Недоступные горы Казахстана

Апартаменты, отели и шале – самая популярная недвижимость на горнолыжных курортах мира

Фото: Офелия Жакаева

Недвижимость горнолыжного курорта «Красная поляна» в Сочи, развитие которого подтолкнули Зимние Олимпийские игры-2014, долгое время была представлена многоквартирными домами и апартаментами комфорт-класса, расположенными в двух-пяти километрах от курорта.

«Средняя цена такой недвижимости на февраль 2020 года составляла $2,2 тыс. (137 тыс. рублей) за кв. м. За $47 тыс. (3 млн рублей) можно было приобрести студию 20–24 кв. м без отделки», – говорит сочинский аналитик по недвижимости Светлана Кирия.

В последние годы на рынке появился новый сегмент недвижимости – апарт-отели премиум-класса. Их локация куда удобнее – в радиусе пятисот метров от подъемников курорта, рядом с пятизвездочными отелями. Стоимость такой недвижимости, по данным эксперта, начинается от $4,2 тыс. (270 тыс. рублей) за квадрат или от $119 тыс. (7,6 млн рублей) за студию с дорогим дизайнерским ремонтом и мебелью «под ключ». И сейчас в Сочи это наиболее привлекательный для инвесторов сегмент. По словам г-жи Кирия, приобретенная на этапе строительства недвижимость премиум-класса к моменту сдачи (примерно через год) дорожает на 30–50%.

Сеть отелей «Мгзавреби» в Грузии в 2007 году была первой, кто предложил на продажу апартаменты гостиничного типа и сервис сдачи этих апартаментов в аренду, чтобы они приносили дополнительный доход владельцам. Проекты компании реализованы на самых популярных курортах Грузии – Бакуриани и Гудаури. Начинала компания с трехзвездочных апартаментов стоимостью $1,2 тыс. за кв. м (с мебелью) – сегодня эта недвижимость, по словам главы департамента продаж Мадлены Манусачян, приносит инвесторам $2,5–4 тыс. прибыли в год. Сейчас «Мгзавреби» строит пятизвездочные апартаменты стоимостью $1,5 тыс. за кв. м. Такие объекты, по прогнозам эксперта, даже с минимальной площадью в 35 кв. м принесут своим владельцам годовую прибыль около $5 тыс. В основном владельцами апарт-отелей становятся граждане Грузии (80%), а каждый пятый покупатель – из стран СНГ или Европы.

Казахстанские девелоперы не строят современные апартаменты вблизи горнолыжных курортов. Самый высокогорный курорт – «Шымбулак», выкупив землю вокруг, заморозил строительство несколько лет назад. На «Шымбулаке» есть построенные в начале 2000-х коттеджи, но только единицы из них сдаются в краткосрочную аренду через сервисы типа Booking.com или Airbnb по цене $390–570 в сутки. На других казахстанских курортах горнолыжный сезон довольно короток – около трех месяцев, и они скорее ориентированы на круглогодичный экотуризм. Самым ярким проектом является «Апорт-Актас» – новый этап развития горного курорта Oi-Qaragai – Lesnaya Skazka. Проект предусматривает строительство дополнительных 40 км горнолыжных трасс, а новая горнолыжная инфраструктура будет включать отели, рестораны, канатные дороги. Но это бизнес-проект группы компаний Alina.

Есть ли на рынке инвестиционно привлекательной недвижимости хотя бы условно имеющая отношение к горнолыжным курортам? «Такие объекты – редкость, – говорит руководитель отдела элитной и коммерческой недвижимости RIA Light Premium Вячеслав Вайншток. – Один из вариантов – комплекс «Тау-Самал» площадью 7 га на территории нацпарка. Комплекс расположен вблизи турбазы «Алма-тау» (0,8 км) с горнолыжной трассой и механическим подъемником и спортивно-развлекательного комплекса «Табаган» (1,8 км) с горнолыжной трассой для фристайла (объект Азиады-2012) и канатно-кресельной подвесной дорогой. На территории комплекса «Тау-Самал» есть бассейны с подогревом, SPA, зимние и летние развлечения, а также собственный минеральный источник. Для инвесторов здесь разработана концепция центра семейного и молодежного отдыха с предоставлением санаторно-курортного лечения, включая реабилитационный центр с элементами SPA-услуг. Концепция предусматривает получение прибыли по проекту через четыре-шесть лет. Стоимость комплекса «Тау-Самал» – 2,7 млрд тенге. Объект выставили на открытую продажу восемь месяцев назад, за это время казахстанцы интерес к нему не проявили – в отличие от россиян, китайцев и европейцев. Но пока горный SPA-курорт не нашел своего покупателя».

В другой весовой категории находятся несколько предложений по вторичному жилью в районе Медео, где, по данным портала krisha.kz, квартиры в панельных домах 70–80-х годов постройки прошлого века предлагают по $1,2–1,4 тыс. за квадрат. Другие предложения на текущий момент в открытых источниках отсутствуют.

Ограниченность предложения рождает спрос, и если достойные предложения на рынке появятся, то и покупатели, скорее всего, найдутся, несмотря на очередную финансовую нестабильность. Но пока иностранным и казахстанским инвесторам, интересующимся недвижимостью на наших горнолыжных курортах, практически негде потратить свои деньги.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Без работы осталась треть работников предприятий – участников опроса НПП «Атамекен»

В онлайн-опросе участвовали 37 тыс. предприятий, причем 99% из них представляли малый бизнес

Фото: Pixabay

Большая часть участников опроса – предприниматели, работающие в сфере услуг. 41% респондентов трудятся в такой сфере, как торговля, 18% – в сфере бытовых услуг,  8,5% работают в АПК, 6% – в общепите, 5,4% – в транспортной сфере.

Опрос показал, что бизнес на треть уменьшил число рабочих мест – из 279,6 тыс. «докарантинных» сотрудников 41,3 тыс. человек были сокращены, еще  52,2 тыс. – отправлены в бессрочные отпуска. 

Наиболее болезненно ограничения ударили по бизнесу в Туркестанской области, где респонденты отметили совокупную потерю 67% рабочих мест, в Мангистауской и Кызылординской областях (52%), в Шымкенте (48%) и Карагандинской области (44%). Наименьшие потери указали предприниматели Алматинской области (17% рабочих мест), Акмолинской и Костанайской областей (по 18%) и Северо-Казахстанской области (19%). От 22 до 42% рабочих мест сокращены в компаниях-респондентах Актюбинской, Жамбылской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Западно-Казахстанской областей.

Ситуация-с-занятостью-в-разрезе-отраслей.jpg

Опрошенные 3323 компании Алматы, крупнейшего рынка страны (29,4% розничной торговли), показали среднюю потерю рабочих мест, т. е. 37%. Компании Нур-Султана, второго по величине рынка Казахстана (11,4% розницы), показали потерю 19% рабочих мест (на основании данных, предоставленных 2 264 компаниями).    

Screenshot_3_2.png

Анализ по отраслям продемонстрировал, какие сферы оказались самыми уязвимыми на фоне пандемии и карантина.  Предприятия общественного питания оптимизировали 65% рабочих мест, отдыха и развлечений – 62%, туризма – 58%. Наиболее востребованными рабочие руки оказались в сфере АПК (в целом сокращено 13,6% рабочих мест), образования (24%) и торговли (27%). От 34 до 44% рабочих мест сократили в опрошенных компаниях, оказывающих услуги в сфере b2b, транспорта, в гостиничном бизнесе, совершающих операции с недвижимостью, а также  бытовые и прочие услуги.

Также исследование показало, что 35% предпринимателей наблюдают кардинальное сокращение выручки, 20% не имеют доходов вообще, 15% отмечают сокращение спроса и доходов. Как следствие, 23% опрошенных компаний не могут обслуживать займы, 20% не могут оплатить налоги и другие обязательные платежи, 2,7% не имеют средств на выплату заработной платы, оплату аренды и коммунальных услуг.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg