Перейти к основному содержанию

5675 просмотров

Гамбургер и пицца - любимая еда казахстанцев

По крайней мере у тех, кто пользуется сервисами доставки готовой еды

Фото: Shutterstock

Казахстанский рынок доставки готовой еды сейчас делят между собой отечественный Chocofood и глобальные «Яндекс», Glovo и Wolt. Последние три игрока почти одновременно вышли на рынок республики полгода назад. «Курсив» узнал у сервисов о предпочтениях казахстанцев при заказе еды с доставкой. 

Бургер, пожалуйста!

Испанский стартап Glovo представлен во всех трех казахстанских мегаполисах – Алматы, Нур-Султане и Шымкенте. По данным генерального директора Glovo в Казахстане Карима Богуспаева, более половины клиентов компании предпочитают fast-food, а именно бургеры. 10% пользователей сервиса заказывают блюда китайской кухни. На суши приходится 3% заказов. Еще 2% клиентов заказывают напитки и десерты. Далее в списке предпочтений – турецкая и итальянская кухни, на них приходится совокупно 3% заказов. Пиццу через Glovo заказывает 1% пользователей. Замыкают список еды на вынос, востребованной у клиентов сервиса, блюда мексиканской, украинской, казахской и грузинской кухни.

Glovo работает в 329 городах 25 стран мира. В качестве иллюстрации разных пользовательских привычек Карим Богуспаев приводит статистику из Украины. Там самый популярный заказ – напитки и десерты, на них приходится 36% всей доставки. Fast-food, бургеры заказывают 10% клиентов, 6% предпочитают продукты здорового питания. Замыкают список заказы японской (4%) и итальянской кухни (4%), у пиццы – 3%.

+ картофель фри

К системе доставки готовой еды «Яндекс.Еда» (она интегрирована в сервис «Яндекс.Такси») подключены более 400 ресторанов в двух городах Казахстана – Алматы и Нур-Султане. Клиенты сервиса «Яндекс.Такси» в РК чаще всего заказывают бургеры с картофелем фри. Далее по убывающей идут хот-доги, пицца, салат цезарь, хинкали, самса, салат греческий, плов, шашлык из баранины, борщ.

В столице России, Москве, у клиентов этого же сервиса наиболее популярны бургеры, суши и пицца, а также хинкали, блины, супы, салаты (чаще всего цезарь), спагетти, шашлык, луковые кольца.

И пицца тоже

До выхода на рынок доставки новых игроков сервис Chocofood, по собственной оценке, занимал 82% рынка заказа еды через мобильные приложения и 24% рынка доставки еды. На начало 2019 года этот сервис оценивал казахстанский рынок в $31 млн – такие данные были озвучены во время прошлогоднего вручения премии Chocofood Awards. Услугами сервисов в стране в 2018 году постоянно пользовались около 600 тыс. человек. Chocofood и сейчас остается лидером рынка, через мобильное приложение можно заказать еду в 18 казахстанских городах – охват солидный.

По данным исследования, представленного на Chocofood Awards, в приоритете у казахстанцев в 2018 году была пицца (40,6%, средний чек заказа – 4992 тенге). Доля бургеров – 24,6% (средний чек – 3488 тенге), суши – 23,3% (средний чек – 4586 тенге). Шашлыки заказывали в 6,1% случаев (средний чек – 5234 тенге), блюда восточной кухни – 5,4% (средний чек – 5068). Меньше всего заказывают десерты, средний чек при этом – 4530 тенге.

Внутри каждой категории блюд – свой рейтинг. Самая популярная пицца – «Пепперони», ее заказывают в 19% случаев. Наиболее востребованный fast-food – чизбургер, его доля в категории – 25%. Среди суши лидирует «Филадельфия» (14%), среди видов шашлыка – шашлык из баранины (27%), из восточных блюд чаще всего выбирают гуйру лагман (20%), а из десертов – чизкейк (5,4%).

Мировой прогноз: клиент все еще голоден

Первый сервис заказа готовой еды через интернет в 1994 году запустила Pizza Hut. Идею подхватили Takeaway.com и Delivery Hero, первые в мире агрегаторы заказов. Их инфраструктурные решения и политика комиссионного вознаграждения сделали сервисы доставки готовой еды популярными во всем мире. Благодаря интересу таких игроков, как Uber Eat, ожидается, что в 2021 году появится доставка ресторанной еды дронами.

Statista.com прогнозирует рост совокупного дохода сервисов доставки еды в 2020 году до $122,7 млрд и в среднем на 7,5% ежегодно до 2024 года.

По данным из того же источника, число пользователей сервисов доставки еды, делающих заказы регулярно, в 2019 году во всем мире составляло 1,170 млрд человек. Их сегментация по уровню дохода показала, что 41% заказчиков имеет низкий доход, 34% – средний, 25% – высокий.

Самый большой объем продаж готовой еды через сервисы доставки в Китае – $45,9 млрд. Далее в рейтинге США (почти $24 млрд), Индия (более $9 млрд), Великобритания (около $5,4 млрд) и Бразилия (почти $3 млрд).

Самый высокий уровень проникновения пользователей в сегменте онлайн-доставки еды демонстрирует Сингапур – 36,4%. Практически каждый третий заказывает еду онлайн в Нидерландах, Великобритании, Гонконге и Канаде – там уровень проникновения составляет 34,8%, 33,1%, 32,8%, 31,7% соответственно.

доставка копия1_page-0001.jpg

725 просмотров

Как в Казахстане развивается социальное предпринимательство

Официальной статистики по этому виду бизнеса в республике пока нет

Фото: Shutterstock

Социальными предпринимателями принято называть тех людей, чей бизнес в первую очередь нацелен на решение (в крайнем случае – смягчение) актуальных социальных проблем. Доходы от такого бизнеса позволяют компании быть устойчивой и продолжать свою полезную для общества и в то же время помогающую зарабатывать деятельность.

Идеи и люди

Несколько примеров из казахстанской практики социального предпринимательства. Бывший детдомовец Геннадий Франк создал социальное предприятие «Шанырак» – единственный в стране фонд помощи выпускникам детских домов, где последних не только обучают ремеслу и находят им работу, но и помогают открыть свой бизнес. На базе предприятия действуют школа производственного обучения, школа индивидуального предпринимательства и кадровое агентство.

Ерлан Кумискалиев открыл Центр «Атырау. Маленькая страна» – первый центр для реабилитации детей с ограниченными возможностями с помощью иппотерапии, другими словами – верховой езды. Центр также занимается реабилитацией детей с повреждениями головного мозга с использованием методов канистерапии (реабилитации с помощью собак) и работает над созданием собственной методики реабилитации детей с неврологическими патологиями.

Социальное кафе Kunde основал в столице Маулен Ахметов, в этом кафе работают люди с особенностями ментального развития.

Интернет-магазин Invamade продает хэндмейд-изделия, сделанные людьми с особыми потребностями и представителями социально уязвимых слоев населения. Основатель проекта Айжан Халилова не просто продает изготовленные ими игрушки, украшения и сувениры, но и, как настоящий предприниматель, старается повысить эффективность этого бизнеса и привлечь еще больше покупателей – например, приглашая к сотрудничеству дизайнеров, чтобы те предоставляли идеи, а мастера Invamade эти идеи реализовывали, создавая в итоге по-настоящему дизайнерские изделия.

Как становятся социальными предпринимателями

Цель социального предпринимателя – решение социальной проблемы, а не извлечение прибыли. Нередко такой бизнес вырастает из попыток человека решить проблему, которая оказалась важна непосредственно для него самого. Из числа таких предпринимателей – Турганжан Касымов, директор компании «Жолын болсын, балакай». Компания занимается установкой мобильных пандусов в Алматы. Вопрос стал актуален для самого Касымова после того, как в его семье появился ребенок – тогда будущий социальный предприниматель и осознал масштаб проблемы. Поднимать коляску по лестницам, часто узким и плохо освещенным, было тяжело не только супруге Турганжана Касымова, но и ему самому. Проблему основатель «Жолын болсын, балакай» решил созданием своей версии откидного пандуса – это раздвижная конструкция, которая крепится на стену и раскладывается на ступени только в момент использования. Применение нестандартных и инновационных решений – еще один признак социального предпринимательства.

Новая история

Организации, которые решают социальные задачи и при этом используют коммерческие услуги или выпуск продукции в качестве модели для обеспечения финансовой устойчивости деятельности, в Казахстане появились в середине 2000-х. Тогда коммерческие направления своей деятельности создали многие НПО.

Вторая волна развития социального предпринимательства пришлась на начало 2010-х – тогда уже появились тематические форумы и конференции, где происходил обмен опытом. Программы поддержки социальных предпринимателей и образовательные программы для них же начали проводить такие компании и организации, как «Шеврон», Alma U, Ассоциация развития гражданского общества, Фонд Евразия Центральной Азии, Британский Совет в Казахстане.

Определение социального предпринимательства в Казахстане пока не закреплено, нет и закона о социальном предпринимательстве. Но фокус на выявление и поддержку социальных предпринимателей уже сделан как общественными организациями, в том числе международными, так и госструктурами. Например, в 2019 году МИОР РК совместно с корпоративным фондом Impact Hub Almaty провели первую республиканскую премию Ozgeris ustasy. 15 ее победителей получили гранты на 500 тыс. тенге, а кроме того был сформирован Реестр социальных предпринимателей Казахстана, в который вошли 152 социальных предпринимателя страны. На основе этого реестра можно увидеть, что большинство (чуть больше 40%) социальных предпринимателей сконцентрированы в сегменте «помощь/поддержка уязвимых групп», второй по объему сегмент – «образование» (14,85%). 43,4% социальных предпринимателей ведут свою деятельность более пяти лет, а самые активные регионы в этом вопросе – Туркестанская область (там находятся 22% попавших в реестр социальных предпринимателей), Нур-Султан (19%) и только потом – Алматы (7%).

В этом году МИОР РК планирует проект «Изучение потенциала социального предпринимательства и разработка основополагающих методик его развития». Он предполагает не только анализ существующей ситуации, но и разработку пилотной программы по развитию социального предпринимательства среди НПО Казахстана и ее обсуждение с экспертным сообществом и представителями гражданского общества. Фактическим результатом проекта должны стать конкретные предложения – как выстраивать систему поддержки социального предпринимательства в республике.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif