Перейти к основному содержанию

2712 просмотров

В Китае восстанавливается туризм

По мере спада эпидемии в КНР открываются туристические объекты

Фото: Shutterstock

После нескольких месяцев эпидемии, по данным платформы Ctrip, в Китае открыто около 40% самых живописных достопримечательностей по всей стране. При этом, учитывая сохраняющуюся угрозу перекрестного заражения, руководство туристических объектов по-прежнему просит посетителей проверять температуру, носить маски и сохранять расстояние между людьми не менее 1,5 метров. Для контроля числа посетителей на многих объектах посещения бронируются онлайн.

В Шэньяне, столице провинции Ляонин на северо-востоке Китая, вновь открылись музеи, включая Шэньянский Дворцовый музей, императорский дворец нескольких императоров династии Цин (1644-1911). На северо-западе Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном округе возобновили работу более 100 туристических организаций. Многие горнолыжные курорты для привлечения посетителей вдвое уменьшили плату за вход или вообще отменили ее. В Юго-Западном китайском Чунцине открылась канатная дорога через реку Янцзы. В Нинся-Хуэйском автономном округе турфирмам разрешено возобновить продажу пакетных туров по городам с низким уровнем угрозы заражения. В регионе также открылись культурные объекты и стадионы. В Шанхае с 18 марта для посетителей доступны библиотеки и большинство туристических достопримечательностей. Частично возобновил работу шанхайский Диснейленд. 

24 марта открыли для посетителей участок Великой китайской стене в Пекине - Бадалин. Это самый популярный сегмент, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для предотвращения скопления людей разработан односторонний круговой маршрут. За полдня с момента открытия посетителями было зарезервировано почти 900 билетов.

В городе Санья на острове Хайнань все туристические объекты возобновили свою работу еще 21 февраля. За 20 дней с момента открытия Санья принял 74 тыс. туристов. «Количество туристов растет с момента открытия, с 270 туристов в первый день до более чем 1100 в Международный женский день», - сказал Чжэн Цунхуй, председатель Sanya Tianyahaijiao Tourism Development Co., Ltd. «Туристические продукты, основанные на здоровье и солнечном свете, будут привлекать больше туристов, так как люди будут уделять больше внимания своему здоровью и семьям после эпидемии, и у них будет развиваться склонность к отдыху» – считает эксперт. 

Спрос на туризм среди жителей Поднебесной сохраняется на высоком уровне. Такие данные показал опрос Joint Tourism Big Data Lab туристической Академии Китая и ведущего туристического онлайн агентства Ctrip. 16% респондентов готовы возобновить путешествия уже в 5-дневные государственные праздники в мае. Популярным остается летний сезон. А 14% опрошенных готовы путешествовать во время национального праздника в октябре. Большинство опрошенных отдают предпочтение внутреннему туризму. Юго-Западная китайская провинция Юньнань, Южно-Китайская провинция Хайнань и Шанхай вошли в тройку лучших мест для внутренних поездок. При этом 41% опрошенных предпочтут автомобильные поездки, 29% - высокоскоростные поезда. Почти половина опрошенных предпочтут самостоятельные экскурсии, 37% - туристические группы, 18% - индивидуальные поездки.

Во время эпидемии правительство страны оказало поддержку туристической отрасли - освобождение или снижение арендной платы для турфирм, субсидии для новых объектов, сокращение налогов и сборов для малых и средних предприятий, помощь по кредитам. Островная провинция Хайнань в Южном Китае 22 марта запустила план по оживлению своей туристической отрасли, включающий 30 мер. Правительство провинции выделит около $21 млн. на поддержку туристических компаний. Туристические компании, в свою очередь, во время карантина организовывали прямые трансляции и онлайн-туры по достопримечательностям. Сейчас компании активно ведут предварительные продажи онлайн со скидкой по различным туристическим маршрутам.

По оценкам Академии Туризма Китая, внутренний туризм в I квартале 2020 года потеряет 56% посещений по сравнению с предыдущим годом. За год туристическая отрасль недосчитается $166 млн.

Эксперты считают, что главную роль в восстановлении туристического сектора сыграет внутренний туризм. «Индустрия культуры и туризма пытается воспользоваться возможностями льготной политики в преддверии предстоящих праздничных дней. Путешественники постепенно вернутся, и туристический рынок Китая вступит в новую фазу развития после эпидемии», - сказал заместитель генерального директор Liaoning Tourism Investment Group Джин Цзяньпин.

banner_wsj.gif

1756 просмотров

Как казахстанской конине найти путь на экспортные рынки

По темпам прироста поголовья коневодство – одна из самых быстроразвивающихся отраслей животноводства в республике

Фото: Shutterstock.com

Сейчас количество лошадей в Казахстане в полтора раза превышает показатели 1991 года. Внутренние потребности страны в конине почти закрыты, и теперь нужен выход на внешние рынки, иначе отрасль ждет стагнация.   

3,6 млн лошадей – это казахстанский рекорд почти столетней давности, 1928 года.  Коллективизация в 30-х годах прошлого века это поголовье изрядно сократила – до 0,9 млн голов. К 1991 году в республике  насчитывалось 1,7 млн лошадей, но оно резко упало – до 1 млн – к 1998-му. Вернуться к предыдущему показателю удалось лишь через 20 лет: к 2018 году количество лошадей в стране выросло до 1,79 млн голов, что позволило Казахстану занять 8-е место в мире по количеству лошадей.

По итогам 2019 года Министерство сельского хозяйства сообщило о рекордном для Казахстана нового времени показателе – 2,7 млн лошадей, а в середине марта 2020 года министр сельского хозяйства Казахстана Сапархан Омаров, выступая на правительственном часе в мажилисе, озвучил новое достижение казахстанского коневодства – 2,8 млн голов. По оценке Омарова, рост поголовья в коневодстве за последние пять лет составил 45,8%, что делает отрасль абсолютным лидером в мясном и племенном животноводстве. Для сравнения: аналогичный показатель по крупному рогатому скоту за тот же пятилетний период составил только 23,3%, по МРС – 6,6%. 

Чем обусловлен «демографический взрыв»

Коневодство – мечта любого инвестора, уверен генеральный директор Мясного союза Казахстана Максут Бактыбаев. Он аргументирует: вложения по сравнению с другими направлениями животноводства ниже, а продукция имеет устойчивый спрос и высокую маржинальную прибыль, поскольку сбывается по цене выше говядины и баранины. В ноябре 2019 года, ссылается Бактыбаев на данные Комстата, цена килограмма говядины составляла от 1491 до 2143 тенге в разных регионах страны, а баранины – от 1353 до 2136 тенге. Конина же сбывалась в ценовом диапазоне от 1705 до 2405 тенге за килограмм, и это при себестоимости в 300–400 тенге, подчеркивает представитель Мясного союза. «Низкая себестоимость обусловлена тем, что лошадей можно пасти круглый год, – поясняет Бактыбаев и убежденно добавляет: – Но при этом из-за более высоких вкусовых качеств и традиций в Казахстане конина будет дороже и говядины, и баранины».

Потребление в Казахстане говядины (по данным Комстата, 5,6 кг на одного жителя страны во втором квартале 2019 года) и баранины (1,7 кг за тот же период) пока превышает потребление конины – 1 кг на жителя за тот же период. Но при этом конина в прошлом году дорожала медленнее, чем два ее основных конкурента по внутреннему рынку (13% роста в цене за 10 месяцев прошлого года против 15% роста стоимости говядины за тот же период и 15,6% роста цены баранины). Не исключено, что ценовое сближение способствовало тому, что конина показала на внутреннем рынке вдвое большие темпы роста спроса, чем баранина: 15% и 7% соответственно. И если эти темпы роста спроса сохранятся, то уже в ближайшее время конина будет делить второе место с бараниной по востребованности на внутреннем рынке.

лошади копия-1.jpg

Почему табунам в Казахстане уже тесно

Сейчас Казахстан на 98% закрывает внутренние потребности по конине. 2% экспорта, по мнению экс-вице-министра сельского хозяйства страны Тоулетая Рахимбекова, – это в основном разовые поставки из стран, которые ставку на коневодство не делают. Например, пару лет назад конину в Казахстан завозили из Уругвая, Исландии и Болгарии только благодаря ценовой разнице. «В этих странах конину вообще не потребляют, поэтому она там стоит очень дешево – раза в три-четыре ниже, чем у нас», – заметил Рахимбеков.

Эксперты считают вызовом для казахстанских коневодов отнюдь не конкуренцию с завозным мясом, а потолок внутреннего рынка: экспортные 2% при текущих темпах роста поголовья могут быть покрыты в любой момент. И сразу после не исключено перенасыщение маленького рынка республики и, как следствие, стагнация отрасли, у которой не будет стимулов для дальнейшего роста.

Выход – в экспорте казахстанской конины. Старший научный сотрудник отдела коневодства Казахского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства Даурен Сыдыков рассказывает, что конину используют в Европе при изготовлении колбас. Например, в Италии спрос еще в 2017 году доходил до 50 тыс. туш лошадей для переработки соответствующими производствами. Заместитель директора Всероссийского научно-исследовательского института коневодства, кандидат сельскохозяйственных наук Александр Зайцев убежден: несмотря на специфичность рынка конины в мире (потребление этого мяса в чистом виде распространено в ограниченном количестве стран), у его казахстанских экспортеров большой потенциал. Но только при условии налаженной переработки мяса и поставок на экспорт именно полуфабрикатов. «Сырьевой путь на экспорт – это неправильно, тут можно взять только переработкой», – говорит российский эксперт.

Выход за границу требует кооперации

В личных подворьях, по данным Минсельхоза за 2019 год, содержится 48,9% поголовья (1,28 млн голов), еще 44,9% (1,18 млн голов) находится в распоряжении индивидуальных предпринимателей, крестьянских и фермерских хозяйств и лишь 6,2% (163 тыс. голов) – в крупных сельхозпредприятиях. При этом динамика прироста поголовья в сельхозпредприятиях и крестьянских хозяйствах оказалась выше, чем в хозяйствах населения, – 11–12% против 6%. Государство решило закрепить тенденцию наращивания поголовья в семейных фермах по опыту Америки и Австралии, внеся изменения в госпрограмму развития АПК на 2017–2021 годы и в отраслевые подпрограммы. «Основу программы развития мясного животноводства составят небольшие хозяйства в виде семейных ферм: предусматривается создание более 80 тыс. семейных ферм, занятых скотоводством, овцеводством и коневодством, расширение площади используемых пастбищ с 58 млн га до 100 млн га», – говорится в скорректированной программе.

Предполагается, что фермеры станут частью якорной кооперации, состоящей из фермерских хозяйств по выращиванию лошадей, промышленных откормочных площадок и современных мясоперерабатывающих комплексов. Также в стране будут созданы сельскохозяйственные кооперативы по оказанию сервисных услуг, заготовке и переработке продукции коневодства и продолжена программа обводнения пастбищ за счет субсидирования затрат на обустройство колодцев и проведение мероприятий по улучшению пастбищ.

Исторически опыт в изготовлении продуктов переработки конины у Казахстана есть: Сыдыков утверждает, что на территории села Коянды (Акмолинская область) базировался консервный завод, который снабжал тушенкой из конины еще царскую армию. Есть опыт нового времени: за последние четыре года Казахстан нарастил производство кобыльего молока на 5,2%, до 27 тыс. т в год. Карагандинская компании «Евразия Инвест ЛТД» экспортирует сухое кобылье молоко под маркой Saumal как в Россию и Китай, так и в США – на этот рынок продукция казахстанского предприятия вышла через Amazon, крупнейший в мире интернет-магазин. По итогам 2018 года суммарный объем экспорта составил 30 т при общей мощности производства 40 т в год.

Желающим попробовать себя в выстраивании такой кооперационной цепочки государство готово предоставить поддержку в виде приоритетного выделения земельных участков, льготного кредитования закупа поголовья, приобретения техники и оборудования, а также создания инфраструктуры пастбищ.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif