Перейти к основному содержанию

937 просмотров

Где в киберспорте спрятан магнит для денег

Еще в 2015 году Modern Times Group (MTG) — шведская медиакомпания, один из самых больших медиахолдингов в Европе, совершила две странные (на тот момент) сделки, приобретя долю в компании ESL и полностью выкупив компанию Dreamhack, организаторов киберспортивных турниров. Эта сделка пятилетней давности выстрелила сейчас – за счет приобретения MTG огромной аудитории и сопутствующих рекламных контрактов.

Зачем известному медиахолдингу, среди активов которого значатся такие всем известные каналы, как Viasat и Metro International, пять лет назад понадобились киберспортивные активы? Шведы просто очень точно просчитали, в какую сторону двинется аудитория в ближайшее время: согласно расчетам аналитиков, в ближайшие 4 года 80% всего трафика потребляемого в мире интернета будет приходиться на видео, 13% из этого будет приходиться на видео в режиме онлайн, при этом Live-трансляции люди смотрят в среднем в 3 раза дольше, чем записи. И там эффективность рекламы многократно возрастает.

PHOTO-2020-01-14-11-44-03.jpg

Шведский медиагигант просто сделал инвестиции в свое ближайшее будущее: аудитория киберспортивных состязаний постоянно прирастает, киберспортивные состязания просматриваются в основном в режиме онлайн, соответственно, и рекламный поток двинется туда же, в Live-трансляции. Так что $87 млн за 80% акций компании ESL и $36 млн за 100% компании Dreamhack в 2015 году оказались не такими уж и большими затратами – не такими уж и большими по сравнению с заработками, которые сейчас MTG получает от рекламных доходов.

Происходящее в промежутке с 2015 года по настоящее время подтвердили справедливость этой бизнес-стратегии: модель потребления медиаконтента меняется, уходя с телеэкранов в интернет, конкретно – в киберспорт, и эти многомиллионные покупки шведского медиахолдинга оказались более чем адекватны. Более того, MTG оказался не одинок в этих приобретениях: точно также холдинг Mail.ru Group приобрел холдинг Esforce – лидера российской киберспортивной индустрии - за $100 млн.

«Это - покупка на будущее, покупка огромного количества контента, - комментирует приобретение Mail.ru Group известный украинский аналитик в области киберспортивной индустрии Степан Шульга, разработавший около 50 киберспортивных инвентов, которые просмотрело 30 млн человек по всему миру. – Все говорят о сумасшедших цифрах, связанных с киберспортом, об огромных вложениях и инвестициях в киберспорт. Но в последнее время все эти огромные вложения и инвестиции не направлены на появление новых игр, на разработку – все инвестиционные суммы вкладываются в его медиачасть», - отмечает он.

PHOTO-2020-01-14-11-44-04.jpg

По его словам, именно возможность онлайн-потребления контента, которую предоставляет киберспорт, являются основным «магнитом» для денег. По сведениям Шульги, вложения в киберспорт возросли за последние три года с $500 млн до $1,5 млрд, и все эти доходы принесли киберспорту исключительно медиапространство. Призовые фонды из этой цифры – это всего $102 млн, а 80% всего денежного пирога в киберспорте – это медиаконтракты.

«В наш вид спорта приходят большие спонсоры, типа Кока-Колы, Макдональдса, ЭйрАзия, они хотят свой бренд с помощью компьютерных игр и киберспорта довести до огромной аудитории, - поясняет аналитик. – И сумма медиаконтрактов в киберспорте уже на 5% больше, чем все аналогичные контракты в NBA в сезонах 2015-16 годов. Сегмент видеоконтента дает сумасшедшую цифру в $3,2 млрд, это исключительно продажи рекламы. Мировые интернет-ресурсы, вроде facebook, готовы платить огромные суммы только за то, чтобы видео с киберспортом выходило у них на платформе», - добавляет он.

Аналогичным вложением в будущее в Казахстане занимается сейчас QazaqCybersportFederation – казахстанская федерация киберспорта, стратегия которой сходится с видением украинского аналитика: при многомиллиардных оборотах инвестиций в киберспорте львиная доля в данной сфере направляется на медиачасть, маркетинг и сопутствующие компоненты, а сам киберспорт становится отдельной нишей в медиапространстве.

«К 2020 году $1,2 млрд - таким был прогноз роста выручки рынка Esports с точки зрения медиапространства: призовые фонды, турниры, продажи билетов, реклама, продукция с символикой команд и дисциплин. По сути, большую часть из них составляют медиаконтракты - спонсоры хотят вывести на новый уровень свой бренд с помощью компьютерных игр и киберспорта. При этом контракты в киберспорте превышают стоимость контрактов в традиционном спорте», - отмечают в QazaqCybersportFederation.

PHOTO-2020-01-14-11-44-04 (1).jpg

Появление же в Казахстане собственной игровой платформы Pinger.kz, на базе которой казахстанская федерация начала проводить турниры – как любительские, так и профессиональные, способствует выведению рынка киберспорта в стране на качественно новый уровень. На сегодняшний день на платформе Pinger.kz зарегистрировано свыше 12 тыс. киберспортсменов из Казахстана, России, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана при том, что в промышленном режиме она функционирует лишь с ноября прошлого года. Эти инфраструктурные преобразования сказались и на популярности киберспорта в стране, которая растет внушительными темпами: в 2019-ом году количество просмотров киберспортивных турниров, организованных QCF, составило 500 тысяч.

Речь идет о просмотрах трансляций и записей на видеостриминговом сервисе Twitch и видеохостинге YouTube. Компании готовы заключать контракты с создателями контента, чтобы в видео - как в live-стримы, так и записи, были интегрированы продукты и бренды. Их привлекает, в первую очередь, качественный контент и постоянно растущая аудитория – Казахстану удается планомерно наращивать оба показателя. Появление собственной инфраструктурной площадки в Казахстане позволило федерации провести в 2019 году 7 турниров, среди которых - WESG Kazakhstan, WESG Central Asia, турниры в рамках в рамках Astana Comic Con, Altel Cyber Games: PUBG Mobile.

Также дан старт двух национальных киберспортивных лиг, которые, в силу функционирования собственной национальной платформы, станут регулярными. А это значит, что расти будут и количество участников турниров, и количество зрителей – в диапазоне от 3 до 10% в год, и казахстанский киберспорт уже сейчас становится привлекательным сегментом для рекламодателей и брендов.

PHOTO-2020-01-14-11-44-03 (1).jpg

С тем, что киберспорт в самых различных его проявлениях становится все более привлекательным для бизнеса с точки зрения размещения в нем своей рекламы согласен и главный операционный директор (COO) Dentsu Aegis Network Kazakhstan Арман Маткулов. Эксперт подчеркивает, что глобальная сеть Dentsu Aegis Network имеет подразделение Dentsu Sport, которое активно работает в сфере «e-gaming», как называют традиционный и проникший в мобильные телефоны киберспорт во всем мире.

«Рекламодателям это направление очень интересно, но пока нет структурированных и понятных продавцов, возможностей размещения, нет возможных опций спонсорства, и потому пока непонятен результат, который получит тот или иной рекламодатель. Поэтому у нас сейчас это, в первую очередь, имиджевая составляющая, которая принесет долгосрочный результат, - говорит эксперт о потенциале казахстанского медиасегмента e-gaming. - Имиджевая составляющая хорошо подходит для крупных клиентов на рынке Казахстана. Мы первые, кто предложил клиенту Altel занять эту нишу в 2018 году и совместно с клиентом провели шикарное мероприятие в Алматы Арена, с масштабной рекламной поддержкой. Более того, перед началом мероприятия часть наших других клиентов были не против попробовать свои возможности в этом мероприятии», - отмечает он.

По его словам, дальнейшее развитие этой отрасли в стране напрямую будет связано с увеличением турниров в стране, которые могли бы спонсировать крупные бренды. Причем эту стадию становления киберспорта как медиаотрасли предстоит пройти не только Казахстану.

«Киберспорт только начинает свое развитие в Казахстане, как, в принципе, и во всем мире, и большинство рекламодателей по всему миру только присматривается к этому виду размещения, - считает Маткулов. - Да, безусловно, есть очень много зарубежных кейсов, где видна активность рекламодателей, но пока это еще очень маленькие деньги, которые с трудом окупают сами мероприятия. Это направление однозначно будет развиваться, но нужна поддержка, как на государственном уровне, так и со стороны частных компаний», - добавляет он.

Помимо этого, эксперт, который является геймером с 14-летним стажем, до сих пор играющим в Dota2 и PUBG, отмечает необходимость вложений в техническую инфраструктуру, особенно в так называемый ping - скорость отклика действий игрока на происходящее на экране.

«В этом отношении Казахстан пока проигрывает соседним странам, так как серверы крупных киберспортивных дисциплин – таких, как DOTA 2, PUBG, LOL, CS&GO, находятся далеко от нашего рынка. Это же даст большой толчок к появлению новых профессиональных команд в Казахстане. Уверен, что с активным развитием наших оптоволоконных сетей и качества связи, мы все вместе сможем развить этот вид спорта до международного уровня», - говорит главный операционный директор Dentsu Aegis Network Kazakhstan.

PHOTO-2020-01-14-11-44-05.jpg

Отметим, что в настоящее время отраслевая ассоциация и крупнейший оператор телекоммуникационного рынка страны - АО «Казахтелеком» - решают эту техническую составляющую, в том числе – и с помощью зарубежных партнеров: на сегодняшний день QazaqCybersportFederation заключены соглашения с такими лидерами киберспортивного рынка, как Alibaba Sports, Tencent Games, ESforce и Red Queen.

Помимо этого, крупнейший телекоммуникационный оператор в октябре 2019 года запустил беспрецедентный с точки зрения QPR (quality price ratio, соотношение цены и качества) пакет услуг ULTRA, который, в том числе, был направлен как раз на молодую аудиторию геймеров. ULTRA – уникальный для рынка Казахстана продукт, дающий пользователю получить скорость мобильного интернета до 500 Мбит/с, одновременно с практически полным безлимитом разговоров в сетях Kcell, activ, Altel и Tele 2.

Задача новинки рынка ULTRA – сделать так, чтобы казахстанские геймеры не были ограничены скоростью, что благоприятно влияет на ping и могли всегда оставаться на связи со своей командой и единомышленниками. Результат превзошел ожидания: в «Казахтелекоме» был зафиксирован рост продаж тарифного плана ULTRA на уровне 10 и 11% среди молодой аудитории после двух киберспортивных ивентов, прошедших в октябре и ноябре 2019 года. Теперь же пакет может стать еще более привлекательным для молодой аудитории после того, как АО «Казахтелеком» расширил перечень развлекательных телеканалов, доступных его абонентам (были добавлены каналы ТНТ и Fox).

*Партнерский материал

554 просмотра

Как выбрать офис мечты

Три инсайда от основателя консалтинговой компании PFM Solutions Евгения Гриханова

Фото: Shutterstock

Любой бизнес рано или поздно сталкивается с выбором офиса. Этот процесс может быть как приятным, когда компания растет и расширяется, так и не очень, когда компания сокращает свои обороты и ищет офис поменьше.

Когда-то в прошлой сладкой жизни задумываться особо не приходилось: бизнес рос как на дрожжах, а офисы расхватывали как горячие пирожки. Дефицит офисной недвижимости не располагал к выбору – брали то, что давали, платили, сколько просили. 

Сегодня рынок изменился: есть из чего выбрать и есть над чем подумать. По данным ScotHolland | CBRE, вакансия офисных площадей по итогам 2019 года в Алматы составляет 10–15%, в Нур-Султане – около 20%. При этом предложение растет – совсем скоро в Нур-Султане будет введена в эксплуатацию офисная часть «Абу-Даби Плаза», и в этой конкурентной борьбе в выигрыше остается арендатор.

Прагматичный подход к выбору нового офиса своей мечты строится на трех шагах:

Шаг 1.

Определите свои требования к офису: локация, количество рабочих мест и необходимых вспомогательных помещений (кофе-поинт, переговорные и т. п.). Зачастую этому вопросу уделяют мало внимания, но это важно. 

Не ограничивайте себя в локации – пусть у вас будет три-четыре варианта, что позволит в итоге найти баланс по бюджету на аренду и не загонять себя в рамки одной локации и, как следствие, цены. Да и торг всегда уместен, ведь три-четыре варианта – это разные владельцы, и можно получить условия «повкуснее». Условно офисные здания делятся на три категории: A, B, C, которые сильно влияют на цену. Но не идите на поводу у арендодателей, стремящихся повысить класс офиса вместе с ценой, определите собственные критерии классности и приступайте к поиску офиса. 

Обязательно подумайте о сроке аренды – ответ на этот вопрос даст вам дополнительную скидку при долгосрочных отношениях и уверенность в том, что вас не оставят на улице через 11 месяцев.

Если вы маленькая компания, обратите внимание на коворкинги, тогда вам не потребуется думать о кофе-поинте или столовой – как правило, это включено в инфраструктуру общего пользования. А переговорная за дополнительную плату или бесплатно включена в стоимость аренды кабинетов или мест в коворкинге. Коворкинг удобен и в том случае, если у вас много сотрудников, которые не находятся в офисе – тогда вы можете оплачивать рабочие места оператору коворкинга за фактическое использование, что может быть гораздо эффективнее, чем пустующие столы и постоянная оплата аренды за них. 

В итоге у вас должны сформироваться четкие критерии: варианты расположения нового офиса, количество рабочих мест и вспомогательных помещений, готовность/неготовность к ремонту или приобретению мебели и, конечно, срок предполагаемой аренды. 

Шаг 2.

Подберите варианты офисов самостоятельно, например на портале krisha.kz, или с привлечением брокеров.

Если у вас есть секретарь или ответственный за хозяйственную деятельность сотрудник, дайте ему поручение проехать по районам, где вы хотите найти свой офис. Пусть он просмотрит на месте объявления с телефонами или зайдет в отдел аренды в бизнес-центре. 

При работе с брокером обязательно поинтересуйтесь, какие услуги он окажет за ваши деньги. Будет ли он отстаивать ваши интересы и анализировать договор аренды, порекомендует ли внести в договор условие о юридической защите ваших прав как арендатора; сделает ли он расстановку мебели; оценит ли технические возможности и так далее. Многие профессиональные брокеры все это делают, но, увы, их единицы. Очень часто брокеры берут с арендатора деньги за воздух, а с арендодателя – за то, что убедили вас арендовать помещение. 

Шаг 3.

После выбора подходящего офиса внимательно изучите договор и внесите важные условия.

Во-первых, попросите арендодателя дать информацию о мощности предоставляемого электричества и вентиляции с кондиционированием. Если вы планируете делать в офисе ремонт, проконсультируйтесь со специалистами, хватит ли вам этих мощностей. Если ремонт не нужен, пропишите в договоре ответственность арендодателя за климат и стабильную работу электрических сетей. Как правило, если у арендодателя скелет в шкафу, он не готов нести финансовую ответственность за стабильную работу этих систем, значит, вам надо поискать другой офис. Не поленитесь найти нужного специалиста и настоять на соответствующих договорных условиях, и тогда вам не придется кусать локти в душном и жарком офисе. 

Во-вторых, выясните, кто будет отвечать за содержание инженерных систем и нести эксплуатационные расходы. Обычно арендодатель пытается переложить эти затраты на арендатора, в этом случае расчеты помогут вам принять решение, подходит ли вам уровень расходов, и обсудить с собственником снижение арендной ставки. А если эту обязанность берет на себя арендодатель, постарайтесь, чтобы в договоре максимально четко были прописаны действия арендодателя, объемы и сроки.

В-третьих, обратите внимание на коммунальные расходы. Если они включены в арендную плату, пропишите ответственность сторон и смело подписывайте договор аренды. Если же вас просят оплачивать коммунальные расходы, требуйте установку счетчиков, иначе вы, вполне вероятно, будете платить не только за себя, но и за другого дядю. И помните: тариф регулируется государством, и арендодатель не вправе делать наценку, если у него нет лицензии на поставку коммунальных услуг.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif