3950 просмотров

В ЗКО ликвидирована квота на привлечение иностранных рабочих

Норма будет действовать с нового года

Фото: Shutterstock

Аким ЗКО Гали Искалиев посчитал, что в области, несмотря на проводимую работу по локализации кадров, работает много иностранных специалистов III и IV категорий. Еще в начале осени он сообщил иностранным компаниям, занятым разработкой Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения, о пересмотре политики в области привлечения иностранной рабочей силы для трудоустройства на нефтегазоконденсатных месторождениях ЗКО.

«Считаю, что ваши подрядные организации должны подготовить местные кадры III и IV категорий по таким профессиям, как элект­рогазосварщики, монтажники, инженеры по буровым работам. Это вполне реализуемо, учитывая, что в области есть тренинг-цент­ры по подготовке специалистов с получением ASME. Мы готовы помочь вам в части инвестирования в тренинг-центры с тем, чтобы подготовить профессиональных работников», – поделился своими планами аким Искалиев в ходе встречи с руководством консорциума КПО Б.В. (генеральный разработчик Карачаганакского месторождения. – «Курсив»)», – заявил аким.

Он также подчеркнул, что акимат намерен отказаться от привлечения квалифицированных иностранных работников по IV категории для работы на Карачаганаке. Напомним, согласно утвержденной квоте на 2019 год речь шла о 122 рабочих. 

В ноябре 2019 года областная комиссия по формированию квоты на привлечение иностранной рабочей силы в ЗКО официально приняла решение полностью отказаться от услуг электросварщиков, монтажников из-за границы. По данным управления координации занятости и социальных программ по ЗКО, за последние девять лет доля казахстанских специалистов в компаниях, привлекающих иностранную рабочую силу в ЗКО, выросла с 89,4% до 92,5% (в среднем по республике 96%). Доля иностранных специалистов, занятых в ЗКО, сократилась с 10,6% до 7,5%.

Почти 80% привлекаемых из-за границы работников приходится на компании, занятые разработкой Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения. Остальные 20% приезжают поработать на Чинаревском месторождении нефти и газа, а также являются инвесторами в развитие малого и среднего бизнеса. 

В декабре первый заместитель акима ЗКО Мухтар Манкеев сообщил, что совместно с компаниями КПО Б.В. и PSA акимат области создает образовательный центр на базе одного из уральских колледжей, где местных работников будут обучать основам работы на нефтегазовых месторождениях по IV и III категориям.

Досым Сатпаев, политолог:

«Считаю, что такая инициатива по замене квалифицированной рабочей силы на нефтегазовых месторождениях должна была появиться не сейчас, а 30 лет назад, на начальном этапе нашей независимости.

Возможно, в начале 90-х годов, когда иностранцы начали осваивать наши месторождения, у нас не было высококвалифицированных специалистов. Но в стране была целая армия молодых людей, которые искали себя, пытались найти работу. Если бы тогда государство взялось за разработку программы по обучению квалифицированных кадров для нефтегазовой отрасли, у нас бы сейчас уже была подготовлена база технических специалистов не только низового уровня, но и выросли свои высококвалифицированные управленцы высшего звена.

Сейчас, когда казахстанцы стали задавать множество не­удобных вопросов относительно разницы в зарплатах местных и иностранных работников, занятых на аналогичных позициях, когда на местах стали происходить постоянные конфликты на почве неравных условий труда, государство задумалось о том, что пора что-то менять.

Инициатива западноказахстанского акима должна быть поддержана в разных регионах нашей страны, где работают иностранные компании. Нам нужны образовательные центры, где будут готовить специалис­тов для добывающей отрасли. Хотя эта инициатива, на мой взгляд, – позднее зажигание. В 30-х годах этого века контракты со многими иностранными компаниями уже завершатся – с месторождений высвободится достаточно большое количество работников. И у государства возникнет новая головная боль: куда трудоустраивать этих людей. Чтобы они нашли себя в других отраслях, на общегосударственном уровне уже сейчас нужно активно повышать квалификацию наших работников, обучать их работать по международным стандартам».

Иностранцы, работающие в ЗКО:

  • Всего – 1 457 человек
  • 40% – руководители компаний, их заместители, а также руководители структурных подразделений (I и II категорий)
  • 55% – квалифицированные специалисты (III категория)
  • 5% – квалифицированные рабочие (IV категория).

banner_wsj.gif

229 просмотров

Летние площадки спасают сегмент Food & Beverage от разорения

Они стали хорошим подспорьем для рестораторов в период карантинных ограничений

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы работают 3,3 тыс. ресторанов и кафе, в Нур-Султане – 1,9 тыс., судя по данным restoran.kz. Все эти заведения даже после частичного снятия эпидограничений не могут работать в полную силу. Под запретом караоке, кальянные, банкетные залы, ночные клубы и фудкорты. Во время усиления карантинных мер в прошедшие выходные межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции закрыла даже небольшие кафе и рестораны, разрешив работу лишь заведениям на открытом воздухе.

Спасительные летники 

Летние площадки пользовались популярностью и до карантина – они позволяют увеличить вместимость заведения почти вдвое, не требуют серьезных капиталовложений и сложных согласований. А в теплое время притягивают множество желающих посидеть на свежем воздухе.

DSC08017.JPG

 «В Нур-Султане, с учетом длинной зимы, если в ресторане есть «летка», то он в приоритете. В Алматы «летка» – это вообще неотъемлемая часть ресторана, некая классика», – говорит председатель гильдии шеф-поваров города Нур-Султана Рустам Имамниязов.

Но из-за сезонности акцент на летних площадках делали немногие заведения с очень удачным расположением, позволяющим заработать за теплое время года приличную прибыль. Даже в солнечном Алматы летние площадки, по данным restoran.kz, были лишь у каждого седьмого заведения. А в Нур-Султане и того меньше – короткое лето и сильные ветры мешают работе летников. 

Но сейчас, с учетом карантинных ограничений, именно летние площадки выручают рестораторов. Чтобы выжить и выполнить обязательства перед работниками и поставщиками, нужно привлечь посетителей, поэтому  операторы Food&Beverage (F&B) стали использовать каждый метр на свежем воздухе.

«В текущих условиях рестораторы пытаются максимально расширять площадь посадки на летнике, добавляя столы и стулья из основного зала», – продолжает Имамниязов.

DSC08200.JPG

Но лето спасло не всех – многие кафе и рестораны закрылись.

«Процентов пятьдесят не смогли выполнить стандарт и открыть летники. У многих не было площадок в принципе, а выставлять столы, которые мешают проезду, нельзя», – делится член Клуба рестораторов РК Зульфия Юсупова. 

«У нас ситуация в ресторанном бизнесе очень неоднозначная. Общепит работает, как в лотерее. Кейтеринг, фастфуд на фудкортах и банкеты не работают уже очень долго. Финансирования никакого нет. Все резервы закончились. В этом месяце окончательно уволили всех сотрудников с фудкортов «Меги» и кейтеринга. Работает только маленькая «Алина», и то на 30%», – отмечает ресторатор Юрий Пааль.

И это несмотря на то, что владельцы ТРЦ берут на себя расходы по содержанию фудкортов и не взимают с них аренду.

DSC08085.JPG

Как открыть летнюю площадку

Для получения разрешения на открытие летнего кафе, по данным Клуба рестораторов РК, достаточно написать заявление в управление городского планирования и урбанистки (УГПиУ) и приложить к нему эскизный проект летника. УГПиУ со своей стороны сообщает, что такое разрешение можно было оформить онлайн даже во время карантина. УГПиУ проверяет эскиз по основным критериям: расположению и используемым при обустройстве кафе материалам. Сезонное кафе должно непосредственно примыкать к стационарному заведению общественного питания или отстоять от него на расстоянии не более пяти метров.

При этом расположение летника не должно мешать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта. Кафе нельзя размещать на крышах жилых домов или пристроек к ним. Также не допускается, чтобы внутри летних кафе оказались кроны и стволы деревьев. При обустройстве летней площадки нельзя использовать тяжелые строительные материалы – кирпичи, бетонные блоки и плиты, стальные профлисты. Запрещена облицовка летников черепицей, металлом, рубероидом, асбестоцементом, а также полимерной пленкой и баннерами. Пространство внутри нельзя перегораживать блоками с остеклением или сайдинг-панелями. Временная крыша должна быть в виде зонтов над каждым столиком или террасных маркиз открытого типа.

DSC08069.JPG

Санитарный надзор

На летних площадках, как и везде, ужесточены санитарные нормы:

«Если раньше просто подмели и помыли (летник. – «Курсив»), то теперь ежедневно проводится дезинфекция», – объясняет Юсупова.

Минимальное расстояние между столами – два метра, за одним столиком может сидеть не более четырех человек, за исключением членов одной семьи. На входе в летнее кафе для посетителей размещены антисептики и влажные коврики, кроме того, у клиентов измеряют температуру. У самих сотрудников общепита также проверяют температуру в начале и в конце смены. Во время работы они обязаны пользоваться одноразовыми масками и перчатками. Соблюдение санитарных норм проверяют сотрудники районных отделов департамента качества и безопасности товаров и услуг. Среди нарушений, которые сейчас выявляют чаще всего, – несоблюдение режима работы (общепит должен работать до 23.00), несоблюдение расстояния между столиками, отсутствие журнала прихода/ухода, термометрии сотрудников или ответственного за соблюдение сантребований, отсутствие или неправильное использование персоналом масок, перчаток, санитайзеров и тары для их утилизации, неправильное хранение продуктов питания и т. д. Заведения-нарушители штрафуют и приостанавливают их деятельность до тех пор, пока все правила не будут выполнены. 

2222_1.png

Улыбка под маской

Сегмент F&B во время пандемии оказался в сложной ситуации во всем мире. Сервис бронирования OpenTable, в котором представлено более 60 тыс. ресторанов по всему миру, подсчитал: четверть заведений, закрывшихся из-за пандемии, больше не откроется. Возобновившие работу рестораны и кафе ищут оригинальные решения, чтобы продемонстрировать гостеприимство и заботу о здоровье своих посетителей. В США, по данным Wall Street Journal (WSJ), официанты для ограничения контакта с обедающими откупоривают бутылку вина и ставят ее на стол, вместо того чтобы наполнить бокалы гостей. Со столов пропали специи, а графины с напитками заменены герметичными пакетами. Сотрудники ресторана Emilio’s, Harrison, N. Y. носят фиолетовые перчатки, чтобы не создавать ассоциации с больницей, и раскрывают одноразовые меню на глазах у посетителей, демонстрируя, что меню не используется повторно.

«Мы – артисты, это гостеприимство», – комментирует WSJ свои решения ресторатор Серджио Брасеско.

А McDonald’s Corp. предложил своей команде в масках приветствовать клиентов поднятием вверх больших пальцев.

Люди по-прежнему хотят посещать кафе и рестораны, чтобы пообщаться с другими людьми или семьей в другой обстановке. И по-прежнему ожидают увидеть на лице официанта приветственную улыбку, даже если она будет скрыта под маской. Как говорил Юрий Никулин, «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

DSC08046.JPG

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg