Перейти к основному содержанию
16154 просмотра

Как эпидемия изменила казахстанский бизнес и что его ждет дальше

Узнали эксперты Colliers International Kazakhstan

Фото: Kursiv.kz

С введением карантина с 19 марта 2020 года организации Казахстана поделились на три категории. Полностью функционируют продовольственные магазины, аптеки и службы доставки. Частично работают F&B сектор (еда и напитки - в режиме доставки) и предприятия, которые смогли наладить онлайн-работу. Практически остановлена работа торгово-развлекательных центров (ТРЦ), организаций сферы услуг и прочих, где работа онлайн невозможна или не налажена. Но вне зависимости от режима работы подавляющее большинство организаций в период эпидемии несут дополнительные затраты. 

Эксперты Colliers International Kazakhstan опросили 14 участников из разных сфер, чтобы узнать, как бизнес реагирует на текущую ситуацию и какие прогнозы строит на будущее. 

Как карантин изменил работу предприятий

Торговые центры. Моллы и торговые центры закрыли до 90-100% своих площадей, за исключением гипермаркетов и аптек. Десятки и сотни арендаторов в каждом ТРЦ приостановили свою деятельность, тысячи людей остались без работы. При отсутствии доходов от аренды владельцы ТРЦ должны продолжать выплачивать заработную плату персоналу, налоги, обслуживать банковские обязательства и покрывать другие расходы по проектам.

«Мы поддержали несколько сотен наших арендаторов, представителей МСБ и на период ЧП и карантина не начисляем арендную плату. Но при этом несём очень серьёзные экономические потери, и ожидаем, в свою очередь, поддержку от государства в виде субсидий процентных ставок до 8% в тенге, по аналогии с программой поддержки МСБ» - комментирует ситуацию заместитель генерального директора по развитию и инвестициям Eurasia Red, совладелец моллов Апорт Дмитрий Ревин.

Для сокращения потерь часть сотрудников отправлена в отпуск без сохранения зарплаты, другие переведены на дистанционную работу. Региональные ТРЦ также отправляют сотрудников в отпуска без содержания или сокращают зарплаты на 30-50%. Исключение составляет техперсонал и охрана. Строительство новых ТРЦ приостановлено до окончания режима ЧП.

Коммерческая недвижимость. Владельцы бизнес-центров тоже сильно пострадали от отсутствия арендных доходов.

«Думали, что перерыв будет на неделю, потом люди выйдут обратно, и в том же объёме, либо ещё больше будут работать. 2-3 недели мы держали бы удар – просто сократились бы в своих доходах от арендаторов. Сейчас вынуждены резать свои косты очень серьёзно», - говорит девелопер и собственник бизнес-центров, пожелавший не называть свое имя. 

Сотрудники управляющих компаний переведены в режим удаленной работы. При этом работы не уменьшилось. Управленцы активно занимаются оптимизацией бизнес-процессов и сокращением расходов.

«Продолжаем работать удаленно. Компания, в целом, была готова технически к такой работе, и большинство процессов не пострадало. Карантин влияет в основном на продажи, т.к. клиенты не могут приехать для подписания договоров и произвести физически оплаты. В том числе пришлось пересмотреть все перспективные проекты, по которым еще не начали проектирование. Какие-то отложили, какие-то изменили» - комментирует другой девелопер, управляющий жилой и коммерческой недвижимостью.

Социальная инфраструктура. Плачевная ситуация и у компаний, рассчитывавших на государственное финансирование. Госсектор сокращается в разы, все программы урезаются. Для новых, недавно запущенных проектов, это фактически равносильно остановке:

«Не спасает даже то, что движения по проекту и расходование средств уже начаты – сейчас выгоднее всё бросить как есть, нежели инвестировать в проектирование, стройку и так далее. Сейчас все смотрят расходы, оптимизацию, а новый бюджет начнут составлять с середины лета», - сокрушается представитель проекта «зелёного» строительства в секторе образования.

Продуктовый ретейл. В первые две недели карантина у продуктовых сетей сильно вырос товарооборот.

«Рост был порядка 30-50%, а некоторые магазины показывали прирост до 100%» - сообщает председатель правления ТОО «Magnum Cash&Carry» Азамат Османов.

В условиях возросшего объема работ и ограничения на передвижение «Магнум» обеспечил гостиничными номерами порядка 1,5 тыс. человек из пригородов и повысил зарплату кассиров на 20%.

Кроме того, по словам руководителя торгово-розничной сети, произошло перераспределение по формату магазинов:

«Если первую и вторую недели карантина большой рост показывали магазины формата гипермаркет, то после ужесточения мер, перераспределение было в сторону форматов магазина у дома: «экспресс» и «супермаркет», а гипермаркеты стали немного проседать по оборотам продаж, что логично объясняется введёнными ограничениями на передвижение по городу».

Но и успешный продуктовый ретейл заплатил дань коронавирусу: «Меры, которые мы предприняли за время карантина, обошлись нам порядка $1 миллиона в месяц дополнительных расходов по всей сети Магнум в Казахстане. Кроме того, после периода ажиотажного спроса наступил значительный спад покупательского потока – в среднем на 45%. При этом спрос сохраняется в основном на низкомаржинальные товары первой необходимости» - отмечает Османов. 

В условиях карантина узнаваемость бренда и наличие служб доставки помогло успешным компаниям. Так «Магнум» с начала карантина запустил онлайн доставку через партнеров: Mul, Wolt, ChocoMart, Instashop. Значительное повышение спроса на доставку продуктов до двери отмечают и другие представители бизнеса, своевременно усилившие маркетинговую стратегию.

Что ждет бизнес дальше

По самым оптимистичным прогнозам руководителей, на восстановление экономики страны уйдет весь 2020 год, и то только при существенной поддержке со стороны государства и окончания карантина в конце апреля. Если же карантин продлится еще на месяц, то в отсутствии постоянных источников дохода население «проест» свои сбережения, и ситуация может резко ухудшиться.

Кроме того, наложение нескольких неблагоприятных факторов – карантин, девальвация и падение цен на нефть - оптимизма сильно убавляет. Поэтому более осторожные эксперты ожидают, что восстановление начнется не ранее, чем через 1-1,5 года.

Представители региональных ТРЦ видят будущее в появлении нового формата - единой электронной торговой площадки для разных арендаторов - локального маркетплейса.

Девелоперы в сфере коммерческой недвижимости делают ставку на внедрение инвестиционных продуктов с низкими рисками и небольшим чеком, что сделает недвижимость привлекательнее и доступнее для более широкой аудитории.

Продуктовый ретейл ожидает временный спад в потреблении и повышение цен:

«Мы уже наблюдаем повышение цен от наших партнёров, в первую очередь импортеров, которым из-за скачка курса отпускают товары уже на 15-20% дороже, а также некоторых местных производителей, у которых высоко содержание импортных составляющих в продукции» - констатирует Османов.

В целом, отраслевые эксперты сходятся во мнении, что кризис однозначно сократит количество игроков на всех рынках. Переживут этот турбулентный период гибкие и устойчивые компании, способные адаптироваться к новым условиям и на ходу решать непредсказуемые задачи.

Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan

banner_wsj.gif

1268 просмотров

Экосистемы для МСБ

Кто из банков креативнее

Фото: Shutterstock/Garfieldbigberm

По мнению финансовых экспертов, разработка экосистем и супераппов – приложений, которые объединяют сервисы от заказа еды до инвестиций в облигации, станет доминирующей тенденцией в развитии банковского сектора на ближайшие годы. Для универсальных банков эффективность таких проектов будет зависеть в том числе от ориентации их экосистем не только на физлиц, но и на бизнес-клиентов. «Курсив» разбирался, какие дополнительные цифровые услуги для МСБ предлагают сегодня казахстанские банки.

В Казахстане не так много компаний, которые показывают стабильный рост, поэтому отечественным банкирам все сложнее конкурировать за бизнес-клиентов. Большинство банков предлагают на рынке схожие продукты, одинаковые тарифы, и все БВУ работают по одним и тем же государственным программам. Но часть кредитных организаций в борьбе за клиента переходят в цифровое пространство, разрабатывая собственные экосистемы – финансовые и нефинансовые услуги для МСБ.

«Сильная конкуренция приводит к тому, что просто создать отличный цифровой сервис недостаточно. Сегодня к нему надо иметь собственную дистрибуцию, которая обычно очень дорого обходится, и другую дополнительную инфраструктуру. Поэтому в сложившихся условиях может возникнуть хорошая коллаборация финтех-компаний и банков», – говорит Дамир Какиев, управляющий директор по малому (массовому) бизнесу ДБ «Альфа-Банк».

Еще не поздно

Отечественные банки строят экосистемы нескольких направлений: Open Banking и Marketplace, а также предлагают бизнесу спектр нефинансовых услуг. Дальше всех в сфере «банк-магазин» продвинулся Kaspi, впервые презентовавший свою торговую площадку еще в 2014-м. Большая часть казахстанских БВУ начала активно развивать дополнительные электронные сервисы лишь в 2019-м.

«Банковские экосистемы находятся на разных стадиях развития, – констатирует финансовый аналитик Сергей Полыгалов. – Одни банки активно разрабатывают и внедряют разные продукты для клиентов, другие ограничиваются использованием широко распространенных вариантов».

«Открытый банк» строится на технологиях Open API, то есть на общедоступном наборе программных инструментов, которые обеспечивают взаимодействие между приложениями банка. Благодаря открытым интерфейсам разработчики сторонних компаний могут получить доступ к функционалу и контенту БВУ и использовать его, например, для частичной интеграции или создания собственных приложений. По словам директора центра по развитию финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константина Пака, в этом направлении успешно двигаются несколько банков: «Forte и Kaspi работают в направлении Marketplace. Есть признаки того, что и Halyk начал развивать эту систему. Но, например, Альфа-Банк выбрал другую стратегию развития».

Эксперт считает, что диджитализация банковских сервисов может привести к росту выручки за счет расширения каналов продаж и новых вариантов монетизации.

«Для создания экосистем нужны большая клиентская база и серьезное финансирование. Из-за текущей ситуации в экономике, возможно, некоторые финансовые организации снизят инвестиции в такие проекты. Но все будет зависеть от спроса на эти продукты», – говорит Пак.

Будущее именно за дополнительными функциями БВУ, убежден Полыгалов.

«Те банки, которые будут активно развивать и применять информационные технологии, будут иметь больший спрос на свои услуги, – считает он. – Отчасти это видно уже сегодня, в условиях карантина. Те банки, которые смогли предоставить клиентам возможность дистанционного обслуживания, на мой взгляд, менее пострадали от ограничений».

Чем богаты

Обзор существующих экосистем банков, предназначенных для бизнес-клиентов, логично начать с крупнейшего игрока. В 2018 году, после интеграции Халыка с Казкомом, количество клиентов объединенной организации составило 300 тыс., и половина из них уже тогда были постоянными пользователями системы интернет-банкинга для юридических лиц – Onlinebank.

«Развитие экосистемы мы начали с внедрения полезных сервисов для массового сегмента МСБ, таких как выставление счетов на оплату в Onlinebank, отправка платежей и переводов внутри банка в режиме 24/7, в том числе на карты физических лиц, зачисление заработной платы», – рассказывает директор департамента транзакционного бизнеса Halyk Bank Гульсум Душатова.

Halyk первым в Казахстане внедрил сервис проверки компаний при отправке платежа. Банк бесплатно дает возможность получить отчет о благонадежности партнера.

«Мы предоставляем информацию клиентам из 30 открытых источников. В апреле мы внедрили такой сервис по компаниям из России, это позволило нашим клиентам проверить и обезопасить свои сделки», – говорит Душатова.

У большинства предпринимателей нет своей службы безопасности для проверки сотрудников на благонадежность, поэтому Халык внедрил сервис «HR-помощник», где также бесплатно можно узнать информацию о кандидате из 30 открытых источников. Еще один бесплатный сервис от структуры – это «Обухгалатер». Более 50% компаний сектора МСБ используют упрощенную декларацию (форма ФНО 910). Банк интегрирует сдачу документов с личным кабинетом налогоплательщика.

«Клиенту всего лишь нужно заполнить данные по оборотам, при этом система сама посчитает суммы налоговых и социальных отчислений и отправит декларацию», – сообщила Душатова.

Местные игроки

Банк ЦентКредит выстраивает экосистему для МСБ и ИП вокруг собственного интернет-банкинга и мобильного приложения для бизнес-клиентов StarBusiness.

«Мы единственные из первой десятки банков, кто предлагает бесплатное подключение к интернет- и мобильному банкингу для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. У некоторых банков при бесплатном подключении требуется приобретение ключа либо платная регистрация», – рассказали в пресс-службе БЦК.

Клиентам банка доступны внутрибанковские переводы в режиме 24/7, внешние переводы и платежи, онлайн-сопровож­дение валютных контрактов, онлайн-открытие депозитов, выпуск тендерных гарантий. Одна из фишек БЦК – платформа по конвертации валют по биржевому курсу, которая рассчитана на все юридические лица и ИП.

StarBusiness позволяет получить полный контроль над движением средств организации и ее филиалов, оформлять выпуск карт, оплачивать любые счета и многое другое. Также БЦК запустил открытую финансовую платформу, которая позволяет потенциальным партнерам без длительных подготовительных процедур интегрироваться с банком и создавать инновационные сервисы для общих клиентов. Данная опция будет интересна компаниям – обладателям собственных приложений, уточнили в БЦК.

Евразийский банк для повышения спроса на онлайн-услуги снизил тарифы на цифровое обслуживание, сообщила пресс-служба банка.

«Банк ведет работу по вводу в действие экосистемы: возможность работы в одном окне для бухгалтеров, использующих «1С-Бухгалтерию», получение ЭЦП через банковские программы, использование сервисов egov», – рассказали в пресс-службе Евразийского.

Российские «дочки»

В Альфа-Банке говорят, что намерены занять доминирующее положение в секторе малого и среднего бизнеса, предоставив предпринимателям возможность моментально получать банковские услуги по принципу одного окна. Приоритет банка – перевести все услуги из отделений в цифровые каналы.

«Клиенты малого бизнеса в Альфе уже совершают 99% платежей в интернет-банке и мобильном приложении. На следующем этапе мы начнем предоставлять клиентам небанковские сервисы. Главное для нас – решить конкретные проблемы клиента с помощью удобного дистанционного обслуживания», – рассказал Дамир Какиев.

Продукты банка для МСБ платные, но предприниматель может серьезно сэкономить, если оплатит услуги банка за год.

«За время карантина и ЧП мы сумели привлечь новых клиентов при помощи онлайн-открытия счетов за 10 минут. Альфа-Банк первым в стране начал открывать счета без выезда курьера для индивидуальных предпринимателей и ТОО», – сообщил Какиев.

Дочерний ВТБ находится в самом начале пути по созданию собственной экосистемы. Стоимость продуктов здесь еще не рассчитывали, но в банке говорят, что клиентам будет доступен выбор: осуществить покупку в рамках пакетного предложения по принципу «все включено» либо приобретать отдельные опции.

«Мы разрабатываем сервис онлайн-бухгалтерии, который позволяет в автоматическом режиме формировать упрощенную бухгалтерскую и налоговую отчетность и фактически заменяет некрупному бизнесу услуги бухгалтера. Также пакетное предложение будет включать опцию «Автоматический склад» для автоматизированного учета прихода и расхода товаров на складе», – сообщил член правления Банка ВТБ (Казахстан) Игорь Ли, курирующий в банке работу с МСБ.

Экосистема российского материнского Сбербанка громадна – она включает и поиск офис­ных помещений, и решения для бизнеса в области распознавания лиц, и образовательные платформы. Его казахстанская «дочка» начала продвигать экосистему только в прошлом году с продажи продуктов для бухгалтеров от компании Sber Solutions. С начала этого года банк предложил МСБ такие опции, как личный юрист и HR-сервисы.

«Последний рассчитывает заработную плату сотрудников, может заниматься подбором персонала и кадровым администрированием», – рассказала пресс-служба Сбербанка. Во II квартале банк намерен реализовать несколько опций (организация удаленного рабочего места, экспресс-аудит бухгалтерии) и услуги сопровождения (процедура банкротства, слияния и поглощения). «Кроме того, для кафе и ресторанов мы планируем предложить программу лояльности SberFood с сервисами бронирования столиков, предзаказа и доставки еды», – сообщили в Сбербанке.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png