За сколько можно купить готовый бизнес в Казахстане

«Курсив» подсчитал, какие объекты чаще всего продают и какую цену устанавливают продавцы

Фото: Shutterstock

Сегодня у предпринимателей есть выбор: организовать дело с нуля или приобрести действующий проект. По крайней мере, в интернете размещено множество таких предложений.

Рейтинг предложений

Предложения о продаже готового бизнеса в нашей стране не редкость. Только на сайте olx.kz размещено более 12 тыс. объявлений, на интернет-площадке krisha.kz – более 6 тыс. «Курсив» в течение трех недель, с ноября по декабрь, изучал их и выяснил, что в основном реализуются объекты малого бизнеса, чаще всего магазины и бутики. Также предлагаются объекты общепита и салоны красоты. Немало объявлений по продаже автокомплексов – СТО, моек, шиномонтажных мастерских. Есть и предложения по объектам отдыха и развлечений: гостиницы, общежития, хостелы, базы отдыха, бани и сауны. Меньше объявлений о реализации животноводческих ферм, производств по выпуску пищевой и другой продукции. Также продаются аптеки, детские сады, стоматологии. Продаются и крупные объекты – карьеры, скважины, элеваторы, газонаполнительная станция, АЗС и складские комплексы. 

На сайтах объявлений магазины чаще всего предлагают купить в Алматы – 548. В столице новых хозяев ищут 296 объектов торговли. В десять раз меньше в Атырау – 20 и всего лишь 7 – в Туркестане. Ценовой разбег тоже разный – от 750 тыс. тенге до 2,8 млрд тенге. Чаще всего продают продуктовые магазины, бутики с одеждой, косметикой и бытовой химией. 

Выставленные на реализацию объекты общепита и развлечений разнообразны – от киосков фастфуда в 3-4 кв. м. до ресторанов площадью 2,5 тыс. кв. м. Есть среди них столовые, караоке, бары, ночные клубы, кальянные. К примеру, в Нур-Султане продают лаунж-­бар. Это двухэтажный дом с vip-комнатой и 70 посадочными местами. Реальному покупателю продавец обещает хороший торг. Начальная стоимость объекта – 3,5 млн тенге. 

Что касается салонов красоты, то только в течение первой недели декабря на сайте оlx.kz появилось 127 объявлений о реализации такого бизнеса в 15 городах. Наибольшее количество таких объявлений – в Нур-Султане и Акмолинской и Карагандинской областях, где продают по 18 объектов. По два объявления – в Таразе и Атырау.

6951614.jpg

Добыча и производство

Если есть желание и средства, можно приобрести карьер по добыче ракушечника или щебня. Местонахождение последнего – в Жамбылской области вдоль реки Талас. Его площадь составляет 20 тыс. кв. м., а сто­имость – 27 млн тенге. В Темиртау предлагают купить «скважину с минеральной лечебной водой, разработанную в советское время». Расположена она вблизи санатория «Самал». 

Можно обзавестись и подходящим цехом. К примеру, в Алматинской области продается грибное производство полного цикла с оборудованием для выращивания вешенок. Прилагается система климатического контроля, стеллажи. Стоит такой бизнес 5 млн тенге.

Если сельское хозяйство не по душе, а запас финансов имеется, можно обратить внимание на ТОО в Нур-Султане, занимающееся выпуском чулочно-носочной продукции. Имеется собственное помещение, места для хранения готовой продукции и сырья. В «комплекте» – действующие договоры на поставку, расходные материалы для оборудования.

В Алматы можно приобрести бизнес, «не имеющий конкурентов на территории Казахстана по выпуску строительной сетки из стекловолокна». На рынке предприятие четыре года. Если верить владельцу, он решил расстаться с производством в связи с выездом из страны.  

Еще одно предприятие, но уже за 790 млн тенге, выставлено на продажу в столице. Оно занято изготовлением дорожных знаков. 

Пляж или склад?

Можно стать и владельцем пляжа за 78 млн тенге. Такой объект продается в Темиртау. 

«Пляж 0,86 гектара, срок аренды – до 2022 года. Далее она автоматически продлевается. Объект благоустроен, имеется больше 200 лежаков. Бассейн, фонтан, оборудовано летнее кафе на 90 мест, танцплощадка, 9 беседок со столами. Проведена электроэнергия, вся территория ограждена кованым забором», – утверждает продавец.

Одними из самых дорогостоящих оказались объекты в Жамбылской и Алматинской областях. В первой компания выставила на продажу газонаполнительную станцию для приема, хранения и отпуска сжиженных углеводородных газов, а также развивающуюся сеть АЗС. Цена составляет 2,3 млрд тенге.

В Алматинской области больших инвестиций потребует действующий бизнес, состоящий из складского комплекса класса «А» 2016 года постройки. Общая площадь территории более 400 соток, где расположены морозильно-холодильные склады с контролируемым температурным режимом. Продавец оценил его в 9,9 млрд тенге.

Точка зрения 

Руслан Ищанов, бизнес-тренер, консультант по сопровождению проектов Палаты предпринимателей «Атамекен» Костанайской области:

«Покупать готовый бизнес выгодно, но стоит учитывать ряд факторов. Во-первых, необходимо понять, насколько он прибыльный. Во-вторых, требует ли он дополнительных вложений.

В целом приобретение действующего бизнеса – это выгодно. Если говорить о Костанайской области, то чаще всего там продают и покупают торговые точки. К примеру, за последний месяц три бизнесмена купили магазины. Пользуются спросом объекты общепита и индустрии красоты. А вот купить готовое производство в регионе мало кто желает. 

Риски при сделках по покупке бизнеса, конечно, есть. Но многие из них легко устраняются. Больше всего вопросов может возникнуть при покупке франшизы. Могут поменяться условия по сотрудничеству, которые были оговорены первоначально. Не является исключением и человеческий фактор. Когда не на должном уровне отрабатывается готовый продукт, наступает риск по потере репутации и клиентской базы. Риски при покупке производственных объектов касаются технологических процессов. 

Что касается правового характера, то сегодня проблемы с налогами, отчетностью и арестами имущества не скроешь – все можно легко проверить на специальных платформах. Чаще всего возникают неприятные моменты по помещениям, где расположен бизнес. К примеру, купили торговую точку летом, а осенью выясняется, что она холодная, сырая и требует дополнительного утепления и обогрева. Новичкам в бизнесе нужно учитывать любые риски, быть внимательнее при покупке готового бизнеса и обращаться за помощью к профессионалам».

По официальной статистике, в Костанайской области на 1 октября 2019 года 55 081 действующий субъект малого и среднего предпринимательства. Из них 7740 – юридические лица малого предпринимательства, 145 – юридические лица среднего предпринимательства, 41 091 – индивидуальные предприниматели и 6105 – крестьянские хозяйства. На 1 ноября их количество выросло до 55 343.

banner_wsj.gif

195 просмотров

Летние площадки спасают сегмент Food & Beverage от разорения

Они стали хорошим подспорьем для рестораторов в период карантинных ограничений

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы работают 3,3 тыс. ресторанов и кафе, в Нур-Султане – 1,9 тыс., судя по данным restoran.kz. Все эти заведения даже после частичного снятия эпидограничений не могут работать в полную силу. Под запретом караоке, кальянные, банкетные залы, ночные клубы и фудкорты. Во время усиления карантинных мер в прошедшие выходные межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции закрыла даже небольшие кафе и рестораны, разрешив работу лишь заведениям на открытом воздухе.

Спасительные летники 

Летние площадки пользовались популярностью и до карантина – они позволяют увеличить вместимость заведения почти вдвое, не требуют серьезных капиталовложений и сложных согласований. А в теплое время притягивают множество желающих посидеть на свежем воздухе.

DSC08017.JPG

 «В Нур-Султане, с учетом длинной зимы, если в ресторане есть «летка», то он в приоритете. В Алматы «летка» – это вообще неотъемлемая часть ресторана, некая классика», – говорит председатель гильдии шеф-поваров города Нур-Султана Рустам Имамниязов.

Но из-за сезонности акцент на летних площадках делали немногие заведения с очень удачным расположением, позволяющим заработать за теплое время года приличную прибыль. Даже в солнечном Алматы летние площадки, по данным restoran.kz, были лишь у каждого седьмого заведения. А в Нур-Султане и того меньше – короткое лето и сильные ветры мешают работе летников. 

Но сейчас, с учетом карантинных ограничений, именно летние площадки выручают рестораторов. Чтобы выжить и выполнить обязательства перед работниками и поставщиками, нужно привлечь посетителей, поэтому  операторы Food&Beverage (F&B) стали использовать каждый метр на свежем воздухе.

«В текущих условиях рестораторы пытаются максимально расширять площадь посадки на летнике, добавляя столы и стулья из основного зала», – продолжает Имамниязов.

DSC08200.JPG

Но лето спасло не всех – многие кафе и рестораны закрылись.

«Процентов пятьдесят не смогли выполнить стандарт и открыть летники. У многих не было площадок в принципе, а выставлять столы, которые мешают проезду, нельзя», – делится член Клуба рестораторов РК Зульфия Юсупова. 

«У нас ситуация в ресторанном бизнесе очень неоднозначная. Общепит работает, как в лотерее. Кейтеринг, фастфуд на фудкортах и банкеты не работают уже очень долго. Финансирования никакого нет. Все резервы закончились. В этом месяце окончательно уволили всех сотрудников с фудкортов «Меги» и кейтеринга. Работает только маленькая «Алина», и то на 30%», – отмечает ресторатор Юрий Пааль.

И это несмотря на то, что владельцы ТРЦ берут на себя расходы по содержанию фудкортов и не взимают с них аренду.

DSC08085.JPG

Как открыть летнюю площадку

Для получения разрешения на открытие летнего кафе, по данным Клуба рестораторов РК, достаточно написать заявление в управление городского планирования и урбанистки (УГПиУ) и приложить к нему эскизный проект летника. УГПиУ со своей стороны сообщает, что такое разрешение можно было оформить онлайн даже во время карантина. УГПиУ проверяет эскиз по основным критериям: расположению и используемым при обустройстве кафе материалам. Сезонное кафе должно непосредственно примыкать к стационарному заведению общественного питания или отстоять от него на расстоянии не более пяти метров.

При этом расположение летника не должно мешать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта. Кафе нельзя размещать на крышах жилых домов или пристроек к ним. Также не допускается, чтобы внутри летних кафе оказались кроны и стволы деревьев. При обустройстве летней площадки нельзя использовать тяжелые строительные материалы – кирпичи, бетонные блоки и плиты, стальные профлисты. Запрещена облицовка летников черепицей, металлом, рубероидом, асбестоцементом, а также полимерной пленкой и баннерами. Пространство внутри нельзя перегораживать блоками с остеклением или сайдинг-панелями. Временная крыша должна быть в виде зонтов над каждым столиком или террасных маркиз открытого типа.

DSC08069.JPG

Санитарный надзор

На летних площадках, как и везде, ужесточены санитарные нормы:

«Если раньше просто подмели и помыли (летник. – «Курсив»), то теперь ежедневно проводится дезинфекция», – объясняет Юсупова.

Минимальное расстояние между столами – два метра, за одним столиком может сидеть не более четырех человек, за исключением членов одной семьи. На входе в летнее кафе для посетителей размещены антисептики и влажные коврики, кроме того, у клиентов измеряют температуру. У самих сотрудников общепита также проверяют температуру в начале и в конце смены. Во время работы они обязаны пользоваться одноразовыми масками и перчатками. Соблюдение санитарных норм проверяют сотрудники районных отделов департамента качества и безопасности товаров и услуг. Среди нарушений, которые сейчас выявляют чаще всего, – несоблюдение режима работы (общепит должен работать до 23.00), несоблюдение расстояния между столиками, отсутствие журнала прихода/ухода, термометрии сотрудников или ответственного за соблюдение сантребований, отсутствие или неправильное использование персоналом масок, перчаток, санитайзеров и тары для их утилизации, неправильное хранение продуктов питания и т. д. Заведения-нарушители штрафуют и приостанавливают их деятельность до тех пор, пока все правила не будут выполнены. 

2222_1.png

Улыбка под маской

Сегмент F&B во время пандемии оказался в сложной ситуации во всем мире. Сервис бронирования OpenTable, в котором представлено более 60 тыс. ресторанов по всему миру, подсчитал: четверть заведений, закрывшихся из-за пандемии, больше не откроется. Возобновившие работу рестораны и кафе ищут оригинальные решения, чтобы продемонстрировать гостеприимство и заботу о здоровье своих посетителей. В США, по данным Wall Street Journal (WSJ), официанты для ограничения контакта с обедающими откупоривают бутылку вина и ставят ее на стол, вместо того чтобы наполнить бокалы гостей. Со столов пропали специи, а графины с напитками заменены герметичными пакетами. Сотрудники ресторана Emilio’s, Harrison, N. Y. носят фиолетовые перчатки, чтобы не создавать ассоциации с больницей, и раскрывают одноразовые меню на глазах у посетителей, демонстрируя, что меню не используется повторно.

«Мы – артисты, это гостеприимство», – комментирует WSJ свои решения ресторатор Серджио Брасеско.

А McDonald’s Corp. предложил своей команде в масках приветствовать клиентов поднятием вверх больших пальцев.

Люди по-прежнему хотят посещать кафе и рестораны, чтобы пообщаться с другими людьми или семьей в другой обстановке. И по-прежнему ожидают увидеть на лице официанта приветственную улыбку, даже если она будет скрыта под маской. Как говорил Юрий Никулин, «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

DSC08046.JPG

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg