3593 просмотра

Эксперт предлагает проанализировать налоговые льготы в Казахстане

Средний бизнес в стране вытесняется квазигоссектором

Фото: Shutterstock

Председатель управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жаннат Ертлесова 9 декабря предложила провести ревизию налоговых льгот в стране для устранения имеющихся перекосов в отношении среднего бизнеса.

«Ни разу в Казахстане не была проведена нормальная экономическая оценка налоговых льгот, хотя весь (Налоговый) кодекс – это льготы. Я считаю, что нужно оценить их эффективность», – заявила Ертлесова на конференции в Нур-Султане.

Она считает, что налоговые поступления в бюджет в странах ОЭСР в два раза выше, чем в Казахстане, не потому, что в стране низкие налоги и большое количество льгот, а в связи с высоким уровнем теневого сектора.

При этом, продолжила эксперт, налоговые льготы в Казахстане распространяются, как правило, на микро- и малый бизнес, вне государственной поддержки остается средний бизнес – основа устойчивого развития любой страны.

В результате его вклад в экономику Казахстана неуклонно снижается и значительно отстает от аналогичного показателя в развитых странах: вклад среднего бизнеса в ВВП США составляет 33%, в Австралии – 23%, в Канаде – 11%, в Казахстане – 4,5%.

«Это самый гибкий бизнес, но ни в Налоговом кодексе, ни в программе «Дорожная карта бизнеса 2020» нет льгот для среднего бизнеса, его количество в стране ежегодно сокращается, львиная доля среди этих предприятий – это квазигоссектор», – заключила спикер.

Ранее министр национальной экономики Руслан Даленов заявил, что казахстанский бизнес сможет сэкономить 15 млрд тенге только на планирующемся государством объединении пенсионных и социальных платежей и проведении их через корпорацию «Правительство для граждан».

Он также напомнил, что субъекты микро- и малого предпринимательства на три года будут освобождены от уплаты налога на доход, в том числе налога на доход (КПН, ИПН), соцналога для налогоплательщиков, работающих по упрощенной декларации, единого земельного налога для крестьянских и фермерских хозяйств. В результате бизнес за три года сэкономит 382 млрд тенге. Помимо этого, в послании главы государства 2 сентября этого года поручено выделить 250 млрд тенге на 2020-2022 годы в рамках новой госпрограммы «ДКБ-2025», всего же по «ДКБ-2025» будет предусмотрено выделение на пять лет 421 млрд тенге.

В сентябре президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил освободить малый бизнес от уплаты налогов на три года, а также ввести мораторий на проверки с 1 января 2020 года. При этом мораторий не будет распространяться на проверки, связанные с предотвращением массовой угрозы населению, по обращению самого предпринимателя, таможенных и налоговых органов, органов прокуратуры, в области оценки соответствия. А также на проверки по основаниям, предусмотренным Законом «О госрегулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» и Уголовно-процессуальным кодексом, и проверок, проводимых в целях мониторинга санитарно-эпидемиологической безопасности продукции.

banner_wsj.gif

207 просмотров

Летние площадки спасают сегмент Food & Beverage от разорения

Они стали хорошим подспорьем для рестораторов в период карантинных ограничений

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы работают 3,3 тыс. ресторанов и кафе, в Нур-Султане – 1,9 тыс., судя по данным restoran.kz. Все эти заведения даже после частичного снятия эпидограничений не могут работать в полную силу. Под запретом караоке, кальянные, банкетные залы, ночные клубы и фудкорты. Во время усиления карантинных мер в прошедшие выходные межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции закрыла даже небольшие кафе и рестораны, разрешив работу лишь заведениям на открытом воздухе.

Спасительные летники 

Летние площадки пользовались популярностью и до карантина – они позволяют увеличить вместимость заведения почти вдвое, не требуют серьезных капиталовложений и сложных согласований. А в теплое время притягивают множество желающих посидеть на свежем воздухе.

DSC08017.JPG

 «В Нур-Султане, с учетом длинной зимы, если в ресторане есть «летка», то он в приоритете. В Алматы «летка» – это вообще неотъемлемая часть ресторана, некая классика», – говорит председатель гильдии шеф-поваров города Нур-Султана Рустам Имамниязов.

Но из-за сезонности акцент на летних площадках делали немногие заведения с очень удачным расположением, позволяющим заработать за теплое время года приличную прибыль. Даже в солнечном Алматы летние площадки, по данным restoran.kz, были лишь у каждого седьмого заведения. А в Нур-Султане и того меньше – короткое лето и сильные ветры мешают работе летников. 

Но сейчас, с учетом карантинных ограничений, именно летние площадки выручают рестораторов. Чтобы выжить и выполнить обязательства перед работниками и поставщиками, нужно привлечь посетителей, поэтому  операторы Food&Beverage (F&B) стали использовать каждый метр на свежем воздухе.

«В текущих условиях рестораторы пытаются максимально расширять площадь посадки на летнике, добавляя столы и стулья из основного зала», – продолжает Имамниязов.

DSC08200.JPG

Но лето спасло не всех – многие кафе и рестораны закрылись.

«Процентов пятьдесят не смогли выполнить стандарт и открыть летники. У многих не было площадок в принципе, а выставлять столы, которые мешают проезду, нельзя», – делится член Клуба рестораторов РК Зульфия Юсупова. 

«У нас ситуация в ресторанном бизнесе очень неоднозначная. Общепит работает, как в лотерее. Кейтеринг, фастфуд на фудкортах и банкеты не работают уже очень долго. Финансирования никакого нет. Все резервы закончились. В этом месяце окончательно уволили всех сотрудников с фудкортов «Меги» и кейтеринга. Работает только маленькая «Алина», и то на 30%», – отмечает ресторатор Юрий Пааль.

И это несмотря на то, что владельцы ТРЦ берут на себя расходы по содержанию фудкортов и не взимают с них аренду.

DSC08085.JPG

Как открыть летнюю площадку

Для получения разрешения на открытие летнего кафе, по данным Клуба рестораторов РК, достаточно написать заявление в управление городского планирования и урбанистки (УГПиУ) и приложить к нему эскизный проект летника. УГПиУ со своей стороны сообщает, что такое разрешение можно было оформить онлайн даже во время карантина. УГПиУ проверяет эскиз по основным критериям: расположению и используемым при обустройстве кафе материалам. Сезонное кафе должно непосредственно примыкать к стационарному заведению общественного питания или отстоять от него на расстоянии не более пяти метров.

При этом расположение летника не должно мешать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта. Кафе нельзя размещать на крышах жилых домов или пристроек к ним. Также не допускается, чтобы внутри летних кафе оказались кроны и стволы деревьев. При обустройстве летней площадки нельзя использовать тяжелые строительные материалы – кирпичи, бетонные блоки и плиты, стальные профлисты. Запрещена облицовка летников черепицей, металлом, рубероидом, асбестоцементом, а также полимерной пленкой и баннерами. Пространство внутри нельзя перегораживать блоками с остеклением или сайдинг-панелями. Временная крыша должна быть в виде зонтов над каждым столиком или террасных маркиз открытого типа.

DSC08069.JPG

Санитарный надзор

На летних площадках, как и везде, ужесточены санитарные нормы:

«Если раньше просто подмели и помыли (летник. – «Курсив»), то теперь ежедневно проводится дезинфекция», – объясняет Юсупова.

Минимальное расстояние между столами – два метра, за одним столиком может сидеть не более четырех человек, за исключением членов одной семьи. На входе в летнее кафе для посетителей размещены антисептики и влажные коврики, кроме того, у клиентов измеряют температуру. У самих сотрудников общепита также проверяют температуру в начале и в конце смены. Во время работы они обязаны пользоваться одноразовыми масками и перчатками. Соблюдение санитарных норм проверяют сотрудники районных отделов департамента качества и безопасности товаров и услуг. Среди нарушений, которые сейчас выявляют чаще всего, – несоблюдение режима работы (общепит должен работать до 23.00), несоблюдение расстояния между столиками, отсутствие журнала прихода/ухода, термометрии сотрудников или ответственного за соблюдение сантребований, отсутствие или неправильное использование персоналом масок, перчаток, санитайзеров и тары для их утилизации, неправильное хранение продуктов питания и т. д. Заведения-нарушители штрафуют и приостанавливают их деятельность до тех пор, пока все правила не будут выполнены. 

2222_1.png

Улыбка под маской

Сегмент F&B во время пандемии оказался в сложной ситуации во всем мире. Сервис бронирования OpenTable, в котором представлено более 60 тыс. ресторанов по всему миру, подсчитал: четверть заведений, закрывшихся из-за пандемии, больше не откроется. Возобновившие работу рестораны и кафе ищут оригинальные решения, чтобы продемонстрировать гостеприимство и заботу о здоровье своих посетителей. В США, по данным Wall Street Journal (WSJ), официанты для ограничения контакта с обедающими откупоривают бутылку вина и ставят ее на стол, вместо того чтобы наполнить бокалы гостей. Со столов пропали специи, а графины с напитками заменены герметичными пакетами. Сотрудники ресторана Emilio’s, Harrison, N. Y. носят фиолетовые перчатки, чтобы не создавать ассоциации с больницей, и раскрывают одноразовые меню на глазах у посетителей, демонстрируя, что меню не используется повторно.

«Мы – артисты, это гостеприимство», – комментирует WSJ свои решения ресторатор Серджио Брасеско.

А McDonald’s Corp. предложил своей команде в масках приветствовать клиентов поднятием вверх больших пальцев.

Люди по-прежнему хотят посещать кафе и рестораны, чтобы пообщаться с другими людьми или семьей в другой обстановке. И по-прежнему ожидают увидеть на лице официанта приветственную улыбку, даже если она будет скрыта под маской. Как говорил Юрий Никулин, «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

DSC08046.JPG

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg