Сведения НПО станут источником для антикоррупционного мониторинга

Такие новшества следуют из проекта приказа председателя Агентства по противодействию коррупции

Фото: Shutterstock

Проект приказа председателя Агентства по противодействию коррупции Алика Шпекбаева «Об утверждении Правил проведения антикоррупционного мониторинга» опубликован для публичного обсуждения на портале открытых нормативно-правовых актов.

Согласно новым Правилам, источниками для проведения антикоррупционного мониторинга являются:

1) данные органов правовой статистики;

2) обращения физических и юридических лиц по вопросам противодействия коррупции;

3) сведения неправительственных и международных организаций;

4) данные социологических опросов по вопросам противодействия коррупции;

5) публикации в средствах массовой информации;

6) иные не запрещенные законом источники информации.

В действовавших до настоящего момента Правилах отмечалось, что антикоррупционный мониторинг проводится путем изучения и оценки правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции; изучения деятельности государственных органов, организаций и субъектов квазигосударственного сектора по вопросам противодействия коррупции; изучения публикаций в средствах массовой информации и обращений физических и юридических лиц по вопросам противодействия коррупции; изучения и оценки причин и условий, способствующих коррупции в деятельности лиц, признанных виновными в установленном законом порядке; рассмотрения результатов социологических опросов по вопросам противодействия коррупции; изучения данных органов правовой статистики.

Кроме того, за иными субъектами противодействия коррупции (государственные органы, субъекты квазигосударственного сектора, общественные объединения, а также иные физические и юридические лица) допускалось проведение антикоррупционного мониторинга по собственной инициативе и направление его результатов в уполномоченный орган для обобщения.

Антикоррупционный мониторинг проводится уполномоченным органом по противодействию коррупции (уполномоченный орган), его территориальными подразделениями и иными субъектами противодействия коррупции. Целью антикоррупционного мониторинга является оценка правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции. Предметом антикоррупционного мониторинга является информация, касающаяся эффективности антикоррупционной политики, состояния правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции, а также восприятия и оценки уровня коррупции обществом.

Действие Правил не распространяется на деятельность специальных государственных органов.

Антикоррупционный мониторинг делится на два вида: комплексный и тематический.

В частности, комплексный антикоррупционный мониторинг проводится уполномоченным органом и его территориальными подразделениями. При проведении комплексного антикоррупционного мониторинга оценивается правоприменительная практика по вопросам противодействия коррупции в различных сферах деятельности, в том числе деятельность двух и более государственных органов, организаций и/или субъектов квазигосударственного сектора.

Задачами комплексного антикоррупционного мониторинга являются:

1) определение сфер деятельности, наиболее подверженных коррупционным проявлениям;

2) оценка эффективности антикоррупционных мер, принимаемых государственными органами, организациями, субъектами квазигосударственного сектора;

3) анализ восприятия и оценки уровня коррупции обществом.

Тематический антикоррупционный мониторинг проводится уполномоченным органом, его территориальными подразделениями и иными субъектами противодействия коррупции.

При проведении тематического антикоррупционного мониторинга оценивается правоприменительная практика по вопросам противодействия коррупции в определенной сфере деятельности, конкретном государственном органе, организации или субъекте квазигосударственного сектора. Задачей тематического антикоррупционного мониторинга является изучение проблемных вопросов, способствующих проявлениям коррупции в определенной сфере, конкретном государственном органе, организации или субъекте квазигосударственного сектора.

Уполномоченный орган и его территориальные подразделения проводят антикоррупционный мониторинг в следующие сроки:

1) комплексный антикоррупционный мониторинг – ежеквартально;

2) тематический антикоррупционный мониторинг – на постоянной основе.

Иные субъекты противодействия коррупции проводят тематический антикоррупционный мониторинг по собственной инициативе. Публичное обсуждение проекта приказа продлится до 25 декабря.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg