415 просмотров

Сегодня безработный, а завтра – бизнесмен

Более 10 млрд тенге выделено на развитие массового предпринимательства в Кызылординской области

Фото: Shutterstock

Более 10 млрд тенге выделено в Кызылординской области в 2019 году на реализацию госпрограммы «Еңбек» развитие продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы», передает корреспондент «Курсива».

Около 18 тыс. рабочих мест было создано в Кызылординской области  в 2019 году, причем более 12 тыс. – постоянные.

В числе тех, кто прошел обучение  по программе «Бастау-Бизнес» стала кызылординка, многодетная мать Женискуль Изтеуова. 

«Моя семья живет в пригородном поселке, поэтому удобнее было заняться животноводством. Чтобы открыть свое дело, пришла на курсы в областную Палату предпринимателей. 25 дней учебы, на которой участники получили все необходимые рекомендации, консультации, а также составили свой бизнес–план, стали бесценной  помощью для меня. Ведь не у каждого есть деньги открыть свое дело, а здесь и звания дали и финансово помогли. Сейчас я уже знаю, как планировать бюджет, когда нужно вкладывать деньги, есть ли польза сейчас от расширения бизнеса или стоит повременить» - поделилась Женискуль Изтлеуова. 

Многодетная мать защитила свой проект и получила льготный кредит в областном филиале АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства». На эти деньги она купила 24 коровы. На теперь уже семейной ферме нашлась работа и ее родственникам. В нынешнем году Женискуль планирует получить первый приплод, а со временем выпускать молочную продукцию и продавать бычков на мясо. 

Житель поселка Жалагаш Наурызбек Турсынов решил, что самым удобным заработком на селе тоже будет животноводство. Во-первых, нет необходимости строить большие помещения, первое время можно использовать те загоны, которые есть во дворе. Во-вторых, получая льготный кредит, не ввязываешься в непосильные банковские кредиты, так как есть система каникул. Получишь приплод, потом начнешь думать о выплатах.

«Что делать, ведь на селе нет крупных фабрик и заводов, где бы каждый желающий нашел себе работу. Поэтому нужно самим находить свое дело. Как говорится, сегодня ты безработный, а завтра - бизнесмен. Мясо всегда в цене: и сам будешь сыт, и от продажи останешься в прибыли. Получил деньги, купил лошадей, теперь мне нужно упорно трудиться, ведь прибыльным будет мой бизнес или нет, уже зависит только от меня», - отметил Наурызбек Турсынов.

В районах Кызылординской области бизнесменами становятся не только благодаря животноводству. К примеру, жительница кента Айтеке би Казалинского района Кымбат Канибаева, которая еще и многодетная мама, получила безвозмездный грант - 550 тыс. тенге и открыла ателье «Айна».

«Находясь в декретном отпуске, решила заняться чем-нибудь, чтобы получать хоть небольшой доход. Любовь к шитью у меня была с детства, а своих домашних я обшивала несколько лет. Поэтому самым удобным делом для меня и стало шитье. Прошла обучение, купила на выделенные деньги оверлок, две промышленные и бытовые машинки,  ткань.  Заказы поступают от местных жителей и через Интернет», - рассказала Кымбат Канибаева.

В поселке Теренозек Сырдарьинского района два месяца назад местная жительница Гульжан Абдигаппарова открыла кондитерский цех и магазин. Каждый день здесь пекут 800 булок формового хлеба, в продаже есть свежие булочки, пироги, пирожные, всего более 20 видов кондитерских изделий. При желании здесь же можно выпить чай или кофе. 

«Пекарским делом занимаюсь с 2010 года, но тогда я работала дома и пекла как домашний кондитер. Потом построили мини-цех во дворе своего дома, привезли из Китая оборудование. Все покупали на свои деньги. Когда узнала о государственной программе, то сразу прошла обучение по программе «Дорожная карта занятости-2020» и получила льготный кредит на покупку «Газели». Транспорт  нужен, чтобы развозить по торговым точкам свою выпечку, ведь клиенты появились не только в райцентре, но и в близлежащих аулах», - поделилась  Гульжан Абдигаппарова. 

В ее  пекарне пять рабочих мест, а многодетным матерям и в малообеспеченные семьи глава кондитерской бесплатно привозит тортики на праздники. 

«Самой действенной программой в решении социальных проблем нашей области стала государственная программа «Еңбек». В 2019 году для воплощения ее в жизнь в области было выделено более 10 млрд тенге. Участниками ее стали безработные, самозанятые и другие категории людей, ищущих рабочее место, всего 24 тыс. человек», - отметил  руководитель областного управления координации занятости и социальных программ Талгат Дуйсебаев.

По словам спикера, в рамках этой программы участники прошли профессиональную переподготовку и  освоили востребованные сейчас на рынках труда профессии. Были и те, кто получил техническое и профобразование.

Не менее популярным у кызылординцев стал проект «Бастау-Бизнес». Учиться основам предпринимательства изъявили желание более 3 тыс. человек. Более половины из них получили микрокредиты и государственные гранты на открытие бизнеса. Хотелось бы отметить пользу от проводимых  в области ярмарок  вакансий. Их в 2019 году было проведено 94. Более  тысячи работодателей приняли участие в ярмарках и 6647 безработных. По итогам этих мероприятий более 3 тыс. человек нашли постоянную работу. 

banner_wsj.gif

244 просмотра

Летние площадки спасают сегмент Food & Beverage от разорения

Они стали хорошим подспорьем для рестораторов в период карантинных ограничений

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы работают 3,3 тыс. ресторанов и кафе, в Нур-Султане – 1,9 тыс., судя по данным restoran.kz. Все эти заведения даже после частичного снятия эпидограничений не могут работать в полную силу. Под запретом караоке, кальянные, банкетные залы, ночные клубы и фудкорты. Во время усиления карантинных мер в прошедшие выходные межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции закрыла даже небольшие кафе и рестораны, разрешив работу лишь заведениям на открытом воздухе.

Спасительные летники 

Летние площадки пользовались популярностью и до карантина – они позволяют увеличить вместимость заведения почти вдвое, не требуют серьезных капиталовложений и сложных согласований. А в теплое время притягивают множество желающих посидеть на свежем воздухе.

DSC08017.JPG

 «В Нур-Султане, с учетом длинной зимы, если в ресторане есть «летка», то он в приоритете. В Алматы «летка» – это вообще неотъемлемая часть ресторана, некая классика», – говорит председатель гильдии шеф-поваров города Нур-Султана Рустам Имамниязов.

Но из-за сезонности акцент на летних площадках делали немногие заведения с очень удачным расположением, позволяющим заработать за теплое время года приличную прибыль. Даже в солнечном Алматы летние площадки, по данным restoran.kz, были лишь у каждого седьмого заведения. А в Нур-Султане и того меньше – короткое лето и сильные ветры мешают работе летников. 

Но сейчас, с учетом карантинных ограничений, именно летние площадки выручают рестораторов. Чтобы выжить и выполнить обязательства перед работниками и поставщиками, нужно привлечь посетителей, поэтому  операторы Food&Beverage (F&B) стали использовать каждый метр на свежем воздухе.

«В текущих условиях рестораторы пытаются максимально расширять площадь посадки на летнике, добавляя столы и стулья из основного зала», – продолжает Имамниязов.

DSC08200.JPG

Но лето спасло не всех – многие кафе и рестораны закрылись.

«Процентов пятьдесят не смогли выполнить стандарт и открыть летники. У многих не было площадок в принципе, а выставлять столы, которые мешают проезду, нельзя», – делится член Клуба рестораторов РК Зульфия Юсупова. 

«У нас ситуация в ресторанном бизнесе очень неоднозначная. Общепит работает, как в лотерее. Кейтеринг, фастфуд на фудкортах и банкеты не работают уже очень долго. Финансирования никакого нет. Все резервы закончились. В этом месяце окончательно уволили всех сотрудников с фудкортов «Меги» и кейтеринга. Работает только маленькая «Алина», и то на 30%», – отмечает ресторатор Юрий Пааль.

И это несмотря на то, что владельцы ТРЦ берут на себя расходы по содержанию фудкортов и не взимают с них аренду.

DSC08085.JPG

Как открыть летнюю площадку

Для получения разрешения на открытие летнего кафе, по данным Клуба рестораторов РК, достаточно написать заявление в управление городского планирования и урбанистки (УГПиУ) и приложить к нему эскизный проект летника. УГПиУ со своей стороны сообщает, что такое разрешение можно было оформить онлайн даже во время карантина. УГПиУ проверяет эскиз по основным критериям: расположению и используемым при обустройстве кафе материалам. Сезонное кафе должно непосредственно примыкать к стационарному заведению общественного питания или отстоять от него на расстоянии не более пяти метров.

При этом расположение летника не должно мешать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта. Кафе нельзя размещать на крышах жилых домов или пристроек к ним. Также не допускается, чтобы внутри летних кафе оказались кроны и стволы деревьев. При обустройстве летней площадки нельзя использовать тяжелые строительные материалы – кирпичи, бетонные блоки и плиты, стальные профлисты. Запрещена облицовка летников черепицей, металлом, рубероидом, асбестоцементом, а также полимерной пленкой и баннерами. Пространство внутри нельзя перегораживать блоками с остеклением или сайдинг-панелями. Временная крыша должна быть в виде зонтов над каждым столиком или террасных маркиз открытого типа.

DSC08069.JPG

Санитарный надзор

На летних площадках, как и везде, ужесточены санитарные нормы:

«Если раньше просто подмели и помыли (летник. – «Курсив»), то теперь ежедневно проводится дезинфекция», – объясняет Юсупова.

Минимальное расстояние между столами – два метра, за одним столиком может сидеть не более четырех человек, за исключением членов одной семьи. На входе в летнее кафе для посетителей размещены антисептики и влажные коврики, кроме того, у клиентов измеряют температуру. У самих сотрудников общепита также проверяют температуру в начале и в конце смены. Во время работы они обязаны пользоваться одноразовыми масками и перчатками. Соблюдение санитарных норм проверяют сотрудники районных отделов департамента качества и безопасности товаров и услуг. Среди нарушений, которые сейчас выявляют чаще всего, – несоблюдение режима работы (общепит должен работать до 23.00), несоблюдение расстояния между столиками, отсутствие журнала прихода/ухода, термометрии сотрудников или ответственного за соблюдение сантребований, отсутствие или неправильное использование персоналом масок, перчаток, санитайзеров и тары для их утилизации, неправильное хранение продуктов питания и т. д. Заведения-нарушители штрафуют и приостанавливают их деятельность до тех пор, пока все правила не будут выполнены. 

2222_1.png

Улыбка под маской

Сегмент F&B во время пандемии оказался в сложной ситуации во всем мире. Сервис бронирования OpenTable, в котором представлено более 60 тыс. ресторанов по всему миру, подсчитал: четверть заведений, закрывшихся из-за пандемии, больше не откроется. Возобновившие работу рестораны и кафе ищут оригинальные решения, чтобы продемонстрировать гостеприимство и заботу о здоровье своих посетителей. В США, по данным Wall Street Journal (WSJ), официанты для ограничения контакта с обедающими откупоривают бутылку вина и ставят ее на стол, вместо того чтобы наполнить бокалы гостей. Со столов пропали специи, а графины с напитками заменены герметичными пакетами. Сотрудники ресторана Emilio’s, Harrison, N. Y. носят фиолетовые перчатки, чтобы не создавать ассоциации с больницей, и раскрывают одноразовые меню на глазах у посетителей, демонстрируя, что меню не используется повторно.

«Мы – артисты, это гостеприимство», – комментирует WSJ свои решения ресторатор Серджио Брасеско.

А McDonald’s Corp. предложил своей команде в масках приветствовать клиентов поднятием вверх больших пальцев.

Люди по-прежнему хотят посещать кафе и рестораны, чтобы пообщаться с другими людьми или семьей в другой обстановке. И по-прежнему ожидают увидеть на лице официанта приветственную улыбку, даже если она будет скрыта под маской. Как говорил Юрий Никулин, «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

DSC08046.JPG

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg