Перейти к основному содержанию

1646 просмотров

Эксперты выявили коррупционные условия в законодательстве

В региональной палате предпринимателей рассказали о лазейке

Фото: Shutterstock

В Туркестанской области укореняется практика заключения допсоглашений с демпингующими победителями конкурсов по госзакупкам. Получить потом значительные суммы без повторного конкурса им позволяет закон о госзакупках, заявляют в РПП.

Договорные качели

Случаи увеличения сумм договоров о госзакупках без проведения повторного конкурса и их причины обсуждались на последнем заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Туркестанской области. Начальник отдела государственных закупок и местного содержания РПП Саттар Игенов в своем выступлении привел наиболее показательные примеры. 

Так, в момент проведения открытого конкурса на ремонт четырех улиц села Казыгурт Казыгуртского района области общая сумма по четырем лотам составляла около 243,5 млн тенге. С победителем конкурса – ТОО «Таган» – в августе этого года был заключен договор на сумму 177,7 млн тенге. Спустя два месяца стороны заключили дополнительное соглашение – на ремонт тротуара за 41,4 млн тенге. Увеличение мотивировалось экономией средств по этой закупке. В итоге ее общая сумма выросла до 219,1 млн тенге.

При этом, как отметил докладчик, ремонт тротуара не входил в первичное ПСД. В связи с чем в палате считают, что заказчик – отдел жилищного хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Казыгуртского района – должен был провести для этого отдельный открытый конкурс.

Другой подобный пример – закупки на текущий ремонт освещения двух улиц в сельском округе Жана Икан с изначальной суммой 8,9 млн тенге. В конце марта был подписан договор с ТОО «MEGA-БЕН Строй» на сумму около 6,7 млн тенге. В следующем месяце появилось дополнительное соглашение на 3,3 млн тенге без каких-либо изменений в технической специ­фикации, в результате общая сумма договора превысила 10 млн тенге. Еще в одном случае стоимость капитального ремонта автодороги путем заключения допсоглашения вообще увеличилась с первоначальных 650,3 млн до 2,5 млрд тенге. 

Все по закону 

Как констатировал председатель совета Орынбасар Кабиштаев, приведенные примеры – это лишь некоторые факты, на самом деле таких нарушений в области много. Как считают в РПП, здесь налицо факты недобросовестной конкуренции. Сначала путем демпинга победителем конкурса становится представивший максимально заниженное ценовое предложение. После сумма увеличивается через заключение дополнительного соглашения для проведения дополнительных работ и услуг.

При этом, по заявлению экспертов, использовать такую схему позволяет лазейка в законодательстве.

«Один из пунктов ст. 45 Закона РК «О государственных закупках» предоставляет заказчикам право заключать дополнительные соглашения в сторону увеличения суммы договора без проведения отдельного открытого конкурса. Таким образом, существует правовая коллизия, которая является условием для развития коррупционных рисков в этой сфере», – пояснил Саттар Игенов. 

На руку нечистоплотным чиновникам также примечание к ст. 207 КоАП, согласно которому должностное лицо не привлекается к административной ответственности при самостоятельном устранении нарушений, выявленных при камеральном контроле, в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего уведомления. Как подчеркнул эксперт, тем самым должностным лицам фактически предоставляется право нарушать закон о госзакупках, а в случае уличения в нарушениях – избежать ответственности.

Что делать?

Как отметил Орынбасар Кабиштаев, правоохранительные органы реагируют на нарушения по госзакупкам уже постфактум, а моменты выделения и освоения государственных денег остаются бесконтрольными. Дополнительные же соглашения фактически никто не отслеживает. 
Присутствовавший на заседании заместитель руководителя департамента внутреннего госау­дита по Туркестанской области Талгат Тултебаев сообщил, что у них нет такой функции, проводить проверки они могут только при поступлении жалоб от предпринимателей.

Представители управления госзакупок Туркестанской области, также приглашенные на заседание совета, на него не явились. Кстати, по прозвучавшим на заседании данным, по итогам двух прокурорских проверок в отношении этого госоргана было внесено 30 представлений. По результатам их рассмотрения было привлечено к дисциплинарной ответственности 21 должностное лицо, 31 – к административной, 10 дел перенаправлено в департамент Нацбюро по противодействию коррупции по Туркестанской области.

Между тем прокуроры попросили делегировать им из палаты специалиста для совместной деятельности в созданной при надзорном органе рабочей группе, которая будет заниматься проверкой порядка и законности проведения госзакупок. Эту просьбу совет удовлетворил, закрепив ее в одном из пунктов принятой резолюции заседания. Кроме того, члены совета решили направить результаты проведенного РПП мониторинга в областной департамент внутреннего госаудита для рассмотрения и принятия мер, а также разработать предложения о необходимости внесения изменений в ст. 45 Закона «О государственных закупках».

3115 просмотров

В Мангистауской области третий год не могут построить птицефабрику

Она могла бы решить нехватку в регионе мяса птицы и яиц

Фото: Ольга Золотых

Еще в начале года птицефабрику мясного направления, которая должна покрыть половину потребности Мангистауской области в курином мясе, обещали открыть сначала в сентябре, а затем в декабре. Сейчас ее ввод перенесли на середину следующего года. Также была перенесена сдача в эксплуатацию и птицефабрики яичного направления.

Птицефабрику мясного направления в Тупкараганском районе Мангистауской области начали строить еще в конце 2017 года, но в середине 2018 года проект встал: возникла проблема с инфраструктурой и прокладкой инженерных коммуникаций. Предприниматели вначале заручились поддержкой акимата – местные власти должны были подготовить площадки к строительству. Однако в бюджете средств на это не оказалось.

«ПСД очень долго разрабатывалась, потом были проблемы с экспертизой и коммуникациями. Но в этом году вмешался уже аким области, наш вопрос поставили перед региональной комиссией, и в результате в бюджет заложили средства – 888 млн тенге – на инфраструктуру», – сказал «Курсиву» директор ТОО «Актау Агро» Данияр Тургинов.

На брифингах, которые проходили в Актау с участием руководителя управления сельского хозяйства и заместителей акима области в начале и в середине этого года, журналистам сообщили, что птицефабрика вот-вот запустится: сначала говорилось о вводе в эксплуатацию в сентяб­ре, затем сроки сместились до декабря. В итоге, по последним данным, производство будет запущено в июне 2020 года.

К слову, сегодня более 80% куриного мяса в область завозят извне. Мелкие птицефермы не могут полностью покрыть потребности региона – сейчас она составляет 10 тыс. т мяса птицы в год. Планируется, что строящаяся птицеферма покроет половину от этой потребности – ее производственная мощность 5 тыс. т мяса в год. Сейчас здесь ведется строительство и установка оборудования.

«В инкубаторном цехе будут вылупляться цыплята. Яйца для этого цеха планируем завозить из соседней России и Турции, все будет зависеть от цены. В каждом птичнике – а их всего 16 – можно содержать чуть больше 30 тыс. птиц, будем выращивать их до товарного веса», – добавил Данияр Тургинов.

Затем птицу будут отправлять в убойный цех мощностью 2 тыс. голов в час, а оттуда на полки супермаркетов и рынки области. На четвертой площадке размес­тится комбикормовый завод мощностью 10 тыс. т в час. Здесь планируется производить корма не только для птицы, но и для скота. Стоимость всего проекта птицефабрики – 4,6 млрд тенге. Из них 1 млрд тенге – собственные средства казахстанского инвестора, остальные заемные. В течение следующих пяти лет планируется строительство «родительской площадки». Таким образом, отпадет вопрос о закупе яиц для инкубаторов в других странах. Тогда же мощности фаб­рики могут увеличиться вдвое, а потребность области покроется на 100%.

Что касается птицефабрики яичного направления в Мунайлинском районе, то изначально ее также планировали запустить в 2019 году, но еще в 2018 году из-за проблем с инфраструктурой сроки ввода в эксплуатацию перенесли на 2020 год.

«Сейчас стоит вопрос по финансированию проведения коммуникаций и инфраструктуры. Компания просила акимат выделить средства, но денег на это в бюджете не предусмотрено. На эти работы необходимо 100 млн тенге. Сейчас мы отправили заявку для рассмотрения данного вопроса и финансирования через программу «Дорожная карта бизнеса-2020». Но пока ответа нет», – рассказал в интервью «Курсиву» заместитель руководителя Мангистауского областного управления индустриально-инновационного развития Талгат Абдикадыров.

Двумя месяцами ранее на брифинге в РСК заместитель акима Мангистауской области Нурдаулет Килыбай отметил, что вопрос с выделением средств практически решен.

«Недавно аким области дал задание экономистам, чтобы они заложили деньги на строительство инфраструктуры на эту базу», – сказал Нурдаулет Килыбай.

Сам проект стоимостью около 5 млрд тенге называют очень важным для региона, ведь в области нет ни одной птицефаб­рики, которая производила бы куриные яйца в промышленных масштабах. Мощность будущего производства – 143 млн яиц в год. При этом регион потребляет в среднем до 100 млн яиц в год. Оставшуюся часть продукции планировалось отправлять на экспорт в Иран.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance