Перейти к основному содержанию

1549 просмотров

Замакима ЗКО предложил бизнесу разделить лот по санитарной очистке города

Раньше двухмиллиардный контракт получала одна компания

Фото: Рауль Упоров

На содержание дорог и мостов областного центра из бюджета в 2019 году выделено почти 2 млрд тенге. Но эти средства осваивает лишь одна компания. Власти хотят, чтобы монополия в данной сфере была разбита, и потому ожидается, что в следующем году единый миллиардный лот будет разделен на пять составных частей.

Рушить систему нельзя

Месяц назад заместитель акима ЗКО Аманжол Алпысбаев на своей странице в Facebook опубликовал пост, в котором сообщил уральцам, что обл­акимат намерен пересмотреть условия проведения конкурса госзакупок на содержание дорожно-мостового хозяйства Уральска. И пояснил, что делается это для экономии бюджетных средств, чего можно достичь лишь при наличии конкуренции. 

«Для повышения прозрачности и конкуренции планируем разделить один большой лот (сейчас он 1,9 млрд тенге, при этом большая часть средств – 1,231 млрд тенге – механизированная уборка – «Курсив») на несколько лотов. Но здесь есть свои нюансы: на сколько, какие суммы будут интересны для МСБ, на какой срок, разделять ли уборку на зимнюю и летнюю?» – задался вопросами г-н Алпысбаев и предложил бизнесменам внести свои предложения. 

Однако в комментариях под постом отметились лишь несколько местных бизнесменов. Так, руководитель ТОО «СКФ «Отделстрой» Валентина Михно написала, что бизнесу будут интересны конкурсы сроком на три года, поскольку, по ее мнению, компании заинтересованы в долгосрочных договорах. 

При этом директор ТОО «Орал Транс» Турарбек Тлемисов уверен: «рушить налаженную систему нельзя». Однако он также отмечает, что оплата за совершенную работу, как правило, приходит гораздо позже, чем были оказаны услуги. В связи с чем компания вынуждена расплачиваться с подрядчиками за свой счет. «Я понимаю: работу сделал и получил оплату. А если оплата через полгода? Кто из бизнесменов захочет так работать?» – пишет г-н Тлемисов.

Лоты будут – появятся ли участники?

Спустя время в комментариях «Курсиву» Аманжол Алпысбаев заметил, что ему так и не удалось добиться обратной связи от бизнесменов. 

«Я хочу понять, сколько игроков на этом рынке. Кто из бизнесменов готов взяться за благоустройство дорог в городе. Есть мнение, что в Уральске существует одна компания, которая располагает большим количеством техники, и именно она должна осваивать те самые 1,9 млрд тенге бюджетных денег. Я изучил документацию. Основной объем работы проводится за счет спецтехники, привлеченной со стороны», – говорит замакима ЗКО. 

По его словам, если эту технику компании сдают в аренду основному игроку на рынке саночистки города, то почему бы им самим не стать участниками госзакупок по содержанию дорог и мостов.

Логика чиновника довольно проста. Он полагает, что усиление конкурентной среды будет способствовать не только уменьшению затрат бюджета на благоустройство города (на 15%), но и позволит не сокращать статью расходов на очистку города от мусора, грязи и снега. 

По словам г-на Алпысбаева, акимат Уральска уже сделал свой выбор – в 2020 году с новой технической спецификацией лот «Содержание дорожно-мостового хозяйства города Уральска» будет разбит на пять отдельных лотов под новым названием «Санитарная очистка города Уральска». Город будет разбит на пять участков, которые в идеале должны будут обслуживать пять абсолютно разных компаний. Эти участки, как поясняет он, территориально будут неодинаковы, соответственно, и суммы по ним на саночистку окажутся разными.

Хайдар Капанов, политолог, председатель Совета по защите прав предпринимателей при областной ПП: 

«По моему пониманию, чтобы в Уральске был порядок на дорогах, город нужно разделить на 20 участков – по числу избирательных участков депутатов городского маслихата. И объявлять конкурсы на санитарную очистку этих участков отдельными лотами. Нужно, чтобы депутаты принимали деятельное участие в привлечении бизнеса к этим тендерам, были заинтересованы в том, чтобы из бюджета вовремя оплачивались те работы, которые производит на их участке подрядчик, контролировали ход этих работ.

Демонополизация рынка услуг по благоустройству города позволила бы достичь большей результативности. В ЗКО есть ряд дорожных фирм, чья техника задействована в основном в весенне-летний период. Зимой она простаивает, работники сидят без зарплаты. Эти предприятия успешно могли бы заниматься вывозом снега с улиц города и очисткой мостов ото льда.

Но здесь необходимо принципиальное решение от властей города – на сколько лотов-­участков реально будут поделены 1,9 млрд тенге».

3062 просмотра

В Мангистауской области третий год не могут построить птицефабрику

Она могла бы решить нехватку в регионе мяса птицы и яиц

Фото: Ольга Золотых

Еще в начале года птицефабрику мясного направления, которая должна покрыть половину потребности Мангистауской области в курином мясе, обещали открыть сначала в сентябре, а затем в декабре. Сейчас ее ввод перенесли на середину следующего года. Также была перенесена сдача в эксплуатацию и птицефабрики яичного направления.

Птицефабрику мясного направления в Тупкараганском районе Мангистауской области начали строить еще в конце 2017 года, но в середине 2018 года проект встал: возникла проблема с инфраструктурой и прокладкой инженерных коммуникаций. Предприниматели вначале заручились поддержкой акимата – местные власти должны были подготовить площадки к строительству. Однако в бюджете средств на это не оказалось.

«ПСД очень долго разрабатывалась, потом были проблемы с экспертизой и коммуникациями. Но в этом году вмешался уже аким области, наш вопрос поставили перед региональной комиссией, и в результате в бюджет заложили средства – 888 млн тенге – на инфраструктуру», – сказал «Курсиву» директор ТОО «Актау Агро» Данияр Тургинов.

На брифингах, которые проходили в Актау с участием руководителя управления сельского хозяйства и заместителей акима области в начале и в середине этого года, журналистам сообщили, что птицефабрика вот-вот запустится: сначала говорилось о вводе в эксплуатацию в сентяб­ре, затем сроки сместились до декабря. В итоге, по последним данным, производство будет запущено в июне 2020 года.

К слову, сегодня более 80% куриного мяса в область завозят извне. Мелкие птицефермы не могут полностью покрыть потребности региона – сейчас она составляет 10 тыс. т мяса птицы в год. Планируется, что строящаяся птицеферма покроет половину от этой потребности – ее производственная мощность 5 тыс. т мяса в год. Сейчас здесь ведется строительство и установка оборудования.

«В инкубаторном цехе будут вылупляться цыплята. Яйца для этого цеха планируем завозить из соседней России и Турции, все будет зависеть от цены. В каждом птичнике – а их всего 16 – можно содержать чуть больше 30 тыс. птиц, будем выращивать их до товарного веса», – добавил Данияр Тургинов.

Затем птицу будут отправлять в убойный цех мощностью 2 тыс. голов в час, а оттуда на полки супермаркетов и рынки области. На четвертой площадке размес­тится комбикормовый завод мощностью 10 тыс. т в час. Здесь планируется производить корма не только для птицы, но и для скота. Стоимость всего проекта птицефабрики – 4,6 млрд тенге. Из них 1 млрд тенге – собственные средства казахстанского инвестора, остальные заемные. В течение следующих пяти лет планируется строительство «родительской площадки». Таким образом, отпадет вопрос о закупе яиц для инкубаторов в других странах. Тогда же мощности фаб­рики могут увеличиться вдвое, а потребность области покроется на 100%.

Что касается птицефабрики яичного направления в Мунайлинском районе, то изначально ее также планировали запустить в 2019 году, но еще в 2018 году из-за проблем с инфраструктурой сроки ввода в эксплуатацию перенесли на 2020 год.

«Сейчас стоит вопрос по финансированию проведения коммуникаций и инфраструктуры. Компания просила акимат выделить средства, но денег на это в бюджете не предусмотрено. На эти работы необходимо 100 млн тенге. Сейчас мы отправили заявку для рассмотрения данного вопроса и финансирования через программу «Дорожная карта бизнеса-2020». Но пока ответа нет», – рассказал в интервью «Курсиву» заместитель руководителя Мангистауского областного управления индустриально-инновационного развития Талгат Абдикадыров.

Двумя месяцами ранее на брифинге в РСК заместитель акима Мангистауской области Нурдаулет Килыбай отметил, что вопрос с выделением средств практически решен.

«Недавно аким области дал задание экономистам, чтобы они заложили деньги на строительство инфраструктуры на эту базу», – сказал Нурдаулет Килыбай.

Сам проект стоимостью около 5 млрд тенге называют очень важным для региона, ведь в области нет ни одной птицефаб­рики, которая производила бы куриные яйца в промышленных масштабах. Мощность будущего производства – 143 млн яиц в год. При этом регион потребляет в среднем до 100 млн яиц в год. Оставшуюся часть продукции планировалось отправлять на экспорт в Иран.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance