Как бизнесу управлять цепочками поставок в условиях пандемии

Опубликовано
Советы от экспертов PwC

Разрыв устоявшихся экономических связей, сбои в доставке и получении товаров, а также снижении скорости реагирования своих цепочек поставок как на локальном, так и на глобальном уровнях – эта возникшая в результате пандемии COVID-19 проблема актуальна сейчас для большинства компаний в мире. 

Так, более 3 тыс. поставщиков в Китае объявили форс-мажор и отказались от выполнения своих обязательств в первые месяцы вспышки заболевания. Компании начали приостанавливать взаимодействие с текущими поставщиками – это сразу же отразилось на функционировании цепочек поставок. Теперь бизнесу необходимо формировать новые требования к своим поставщикам, а также оценивать всю цепочку поставок вплоть до поставщика сырья, а не только оценку своего контрагента. 

Кроме того, пандемия коронавируса существенно изменила потребительское поведение и конечный спрос на товары и услуги. Введенный карантин оказал негативное влияние на рынок туристических услуг и индустрию авиаперевозок, в то же время увеличив онлайн-продажи и роль электронной коммерции. Бизнес столкнулся с необходимостью осваивать и  быстро развивать свое присутствие в онлайн-формате, на который переключились конечные потребители. Некоторые компании использовали ситуацию, чтобы внедрить инновационные решения — например, одна из крупнейших китайских платформ интернет-торговли JD.com начала в крупных городах Китая делать доставку дронами и беспилотными машинами. Но большинство компаний оказались не готовы к решительным действиям. По данным исследования, в котором приняли участие около 300 респондентов, в феврале этого года около 70% компаний находились только на этапе сбора данных и оценки степени риска, хотя должны были уже реагировать на угрозы. 

Как управлять цепочками поставок в условиях пандемии COVID 19

Ситуация с пандемией коронавируса влияет практически на все функциональные подразделения – закупки, логистику, склады, финансы, ИТ. Таким образом, у бизнес-сообщества возникает закономерный вопрос – как реагировать на проблемы и вызовы в цепочках поставок, которые повлекла за собой пандемия? Ответ на этот вопрос осложняется тем, что сейчас невозможно давать однозначные прогнозы, какой будет ситуация в глобальной экономике после пандемии. 

Тем не менее, предпринимаются попытки выработать новые подходы и инструменты для бесперебойного функционирования цепочек поставок в сложившейся ситуации. Так, по мнению СЕО ассоциации по управлению цепочками поставок (Association for supply chain management, ASCM)  Эйба Ашкенази, одним из ключевых подходов перестройки цепочек поставок должно стать так называемое «картографирование» (supply chain mapping)  — визуализация всей сети поставок компании («максимальная цепочка поставок»). Делать это нужно для того, чтобы проанализировать не только своих контрагентов  (1-уровень), но и поставщиков своих контрагентов  (2-3 уровни), т.е. видеть всю цепочку поставок  от необработанного сырья до производства и дистрибуции конечной продукции.

Таким образом «картографирование» цепочек поставок позволяет системно оценить географическое положение поставщиков, распределительных центров, транспортных маршрутов и основных рынков сбыта. 

«Картографирование» включает в себя информацию о действиях, выполняемых на каждом участке цепочки поставок, времени выполнения заказа, периодичности отгрузки, ассортименте и объемах продукции, эффективности доставки поставщика и многое другое, позволяя тем самым оценить потенциальные риски и «слабые» участки в цепочках поставок. 

По мнению Марка Уэбба, управляющего директора консультационного портала Future Purchasing.com, для повышения своей устойчивости в условиях непредвиденных ситуаций, бизнесу помимо «картографирования» цепочек поставок, необходимо также исследовать подходы к снабжению у контрагентов  и проводить стресс-тестирования непрерывности ведения бизнеса. Первое направление позволяет оценить качество взаимодействия своих контрагентов с их поставщиками на 2-3 уровнях и совместно определить, какие  стратегии снабжения можно изменить, чтобы снизить риски у своих контрагентов. Второе направление  позволяет бизнесу оценить, что может произойти с цепочками поставок по каждому конкретному товару в случае реализации сценариев так называемых «черных лебедей» — т.е. ситуаций маловероятных, но несущих громадные потери. Подобная оценка позволяет подготовить план действий при наступлении каждого стрессового сценария и выстроить цепочки поставок с учетом выявленных рисков.

Как бизнесу подготовить цепочки поставок к непредвиденным ситуациям 

Подготовка и трансформация цепочек поставок к ситуации, схожей с пандемией COVID-19, может стать трудоемким процессом – нужно принять во внимание быстрое изменение рыночной конъюнктуры, жесткие карантинные меры и решения по закрытию границ государств. Тем не менее, для эффективной адаптации цепочек поставок можно применить следующий поэтапный подход: 

Этап 1: Организация оперативного штаба (центра) по управлению цепочками поставок. Основная задача – организовать работу по подготовке цепочек поставок к чрезвычайным ситуациям , определить приоритетные трансформационные инициативы, распределить роли между структурными подразделениями и осуществлять необходимую коммуникацию со всеми сторонами.

Этап 2:  Адаптация текущих бизнес-процессов логистической и закупочной функций под удаленную работу. Все процессы внутреннего одобрения и согласования должны осуществляться через ИТ-систему компании и не требовать личного присутствия сотрудников. Компании также необходимо максимизировать использование электронного документооборота при взаимодействии с поставщиками.

Этап 3:  «Картографирование» цепочки поставок и определение наиболее уязвимых ее участков как в географическом разрезе, так и в разрезе поставщиков. Данный этап также включает  исследование подходов к снабжению у контрагентов.

Этап 4: Проведение стресс-тестирования цепочек поставок и выработка подходов к реагированию в случае реализации стрессовых сценариев или ухудшения ситуации. На данном этапе производится переход от прогнозирования спроса к сценарному прогнозированию угроз.  При проведении квалификационного отбора поставщиков необходимо сместить акцент от минимизации затрат к минимизации рисков.  При составлении контрактов необходимо учитывать риски разрыва цепочек поставок  и формировать требования к срокам и способам восстановления при сбоях  поставок.

Этап 5: Мониторинг эффективности применения новых подходов к управлению цепочками поставок и проведение ее перенастройки в случае необходимости.

Текущая ситуация с пандемией коронавируса COVID-19 требует незамедлительного реагирования от бизнеса, особенно в части адаптации своих цепочек поставок к новым реалиям. При этом компаниям необходимо продолжать работать над модификацией своих цепочек поставок за счет проведения системного подхода и внедрения новых инструментов, тем самым формируя устойчивость своего бизнеса.

Максим Витвицкий, менеджер практики управления закупками и цепочками поставок PwC Казахстан
Руслан Ахтямов, старший консультант практики управления закупками и цепочками поставок PwC Казахстан

Читайте также