Перейти к основному содержанию

2367 просмотров

Государство выдало североказахстанским заводам почти 7 млрд тенге

Появятся ли в Казахстане отечественные ноутбуки

Фото: Shutterstock

Два крупных промышленных объекта СКО получили бюджетные миллиарды на развитие. Завод им. Кирова объявил о начале производства отечественных ноутбуков. А Петропавловский завод тяжелого машиностроения намерен восстановить потерянные объемы производства.

От плат до ноутбуков

В 2019 году два североказахстанских предприятия – АО «Завод им. Кирова» (ЗиК) и АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» (ПЗТМ) – проводят замену оборудования и открывают дополнительные цеха. На перевооружение затратили 6,7 млрд тенге. Эти деньги заводам выделили из государственной казны в рамках комплексного плана развития региона. Средства невозвратные, условие их получения – выпуск продукции, соответствующей реализуемым в стране госпрограммам. Таким образом, им представилась возможность не только расширить ассортимент продукции, но и нарастить объемы производства, которые снижались в последние годы.

Бонус в виде повышения зарплаты на 15% ждет и работников компаний. Во всяком случае, так заверяют местные власти. Инвестиции в течение года поступали траншами, предприятия покупали оборудование и параллельно вели пусконаладочные работы. 2,2 млрд тенге составили затраты Завода им. Кирова на станки для выпуска многослойных печатных плат. Это важный компонент сложной бытовой техники. Кроме того, на заводе пробуют изготавливать компьютерную технику и называют ее будущим казахстанским брендом. Обучают североказахстанцев новому делу специалисты из Китая.

Под их руководством в ноябре были собраны первые тестовые ноутбуки. Для того чтобы производство стало массовым, возможно, потребуется еще несколько лет, говорят на заводе. Ранее на предприятии сообщали, что казахстанскими компьютерами будут оснащаться госучреждения и организации квазигосударственного сектора.

В 2019-м годовой объем выпущенной АО «ЗиК» продукции достиг отметки в 10,7 млрд тенге. Такие цифры на заводе называют рекордными. Для сравнения: в 2018 году показатель едва превысил 4 млрд тенге.

Ставка на железную дорогу

Петропавловский завод тяжелого машиностроения обновил парк станков для изготовления оборудования для нефтяных скважин – основной продукции предприятия. Пока ведутся пусконаладочные работы. По сравнению со старыми новые агрегаты более удобные, обладают высокой точностью и скоростью. С помощью модернизации надеются выправить дела на заводе. Ведь в последнее время на предприятии снижаются темпы производства. 2019 год не исключение. По данным акимата СКО, показатели ПЗТМ повлияли на спад в региональном машиностроении в текущем году.

Но пока ведется настройка нового оборудования, завод взялся за освоение незнакомого для себя направления – производство изотермических вагонов, предназначенных для длительной перевозки по железной дороге скоропортящихся грузов. Конкурентов ни на постсоветском пространстве, ни в Европе у завода в этом деле нет. ПЗТМ пошел на этот шаг, чтобы снизить зависимость от государственного заказа. Ведь первые месяцы каждого года завод оказывается незагруженным и испытывает финансовые затруднения. Происходит это потому, что процедуры формирования бюджета и проведения тендеров основного заказчика – «Самрук-Казына» – занимают долгое время.

«Теперь мы создали задел по железнодорожному машиностроению. Самые тяжелые месяцы – январь, февраль – будем работать», – прокомментировал во время недавнего заседания областного акимата генеральный директор АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» Вадим Шакшакбаев.

Предприятие способно выпускать до 1,2 тыс. вагонов в год. Для большей части производственного процесса хватает собственных мощностей, а российские партнеры компании полностью поставляют все необходимое недостающее оборудование. И пока эта деятельность стабильно обеспечивает АО «ПЗТМ» заказами. 

3198 просмотров

В Мангистауской области третий год не могут построить птицефабрику

Она могла бы решить нехватку в регионе мяса птицы и яиц

Фото: Ольга Золотых

Еще в начале года птицефабрику мясного направления, которая должна покрыть половину потребности Мангистауской области в курином мясе, обещали открыть сначала в сентябре, а затем в декабре. Сейчас ее ввод перенесли на середину следующего года. Также была перенесена сдача в эксплуатацию и птицефабрики яичного направления.

Птицефабрику мясного направления в Тупкараганском районе Мангистауской области начали строить еще в конце 2017 года, но в середине 2018 года проект встал: возникла проблема с инфраструктурой и прокладкой инженерных коммуникаций. Предприниматели вначале заручились поддержкой акимата – местные власти должны были подготовить площадки к строительству. Однако в бюджете средств на это не оказалось.

«ПСД очень долго разрабатывалась, потом были проблемы с экспертизой и коммуникациями. Но в этом году вмешался уже аким области, наш вопрос поставили перед региональной комиссией, и в результате в бюджет заложили средства – 888 млн тенге – на инфраструктуру», – сказал «Курсиву» директор ТОО «Актау Агро» Данияр Тургинов.

На брифингах, которые проходили в Актау с участием руководителя управления сельского хозяйства и заместителей акима области в начале и в середине этого года, журналистам сообщили, что птицефабрика вот-вот запустится: сначала говорилось о вводе в эксплуатацию в сентяб­ре, затем сроки сместились до декабря. В итоге, по последним данным, производство будет запущено в июне 2020 года.

К слову, сегодня более 80% куриного мяса в область завозят извне. Мелкие птицефермы не могут полностью покрыть потребности региона – сейчас она составляет 10 тыс. т мяса птицы в год. Планируется, что строящаяся птицеферма покроет половину от этой потребности – ее производственная мощность 5 тыс. т мяса в год. Сейчас здесь ведется строительство и установка оборудования.

«В инкубаторном цехе будут вылупляться цыплята. Яйца для этого цеха планируем завозить из соседней России и Турции, все будет зависеть от цены. В каждом птичнике – а их всего 16 – можно содержать чуть больше 30 тыс. птиц, будем выращивать их до товарного веса», – добавил Данияр Тургинов.

Затем птицу будут отправлять в убойный цех мощностью 2 тыс. голов в час, а оттуда на полки супермаркетов и рынки области. На четвертой площадке размес­тится комбикормовый завод мощностью 10 тыс. т в час. Здесь планируется производить корма не только для птицы, но и для скота. Стоимость всего проекта птицефабрики – 4,6 млрд тенге. Из них 1 млрд тенге – собственные средства казахстанского инвестора, остальные заемные. В течение следующих пяти лет планируется строительство «родительской площадки». Таким образом, отпадет вопрос о закупе яиц для инкубаторов в других странах. Тогда же мощности фаб­рики могут увеличиться вдвое, а потребность области покроется на 100%.

Что касается птицефабрики яичного направления в Мунайлинском районе, то изначально ее также планировали запустить в 2019 году, но еще в 2018 году из-за проблем с инфраструктурой сроки ввода в эксплуатацию перенесли на 2020 год.

«Сейчас стоит вопрос по финансированию проведения коммуникаций и инфраструктуры. Компания просила акимат выделить средства, но денег на это в бюджете не предусмотрено. На эти работы необходимо 100 млн тенге. Сейчас мы отправили заявку для рассмотрения данного вопроса и финансирования через программу «Дорожная карта бизнеса-2020». Но пока ответа нет», – рассказал в интервью «Курсиву» заместитель руководителя Мангистауского областного управления индустриально-инновационного развития Талгат Абдикадыров.

Двумя месяцами ранее на брифинге в РСК заместитель акима Мангистауской области Нурдаулет Килыбай отметил, что вопрос с выделением средств практически решен.

«Недавно аким области дал задание экономистам, чтобы они заложили деньги на строительство инфраструктуры на эту базу», – сказал Нурдаулет Килыбай.

Сам проект стоимостью около 5 млрд тенге называют очень важным для региона, ведь в области нет ни одной птицефаб­рики, которая производила бы куриные яйца в промышленных масштабах. Мощность будущего производства – 143 млн яиц в год. При этом регион потребляет в среднем до 100 млн яиц в год. Оставшуюся часть продукции планировалось отправлять на экспорт в Иран.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance