Гамбургер и пицца - любимая еда казахстанцев

По крайней мере у тех, кто пользуется сервисами доставки готовой еды

Фото: Shutterstock

Казахстанский рынок доставки готовой еды сейчас делят между собой отечественный Chocofood и глобальные «Яндекс», Glovo и Wolt. Последние три игрока почти одновременно вышли на рынок республики полгода назад. «Курсив» узнал у сервисов о предпочтениях казахстанцев при заказе еды с доставкой. 

Бургер, пожалуйста!

Испанский стартап Glovo представлен во всех трех казахстанских мегаполисах – Алматы, Нур-Султане и Шымкенте. По данным генерального директора Glovo в Казахстане Карима Богуспаева, более половины клиентов компании предпочитают fast-food, а именно бургеры. 10% пользователей сервиса заказывают блюда китайской кухни. На суши приходится 3% заказов. Еще 2% клиентов заказывают напитки и десерты. Далее в списке предпочтений – турецкая и итальянская кухни, на них приходится совокупно 3% заказов. Пиццу через Glovo заказывает 1% пользователей. Замыкают список еды на вынос, востребованной у клиентов сервиса, блюда мексиканской, украинской, казахской и грузинской кухни.

Glovo работает в 329 городах 25 стран мира. В качестве иллюстрации разных пользовательских привычек Карим Богуспаев приводит статистику из Украины. Там самый популярный заказ – напитки и десерты, на них приходится 36% всей доставки. Fast-food, бургеры заказывают 10% клиентов, 6% предпочитают продукты здорового питания. Замыкают список заказы японской (4%) и итальянской кухни (4%), у пиццы – 3%.

+ картофель фри

К системе доставки готовой еды «Яндекс.Еда» (она интегрирована в сервис «Яндекс.Такси») подключены более 400 ресторанов в двух городах Казахстана – Алматы и Нур-Султане. Клиенты сервиса «Яндекс.Такси» в РК чаще всего заказывают бургеры с картофелем фри. Далее по убывающей идут хот-доги, пицца, салат цезарь, хинкали, самса, салат греческий, плов, шашлык из баранины, борщ.

В столице России, Москве, у клиентов этого же сервиса наиболее популярны бургеры, суши и пицца, а также хинкали, блины, супы, салаты (чаще всего цезарь), спагетти, шашлык, луковые кольца.

И пицца тоже

До выхода на рынок доставки новых игроков сервис Chocofood, по собственной оценке, занимал 82% рынка заказа еды через мобильные приложения и 24% рынка доставки еды. На начало 2019 года этот сервис оценивал казахстанский рынок в $31 млн – такие данные были озвучены во время прошлогоднего вручения премии Chocofood Awards. Услугами сервисов в стране в 2018 году постоянно пользовались около 600 тыс. человек. Chocofood и сейчас остается лидером рынка, через мобильное приложение можно заказать еду в 18 казахстанских городах – охват солидный.

По данным исследования, представленного на Chocofood Awards, в приоритете у казахстанцев в 2018 году была пицца (40,6%, средний чек заказа – 4992 тенге). Доля бургеров – 24,6% (средний чек – 3488 тенге), суши – 23,3% (средний чек – 4586 тенге). Шашлыки заказывали в 6,1% случаев (средний чек – 5234 тенге), блюда восточной кухни – 5,4% (средний чек – 5068). Меньше всего заказывают десерты, средний чек при этом – 4530 тенге.

Внутри каждой категории блюд – свой рейтинг. Самая популярная пицца – «Пепперони», ее заказывают в 19% случаев. Наиболее востребованный fast-food – чизбургер, его доля в категории – 25%. Среди суши лидирует «Филадельфия» (14%), среди видов шашлыка – шашлык из баранины (27%), из восточных блюд чаще всего выбирают гуйру лагман (20%), а из десертов – чизкейк (5,4%).

Мировой прогноз: клиент все еще голоден

Первый сервис заказа готовой еды через интернет в 1994 году запустила Pizza Hut. Идею подхватили Takeaway.com и Delivery Hero, первые в мире агрегаторы заказов. Их инфраструктурные решения и политика комиссионного вознаграждения сделали сервисы доставки готовой еды популярными во всем мире. Благодаря интересу таких игроков, как Uber Eat, ожидается, что в 2021 году появится доставка ресторанной еды дронами.

Statista.com прогнозирует рост совокупного дохода сервисов доставки еды в 2020 году до $122,7 млрд и в среднем на 7,5% ежегодно до 2024 года.

По данным из того же источника, число пользователей сервисов доставки еды, делающих заказы регулярно, в 2019 году во всем мире составляло 1,170 млрд человек. Их сегментация по уровню дохода показала, что 41% заказчиков имеет низкий доход, 34% – средний, 25% – высокий.

Самый большой объем продаж готовой еды через сервисы доставки в Китае – $45,9 млрд. Далее в рейтинге США (почти $24 млрд), Индия (более $9 млрд), Великобритания (около $5,4 млрд) и Бразилия (почти $3 млрд).

Самый высокий уровень проникновения пользователей в сегменте онлайн-доставки еды демонстрирует Сингапур – 36,4%. Практически каждый третий заказывает еду онлайн в Нидерландах, Великобритании, Гонконге и Канаде – там уровень проникновения составляет 34,8%, 33,1%, 32,8%, 31,7% соответственно.

доставка копия1_page-0001.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg