Перейти к основному содержанию
3604 просмотра

Как птицеводческая отрасль живет в режиме ЧП

И вырастут ли цены на эту продукцию

Фото: Shutterstock.com

Производство свежего и охлажденного мяса домашней птицы в Казахстане выросло на 31% за первые три месяца 2020 года относительно аналогичного периода прошлого года. Объем производства составил 26,2 тыс. тонн. Для сравнения – в январе-марте 2019 тот же показатель был на уровне 19,9 тыс. тонн. 

Президент Союза птицеводов Казахстана Руслан Шарипов ответил на вопросы «Курсива» о том, как отрасль работает в режиме ЧП. 

- Что сейчас происходит на рынке птицеводческой продукции Казахстана?

- Сейчас птицеводы республики продолжают работать в прежнем стабильном режиме и обеспечивать внутренний рынок птицеводческой продукцией. Предприятия усилили меры безопасности на производстве по недопущению распространения коронавирусной инфекции.

- Может ли закрытие границ стать причиной дефицита мяса птицы и яиц в республике?

- Нет, не может, так как объемы производства мяса птицы в стране удовлетворяют потребности населения на 51%, товарного яйца – на 100%. Производство на душу населения в 2019 году в целом по республике составило 12 кг на человека, а потребление – свыше 20 кг на человека. Прогнозируется, что к 2027 году потребление мяса птицы увеличится до 31 кг на человека – и это еще раз свидетельствует о необходимости наращивания собственных производственных мощностей и стимулирования роста производства.

Насколько нам известно, стабилизационные фонды имеют запасы социально значимых товаров. Также мы дали обязательства Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан, что птицеводы обеспечат неснижаемый остаток мяса в объеме 3,5 тыс. тонн для бесперебойного снабжения населения. При необходимости можем увеличить этот объем до 5 тыс. тонн и более. С учетом того, что из стран ЕАЭС поступает импортная продукция, на рынке дефицита мяса птицы не наблюдается.

- Отмечается рост спроса на продукцию птицефабрик в период ЧП? 

- Спрос на продукцию птицеводства всегда был, мясо птицы — это самый дешевый и доступный белок, и стоит оно в среднем в три раза дешевле, чем  говядина. На сегодня мясо птицы занимает второе место после говядины по объёму потребления. Если в 2000 году потребление птичьего мяса на душу населения составляло 3,6 кг, то в 2019 году, повторюсь – 20 кг.

- Несколько крупных отраслевых предприятий появились в стране за две пятилетки индустриализации – например, «КазГерКус», «Ордабасы Кус», мегапроект Макинской птицефабрики. Насколько сейчас значительна их роль в наполнении продукцией отечественного рынка?

- Крупными птицефабриками по производству яйца являются ТОО «Когер ЛТД» с производством 370 млн яиц, ПК «Ижевский» с мощностью 316 млн яиц, ТОО «Казгер Кус» – 315 млн яиц, ТОО «АФ Курма» – 258 млн яиц. Они полностью снабжают свои регионы и приграничные области.

К крупнейшим производителям мяса птицы относят АО «Алель Агро» с производством более 50 тыс. тонн, на сегодня это самая крупная фабрика в республике, и АО «Усть-Каменогорская птицефабрика» мощностью 29 тыс. тонн. Макинская птицефабрика в 2020 году вводит в эксплуатацию новые объекты и после этого выйдет на финальную мощность – 50 тыс. тонн мяса птицы в год.

ТОО «Ордабасы кус» – единственное птицеводческое предприятие по производству мяса индейки. Производство составляет более 10 тыс. тонн под маркой «Дәмді ет». К 2027 году планируется расширение, которое позволит увеличить мощность этого производства до 30 тыс. тонн.

За последние 4 года поголовье птицы в республике выросло более чем на 24%, увеличившись с 35,6 млн голов до 44,3 млн голов на начало 2020 года. Производство мясо птицы увеличилось на 58 – со 146 тыс. тонн в 2015 году до 222 тыс. тонн в 2019 году. Сейчас функционируют 24 птицефабрики мясного направления. Программа развития птицеводства на 2018-2027 годы прогнозирует, что в 2027 году они произведут 744 тыс. тонн в убойном весе. Это произойдет  как за счет расширения и модернизации действующих производств, так и появления новых птицефабрик (ТОО «Аулиа-Ата Феникс» – 7 тыс. тонн; ТОО «Нурлы кус» – 5 тыс. тонн; ТОО «Жаик Ет» – 7 тыс. тонн; ТОО «Кызылжар кус» – 5 тыс. тонн. С 2019 года начала работать фабрика ТОО «Шымкент кус» с объемом 5 тыс. тонн, с 2020 года будут введены ТОО Meken Chiken, ТОО Otan Green Food, ТОО Blic Terminal).

- По вашей оценке, влияет ли эпидемия коронавируса на птицеводческую отрасль страны?

- Да, конечно, влияет. У нас в республике только зерно отечественное и то на него – на пшеницу, кукурузу, ячмень – выросли цены, как и на масличные культуры. А премиксы, витамины, ветеринарные препараты мы закупаем из стран СНГ, из-за девальвации они подорожали, соответственно, увеличилась и себестоимость производства птицеводческой продукции.

В результате роста цен на компоненты кормов себестоимость корма в среднем выросла на 15,1%. Если средняя цена кормосмеси для птицы до карантина составляла 81,2 тенге /кг (с НДС), то сейчас цены увеличились на 12,3 тенге за кг и составляют 93,5 тенге за кг. Замечу, что в себестоимости птицеводческой продукции корма составляют 70%. В то же время на данный момент производители не могут поднимать цены на продукцию, так как птицеводческая продукция является социально значимым товаром и на нее сейчас, во время режима ЧП, установлены предельные розничные цены.

banner_wsj.gif

1063 просмотра

Казахстанский рынок легальных такси за месяц в режиме ЧС просел на 84%

Компании недосчитались с начала года более 1,7 млрд тенге доходов

Фото: Офелия Жакаева

Казахстанский рынок такси показывает рекордное падение по всем показателям. Официально зарегистрированные компании недосчитались с начала года более 1,7 млрд тенге доходов. С другой стороны, пандемия и новые санитарные требования сократили долю теневого сектора рынка услуг по перевозке. Агрегаторы – еще один фактор, благодаря которому «бомбилы» перешли на «светлую» сторону экономики. 

Обратная динамика карантина 

По данным Комитета по статистике РК, за январь – апрель 2020 года таксистами было перевезено 1,4 млрд пассажиров – это на 18% меньше, чем за первые четыре месяца прошлого года. Самым критичным оказался апрель. В месяц карантина число перевезенных пассажиров сократилось на 84%. COVID-19 серьезно повлиял на доходы официально зарегистрированных компаний: если в январе – апреле прошлого года они заработали чуть больше 2 млрд тенге, то за аналогичный отчетный период этого года службы такси получили на 84% меньше – всего 346 млн тенге.

Причины рекордного падения связаны не только со снижением спроса, но и с ограничением количества разрешений на передвижение для машин-такси, выдаваемых акиматами городов и районов. Например, в южной столице было принято решение разрешить доступ на трассы только двум тысячам наиболее активных водителей. По словам заместителя акима Алматы Ерлана Кожагапанова, выбирали таксистов из базы нескольких онлайн-сервисов такси. Заветные пропуска могли получить только легальные компании, которые соблюдали новые требования по дезинфекции и медосмотру.
 
Динамика развития рынка такси показывает: карантин стал исключительным фактором влияния. Статистика прошлых лет говорит о росте основных показателей. Например, за 2019 год пассажирооборот предприятий такси достиг 79,2 млрд пассажиро-километров, что на 12% выше, чем годом ранее. А если брать данные 2015 года, то рост составил 76%. Число поездок увеличилось почти в два раза – с 381 до 672 млн. 

Вместе с тем, по данным агентства маркетинговых исследований BusinesStat, численность таксопарков в Казахстане имеет устойчивую тенденцию к падению. Минус 18% за последние три года. Аналитики BusinesStat пришли к выводу, что такой результат обусловлен экспансией агрегаторов такси. Таксопарки в их классическом понимании, с базами, гаражами, диспетчерским пунктом, уходят в прошлое, их вытеснили ИП и парки-посредники, которые сотрудничают с агрегаторами. По информации из открытых источников, такие компании, как «Яндекс. Такси», Uber, «Максим», Bolt, «АпаруТакси», «Везет», имеют от 6 до 25% дохода с каждой поездки. 

Приложение вместо диспетчера 

Представители администрации сервиса «АпаруТакси» отмечают: вместо диспетчерских служб клиенты стали отдавать предпочтение мобильным приложениям в первую очередь из-за более доступного сервиса.
 
«Рост рынка – прямая заслуга агрегаторов. За последние пять лет спрос и предложение в этой сфере выросли колоссально. Это связано с тем, что сервисы сделали услугу доступной – машина подается гарантированно быстро независимо от района города», – комментируют в организации, предоставляющей свои услуги на территории Нур-Султана и ВКО. 

«В нашем сервисе используются собственные технологии «Яндекс»: карты, маршрутизация и навигация, математические алгоритмы. С помощью нашей системы распределения заказов к пассажиру приезжает водитель, который быстрее всего может его забрать. Пока водитель везет пассажира, система, рассчитав, когда он должен прибыть в конечную точку, подбирает в нужное время новый заказ возле нее. Для шофера это большое преимущество: сокращаются время простоя и холостой пробег, больше заказов, и в итоге выше заработок», – говорит исполнительный директор компании «Яндекс.Такси» по развитию рынков Центральной Азии Тамирлан Шапиев. Онлайн-сервисы меняют стандарты качества таксомоторных услуг – тот же «Яндекс.Такси» в сентябре 2018 года ввел страхование жизни и здоровья пассажиров и водителей (автоматически действует на всех поездках, заказанных через приложение), хотя казахстанское законодательство этого не требует. 

Аналитики маркетингового агентства BusinesStat прогнозируют: благодаря уберизации такси в Казахстане в ближайшие два года рынок еще подрастет. Число поездок увеличится на 13%, средняя цена – на 12%. Этому поспособствуют потребительский спрос и растущая конкуренция между компаниями. 

Верхушка айсберга 

Сколько зарабатывают таксисты и агрегаторы? Официальные данные Комстата о доходах предприятий такси весьма невысоки – всего 3,5 млрд тенге в год (в 2018 году – 3,1 млрд тенге). В эту статистику не входят доходы ИП (а их число после появления агрегаторов увеличилось) и нелегальных «бомбил». Ради сокращения расходов ИП нередко платят налоги по самой низкой планке, так, как будто они зарабатывают минимальную зарплату. Их реальный доход пока остается за гранью отчетностей. 

Kursiv Research провел свои расчеты финансовых объемов рынка такси на примере Нур-Султана. Мы взяли официальные данные о доходах 10 таксопарков, входящих в группу Единая служба такси. Эти цифры стали открытыми из-за судебных исков Комитета по развитию и защите конкуренции РК по обвинению таксопарков в ценовом сговоре. Согласно судебным документам, за 2018 год 10 таксопарков Нур-Султана заработали 239,5 млн тенге, за I квартал 2019 года – 92,1 млн тенге (рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 54%). 

По данным специалистов ОЮЛ «Ассоциация транспортников Астаны», Единая служба такси занимает небольшую долю на рынке Нур-Султана – всего 15%. Таким образом, общий объем рынка только по одному городу в 2018 году превысил 1,5 млрд тенге. Это практически половина официально заявленной суммы по всему Казахстану. 

В расчетах были использованы данные только официально зарегистрированных служб такси, цифровых агрегаторов. Серый рынок таксистов здесь не учтен. Вице-министр индустрии и индустриально-инновационного развития РК Берик Камалиев в ответ на запрос «Курсива» сообщил, что МИИР не располагает точными данными по объему теневого рынка таксомоторных услуг. По оценке специалистов ОЮЛ «Ассоциация транспортников Астаны», этот показатель в столице может доходить до 85% от всего рынка. Если брать эту цифру за основу, то общий объем легальных и нелегальных услуг такси Нур-Султана в 2018 году превысил 10 млрд тенге, и этот показатель почти в три раза выше официальных данных по всей стране. 

Ситуацию нельзя проецировать на все крупные города РК, так как в регионах сильно отличаются как тарифы на такси, объемы оказанных услуг, так и процент теневого рынка. Например, если в Алматы многие водители готовы взять попутчиков «с бордюра», то в Усть-Каменогорске голосовать на обочине считается дурным тоном. Лишь в крайних случаях, при сильном морозе шоферы из ВКО согласятся подвести пешеходов.

«В таких городах, как Усть-Каменогорск, агрегаторы фактически вытеснили нелегальных перевозчиков. Именно цифровые платформы больше всего сделали для легализации индивидуальных перевозчиков. Особенно это касается таких сервисов, как наш, поскольку ИП стало выгодно работать, соблюдая законодательство», – комментируют представители администрации «АпаруТакси». 

По мнению директора по связям с госорганами на международных рынках «Яндекс. Такси» Александра Высоцкого, один из эффективных способов «обеления» рынка – оформление водителей в качестве самозанятых. Такой статус позволяет снизить издержки водителей, серьезно упрощает работу и сокращает расходы, ликвидирует посредников, параллельно повышая контроль за доходами. Но для того, чтобы Казахстан развивался в этом направлении, необходима соответствующая законодательная инициатива со стороны государства, включающая изменения как в Налоговом кодексе, так и в законе о транспорте. 

Выгодно ли быть таксистом 

В начале этого года ученые Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики (ВШЭ) РФ опубликовали результаты своего исследования рынка такси в России. Они выяснили, что доля выручки водителей такси «в общем чеке» с приходом агрегаторов за последние годы упала почти в 2,5 раза. Вместе с тем комиссия цифровых сервисов и таксопарков за аренду машины стала выше, а средний тариф – ниже. 

В Казахстане ситуация несколько иная. По данным BusinesStat, средняя цена на услуги такси в стране показывала снижение лишь в 2017 году, когда онлайн-сервисы демпинговали, борясь за клиентов. 

Сервис аренды машины службы такси в Казахстане развит лишь в нескольких крупных городах. Арендный платеж за машину без выкупа (предложений аренды такси с последующим выкупом на рынке практически не осталось) в разных таксопарках зависит от марки машины, года выпуска и варьируется от 5 до 9 тыс. тенге. Другими словами, за аренду машины водитель должен платить от 156 до 234 тыс. тенге в месяц. 

Доходы водителей, исходя из анализа открытых данных в соцсетях и на YouTube-каналах, могут в зависимости от региона РК варьироваться от 160 до 400 тыс. тенге. Сумма зависит как от наличия своего автомобиля, его класса, так и от продолжительности смены, региональных тарифов. 

0001 (2)_4.jpg

Свободный рынок 

По мнению экспертов ВШЭ, чтобы не позволить цифровым платформам монополизацию рынка такси в России, необходимо ввести госрегулирование агрегаторов. В том числе и ценовое. Представители госорганов РК не видят в этом необходимости. 

«Как показывают результаты анализов товарных рынков, введение ценового регулирования, а также избыточный адмконтроль выступают в качестве факторов, негативно влияющих на конкуренцию», – считает ответственный секретарь Министерства нацэкономики РК Арман Джумабеков

С этим согласны и компании-агрегаторы. Администрация «АпаруТакси» придерживается мнения, что минимальное госрегулирование позволит сохранить тарифы оптимальными. «Госрегулирование цен – это механизм с очень высокими экономическими издержками. Страны иногда вынуждены прибегать к нему в периоды острых экономических кризисов – например, чтобы сдержать цены на продовольствие. Понятно, что сфера такси к таковым не относится. Побочный эффект госрегулирования цен хорошо известен – это бурный рост черного рынка, то есть уход целых отраслей экономики в нелегальный сегмент. Хотелось бы избежать такого поворота событий в сегменте такси», – говорит представитель «Яндекс.Такси» Александр Высоцкий. 

В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК поясняют: существующее государственное регулирование в сфере такси включает разрешительные процедуры перед началом работы и контроль со стороны местных исполнительных органов. Ценовая политика компаний такси не регулируется государством, так как эти услуги осуществляются в конкурентной среде. Исключение составляет только антиконкурентное повышение тарифов, как это произошло в Нур-Султане. За одновременное повышение цен на посадку на 10% десять компаний, входящих Единую службу такси, были оштрафованы на общую сумму 24 млн тенге.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png