Перейти к основному содержанию

1 просмотр

От чего зависит стоимость авиаперевозок в Казахстане

В IATA обратили внимание на отсутствие конкуренции в стране на продажу авиационного керосина

Фото: Shutterstock

В Алматы во время «круглого стола» руководителей авиакомпаний стран Центральной Азии и Азербайджана с участием представителей Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и авиационной администрации Казахстана обсуждались вопросы обеспечения безопасности авиаперевозок. 

В частности, участники мероприятия согласились с точкой зрения, что предлагаемая IATA с 2003 года программа оценки систем оперативного управления и контроля авиакомпаний (аудит IOSA) позволяет всем авиаперевозчикам обеспечивать высокие стандарты безопасности полетов. В этой связи регулирующим сферу деятельности гражданской авиации государственным органам стран Центральной Азии и Азербайджана было предложено рассматривать аудит IOSA, как «важную программу для повышения уровня безопасности воздушных перевозок». 

Bek Air может вернуться

Напомним, в феврале 2016 года авиакомпания Bek Air  через судебные органы добилась отказа от выполнения действовавших на тот момент правил Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию РК об обязательном получении сертификата о прохождении аудита IOSA для осуществления авиаперевозок. После авиационного происшествия в аэропорту Алматы IATA отозвала код обозначения авиакомпании Bek Air из-за несоответствия установленным требованиям ассоциации. Вместе с тем, подчеркнул уже во время пресс-конференции по итогам круглого стола представитель департамента IATA по вопросам безопасности авиаперевозок Виджен Паблуа, Bek Air теоретически может получить новый код обозначения . 

«Мы присваиваем авиакомпании двузначный код только при наличии действующего сертификата эксплуатанта. Если авиакомпания захочет из одной страны перейти в другую, то для получения нашего кода ей надо будет получить соответствующий сертификат у авиационных властей страны, в которой она будет работать», - заметил представитель департамента IATA по вопросам безопасности авиаперевозок. 

Дороже, чем в Германии

Немало времени в ходе проведения «круглого стола» было уделено и ситуации, которая сложилась в аэропортах Казахстана с поставками авиационного топлива. Выяснилось, что в казахстанских воздушных гаванях отсутствует конкуренция на продажу авиационного керосина. Соответственно аэропорты взымают с авиакомпаний дополнительную плату за доступ к поставщикам авиатоплива, что отражается на стоимости авиаперевозок. В результате наблюдаемой практики, сообщил директор по региональным отношениям IATA Раймондс Грунтис, стоимость авиационного керосина в нефтедобывающем Казахстане выше, чем, например, в Германии. 

«Очень важно, чтобы авиакомпании не платили за авиатопливо по придуманным ценам, только потому, что кто-то считает их выгодными для себя. Ценообразование должно быть транспарентным. Мы должны понимать, сколько на самом деле стоит авиатопливо и есть ли альтернативные поставщики. Необходимо, чтобы государство регулировало эти процессы. Авиакомпании не должны сталкиваться с требованиями обязательного приобретения топлива по ценам, у которых нет логического объяснения», - подчеркнул Раймондс Грунтис.

Скандал на ровном месте

Но больше всего нареканий у представителей IATA и авиакомпаний Центральной Азии и Азербайджана вызвала существующая в Казахстане практика продажи данных о пассажирах, представляющих угрозу безопасности авиаперевозок. 

Речь идет о рекомендованных Советом Безопасности ООН в 2014 году программах отслеживания поездок людей в контртеррористических целях API и PNR. Где API – позволяет авиакомпаниям обмениваться с национальными органами безопасности предварительно собранной информацией о пассажирах, а PNR – на стадии регистрации перед непосредственным вылетом в режиме онлайн. «Наша позиция – безопасность авиаперевозок является общей проблемой для авиакомпаний и органов национальной безопасности. Авиакомпании всегда предоставляют данные пассажиров по запросам государств. Но национальная безопасность – это, прежде всего, ответственность страны, но не авиакомпаний», - заметил директор по региональным отношениям IATA Раймондс Грунтис. 

В свою очередь президент авиакомпании Air Astana Питер Фостер рассказал, что в целом 65 стран мира в настоящий момент последовали рекомендациям ООН, внедрив программы API и PNR. Из них только 8 стран выставляют авиакомпаниям счета за информацию о потенциально опасных пассажирах: 6 стран за использование интерактивной программы PNR и 2 страны за не интерактивную программу API. «Казахстан входит в число двух последних. Размер сбора, который предлагается авиакомпаниям, является самым высоким в мире. При этом счет выставляется авиакомпаниям, но в конечном итоге его оплачивают пассажиры», - подчеркнул Питер Фостер.
 

И в IATA, и представители авиакомпаний уверены, что вопрос об оплате за использование программ API и PNR не должен стоять в принципе, так как непосредственно относится к сфере национальной безопасности. Соответственно и их повсеместным внедрением должны заниматься ответственные государственные структуры, а не частные лица на основе государственно-частного партнерства.

1 просмотр

Как выбрать офис мечты

Три инсайда от основателя консалтинговой компании PFM Solutions Евгения Гриханова

Фото: Shutterstock

Любой бизнес рано или поздно сталкивается с выбором офиса. Этот процесс может быть как приятным, когда компания растет и расширяется, так и не очень, когда компания сокращает свои обороты и ищет офис поменьше.

Когда-то в прошлой сладкой жизни задумываться особо не приходилось: бизнес рос как на дрожжах, а офисы расхватывали как горячие пирожки. Дефицит офисной недвижимости не располагал к выбору – брали то, что давали, платили, сколько просили. 

Сегодня рынок изменился: есть из чего выбрать и есть над чем подумать. По данным ScotHolland | CBRE, вакансия офисных площадей по итогам 2019 года в Алматы составляет 10–15%, в Нур-Султане – около 20%. При этом предложение растет – совсем скоро в Нур-Султане будет введена в эксплуатацию офисная часть «Абу-Даби Плаза», и в этой конкурентной борьбе в выигрыше остается арендатор.

Прагматичный подход к выбору нового офиса своей мечты строится на трех шагах:

Шаг 1.

Определите свои требования к офису: локация, количество рабочих мест и необходимых вспомогательных помещений (кофе-поинт, переговорные и т. п.). Зачастую этому вопросу уделяют мало внимания, но это важно. 

Не ограничивайте себя в локации – пусть у вас будет три-четыре варианта, что позволит в итоге найти баланс по бюджету на аренду и не загонять себя в рамки одной локации и, как следствие, цены. Да и торг всегда уместен, ведь три-четыре варианта – это разные владельцы, и можно получить условия «повкуснее». Условно офисные здания делятся на три категории: A, B, C, которые сильно влияют на цену. Но не идите на поводу у арендодателей, стремящихся повысить класс офиса вместе с ценой, определите собственные критерии классности и приступайте к поиску офиса. 

Обязательно подумайте о сроке аренды – ответ на этот вопрос даст вам дополнительную скидку при долгосрочных отношениях и уверенность в том, что вас не оставят на улице через 11 месяцев.

Если вы маленькая компания, обратите внимание на коворкинги, тогда вам не потребуется думать о кофе-поинте или столовой – как правило, это включено в инфраструктуру общего пользования. А переговорная за дополнительную плату или бесплатно включена в стоимость аренды кабинетов или мест в коворкинге. Коворкинг удобен и в том случае, если у вас много сотрудников, которые не находятся в офисе – тогда вы можете оплачивать рабочие места оператору коворкинга за фактическое использование, что может быть гораздо эффективнее, чем пустующие столы и постоянная оплата аренды за них. 

В итоге у вас должны сформироваться четкие критерии: варианты расположения нового офиса, количество рабочих мест и вспомогательных помещений, готовность/неготовность к ремонту или приобретению мебели и, конечно, срок предполагаемой аренды. 

Шаг 2.

Подберите варианты офисов самостоятельно, например на портале krisha.kz, или с привлечением брокеров.

Если у вас есть секретарь или ответственный за хозяйственную деятельность сотрудник, дайте ему поручение проехать по районам, где вы хотите найти свой офис. Пусть он просмотрит на месте объявления с телефонами или зайдет в отдел аренды в бизнес-центре. 

При работе с брокером обязательно поинтересуйтесь, какие услуги он окажет за ваши деньги. Будет ли он отстаивать ваши интересы и анализировать договор аренды, порекомендует ли внести в договор условие о юридической защите ваших прав как арендатора; сделает ли он расстановку мебели; оценит ли технические возможности и так далее. Многие профессиональные брокеры все это делают, но, увы, их единицы. Очень часто брокеры берут с арендатора деньги за воздух, а с арендодателя – за то, что убедили вас арендовать помещение. 

Шаг 3.

После выбора подходящего офиса внимательно изучите договор и внесите важные условия.

Во-первых, попросите арендодателя дать информацию о мощности предоставляемого электричества и вентиляции с кондиционированием. Если вы планируете делать в офисе ремонт, проконсультируйтесь со специалистами, хватит ли вам этих мощностей. Если ремонт не нужен, пропишите в договоре ответственность арендодателя за климат и стабильную работу электрических сетей. Как правило, если у арендодателя скелет в шкафу, он не готов нести финансовую ответственность за стабильную работу этих систем, значит, вам надо поискать другой офис. Не поленитесь найти нужного специалиста и настоять на соответствующих договорных условиях, и тогда вам не придется кусать локти в душном и жарком офисе. 

Во-вторых, выясните, кто будет отвечать за содержание инженерных систем и нести эксплуатационные расходы. Обычно арендодатель пытается переложить эти затраты на арендатора, в этом случае расчеты помогут вам принять решение, подходит ли вам уровень расходов, и обсудить с собственником снижение арендной ставки. А если эту обязанность берет на себя арендодатель, постарайтесь, чтобы в договоре максимально четко были прописаны действия арендодателя, объемы и сроки.

В-третьих, обратите внимание на коммунальные расходы. Если они включены в арендную плату, пропишите ответственность сторон и смело подписывайте договор аренды. Если же вас просят оплачивать коммунальные расходы, требуйте установку счетчиков, иначе вы, вполне вероятно, будете платить не только за себя, но и за другого дядю. И помните: тариф регулируется государством, и арендодатель не вправе делать наценку, если у него нет лицензии на поставку коммунальных услуг.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif