Перейти к основному содержанию

2666 просмотров

В Балхаше появится 20 новых туристических объектов

Это один из первых этапов активного развития туризма в регионе

Фото: Shutterstock.com

В 2020 году в городе начнут прокладывать инфраструктуру к новым и уже существующим зонам отдыха. 

В 2018 году балхашская курортная зона вошла в Топ-10 карты туристификации страны. По информации местных властей, побережье озера ежегодно посещают около 80 тыс. туристов. К 2030 году поток планируют увеличить в четыре раза, до 330 тыс. человек. Для этого государство собирается инвестировать более 9 млрд тенге.

По словам акима Балхаша Ораза Таурбекова, около 3,5 млрд тенге пойдет на реконструкцию линий электропередач, строительство дорог, системы канализации и водопровода на территории бухты «Бертыс». Начать все это планируют в 2020 году.

«Мы провели инвентаризацию всех земельных участков, находящихся на нашей административной территории, их получилось 60 га. С учетом подведения к ним инфраструктуры инвестиционная привлекательность будет увеличена в разы. Потому что только кадастровая стоимость этих участков составляет около 2 млрд тенге. На аукционе она станет еще больше», – сообщил Ораз Таурбеков.

На строительство 12 км водопроводных сетей выделят 1,2 млрд тенге, точно на такое же расстояние растянутся новые канализационные сети. Сумма вложений составит 1,6 млрд тенге. В 550 млн тенге обойдется модернизация электроснабжения и строительство новой подстанции. На оснащение пляжной зоны в городе Балхаше, включая современные биотуалеты, кабинки для переодевания и контейнеры для раздельного сбора отходов, пойдет еще 30 млн тенге.

«Все коммуникации, которые сейчас подведены к зонам отдыха, рассчитаны на дачные массивы. Сейчас на их месте целые бытовые комплексы с большой потребностью в мощности. Поэтому необходима модернизация и расширение уже имеющихся электрических и водопроводных сетей и подведение канализации. Потому что сейчас предприниматели используют септики, а это несет в себе определенные затраты и экологическую угрозу. Подведение инфраструктуры даст толчок развитию туристического направления в Балхаше», – считает заместитель акима города Айдын Капашев.

Курс на понижение

На данный момент в черте города действуют 10 зон отдыха, которые могут одновременно вместить около 500 человек. В следующем году построят еще 20 туристических объектов с номерным фондом из 800 мест. Это позволит привлечь около 1,5 млрд тенге инвестиций и обеспечить работой 250 человек, говорят в акимате.

Отдых на балхашских зонах отдыха далеко не всегда можно назвать бюджетным. Сутки в заведении среднего сегмента одному человеку обойдутся в 5-7 тыс. тенге, в однокомнатном двухместном номере категории люкс – от 37 тыс. тенге. 

За повышенный комфорт в отдельно стоящем гостевом доме придется отдать более 100 тыс. тенге в сутки. По средним подсчетам, пятидневный отдых в таких условиях обойдется от 200 до 500 тыс. тенге. В этом смысле отдых на Балхаше может стоить дороже, чем в Турции, Таиланде и Египте. 

По словам местных предпринимателей, с развитием инфраструктуры ситуация с ценами может измениться, так как сейчас основная статья затрат приходится на коммунальные расходы из-за отсутствия воды и канализации. Владельцам зон отдыха постоянно приходится нанимать ассенизаторов и привозить питьевую воду.

«Для нужд постояльцев приходится брать воду с озера – для этого нужно специальное разрешение. А потом еще устанавливаем фильтры для очистки воды. Краны ломаются из-за соли, приходится менять. На покупку земли и строительство ушло много средств. Поэтому такие цены на услуги и складываются», – пояснил «Курсиву» владелец зоны отдыха Жанат Абишев.

Новая полоса

Чтобы привлечь туристов, в Балхаше начали реконструкцию взлетной полосы местного аэропорта. Работы стартовали в мае 2018 года. На проект из бюджета страны выделили 10,4 млрд тенге. За полтора года подрядная организация демонтировала старое бетонное покрытие и уложила новое в два слоя. Сейчас на взлетной полосе завершают монтаж светосигнального оборудования. Сдать объект в эксплуатацию планируют к концу года. А со следующего аэродром «Балхаш» сможет принимать большегрузные воздушные суда разных типов грузоподъемностью 210 тонн и больше.
 
Потребность в авиасообщении в Балхаше большая. В регион не по всем направлениям есть прямые поезда, продолжается ремонт автодороги. По словам экспертов, новые возможности аэропорта могут дать новый импульс развитию туризма города и региона.

Экологический барьер

В то же время стать преградой на пути туристического развития могут экологические проблемы. По итогам третьего квартала 2019 года Балхаш снова вошел в список городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Кроме того, депутаты предложили признать зоной экологического бедствия территорию в Актогайском районе, где несколько лет находятся конденсаторы со стойкими органическими загрязнителями – полихлорированными дифинилами (ПХД). 
 
С 2015 года подавались бюджетные заявки на вывоз опасных веществ для уничтожения в Европу. Сейчас власти нашли новое решение. За счет международного гранта на безвозмездной основе они собираются приобрести установку для утилизации 303 тонн ПХД-содержащих отходов. Согласно планам, в следующем году будут выделены деньги на их переупаковку, в 2021 году зараженное оборудование утилизируют.

3198 просмотров

В Мангистауской области третий год не могут построить птицефабрику

Она могла бы решить нехватку в регионе мяса птицы и яиц

Фото: Ольга Золотых

Еще в начале года птицефабрику мясного направления, которая должна покрыть половину потребности Мангистауской области в курином мясе, обещали открыть сначала в сентябре, а затем в декабре. Сейчас ее ввод перенесли на середину следующего года. Также была перенесена сдача в эксплуатацию и птицефабрики яичного направления.

Птицефабрику мясного направления в Тупкараганском районе Мангистауской области начали строить еще в конце 2017 года, но в середине 2018 года проект встал: возникла проблема с инфраструктурой и прокладкой инженерных коммуникаций. Предприниматели вначале заручились поддержкой акимата – местные власти должны были подготовить площадки к строительству. Однако в бюджете средств на это не оказалось.

«ПСД очень долго разрабатывалась, потом были проблемы с экспертизой и коммуникациями. Но в этом году вмешался уже аким области, наш вопрос поставили перед региональной комиссией, и в результате в бюджет заложили средства – 888 млн тенге – на инфраструктуру», – сказал «Курсиву» директор ТОО «Актау Агро» Данияр Тургинов.

На брифингах, которые проходили в Актау с участием руководителя управления сельского хозяйства и заместителей акима области в начале и в середине этого года, журналистам сообщили, что птицефабрика вот-вот запустится: сначала говорилось о вводе в эксплуатацию в сентяб­ре, затем сроки сместились до декабря. В итоге, по последним данным, производство будет запущено в июне 2020 года.

К слову, сегодня более 80% куриного мяса в область завозят извне. Мелкие птицефермы не могут полностью покрыть потребности региона – сейчас она составляет 10 тыс. т мяса птицы в год. Планируется, что строящаяся птицеферма покроет половину от этой потребности – ее производственная мощность 5 тыс. т мяса в год. Сейчас здесь ведется строительство и установка оборудования.

«В инкубаторном цехе будут вылупляться цыплята. Яйца для этого цеха планируем завозить из соседней России и Турции, все будет зависеть от цены. В каждом птичнике – а их всего 16 – можно содержать чуть больше 30 тыс. птиц, будем выращивать их до товарного веса», – добавил Данияр Тургинов.

Затем птицу будут отправлять в убойный цех мощностью 2 тыс. голов в час, а оттуда на полки супермаркетов и рынки области. На четвертой площадке размес­тится комбикормовый завод мощностью 10 тыс. т в час. Здесь планируется производить корма не только для птицы, но и для скота. Стоимость всего проекта птицефабрики – 4,6 млрд тенге. Из них 1 млрд тенге – собственные средства казахстанского инвестора, остальные заемные. В течение следующих пяти лет планируется строительство «родительской площадки». Таким образом, отпадет вопрос о закупе яиц для инкубаторов в других странах. Тогда же мощности фаб­рики могут увеличиться вдвое, а потребность области покроется на 100%.

Что касается птицефабрики яичного направления в Мунайлинском районе, то изначально ее также планировали запустить в 2019 году, но еще в 2018 году из-за проблем с инфраструктурой сроки ввода в эксплуатацию перенесли на 2020 год.

«Сейчас стоит вопрос по финансированию проведения коммуникаций и инфраструктуры. Компания просила акимат выделить средства, но денег на это в бюджете не предусмотрено. На эти работы необходимо 100 млн тенге. Сейчас мы отправили заявку для рассмотрения данного вопроса и финансирования через программу «Дорожная карта бизнеса-2020». Но пока ответа нет», – рассказал в интервью «Курсиву» заместитель руководителя Мангистауского областного управления индустриально-инновационного развития Талгат Абдикадыров.

Двумя месяцами ранее на брифинге в РСК заместитель акима Мангистауской области Нурдаулет Килыбай отметил, что вопрос с выделением средств практически решен.

«Недавно аким области дал задание экономистам, чтобы они заложили деньги на строительство инфраструктуры на эту базу», – сказал Нурдаулет Килыбай.

Сам проект стоимостью около 5 млрд тенге называют очень важным для региона, ведь в области нет ни одной птицефаб­рики, которая производила бы куриные яйца в промышленных масштабах. Мощность будущего производства – 143 млн яиц в год. При этом регион потребляет в среднем до 100 млн яиц в год. Оставшуюся часть продукции планировалось отправлять на экспорт в Иран.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance