота событий в сегменте такси», – говорит представитель «Яндекс.Такси» Александр Высоцкий. 

В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК поясняют: существующее государственное регулирование в сфере такси включает разрешительные процедуры перед началом работы и контроль со стороны местных исполнительных органов. Ценовая политика компаний такси не регулируется государством, так как эти услуги осуществляются в конкурентной среде. Исключение составляет только антиконкурентное повышение тарифов, как это произошло в Нур-Султане. За одновременное повышение цен на посадку на 10% десять компаний, входящих Единую службу такси, были оштрафованы на общую сумму 24 млн тенге.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png