2044 просмотра

От чего зависит стоимость авиаперевозок в Казахстане

В IATA обратили внимание на отсутствие конкуренции в стране на продажу авиационного керосина

Фото: Shutterstock

В Алматы во время «круглого стола» руководителей авиакомпаний стран Центральной Азии и Азербайджана с участием представителей Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и авиационной администрации Казахстана обсуждались вопросы обеспечения безопасности авиаперевозок. 

В частности, участники мероприятия согласились с точкой зрения, что предлагаемая IATA с 2003 года программа оценки систем оперативного управления и контроля авиакомпаний (аудит IOSA) позволяет всем авиаперевозчикам обеспечивать высокие стандарты безопасности полетов. В этой связи регулирующим сферу деятельности гражданской авиации государственным органам стран Центральной Азии и Азербайджана было предложено рассматривать аудит IOSA, как «важную программу для повышения уровня безопасности воздушных перевозок». 

Bek Air может вернуться

Напомним, в феврале 2016 года авиакомпания Bek Air  через судебные органы добилась отказа от выполнения действовавших на тот момент правил Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию РК об обязательном получении сертификата о прохождении аудита IOSA для осуществления авиаперевозок. После авиационного происшествия в аэропорту Алматы IATA отозвала код обозначения авиакомпании Bek Air из-за несоответствия установленным требованиям ассоциации. Вместе с тем, подчеркнул уже во время пресс-конференции по итогам круглого стола представитель департамента IATA по вопросам безопасности авиаперевозок Виджен Паблуа, Bek Air теоретически может получить новый код обозначения . 

«Мы присваиваем авиакомпании двузначный код только при наличии действующего сертификата эксплуатанта. Если авиакомпания захочет из одной страны перейти в другую, то для получения нашего кода ей надо будет получить соответствующий сертификат у авиационных властей страны, в которой она будет работать», - заметил представитель департамента IATA по вопросам безопасности авиаперевозок. 

Дороже, чем в Германии

Немало времени в ходе проведения «круглого стола» было уделено и ситуации, которая сложилась в аэропортах Казахстана с поставками авиационного топлива. Выяснилось, что в казахстанских воздушных гаванях отсутствует конкуренция на продажу авиационного керосина. Соответственно аэропорты взымают с авиакомпаний дополнительную плату за доступ к поставщикам авиатоплива, что отражается на стоимости авиаперевозок. В результате наблюдаемой практики, сообщил директор по региональным отношениям IATA Раймондс Грунтис, стоимость авиационного керосина в нефтедобывающем Казахстане выше, чем, например, в Германии. 

«Очень важно, чтобы авиакомпании не платили за авиатопливо по придуманным ценам, только потому, что кто-то считает их выгодными для себя. Ценообразование должно быть транспарентным. Мы должны понимать, сколько на самом деле стоит авиатопливо и есть ли альтернативные поставщики. Необходимо, чтобы государство регулировало эти процессы. Авиакомпании не должны сталкиваться с требованиями обязательного приобретения топлива по ценам, у которых нет логического объяснения», - подчеркнул Раймондс Грунтис.

Скандал на ровном месте

Но больше всего нареканий у представителей IATA и авиакомпаний Центральной Азии и Азербайджана вызвала существующая в Казахстане практика продажи данных о пассажирах, представляющих угрозу безопасности авиаперевозок. 

Речь идет о рекомендованных Советом Безопасности ООН в 2014 году программах отслеживания поездок людей в контртеррористических целях API и PNR. Где API – позволяет авиакомпаниям обмениваться с национальными органами безопасности предварительно собранной информацией о пассажирах, а PNR – на стадии регистрации перед непосредственным вылетом в режиме онлайн. «Наша позиция – безопасность авиаперевозок является общей проблемой для авиакомпаний и органов национальной безопасности. Авиакомпании всегда предоставляют данные пассажиров по запросам государств. Но национальная безопасность – это, прежде всего, ответственность страны, но не авиакомпаний», - заметил директор по региональным отношениям IATA Раймондс Грунтис. 

В свою очередь президент авиакомпании Air Astana Питер Фостер рассказал, что в целом 65 стран мира в настоящий момент последовали рекомендациям ООН, внедрив программы API и PNR. Из них только 8 стран выставляют авиакомпаниям счета за информацию о потенциально опасных пассажирах: 6 стран за использование интерактивной программы PNR и 2 страны за не интерактивную программу API. «Казахстан входит в число двух последних. Размер сбора, который предлагается авиакомпаниям, является самым высоким в мире. При этом счет выставляется авиакомпаниям, но в конечном итоге его оплачивают пассажиры», - подчеркнул Питер Фостер.
 

И в IATA, и представители авиакомпаний уверены, что вопрос об оплате за использование программ API и PNR не должен стоять в принципе, так как непосредственно относится к сфере национальной безопасности. Соответственно и их повсеместным внедрением должны заниматься ответственные государственные структуры, а не частные лица на основе государственно-частного партнерства.

banner_wsj.gif

3572 просмотра

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg