Перейти к основному содержанию

1067 просмотров

Как улучшить рынок грузоперевозок в Казахстане

Около 80% считают, что необходимо мобильное приложение

Жители Казахстана при отправке груза в другой город или страну посредством автомобильного транспорта сталкиваются с определенными трудностями. Так, частные перевозчики не дают документы, а логистические компании не едут в некоторые поселки и районы. 

*Исследование проводилось в трех городах: Нур-Султане, Алматы и Шымкенте. В опросе и интервью приняли участие дальнобойщики, имеющие опыт самостоятельного поиска клиентов для доставки грузов внутри Казахстана и компании грузоотправители, имеющие опыт отправки грузов с частными перевозчиками.

Водители заявили во время опроса, что часто новый клиент или менеджер не понимают детали и специфику. 

«Логист знает свою специфику, а непосредственно водитель знает детально, что может случится в процессе доставки груза, начиная от погрузки и заканчивая выгрузкой. Вот эти детали стараюсь выявить досконально от заказчика - габариты груза, специфика, штабелируется, не штабелируется, сколько этажей. Стандарт фуры 60-92 куба и они считают - все влезет, не учитывая специфику груза. Поэтому следует учитывать специфику груза, требования в его грузоперевозке. Приезжаешь на погрузку, хорошо если погрузка где-то в пригороде, рядом, а там все не так, как предполагалось», - рассказал в интервью водитель.

1200 х 900-05.jpg

По словам дальнобойщиков, все вопросы необходимо прорабатывать заранее. Крупные компании требуют безналичный расчет. Нужно иметь хотя бы счет в банке и кассовый аппарат. В этой ситуации удобнее через посредника. Сроки оплаты иногда затягиваются. Пока по всем инстанциям документ утвердится, до двух недель можно ждать. В этом случае логисты и посредники платят сразу и сами решают с компанией в плане документации.

В исследовании также говорится, что водители хотят работать без логистических компаний и каких-либо посредников. Дальнобойщики рассказали, что логистические компании забирают до 80% от стоимости доставки. 

«Один большой нюанс и неприятный, то что логист зарабатывает больше нас самих перевозчиков. В чем то мы сами виноваты, когда идешь домой, хоть за какую то копейку заберешь этот груз солярку отбить, логисты зарабатывают на нас. Вот я везу груз и зарабатываю в четыре-пять раз меньше, чем они», - рассказал водитель.

Дальнобойщики считают, что необходимо мобильное приложение, которое бы связывало на прямую водителя и грузоотправителя. 

«Если бы был бы приложение, куда вводишь адрес, груз, габариты, объемы и выходит автоматически расчет, и предлагают «готовы ли вы с доставкой и расценками», ты нажимаешь кнопку «да» и твой заказ уходит на общий чат с водителями. Необходимо чтобы было приложение привязано к карте и получать отчет, документы, чтобы отчитаться за то, что потратил», - считают они.

Также по их мнению, в приложении надо чтобы учитывалась машина и специфика груза. 

«Бывает нужны заказы моментально, надо чтобы быстро. Информирование о доставке - статус где находится груз наш, это важно. Показывать карту, настройки по выбору машины-фильтр, чтобы можно было бы отсеивать. Посредники не нужны, напрямую с водителями взаимодействие.Также оповещение по статусу, где они находятся. По ИИН проверить водителя, чтобы все данные выходили, отзывы от клиентов, как в индрайвере. Если отзывы адекватные, то и работать с такими хочется», - рассказывают водители.

Результаты исследования показали, что 80% водителей видят пользу от приложения. Их очевидная потребность – прямая работа с заказчиком, решение сервисных вопросов по автомобилю в новом городе, автоматические калькуляторы расстояния и затрат на топливо. Они хотят видеть степень актуальности заказа и срок размещения заявки, статус размещающего заявку.

Пользу в приложении видят и 83% отправителей. Первостепенная потребность - достоверная информация о водителе, включая его документы и периодическую проверку/подтверждение (состояние авто, справка о штрафах из ГАИ, отсутствие судимости и т.п.). Причина выбора приложения – прямое взаимодействие с водителем, минуя посредников (экономия денег и более оперативная доставка). Возможность просмотреть маршрут, узнать где находится машина, быть готовым к разгрузке/погрузке. Важно решение вопроса по наличию/оформлению документов при работе с частными лицами.

Компания Cargo Line запускает собственный продукт - мобильное приложение «Go Cargo» для дальнобойщиков и грузоотправителей.

1200 х 900-09.jpg

Разработчики рассказали Kursiv.kz, что приложение позволит сторонам взаимодействовать без посредников, в нем не будет рекламы и вопрос монетизации пока не стоит.

Также по их словам, на разработку «Go Cargo» ушел год и приложение доступно на платформах iOS и Android. Кроме того, участники площадки будут вести переговоры напрямую между собой, в приложении есть возможность установить свою цену.

*Исследование проводилось в июле 2019 года компанией Bunesku Digital Marketing

1 просмотр

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработал Молочный союз Казахстана при участии ФАО ООН и Евразийского банка реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance