Актюбинским рестораторам не хватает кадров

По мнению экспертов, аналогичная ситуация наблюдается и в приграничных регионах России

Фото: MikroKon

Миф о том, что в провинции нет хороших ресторанов, развенчан несколько лет назад. В Актобе стимул для улучшения системы общепита дали не столько государственные деятели, сколько зарубежные звезды эстрады и кино. Хотите, чтобы на корпоративе выступали исполнители высокого уровня, извольте привести в соответствующий вид гостиницы и рестораны.
 
То, что за последние годы уровень ресторанного бизнеса в западном регионе заметно вырос, подтверждают и в Ассоциации ресторанного и гостиничного бизнеса Актюбинской области. 

«Отрадно, что приезжаешь в район, а там много современных ресторанов. Спрос хороший. Что касается Актобе, то кухня у нас не хуже, чем в Нур-Султане или Алматы, а вот сервис немного хромает», – признается председатель ассоциации Бану Тлегенова

Сервис и обслуживание в ресторане напрямую зависят от персонала. Впечатление от некачественного обслуживания не сгладят даже самые изысканные блюда, поданные в эксклюзивной посуде. Приходить в такой ресторан снова посетители не станут, считает Бану Тлегенова. Она уверена – проблемы с персоналом наблюдаются не только в Актобе, но и практически во всех крупных городах Казахстана.

«Огромная нехватка кадров. Это и технический персонал, и работники кухни. Их очень мало. Не можем найти ни техничку, ни гардеробщицу, ни посудомойщицу. Предлагаем зарплату в 60 тыс. тенге за 15 дней. Не идут! Дошло до того, что рестораторы приглашают работников не на день, а по часам», – отмечает г-жа Тлегенова. 

Одна из востребованных профессий на актюбинском рынке – официант. Если в Турции или Европе работники этой профессии – люди среднего и старшего возраста, то в Казахстане официанты – молодежь. Однако тенденция последних двух лет такова – молодые люди не желают работать официантами.

«Я уже 20 лет работаю в ресторанном бизнесе, но такого не было никогда: это стало проблемой номер один. Раньше держались за работу, на подработку шли. Сейчас или родители обеспечивают, или требования у молодежи завышенные», – говорит глава ассоциации. 

Колпак не давит?

Не все гладко и в поварской среде: выпускники колледжей, получив специальность повара, без проблем устраиваются на работу. Вот только проработав чуть больше полугода, уходят. 

«Одни идут в другие заведения, другие свое дело открывают. Успешно или нет – это другой вопрос. На самом деле, работа повара – это тяжелый труд, многие просто не оценивают свои силы, а когда понимают, что это такое, то не стараются пре­одолеть себя, а увольняются. Десять лет назад я не могла устроить своих студентов на практику. Теперь и практика есть, и работы достаточно, но выпускники не выдерживают», – рассказывает преподаватель актюбинского технико-технологического колледжа Роза Кенжина.

Рестораторы отмечают: опытные шеф-повара, оценивая ситуацию, начинают выдвигать свои требования, просят повысить зарплату. Если же владелец ресторана не соглашается, руководитель кухни уходит, причем вместе со своей командой.  Труд начинающего повара сегодня оценивается в 70–80 тыс. тенге, мастер средней руки зарабатывает от 100 тыс. тенге, шеф-повар – 250 тыс. тенге. Для Актюбинской области это неплохие деньги. 

К слову, критическая ситуация с кадрами также охватила пиццерии и суши-бары. Владелец такого заведения Аслан Нурсултанов решил заниматься «взращиванием» собственных кадров. Сейчас его выпускники – лучшие в своем деле. Однако и тут возникла проблема.

«Обучатся и мнят себя профи, открывают пиццерию. Закрываются, не выдерживая конкуренции, снова приходят к нам. Я бы и рад не брать их на работу, но у меня выбора нет... Проблема в нынешнем поколении: ценности у молодежи другие, они безответственные и ленивые. Приходят после колледжа и хотят сразу 200 тыс. зарабатывать. Предлагаешь меньше, просто уходят», – обрисовывает ситуацию Аслан Нурсултанов. 

Ошибки и решения

В России ситуация с кадрами не лучше. Эксперты рынка отмечают, что люди не идут работать в систему общепита по разным причинам: кто-то считает эту отрасль несерьезной, другие – из-за небольшой зарплаты.

«Мы берем людей «с ноля» и обучаем. Мотивируем разными способами, поэтому от нас практически не уходят. Сейчас ресторанный рынок повсеместно ломают дилетанты. Пытаются выдвинуться, не имея опыта в общественном питании. А через полгода удивляются, почему к ним не идут люди, а еще через полгода продают бизнес. Их первая ошибка – ценовой демпинг. Вот такие новички портят потребителя», – считает генеральный директор Союза «Федерация рестораторов и отельеров Оренбургской области» Павел Скляренко

Алматинский эксперт в области маркетинга Ростислав Инжаков считает, что причина провала новичков в ресторанном бизнесе кроется в том числе и в том, что они не привлекают специалистов.

«Если ты идешь в бизнес, то нужно быть в этом профи. Клиента легко привлечь, а вот удержать гораздо сложнее. Новые рестораны не привыкли удивлять своих гостей разно­образием меню, они просто бьют чеком и скидками. Это путь в никуда. Есть хорошие программы лояльности. К примеру, поел на определенную сумму, какой-то процент зачисляется на карточку клиенту. И его можно использовать, когда придешь снова. К сожалению, в провинциальных городах это не используют», – говорит он.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Без работы осталась треть работников предприятий – участников опроса НПП «Атамекен»

В онлайн-опросе участвовали 37 тыс. предприятий, причем 99% из них представляли малый бизнес

Фото: Pixabay

Большая часть участников опроса – предприниматели, работающие в сфере услуг. 41% респондентов трудятся в такой сфере, как торговля, 18% – в сфере бытовых услуг,  8,5% работают в АПК, 6% – в общепите, 5,4% – в транспортной сфере.

Опрос показал, что бизнес на треть уменьшил число рабочих мест – из 279,6 тыс. «докарантинных» сотрудников 41,3 тыс. человек были сокращены, еще  52,2 тыс. – отправлены в бессрочные отпуска. 

Наиболее болезненно ограничения ударили по бизнесу в Туркестанской области, где респонденты отметили совокупную потерю 67% рабочих мест, в Мангистауской и Кызылординской областях (52%), в Шымкенте (48%) и Карагандинской области (44%). Наименьшие потери указали предприниматели Алматинской области (17% рабочих мест), Акмолинской и Костанайской областей (по 18%) и Северо-Казахстанской области (19%). От 22 до 42% рабочих мест сокращены в компаниях-респондентах Актюбинской, Жамбылской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Западно-Казахстанской областей.

Ситуация-с-занятостью-в-разрезе-отраслей.jpg

Опрошенные 3323 компании Алматы, крупнейшего рынка страны (29,4% розничной торговли), показали среднюю потерю рабочих мест, т. е. 37%. Компании Нур-Султана, второго по величине рынка Казахстана (11,4% розницы), показали потерю 19% рабочих мест (на основании данных, предоставленных 2 264 компаниями).    

Screenshot_3_2.png

Анализ по отраслям продемонстрировал, какие сферы оказались самыми уязвимыми на фоне пандемии и карантина.  Предприятия общественного питания оптимизировали 65% рабочих мест, отдыха и развлечений – 62%, туризма – 58%. Наиболее востребованными рабочие руки оказались в сфере АПК (в целом сокращено 13,6% рабочих мест), образования (24%) и торговли (27%). От 34 до 44% рабочих мест сократили в опрошенных компаниях, оказывающих услуги в сфере b2b, транспорта, в гостиничном бизнесе, совершающих операции с недвижимостью, а также  бытовые и прочие услуги.

Также исследование показало, что 35% предпринимателей наблюдают кардинальное сокращение выручки, 20% не имеют доходов вообще, 15% отмечают сокращение спроса и доходов. Как следствие, 23% опрошенных компаний не могут обслуживать займы, 20% не могут оплатить налоги и другие обязательные платежи, 2,7% не имеют средств на выплату заработной платы, оплату аренды и коммунальных услуг.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg