Перейти к основному содержанию

6126 просмотров

Гамбургер и пицца - любимая еда казахстанцев

По крайней мере у тех, кто пользуется сервисами доставки готовой еды

Фото: Shutterstock

Казахстанский рынок доставки готовой еды сейчас делят между собой отечественный Chocofood и глобальные «Яндекс», Glovo и Wolt. Последние три игрока почти одновременно вышли на рынок республики полгода назад. «Курсив» узнал у сервисов о предпочтениях казахстанцев при заказе еды с доставкой. 

Бургер, пожалуйста!

Испанский стартап Glovo представлен во всех трех казахстанских мегаполисах – Алматы, Нур-Султане и Шымкенте. По данным генерального директора Glovo в Казахстане Карима Богуспаева, более половины клиентов компании предпочитают fast-food, а именно бургеры. 10% пользователей сервиса заказывают блюда китайской кухни. На суши приходится 3% заказов. Еще 2% клиентов заказывают напитки и десерты. Далее в списке предпочтений – турецкая и итальянская кухни, на них приходится совокупно 3% заказов. Пиццу через Glovo заказывает 1% пользователей. Замыкают список еды на вынос, востребованной у клиентов сервиса, блюда мексиканской, украинской, казахской и грузинской кухни.

Glovo работает в 329 городах 25 стран мира. В качестве иллюстрации разных пользовательских привычек Карим Богуспаев приводит статистику из Украины. Там самый популярный заказ – напитки и десерты, на них приходится 36% всей доставки. Fast-food, бургеры заказывают 10% клиентов, 6% предпочитают продукты здорового питания. Замыкают список заказы японской (4%) и итальянской кухни (4%), у пиццы – 3%.

+ картофель фри

К системе доставки готовой еды «Яндекс.Еда» (она интегрирована в сервис «Яндекс.Такси») подключены более 400 ресторанов в двух городах Казахстана – Алматы и Нур-Султане. Клиенты сервиса «Яндекс.Такси» в РК чаще всего заказывают бургеры с картофелем фри. Далее по убывающей идут хот-доги, пицца, салат цезарь, хинкали, самса, салат греческий, плов, шашлык из баранины, борщ.

В столице России, Москве, у клиентов этого же сервиса наиболее популярны бургеры, суши и пицца, а также хинкали, блины, супы, салаты (чаще всего цезарь), спагетти, шашлык, луковые кольца.

И пицца тоже

До выхода на рынок доставки новых игроков сервис Chocofood, по собственной оценке, занимал 82% рынка заказа еды через мобильные приложения и 24% рынка доставки еды. На начало 2019 года этот сервис оценивал казахстанский рынок в $31 млн – такие данные были озвучены во время прошлогоднего вручения премии Chocofood Awards. Услугами сервисов в стране в 2018 году постоянно пользовались около 600 тыс. человек. Chocofood и сейчас остается лидером рынка, через мобильное приложение можно заказать еду в 18 казахстанских городах – охват солидный.

По данным исследования, представленного на Chocofood Awards, в приоритете у казахстанцев в 2018 году была пицца (40,6%, средний чек заказа – 4992 тенге). Доля бургеров – 24,6% (средний чек – 3488 тенге), суши – 23,3% (средний чек – 4586 тенге). Шашлыки заказывали в 6,1% случаев (средний чек – 5234 тенге), блюда восточной кухни – 5,4% (средний чек – 5068). Меньше всего заказывают десерты, средний чек при этом – 4530 тенге.

Внутри каждой категории блюд – свой рейтинг. Самая популярная пицца – «Пепперони», ее заказывают в 19% случаев. Наиболее востребованный fast-food – чизбургер, его доля в категории – 25%. Среди суши лидирует «Филадельфия» (14%), среди видов шашлыка – шашлык из баранины (27%), из восточных блюд чаще всего выбирают гуйру лагман (20%), а из десертов – чизкейк (5,4%).

Мировой прогноз: клиент все еще голоден

Первый сервис заказа готовой еды через интернет в 1994 году запустила Pizza Hut. Идею подхватили Takeaway.com и Delivery Hero, первые в мире агрегаторы заказов. Их инфраструктурные решения и политика комиссионного вознаграждения сделали сервисы доставки готовой еды популярными во всем мире. Благодаря интересу таких игроков, как Uber Eat, ожидается, что в 2021 году появится доставка ресторанной еды дронами.

Statista.com прогнозирует рост совокупного дохода сервисов доставки еды в 2020 году до $122,7 млрд и в среднем на 7,5% ежегодно до 2024 года.

По данным из того же источника, число пользователей сервисов доставки еды, делающих заказы регулярно, в 2019 году во всем мире составляло 1,170 млрд человек. Их сегментация по уровню дохода показала, что 41% заказчиков имеет низкий доход, 34% – средний, 25% – высокий.

Самый большой объем продаж готовой еды через сервисы доставки в Китае – $45,9 млрд. Далее в рейтинге США (почти $24 млрд), Индия (более $9 млрд), Великобритания (около $5,4 млрд) и Бразилия (почти $3 млрд).

Самый высокий уровень проникновения пользователей в сегменте онлайн-доставки еды демонстрирует Сингапур – 36,4%. Практически каждый третий заказывает еду онлайн в Нидерландах, Великобритании, Гонконге и Канаде – там уровень проникновения составляет 34,8%, 33,1%, 32,8%, 31,7% соответственно.

доставка копия1_page-0001.jpg

banner_wsj.gif

2394 просмотра

Как казахстанский бизнес переживает «кризис пандемии»  

Эксперты прогнозируют спад после завершения карантина 

Фото: Shutterstock

Из-за резкого падения спроса и отсутствия финансовой подушки безопасности компании по производству несырьевых товаров фактически заморожены. Производственники опасаются, что не смогут удержать специалистов, и кризис перечеркнет достигнутый за последние годы уровень развития. Поэтому они предлагают внедрить комплекс дополнительных антикризисных мер. 

Мебельная промышленность 

Деревообрабатывающая отрасль и производство мебели в настоящий момент функционируют лишь в регионах. При этом 71% технического и производственного потенциала этой сферы приходится на Алматы, Нур-Султан и Шымкент - такие данные приводят в отраслевом объединении. 

По данным президента Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АПМДП) РК Каната Ибраева, в крупных городах без работы остались около 30 тыс. работников. И это только официально зарегистрированные специалисты, без учета черного рынка. 

«В нашей отрасли сейчас трудно всем – и большим, и малым предприятием. Крупнейшая мебельная фабрика Южного Казахстана «Grand MIKS» с оборотом около 400 млн тенге встала. 500 человек (с учетом субподрядчиков) сидят без работы. Производство – это не станки и здания, это квалифицированный персонал. Если мы сейчас все потеряем, сможем ли наверстать? У нас раскачка примерно полгода занимает. А далее наступит перенесенный период убытков, когда придет время платить налоги и кредиты. В этом году мы можем не только потерять достигнутые темпы роста (7-8%), но и вообще в минус уйти», - говорит Канат Ибраев

Однако главная проблема мебельщиков в кризисное время заключается даже не в том, что мастера из-за карантина не могут прийти в цех на работу. У производственников значительно сократился объем гарантированного рынка – заказы госорганов и квазигосударственного сектора. С учетом поставок для строительных фирм, недропользователей, фонда «Самрук-Казына» - это, исходя из данных прошлого года, около 30 млрд тенге. 

По информации Каната Ибраева, 25 февраля 2020 года республиканской комиссией дано распоряжение МИО, госучреждениям, администраторам бюджетных программ о приостановке процедур госзакупа мебели. Под сокращение попала как дорогостоящая продукция, так и более дешевый сегмент. 

Члены Ассоциации подписали обращение к председателю госкомиссии по обеспечению режима ЧП Аскару Мамину с просьбой не сокращать ранее запланированный объем госзакупок – это позволит сохранить мебельную промышленность страны.

«Мы видим, что в Казахстане имеется достаточный ресурс для поддержания мебельной отрасли на прежнем уровне. Наши эксперты отмечают, что одной из действующих мер со стороны государства по сохранению потенциала МСБ является увеличение закупок на внутреннем рынке, даже с условием отправки товара для хранения на склад. Мы не просим особых преференций, просто оставьте нам прежний объем заказов», - настаивает глава Ассоциации. 

Кризисный период, по мнению руководителя ОЮЛ, может даже дать толчок развитию мебельной промышленности Казахстана, если на законодательном уровне закрепить понятие отечественного товаропроизводителя. Сейчас в эту категорию входят и филиалы зарубежных компаний, которые импортируют продукцию из других стран, и из-за этого часть средств от госзаказа уходит за рубеж. 

Легкая промышленность 

Для предприятий легкой промышленности Казахстана, которая и до карантина находилась в непростом положении, заморозка внутреннего рынка сбыта в крупных городах стала новым ударом.  

По словам исполнительного директора Союза производителей легкой промышленности Натальи Кузнецовой, резкий спад покупательского спроса, закрытие торговых центров заставило легпром на некоторое время заморозить производство. О банкротстве речь не идет. Все компании стараются сохранить и персонал, и базу. 

«Непонятно, почему льготы, которые выделяет государство, распространяются, в основном на малый и средний бизнес, самозанятых. А что делать предприятиям, относящимся к среднему бизнесу, но с большим количеством человек? Получается, им уже не полагается поддержка. В данной ситуации нельзя делать такую градацию. Мы либо сохраняем все, либо начинаем терять позиции», - отмечает Наталья Кузнецова. 

Представитель Союза не берется делать какие-либо прогнозы даже на ближайшее время. Главная задача – после кризиса остаться на плаву. 

Молочная отрасль 

Производство и переработка молока входит в число тех отраслей, для которых границы городов не закрывались. Учитывая специфику товара, спрос на молочные продукты остался неизменным.  

Исполнительный директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников говорит, что на перерабатывающих предприятиях достаточно запасов упаковочных материалов, закваски. Проблем с логистикой нет. 

«В нашей отрасли коллапса не будет. Но главный вопрос, который влияет на ситуацию в будущем – как долго продлится карантин? Ведь отчасти мы зависим от зарубежных поставок. Например, в Казахстане очень низкий процент производства твердой упаковки. Ее выпускают только на заводе в Семее – ТОО «Казполиграф», но и он зависит от импортного сырья. Поэтому если ограничения продлятся долго, и не будет закупок из России, молоко не во что будет фасовать», - поясняет Кожевников. 

Возможность отсрочки по налогам – хорошее подспорье для переработчиков. Но, по словам главы союза, каждое предприятие самостоятельно решает, заплатить ли отчисления сейчас или после каникул, когда сумма накопиться за весь период отсрочки. 

Сахарная, пищевая и перерабатывающая промышленность  

Спрос на продовольственные товары на период ограничительных мер как в мегаполисах, так и в областных центрах не снижался. Поэтому ситуация в данной отрасли остается стабильной. По информации президента Ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности Айжан Наурзгалиевой, предприятия пищевого комплекса продолжают работать, так как они отнесены к категории разрешенных в период карантина.

Единственная проблема, которая возникла у компаний Алматы - это ограничение на въезд и выезд работников, проживающих в пригороде. Руководители решали ее по-разному. Кто-то нанимал временных сотрудников, проживающих в черте города, кто-то решат вопрос с арендным жильем.

«Негативно на пищевой промышленности сказалось изменение курса тенге по отношению к доллару, так как некоторые виды сырья и вспомогательные материалы для производства (ароматизаторы, упаковка) импортируются из других стран. Незначительные изменения произошли по затратам по транспортировке. Это также отразилось на ситуации», - поясняет Айжан Наурзгалиева. 

Мусоропереработка 

Мусоровывозящие и мусороперерабатывающие предприятия Казахстана могут прекратить свою работу. Одно из следствий социальной изоляции – большее количество бытовых отходов. Другими словами, мусора стало образовываться больше, а вот платить за его вывоз люди перестали. Других источников доходов, кроме тарифа, в мусоропереработке нет. 

«К нам поступило обращение из Усть-Каменогорска от ОЮЛ «Казахстанская ассоциация по управлению отходами KazWaste касательно невозможности осуществления вывоза мусора в связи с прекращением поступления платежей от основной части населения. Чтобы продолжить работу, компаниям нужны субсидии от государства. Поддержка необходима для покупки ГСМ, дезинфекции, средств индивидуальной защиты», - сообщили в пресс-службе Палаты предпринимателей ВКО.

Общее количество компаний, задействованных в отрасли – свыше 400. Из них 370 предприятий относятся к малому и среднему бизнесу. Для того, чтобы не допустить массового сокращения работников, KazWaste предлагает назначить сотрудникам отрасли дополнительные выплаты в размере минимальной заработной платы со стороны государства.

Переработка: общий взгляд 

По данным Комитета по статистике МНЭ РК на 1 марта, из 23 тыс. зарегистрированных предприятий обрабатывающей промышленности действующими являются 15,9 тыс. (68%), временно приостановившими свою деятельность или в процессе ликвидации – 6,3 тыс. (27%). Год назад во второй категории было на одну тыс. компаний меньше. Статистика подтверждает: наибольшая доля в зоне риска – за малыми предприятиями. 

По мнению председателя правления ОЮЛ «Союз обрабатывающей промышленности Казахстана» Марата Баккулова, существование компаний по производству несырьевых товаров в условиях карантина сводится к попыткам сохранить кадровый резерв. Это единственное, что может помочь производственникам выжить после открытия границ между городами.  

«В «обработке» новых сотрудников не наберешь, их готовят годами. Поэтому руководители пытаются сохранить персонал, работая по сути «на склад», но, я думаю, долго они не выдержат. Из крупных предприятий наиболее устойчивым могу назвать Кентауский трансформаторный завод», - сказал свое мнение Марат Баккулов. 

Алматинский вентиляторный завод, которым руководит Марат Баккулов, свою работу продолжил благодаря зарубежным заказам. Появилась перспективная идея наладить производство вентиляционных установок для медорганизаций.  

Руководитель Союза уверен, что кризис в отрасли начнется как раз после завершения карантина, когда закончатся отсрочки и придется платить по всем отложенным обязательствам. 

«Многих волнует не только то, что происходит сейчас, а что будет завтра. Мы уже проходили это в предыдущие кризисы, когда происходил обвал, а потом - долгое восстановление. В этот раз некоторые могут просто не выжить. Если сейчас бизнес еще выплачивает зарплату за счет сэкономленных на налогах и кредитах средств, то без сбыта этот ресурс скоро закончится.», - отмечает спикер. 

Меры поддержки 

6 апреля Союз промышленников и предпринимателей Казахстана «El Tiregi», куда входят 17 отраслевых ассоциаций, опубликовал открытое обращение к Касым-Жомарту Токаеву с просьбой принять пакет антикризисных мер. 

Производственники предлагают рассмотреть вопросы отмены до конца года всех видов налогов и отчислений, введения субсидий на выплату зарплаты. В числе предложений – отмена таможенных пошлин, утилизационных сборов и налогов на импорт сырья, оборудования и комплектующих. 

Отраслевые ассоциации предлагают использовать карантинные ограничения для форсированного развития импортозамещения. Основная идея – запретить госсектору закупать импортные товары, если таковые производятся в Казахстане. А также обеспечить стабильный сбыт за счет у отечественных товаропроизводителей, упростить и ускорить процессы госзакупок, установить 100% предоплату за товар. 

Для снижения долговой нагрузки члены Союза предлагают ввести льготное, под 3% годовых, кредитование для обрабатывающей промышленности и рассмотреть возможность предоставления госгарантий 80% для покрытия залогового обеспечения. 

Напомним, что чуть раньше к президенту страны с просьбой принять срочный комплекс мер для поддержки отрасли обратился Союз строителей, объединяющий более 500 стройфирм. В числе предложенных строителями мер - полугодовая отсрочка по кредитам, компенсация убытков на незавершенных из-за кризиса объектах, субсидирование покупки стройматериалов. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif