1810 просмотров

Кто зарабатывает на патриотической продукции в Казахстане

Спрос на предметы государственной символики со стороны госорганов и частного сектора сравнялся

Фото: Офелия Жакаева

Дни празднования независимости страны традиционно привлекают внимание к теме государственной символики. Уважение к идеалам, которые отражают герб и флаг страны, не отрицает и другую сторону темы – финансовую.

За последние два года заметно вырос спрос на госсимволы со стороны бизнеса. Если прежде 80% заказа формировали государственные структуры, то теперь доли примерно сравнялись – такие данные приводит Ескендир Мукашев, директор компании «Алматыгороформление».

Сколько стоит патриотизм в Казахстане? Оценить размер рынка в «Алматыгороформлении» затруднились. Собственный годовой оборот компании колеблется в пределах 700 млн – 1,2 млрд тенге. 

Компания Industrial Company Zoom называет данные 2017 года, тогда на госсимволику в Казахстане только из государственного бюджета было потрачено более 2 млрд тенге. Спрос на этот товар постоянно растет: с 2014 года рынок вырос более чем в 10 раз.

Компания Zoom расположена в Нур-Султане, 75% продаж в столице приходятся на гербы, флагов продается в пять раз меньше. В «Алматыгороформлении» статистика иная: здесь главным продуктом является флаг, их продано в текущем году около 100 тыс., а спрос на гербы меньше в 10 раз. 

DSC09763_1.JPG

Востребованность флагов специалисты объясняют сложными условиями эксплуатации: как правило, они устанавливаются на улице и быстро изнашиваются. Всплеск же интереса к гербу имеет простое объяснение: в 2018 году в него были внесены изменения, в частности, название страны теперь написано латинскими буквами, изменен цвет – он стал более ярким, золотисто-глянцевым, также изменились некоторые мелкие элементы композиции.

DSC09692.JPG
 
Изготовление госсимволов – бизнес лицензируемый. Всего в стране 56 производителей, получивших право работать на этом рынке. 10 из них – крупные, имеющие лицензии на выпуск любой символики, включая герб и флаг. 

Растущий спрос на госсимволы со стороны бизнеса благоприятно отражается на положении производителей, говорит Ескендир Мукашев. Для предпринимателя всегда важно качество товара, и в своем выборе он не скован какими-либо требованиями. Мукашев ожидает, что в ближайшее время доля бизнеса в общем спросе на госсимволы вырастет до 60%. Это поможет загрузить предприятия, которые сейчас работают вполсилы. 

DSC09745_1.JPG

Потребности госорганов в символике республики поддерживают производителей не столь значительно. Дело в тендерной системе госзакупок, где одно из главных условий – минимальная цена предложения. По этой причине главными поставщиками становятся предприниматели, завозящие казахстанскую символику, произведенную в Китае. Товар легализуется просто: предприниматель покупает у лицензированного производителя минимальную партию товара с сертификатом качества, который и прикладывается к конкурсному пакету документов.
 
Разница цен на рынке госсимволики Казахстана и в самом деле разительная. Минимальная предложенная цена уличного флага, обнаруженная в интернете, составила 3 тыс. тенге. А какова себестоимость такого флага на лицензированном производстве?

По словам Ескендира Мукашева, цена продукта зависит от способа производства. Если это флаг с нанесенной компьютером краской, то себестоимость его около 24,5 тыс. тенге, цена продажи – 30 тыс. тенге. Самый дорогой флаг – вышитый вручную, швея работает над ним около трех дней, его себестоимость – 28,5 тыс. тенге, цена продажи – 35 тыс. тенге. Среднее ценовое предложение – на флаг, вышитый компьютером, его себестоимость 27,5 тыс. тенге, цена продажи – 32 тыс. тенге.

banner_wsj.gif

198 просмотров

Летние площадки спасают сегмент Food & Beverage от разорения

Они стали хорошим подспорьем для рестораторов в период карантинных ограничений

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы работают 3,3 тыс. ресторанов и кафе, в Нур-Султане – 1,9 тыс., судя по данным restoran.kz. Все эти заведения даже после частичного снятия эпидограничений не могут работать в полную силу. Под запретом караоке, кальянные, банкетные залы, ночные клубы и фудкорты. Во время усиления карантинных мер в прошедшие выходные межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции закрыла даже небольшие кафе и рестораны, разрешив работу лишь заведениям на открытом воздухе.

Спасительные летники 

Летние площадки пользовались популярностью и до карантина – они позволяют увеличить вместимость заведения почти вдвое, не требуют серьезных капиталовложений и сложных согласований. А в теплое время притягивают множество желающих посидеть на свежем воздухе.

DSC08017.JPG

 «В Нур-Султане, с учетом длинной зимы, если в ресторане есть «летка», то он в приоритете. В Алматы «летка» – это вообще неотъемлемая часть ресторана, некая классика», – говорит председатель гильдии шеф-поваров города Нур-Султана Рустам Имамниязов.

Но из-за сезонности акцент на летних площадках делали немногие заведения с очень удачным расположением, позволяющим заработать за теплое время года приличную прибыль. Даже в солнечном Алматы летние площадки, по данным restoran.kz, были лишь у каждого седьмого заведения. А в Нур-Султане и того меньше – короткое лето и сильные ветры мешают работе летников. 

Но сейчас, с учетом карантинных ограничений, именно летние площадки выручают рестораторов. Чтобы выжить и выполнить обязательства перед работниками и поставщиками, нужно привлечь посетителей, поэтому  операторы Food&Beverage (F&B) стали использовать каждый метр на свежем воздухе.

«В текущих условиях рестораторы пытаются максимально расширять площадь посадки на летнике, добавляя столы и стулья из основного зала», – продолжает Имамниязов.

DSC08200.JPG

Но лето спасло не всех – многие кафе и рестораны закрылись.

«Процентов пятьдесят не смогли выполнить стандарт и открыть летники. У многих не было площадок в принципе, а выставлять столы, которые мешают проезду, нельзя», – делится член Клуба рестораторов РК Зульфия Юсупова. 

«У нас ситуация в ресторанном бизнесе очень неоднозначная. Общепит работает, как в лотерее. Кейтеринг, фастфуд на фудкортах и банкеты не работают уже очень долго. Финансирования никакого нет. Все резервы закончились. В этом месяце окончательно уволили всех сотрудников с фудкортов «Меги» и кейтеринга. Работает только маленькая «Алина», и то на 30%», – отмечает ресторатор Юрий Пааль.

И это несмотря на то, что владельцы ТРЦ берут на себя расходы по содержанию фудкортов и не взимают с них аренду.

DSC08085.JPG

Как открыть летнюю площадку

Для получения разрешения на открытие летнего кафе, по данным Клуба рестораторов РК, достаточно написать заявление в управление городского планирования и урбанистки (УГПиУ) и приложить к нему эскизный проект летника. УГПиУ со своей стороны сообщает, что такое разрешение можно было оформить онлайн даже во время карантина. УГПиУ проверяет эскиз по основным критериям: расположению и используемым при обустройстве кафе материалам. Сезонное кафе должно непосредственно примыкать к стационарному заведению общественного питания или отстоять от него на расстоянии не более пяти метров.

При этом расположение летника не должно мешать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта. Кафе нельзя размещать на крышах жилых домов или пристроек к ним. Также не допускается, чтобы внутри летних кафе оказались кроны и стволы деревьев. При обустройстве летней площадки нельзя использовать тяжелые строительные материалы – кирпичи, бетонные блоки и плиты, стальные профлисты. Запрещена облицовка летников черепицей, металлом, рубероидом, асбестоцементом, а также полимерной пленкой и баннерами. Пространство внутри нельзя перегораживать блоками с остеклением или сайдинг-панелями. Временная крыша должна быть в виде зонтов над каждым столиком или террасных маркиз открытого типа.

DSC08069.JPG

Санитарный надзор

На летних площадках, как и везде, ужесточены санитарные нормы:

«Если раньше просто подмели и помыли (летник. – «Курсив»), то теперь ежедневно проводится дезинфекция», – объясняет Юсупова.

Минимальное расстояние между столами – два метра, за одним столиком может сидеть не более четырех человек, за исключением членов одной семьи. На входе в летнее кафе для посетителей размещены антисептики и влажные коврики, кроме того, у клиентов измеряют температуру. У самих сотрудников общепита также проверяют температуру в начале и в конце смены. Во время работы они обязаны пользоваться одноразовыми масками и перчатками. Соблюдение санитарных норм проверяют сотрудники районных отделов департамента качества и безопасности товаров и услуг. Среди нарушений, которые сейчас выявляют чаще всего, – несоблюдение режима работы (общепит должен работать до 23.00), несоблюдение расстояния между столиками, отсутствие журнала прихода/ухода, термометрии сотрудников или ответственного за соблюдение сантребований, отсутствие или неправильное использование персоналом масок, перчаток, санитайзеров и тары для их утилизации, неправильное хранение продуктов питания и т. д. Заведения-нарушители штрафуют и приостанавливают их деятельность до тех пор, пока все правила не будут выполнены. 

2222_1.png

Улыбка под маской

Сегмент F&B во время пандемии оказался в сложной ситуации во всем мире. Сервис бронирования OpenTable, в котором представлено более 60 тыс. ресторанов по всему миру, подсчитал: четверть заведений, закрывшихся из-за пандемии, больше не откроется. Возобновившие работу рестораны и кафе ищут оригинальные решения, чтобы продемонстрировать гостеприимство и заботу о здоровье своих посетителей. В США, по данным Wall Street Journal (WSJ), официанты для ограничения контакта с обедающими откупоривают бутылку вина и ставят ее на стол, вместо того чтобы наполнить бокалы гостей. Со столов пропали специи, а графины с напитками заменены герметичными пакетами. Сотрудники ресторана Emilio’s, Harrison, N. Y. носят фиолетовые перчатки, чтобы не создавать ассоциации с больницей, и раскрывают одноразовые меню на глазах у посетителей, демонстрируя, что меню не используется повторно.

«Мы – артисты, это гостеприимство», – комментирует WSJ свои решения ресторатор Серджио Брасеско.

А McDonald’s Corp. предложил своей команде в масках приветствовать клиентов поднятием вверх больших пальцев.

Люди по-прежнему хотят посещать кафе и рестораны, чтобы пообщаться с другими людьми или семьей в другой обстановке. И по-прежнему ожидают увидеть на лице официанта приветственную улыбку, даже если она будет скрыта под маской. Как говорил Юрий Никулин, «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

DSC08046.JPG

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg