1032 просмотра

Лучшая недвижимость горнолыжных курортов с точки зрения инвестиций

Количество их посетителей во всем мире растет четыре года подряд

Фото: Shutterstock

Уровень снега, надежность снежного покрова, продолжительность сезона, высота над уровнем моря и температура – это пять ключевых показателей, по которым международное агентство недвижимости Savills уже третий год оценивает 56 мировых горнолыжных центров для своего индекса устойчивости горнолыжных курортов.

В этом рейтинге шесть курортов идут с явным отрывом: Церматт (Швейцария), Саас-Фе (Швейцария), Брёй-Червиния (Италия), Вейл (США), Аспен (США) и Обертауэрн (Австрия). И если преимуществом лидеров рейтинга – Церматта и Саас-Фе – является высокогорное расположение, то, например, третьему месту Брёй-Червинии в прошлом сезоне способствовали сильные снегопады. На седьмом месте рейтинга – швейцарский Андерматт, взлетевший за три года на 38 позиций. Он тоже существенно улучшил свои показатели по уровню снега и надежности снежного покрова благодаря сильным снегопадам в прошедшие сезоны.

Снежные инвестиции

Непредсказуемая погода – и чаще это мало осадков, чем много – основная проблема индустрии зимних видов спорта. Ведущие горнолыжные курорты, чтобы оставаться конкурентоспособными несмотря ни на что, диверсифицируют свое предложение. Они строят горнолыжные подъемники для того, чтобы клиенты не тратили время в очередях или для связи с новыми лыжными районами, устанавливают системы искусственного оснежения, возводят новые жилые комплексы и отели, организуют фестивали и спортивные мероприятия. 

Яркий пример – альпийские курорты, где в прошлом сезоне было открыто более 100 новых подъемников, и примерно столько же должно открыться в текущем сезоне. По оценке консультанта из Швейцарии Лорана Ваната, австрийские инвесторы с 2000 года потратили более 7 млрд евро на обновление и строительство подъемников. Открытая в 2018 году в Швейцарии гондольная канатная дорога Шнеехюэнешток-Экспресс из Оберальппаса в Шнеехюэнешток завершила крупный проект, соединяющий Андерматт и Седрун. Общая сумма инвестиций в создание объединенной лыжной зоны с более чем 120 км трасс составила 120 млн евро.

В продлевающие сезонность технологии искусственного снега в Австрии с 2008 года ежегодно инвестируется в среднем 130 млн евро. Сейчас более чем на 60% альпийских склонов действует система оснежения. 

Пытаясь привлечь более широкий круг потребителей, лыжные курорты инвестируют в развитие сопутствующих услуг. Например, предлагают современные SPA-салоны и велнес-услуги от всемирно известных брендов – например, в Куршевеле это Six Senses, в Доломитовых Альпах – Lefay. 

Высокогорный «квадрат»

Развитие инфраструктуры – одна из причин роста цен на недвижимость горнолыжных курортов. Среди экономических факторов роста – дефицит предложения и колебания валютных курсов. На многих альпийских курортах за последние 12 месяцев поднялась стоимость недвижимости, особенно – премиального сегмента. 

Лидирует в этом сегменте  Куршевель-1850 со средней стоимостью квадратного метра более 23 тыс. евро. На втором и третьем месте Аспен (20,5 тыс. евро за кв. м) и Валь-д’Изер (20,3 тыс. евро за кв. м). Вербье (20,1 тыс. евро за кв. м), занявший четвертое место, стал самым дорогим швейцарским курортом, опередив Андерматт (17,3 тыс. евро за кв. м).

На другом конце альпийского ценового рейтинга расположились Бад-Гаштайн (3,2 тыс. евро за кв. м) и Ла Плань (4,75 тыс. евро за кв. м). Относительно невысоки цены на недвижимость в Брёй-Червинии (6,2 тыс. евро за кв. м) и Саас-Фе (8,4 тыс. евро за кв. м), курортах-лидерах по индексу устойчивости. 

В сегменте ультрадорогой недвижимости первенство у Аспена со средней ценой за квадрат в 44,5 тыс. евро. На втором месте Куршевель-1850 с 33,4 тыс. евро за кв. м, опередивший Вейл с ценой 32,9 тыс. евро за кв. м.

10-бизнес-на-высоте-01.png

В плюсе

Savills World Research в июне 2019 года опросил около 540 владельцев и 110 арендаторов недвижимости на горнолыжных курортах в Европе и Северной Америке. 60% опрошенных владельцев покрывают от 80 до 100% своих ипотечных платежей арендными доходами. Больше половины (54%) респондентов намеревались сдать такую недвижимость в краткосрочную аренду. Чаще всего горнолыжная недвижимость является дополнительным источником дохода владельцев. Лишь 6% опрошенных эта собственность приносит основной доход.

Средняя доходность недвижимости на горнолыжных курортах, судя по данным опроса – 5,5%. Но если объекты в Северной Америке имеют доход в диапазоне от 3,7 до 10%, то в Альпах доход ниже – от 2,3 до 6,4%. В среднем лыжные объекты сдавались в аренду на 19 недель в году. Это высокий показатель, учитывая, что средний лыжный сезон длится 20 недель. Но нужно отметить, что треть этого времени жилье занимали сами владельцы или их друзья.

Наиболее значимыми факторами для владельцев и арендаторов, по информации Savills, стали интернет, телевизор, место для парковки автомобиля, а также тепло и безопасность. Более чем для 70% арендаторов важны наличие мгновенного бронирования и возможность отмены бронирования без штрафов за 24 часа до заезда. Чуть более половины арендаторов ценят возможность пребывания с детьми.

Горнолыжная география 

Рост посещаемости горнолыжных курортов в мире в основном обусловлен увеличением числа посетителей в странах ЮВА. В первую очередь речь идет о Китае, который может стать крупным игроком на мировом лыжном рынке.

«Через два-три года посещаемость Китая должна быть на уровне Швейцарии... Китай готовится к Зимним Олимпийским играм, которые пройдут в Пекине в 2022 году. И китайское правительство планирует продолжить эту эволюцию на продолжительное время», – отмечает Лоран Ванат.

В прошлом сезоне Китай занял третье место в мире после США и Германии по количеству своих граждан, катающихся на лыжах (около 13 млн). В ноябре 2019 года ведущие китайские курорты сообщали о росте посетителей на 30% с момента открытия по сравнению с аналогичным периодом прошлого сезона. 

Новые рекорды посещений бьют курорты Австралии (2,4 млн лыжников в 2018 году), Новой Зеландии (1,9 млн, +16% к предыдущему сезону). Растет число посетителей скандинав­ских горнолыжных курортов, в основном – Норвегии и Швеции. Это единственные регионы в Европе, куда сейчас приезжает больше лыжников и сноубордистов, чем 10 лет назад.

«Горнолыжный туризм может сместиться в более холодные северные скандинавские страны», – говорит эксперт.

Во многих горнолыжных районах Норвегии и Швеции долгие зимние сезоны и гарантированное качество снега из-за географического положения. 

И все же пока Скандинавия с ее 15–20 млн посещений лыжниками за сезон и южное полушарие с 5–6 млн посещений – капля в море по сравнению с Альпами, на которые, по словам Ванта, приходится 150 из 400 млн ежегодных посещений горнолыжных курортов. По данным Knight Frank, посещаемость Швейцарских Альп в 2018–2019 годах увеличилась на 10,6%, Французских Альп – на 5,3%. Наибольшее количество иностранных лыжников в Альпах, по данным Savills, привлекает Австрия, куда 66% посетителей приезжают из-за рубежа. Другие рынки в Альпах также имеют высокую долю иностранных гостей: в Швейцарии 46% иностранцев от общего числа посетителей, в Италии – 35%, во Франции – 27%. Для сравнения, лыжники, не являющиеся гражданами страны, составляют 6% от общего числа в США, 10% – в Японии и 12% – в Канаде.

В России, имеющей самое большое количество гор – от холмов Хибинского хребта на Кольском полуострове до вершин Кавказа и вулканов Камчатки, по подсчетам экспертов, пока только 3% населения увлекаются горными лыжами. Зимняя Олимпиада-2014 сделала Сочи популярным курортом, на который ежегодно приезжают около 800 тыс. горнолыжников, и подтолкнула к модернизации другие российские курорты. А снижение курса рубля сделало горнолыжные курорты России более привлекательными как для иностранцев (за счет удешевления туров в Россию), так и для россиян (за счет удорожания зарубежных туров). Но этому рынку до лидеров пока далеко.

Препятствия на наезженной трассе

В сезоне 2019–2020 горнолыжная отрасль, и прежде всего молодая отрасль Китая, получила мощнейший удар от коронавируса. С 24 января – а это было начало новогодних каникул в стране – более 95% из 770 горнолыжных курортов Китая временно закрыты. Прогноз по посещаемости в сезоне здесь сокращен на 47% – до 11 млн, говорится в отчете China Ski Industry White Paper. Аналитики предполагают, что за сезон сектор понесет общие потери в размере около $1,14 млрд.

Закрытие бизнеса в пиковый сезон катастрофично для новых курортов, которые рассчитывали на зимние доходы для покрытия операционных расходов и погашения банковских кредитов до конца года. Местные власти, чтобы облегчить финансовое бремя курортов, снизили для них земельный налог и предоставили субсидии на коммунальные услуги.

Горнолыжные курорты в северо-восточных провинциях Китая, которые к 23 января зарегистрировали более 300 тыс. посетителей, получат компенсацию в размере 2 млн юаней каждый.

В числе более предсказуемых угроз индустрии – изменение климата и снижение уровня потребления молодым поколением. Особенность этой аудитории – более короткие, но более частые каникулы, и нужно еще постараться повторно привлечь молодых лыжников на тот же самый курорт, где они уже побывали. По оценке Savills, инвестиции и устойчивость сейчас более важны, чем когда-либо – курортам нужно не только устоять, но и выделиться на конкурентном рынке.
 

banner_wsj.gif

197 просмотров

Летние площадки спасают сегмент Food & Beverage от разорения

Они стали хорошим подспорьем для рестораторов в период карантинных ограничений

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы работают 3,3 тыс. ресторанов и кафе, в Нур-Султане – 1,9 тыс., судя по данным restoran.kz. Все эти заведения даже после частичного снятия эпидограничений не могут работать в полную силу. Под запретом караоке, кальянные, банкетные залы, ночные клубы и фудкорты. Во время усиления карантинных мер в прошедшие выходные межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции закрыла даже небольшие кафе и рестораны, разрешив работу лишь заведениям на открытом воздухе.

Спасительные летники 

Летние площадки пользовались популярностью и до карантина – они позволяют увеличить вместимость заведения почти вдвое, не требуют серьезных капиталовложений и сложных согласований. А в теплое время притягивают множество желающих посидеть на свежем воздухе.

DSC08017.JPG

 «В Нур-Султане, с учетом длинной зимы, если в ресторане есть «летка», то он в приоритете. В Алматы «летка» – это вообще неотъемлемая часть ресторана, некая классика», – говорит председатель гильдии шеф-поваров города Нур-Султана Рустам Имамниязов.

Но из-за сезонности акцент на летних площадках делали немногие заведения с очень удачным расположением, позволяющим заработать за теплое время года приличную прибыль. Даже в солнечном Алматы летние площадки, по данным restoran.kz, были лишь у каждого седьмого заведения. А в Нур-Султане и того меньше – короткое лето и сильные ветры мешают работе летников. 

Но сейчас, с учетом карантинных ограничений, именно летние площадки выручают рестораторов. Чтобы выжить и выполнить обязательства перед работниками и поставщиками, нужно привлечь посетителей, поэтому  операторы Food&Beverage (F&B) стали использовать каждый метр на свежем воздухе.

«В текущих условиях рестораторы пытаются максимально расширять площадь посадки на летнике, добавляя столы и стулья из основного зала», – продолжает Имамниязов.

DSC08200.JPG

Но лето спасло не всех – многие кафе и рестораны закрылись.

«Процентов пятьдесят не смогли выполнить стандарт и открыть летники. У многих не было площадок в принципе, а выставлять столы, которые мешают проезду, нельзя», – делится член Клуба рестораторов РК Зульфия Юсупова. 

«У нас ситуация в ресторанном бизнесе очень неоднозначная. Общепит работает, как в лотерее. Кейтеринг, фастфуд на фудкортах и банкеты не работают уже очень долго. Финансирования никакого нет. Все резервы закончились. В этом месяце окончательно уволили всех сотрудников с фудкортов «Меги» и кейтеринга. Работает только маленькая «Алина», и то на 30%», – отмечает ресторатор Юрий Пааль.

И это несмотря на то, что владельцы ТРЦ берут на себя расходы по содержанию фудкортов и не взимают с них аренду.

DSC08085.JPG

Как открыть летнюю площадку

Для получения разрешения на открытие летнего кафе, по данным Клуба рестораторов РК, достаточно написать заявление в управление городского планирования и урбанистки (УГПиУ) и приложить к нему эскизный проект летника. УГПиУ со своей стороны сообщает, что такое разрешение можно было оформить онлайн даже во время карантина. УГПиУ проверяет эскиз по основным критериям: расположению и используемым при обустройстве кафе материалам. Сезонное кафе должно непосредственно примыкать к стационарному заведению общественного питания или отстоять от него на расстоянии не более пяти метров.

При этом расположение летника не должно мешать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта. Кафе нельзя размещать на крышах жилых домов или пристроек к ним. Также не допускается, чтобы внутри летних кафе оказались кроны и стволы деревьев. При обустройстве летней площадки нельзя использовать тяжелые строительные материалы – кирпичи, бетонные блоки и плиты, стальные профлисты. Запрещена облицовка летников черепицей, металлом, рубероидом, асбестоцементом, а также полимерной пленкой и баннерами. Пространство внутри нельзя перегораживать блоками с остеклением или сайдинг-панелями. Временная крыша должна быть в виде зонтов над каждым столиком или террасных маркиз открытого типа.

DSC08069.JPG

Санитарный надзор

На летних площадках, как и везде, ужесточены санитарные нормы:

«Если раньше просто подмели и помыли (летник. – «Курсив»), то теперь ежедневно проводится дезинфекция», – объясняет Юсупова.

Минимальное расстояние между столами – два метра, за одним столиком может сидеть не более четырех человек, за исключением членов одной семьи. На входе в летнее кафе для посетителей размещены антисептики и влажные коврики, кроме того, у клиентов измеряют температуру. У самих сотрудников общепита также проверяют температуру в начале и в конце смены. Во время работы они обязаны пользоваться одноразовыми масками и перчатками. Соблюдение санитарных норм проверяют сотрудники районных отделов департамента качества и безопасности товаров и услуг. Среди нарушений, которые сейчас выявляют чаще всего, – несоблюдение режима работы (общепит должен работать до 23.00), несоблюдение расстояния между столиками, отсутствие журнала прихода/ухода, термометрии сотрудников или ответственного за соблюдение сантребований, отсутствие или неправильное использование персоналом масок, перчаток, санитайзеров и тары для их утилизации, неправильное хранение продуктов питания и т. д. Заведения-нарушители штрафуют и приостанавливают их деятельность до тех пор, пока все правила не будут выполнены. 

2222_1.png

Улыбка под маской

Сегмент F&B во время пандемии оказался в сложной ситуации во всем мире. Сервис бронирования OpenTable, в котором представлено более 60 тыс. ресторанов по всему миру, подсчитал: четверть заведений, закрывшихся из-за пандемии, больше не откроется. Возобновившие работу рестораны и кафе ищут оригинальные решения, чтобы продемонстрировать гостеприимство и заботу о здоровье своих посетителей. В США, по данным Wall Street Journal (WSJ), официанты для ограничения контакта с обедающими откупоривают бутылку вина и ставят ее на стол, вместо того чтобы наполнить бокалы гостей. Со столов пропали специи, а графины с напитками заменены герметичными пакетами. Сотрудники ресторана Emilio’s, Harrison, N. Y. носят фиолетовые перчатки, чтобы не создавать ассоциации с больницей, и раскрывают одноразовые меню на глазах у посетителей, демонстрируя, что меню не используется повторно.

«Мы – артисты, это гостеприимство», – комментирует WSJ свои решения ресторатор Серджио Брасеско.

А McDonald’s Corp. предложил своей команде в масках приветствовать клиентов поднятием вверх больших пальцев.

Люди по-прежнему хотят посещать кафе и рестораны, чтобы пообщаться с другими людьми или семьей в другой обстановке. И по-прежнему ожидают увидеть на лице официанта приветственную улыбку, даже если она будет скрыта под маской. Как говорил Юрий Никулин, «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

DSC08046.JPG

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg