Перейти к основному содержанию

Лучшая недвижимость горнолыжных курортов с точки зрения инвестиций

Количество их посетителей во всем мире растет четыре года подряд

Фото: Shutterstock

Уровень снега, надежность снежного покрова, продолжительность сезона, высота над уровнем моря и температура – это пять ключевых показателей, по которым международное агентство недвижимости Savills уже третий год оценивает 56 мировых горнолыжных центров для своего индекса устойчивости горнолыжных курортов.

В этом рейтинге шесть курортов идут с явным отрывом: Церматт (Швейцария), Саас-Фе (Швейцария), Брёй-Червиния (Италия), Вейл (США), Аспен (США) и Обертауэрн (Австрия). И если преимуществом лидеров рейтинга – Церматта и Саас-Фе – является высокогорное расположение, то, например, третьему месту Брёй-Червинии в прошлом сезоне способствовали сильные снегопады. На седьмом месте рейтинга – швейцарский Андерматт, взлетевший за три года на 38 позиций. Он тоже существенно улучшил свои показатели по уровню снега и надежности снежного покрова благодаря сильным снегопадам в прошедшие сезоны.

Снежные инвестиции

Непредсказуемая погода – и чаще это мало осадков, чем много – основная проблема индустрии зимних видов спорта. Ведущие горнолыжные курорты, чтобы оставаться конкурентоспособными несмотря ни на что, диверсифицируют свое предложение. Они строят горнолыжные подъемники для того, чтобы клиенты не тратили время в очередях или для связи с новыми лыжными районами, устанавливают системы искусственного оснежения, возводят новые жилые комплексы и отели, организуют фестивали и спортивные мероприятия. 

Яркий пример – альпийские курорты, где в прошлом сезоне было открыто более 100 новых подъемников, и примерно столько же должно открыться в текущем сезоне. По оценке консультанта из Швейцарии Лорана Ваната, австрийские инвесторы с 2000 года потратили более 7 млрд евро на обновление и строительство подъемников. Открытая в 2018 году в Швейцарии гондольная канатная дорога Шнеехюэнешток-Экспресс из Оберальппаса в Шнеехюэнешток завершила крупный проект, соединяющий Андерматт и Седрун. Общая сумма инвестиций в создание объединенной лыжной зоны с более чем 120 км трасс составила 120 млн евро.

В продлевающие сезонность технологии искусственного снега в Австрии с 2008 года ежегодно инвестируется в среднем 130 млн евро. Сейчас более чем на 60% альпийских склонов действует система оснежения. 

Пытаясь привлечь более широкий круг потребителей, лыжные курорты инвестируют в развитие сопутствующих услуг. Например, предлагают современные SPA-салоны и велнес-услуги от всемирно известных брендов – например, в Куршевеле это Six Senses, в Доломитовых Альпах – Lefay. 

Высокогорный «квадрат»

Развитие инфраструктуры – одна из причин роста цен на недвижимость горнолыжных курортов. Среди экономических факторов роста – дефицит предложения и колебания валютных курсов. На многих альпийских курортах за последние 12 месяцев поднялась стоимость недвижимости, особенно – премиального сегмента. 

Лидирует в этом сегменте  Куршевель-1850 со средней стоимостью квадратного метра более 23 тыс. евро. На втором и третьем месте Аспен (20,5 тыс. евро за кв. м) и Валь-д’Изер (20,3 тыс. евро за кв. м). Вербье (20,1 тыс. евро за кв. м), занявший четвертое место, стал самым дорогим швейцарским курортом, опередив Андерматт (17,3 тыс. евро за кв. м).

На другом конце альпийского ценового рейтинга расположились Бад-Гаштайн (3,2 тыс. евро за кв. м) и Ла Плань (4,75 тыс. евро за кв. м). Относительно невысоки цены на недвижимость в Брёй-Червинии (6,2 тыс. евро за кв. м) и Саас-Фе (8,4 тыс. евро за кв. м), курортах-лидерах по индексу устойчивости. 

В сегменте ультрадорогой недвижимости первенство у Аспена со средней ценой за квадрат в 44,5 тыс. евро. На втором месте Куршевель-1850 с 33,4 тыс. евро за кв. м, опередивший Вейл с ценой 32,9 тыс. евро за кв. м.

10-бизнес-на-высоте-01.png

В плюсе

Savills World Research в июне 2019 года опросил около 540 владельцев и 110 арендаторов недвижимости на горнолыжных курортах в Европе и Северной Америке. 60% опрошенных владельцев покрывают от 80 до 100% своих ипотечных платежей арендными доходами. Больше половины (54%) респондентов намеревались сдать такую недвижимость в краткосрочную аренду. Чаще всего горнолыжная недвижимость является дополнительным источником дохода владельцев. Лишь 6% опрошенных эта собственность приносит основной доход.

Средняя доходность недвижимости на горнолыжных курортах, судя по данным опроса – 5,5%. Но если объекты в Северной Америке имеют доход в диапазоне от 3,7 до 10%, то в Альпах доход ниже – от 2,3 до 6,4%. В среднем лыжные объекты сдавались в аренду на 19 недель в году. Это высокий показатель, учитывая, что средний лыжный сезон длится 20 недель. Но нужно отметить, что треть этого времени жилье занимали сами владельцы или их друзья.

Наиболее значимыми факторами для владельцев и арендаторов, по информации Savills, стали интернет, телевизор, место для парковки автомобиля, а также тепло и безопасность. Более чем для 70% арендаторов важны наличие мгновенного бронирования и возможность отмены бронирования без штрафов за 24 часа до заезда. Чуть более половины арендаторов ценят возможность пребывания с детьми.

Горнолыжная география 

Рост посещаемости горнолыжных курортов в мире в основном обусловлен увеличением числа посетителей в странах ЮВА. В первую очередь речь идет о Китае, который может стать крупным игроком на мировом лыжном рынке.

«Через два-три года посещаемость Китая должна быть на уровне Швейцарии... Китай готовится к Зимним Олимпийским играм, которые пройдут в Пекине в 2022 году. И китайское правительство планирует продолжить эту эволюцию на продолжительное время», – отмечает Лоран Ванат.

В прошлом сезоне Китай занял третье место в мире после США и Германии по количеству своих граждан, катающихся на лыжах (около 13 млн). В ноябре 2019 года ведущие китайские курорты сообщали о росте посетителей на 30% с момента открытия по сравнению с аналогичным периодом прошлого сезона. 

Новые рекорды посещений бьют курорты Австралии (2,4 млн лыжников в 2018 году), Новой Зеландии (1,9 млн, +16% к предыдущему сезону). Растет число посетителей скандинав­ских горнолыжных курортов, в основном – Норвегии и Швеции. Это единственные регионы в Европе, куда сейчас приезжает больше лыжников и сноубордистов, чем 10 лет назад.

«Горнолыжный туризм может сместиться в более холодные северные скандинавские страны», – говорит эксперт.

Во многих горнолыжных районах Норвегии и Швеции долгие зимние сезоны и гарантированное качество снега из-за географического положения. 

И все же пока Скандинавия с ее 15–20 млн посещений лыжниками за сезон и южное полушарие с 5–6 млн посещений – капля в море по сравнению с Альпами, на которые, по словам Ванта, приходится 150 из 400 млн ежегодных посещений горнолыжных курортов. По данным Knight Frank, посещаемость Швейцарских Альп в 2018–2019 годах увеличилась на 10,6%, Французских Альп – на 5,3%. Наибольшее количество иностранных лыжников в Альпах, по данным Savills, привлекает Австрия, куда 66% посетителей приезжают из-за рубежа. Другие рынки в Альпах также имеют высокую долю иностранных гостей: в Швейцарии 46% иностранцев от общего числа посетителей, в Италии – 35%, во Франции – 27%. Для сравнения, лыжники, не являющиеся гражданами страны, составляют 6% от общего числа в США, 10% – в Японии и 12% – в Канаде.

В России, имеющей самое большое количество гор – от холмов Хибинского хребта на Кольском полуострове до вершин Кавказа и вулканов Камчатки, по подсчетам экспертов, пока только 3% населения увлекаются горными лыжами. Зимняя Олимпиада-2014 сделала Сочи популярным курортом, на который ежегодно приезжают около 800 тыс. горнолыжников, и подтолкнула к модернизации другие российские курорты. А снижение курса рубля сделало горнолыжные курорты России более привлекательными как для иностранцев (за счет удешевления туров в Россию), так и для россиян (за счет удорожания зарубежных туров). Но этому рынку до лидеров пока далеко.

Препятствия на наезженной трассе

В сезоне 2019–2020 горнолыжная отрасль, и прежде всего молодая отрасль Китая, получила мощнейший удар от коронавируса. С 24 января – а это было начало новогодних каникул в стране – более 95% из 770 горнолыжных курортов Китая временно закрыты. Прогноз по посещаемости в сезоне здесь сокращен на 47% – до 11 млн, говорится в отчете China Ski Industry White Paper. Аналитики предполагают, что за сезон сектор понесет общие потери в размере около $1,14 млрд.

Закрытие бизнеса в пиковый сезон катастрофично для новых курортов, которые рассчитывали на зимние доходы для покрытия операционных расходов и погашения банковских кредитов до конца года. Местные власти, чтобы облегчить финансовое бремя курортов, снизили для них земельный налог и предоставили субсидии на коммунальные услуги.

Горнолыжные курорты в северо-восточных провинциях Китая, которые к 23 января зарегистрировали более 300 тыс. посетителей, получат компенсацию в размере 2 млн юаней каждый.

В числе более предсказуемых угроз индустрии – изменение климата и снижение уровня потребления молодым поколением. Особенность этой аудитории – более короткие, но более частые каникулы, и нужно еще постараться повторно привлечь молодых лыжников на тот же самый курорт, где они уже побывали. По оценке Savills, инвестиции и устойчивость сейчас более важны, чем когда-либо – курортам нужно не только устоять, но и выделиться на конкурентном рынке.
 

banner_wsj.gif

1723 просмотра

Как казахстанской конине найти путь на экспортные рынки

По темпам прироста поголовья коневодство – одна из самых быстроразвивающихся отраслей животноводства в республике

Фото: Shutterstock.com

Сейчас количество лошадей в Казахстане в полтора раза превышает показатели 1991 года. Внутренние потребности страны в конине почти закрыты, и теперь нужен выход на внешние рынки, иначе отрасль ждет стагнация.   

3,6 млн лошадей – это казахстанский рекорд почти столетней давности, 1928 года.  Коллективизация в 30-х годах прошлого века это поголовье изрядно сократила – до 0,9 млн голов. К 1991 году в республике  насчитывалось 1,7 млн лошадей, но оно резко упало – до 1 млн – к 1998-му. Вернуться к предыдущему показателю удалось лишь через 20 лет: к 2018 году количество лошадей в стране выросло до 1,79 млн голов, что позволило Казахстану занять 8-е место в мире по количеству лошадей.

По итогам 2019 года Министерство сельского хозяйства сообщило о рекордном для Казахстана нового времени показателе – 2,7 млн лошадей, а в середине марта 2020 года министр сельского хозяйства Казахстана Сапархан Омаров, выступая на правительственном часе в мажилисе, озвучил новое достижение казахстанского коневодства – 2,8 млн голов. По оценке Омарова, рост поголовья в коневодстве за последние пять лет составил 45,8%, что делает отрасль абсолютным лидером в мясном и племенном животноводстве. Для сравнения: аналогичный показатель по крупному рогатому скоту за тот же пятилетний период составил только 23,3%, по МРС – 6,6%. 

Чем обусловлен «демографический взрыв»

Коневодство – мечта любого инвестора, уверен генеральный директор Мясного союза Казахстана Максут Бактыбаев. Он аргументирует: вложения по сравнению с другими направлениями животноводства ниже, а продукция имеет устойчивый спрос и высокую маржинальную прибыль, поскольку сбывается по цене выше говядины и баранины. В ноябре 2019 года, ссылается Бактыбаев на данные Комстата, цена килограмма говядины составляла от 1491 до 2143 тенге в разных регионах страны, а баранины – от 1353 до 2136 тенге. Конина же сбывалась в ценовом диапазоне от 1705 до 2405 тенге за килограмм, и это при себестоимости в 300–400 тенге, подчеркивает представитель Мясного союза. «Низкая себестоимость обусловлена тем, что лошадей можно пасти круглый год, – поясняет Бактыбаев и убежденно добавляет: – Но при этом из-за более высоких вкусовых качеств и традиций в Казахстане конина будет дороже и говядины, и баранины».

Потребление в Казахстане говядины (по данным Комстата, 5,6 кг на одного жителя страны во втором квартале 2019 года) и баранины (1,7 кг за тот же период) пока превышает потребление конины – 1 кг на жителя за тот же период. Но при этом конина в прошлом году дорожала медленнее, чем два ее основных конкурента по внутреннему рынку (13% роста в цене за 10 месяцев прошлого года против 15% роста стоимости говядины за тот же период и 15,6% роста цены баранины). Не исключено, что ценовое сближение способствовало тому, что конина показала на внутреннем рынке вдвое большие темпы роста спроса, чем баранина: 15% и 7% соответственно. И если эти темпы роста спроса сохранятся, то уже в ближайшее время конина будет делить второе место с бараниной по востребованности на внутреннем рынке.

лошади копия-1.jpg

Почему табунам в Казахстане уже тесно

Сейчас Казахстан на 98% закрывает внутренние потребности по конине. 2% экспорта, по мнению экс-вице-министра сельского хозяйства страны Тоулетая Рахимбекова, – это в основном разовые поставки из стран, которые ставку на коневодство не делают. Например, пару лет назад конину в Казахстан завозили из Уругвая, Исландии и Болгарии только благодаря ценовой разнице. «В этих странах конину вообще не потребляют, поэтому она там стоит очень дешево – раза в три-четыре ниже, чем у нас», – заметил Рахимбеков.

Эксперты считают вызовом для казахстанских коневодов отнюдь не конкуренцию с завозным мясом, а потолок внутреннего рынка: экспортные 2% при текущих темпах роста поголовья могут быть покрыты в любой момент. И сразу после не исключено перенасыщение маленького рынка республики и, как следствие, стагнация отрасли, у которой не будет стимулов для дальнейшего роста.

Выход – в экспорте казахстанской конины. Старший научный сотрудник отдела коневодства Казахского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства Даурен Сыдыков рассказывает, что конину используют в Европе при изготовлении колбас. Например, в Италии спрос еще в 2017 году доходил до 50 тыс. туш лошадей для переработки соответствующими производствами. Заместитель директора Всероссийского научно-исследовательского института коневодства, кандидат сельскохозяйственных наук Александр Зайцев убежден: несмотря на специфичность рынка конины в мире (потребление этого мяса в чистом виде распространено в ограниченном количестве стран), у его казахстанских экспортеров большой потенциал. Но только при условии налаженной переработки мяса и поставок на экспорт именно полуфабрикатов. «Сырьевой путь на экспорт – это неправильно, тут можно взять только переработкой», – говорит российский эксперт.

Выход за границу требует кооперации

В личных подворьях, по данным Минсельхоза за 2019 год, содержится 48,9% поголовья (1,28 млн голов), еще 44,9% (1,18 млн голов) находится в распоряжении индивидуальных предпринимателей, крестьянских и фермерских хозяйств и лишь 6,2% (163 тыс. голов) – в крупных сельхозпредприятиях. При этом динамика прироста поголовья в сельхозпредприятиях и крестьянских хозяйствах оказалась выше, чем в хозяйствах населения, – 11–12% против 6%. Государство решило закрепить тенденцию наращивания поголовья в семейных фермах по опыту Америки и Австралии, внеся изменения в госпрограмму развития АПК на 2017–2021 годы и в отраслевые подпрограммы. «Основу программы развития мясного животноводства составят небольшие хозяйства в виде семейных ферм: предусматривается создание более 80 тыс. семейных ферм, занятых скотоводством, овцеводством и коневодством, расширение площади используемых пастбищ с 58 млн га до 100 млн га», – говорится в скорректированной программе.

Предполагается, что фермеры станут частью якорной кооперации, состоящей из фермерских хозяйств по выращиванию лошадей, промышленных откормочных площадок и современных мясоперерабатывающих комплексов. Также в стране будут созданы сельскохозяйственные кооперативы по оказанию сервисных услуг, заготовке и переработке продукции коневодства и продолжена программа обводнения пастбищ за счет субсидирования затрат на обустройство колодцев и проведение мероприятий по улучшению пастбищ.

Исторически опыт в изготовлении продуктов переработки конины у Казахстана есть: Сыдыков утверждает, что на территории села Коянды (Акмолинская область) базировался консервный завод, который снабжал тушенкой из конины еще царскую армию. Есть опыт нового времени: за последние четыре года Казахстан нарастил производство кобыльего молока на 5,2%, до 27 тыс. т в год. Карагандинская компании «Евразия Инвест ЛТД» экспортирует сухое кобылье молоко под маркой Saumal как в Россию и Китай, так и в США – на этот рынок продукция казахстанского предприятия вышла через Amazon, крупнейший в мире интернет-магазин. По итогам 2018 года суммарный объем экспорта составил 30 т при общей мощности производства 40 т в год.

Желающим попробовать себя в выстраивании такой кооперационной цепочки государство готово предоставить поддержку в виде приоритетного выделения земельных участков, льготного кредитования закупа поголовья, приобретения техники и оборудования, а также создания инфраструктуры пастбищ.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif