Восемь проектов ГЧП на 38,7 млрд тенге реализуются в Атырауской области

Субъекты бизнеса для реализации проектов по механизму ГЧП выбираются на конкурсной основе

фото: shutterstock.com

Озеленением областного центра Атырауской области в этом году впервые занялась частная компания в рамках государственно-частного партнерства. Проект сотрудничества рассчитан на пять лет и оценивается в 4,6 млрд тенге, передает корреспондент Kursiv.kz.

В рамках реализуемого проекта частный партнер в лице ТОО «Каспийдомостострой» будет производить не только посадку и уход за зелеными насаждениями и цветниками, но и дополнительно разобьет пять фруктовых садов в городе Атырау. Только в этом году компания высадит в нефтяной столице 12 тыс. кв.м цветников, произведет обрезку 3 тыс.деревьев. Помимо ухода за парковыми зонами компания разработает и цифровую карту зеленых насаждений. Денежные средства из бюджета предприятие будет получать долями в течение пяти лет на протяжении действия контракта. 

«Если расценивать с точки выгоды местных исполнительных органов и города в целом, то в таком длительном сотрудничестве есть масса преимуществ», - считает директор ТОО «Atyrau Innovations» (компания предоставляет консультационную поддержку по проектам ГЧП) Арман Альмереков.

По его словам, если раньше озеленительные работы города полностью зависели от сроков проведения государственных закупок, и порой начало работ по тем или иным причинам запаздывало, то теперь у компании, взявшей на себя эти обязательства, есть время для заблаговременной подготовки к предстоящему сезону.

«Еще одно преимущество кроется в длительности контракта – у заказчика нет необходимости искать подрядчика из года в год. На протяжении всего действия договорных обязательств все работы будет выполнять одна компания, а это значит, что у предприятия есть отличная мотивация подходить к своей работе крайне ответственно. Частный партнер в свою очередь обеспечен объемом работ на продолжительный период», - рассказал Арман Альмереков.

В Атырауской области, по данным областного акимата, в рамках ГЧП реализуется 8 проектов на сумму 38,7 млрд тенге. Среди них – освещение улиц городов Атырау и Кульсары с применением энергосберегающих технологий. Еще один социально-важный проект направлен на дорожную и общественную безопасность – система фото-видеофиксации. В рамках дорожной безопасности запланирована установка аппаратно-программных комплексов фото-видеофиксации и видеоаналитики на 51 перекрестке и 153 линейных участках. В рамках же общественной безопасности будет установлено более 770 новых видеокамер и 750 уже действующих видеокамер будут интегрированы в одну общую систему. Также частным партнером будет предоставлено 100 «рабочих мест» - планшетов с портативным принтером. Сотрудники правоохранительных органов смогут в режиме онлайн на месте проверить автовладельцев на наличие штрафов, задолженности по алиментам и неуплаченным налогам. Таким образом, профилактическая работа будет выстроена максимально эффективно, считают разработчики проекта.

Говоря о доходах бизнеса, участвующего в механизме ГЧП, стоит отметить, что в результате анализа, проведенного Министерством экономики РК, проекты ГЧП были поделены на три категории.

Первая категория проектов предусматривает полное возмещение инвестиций и операционных затрат частного партнера из бюджета.

По проектам второй категории предусматривается частичное возмещение инвестиций за счет бюджета.

Третья категория включает проекты, которые не компенсируются из бюджетных средств, но частный партнер окупает вложенные инвестиции за счет оказываемых услуг и госзаказа.

К слову, из восьми реализуемых проектов в Атырауской области семь проектов относятся к первой категории, один – ко второй. Тем не менее, среди бизнесменов есть те, кто решается на капитальные инвестиции в рамках ГЧП.

«Контракты по проектам ГЧП заключаются на срок от 3 до 30 лет. Это дает возможность бизнесменам смело инвестировать деньги с пониманием того, что они будут окупать инвестиции на период контракта. Это своего рода выгода для частного партнера в лице бизнесмена. Выгода заказчика в лице государственных органов кроется в снижении единовременной нагрузки на бюджет. То есть результат по проекту заказчик получает здесь и сейчас, а деньги начинают выплачиваться, когда проект реализован. В то же время у заказчика отпадают риски, что предприниматель некачественно выполнит работы или, взяв аванс, не доделает взятые на себя обязательства», - поясняет Арман Альмереков.

Субъекты бизнеса для реализации проектов по механизму ГЧП выбираются на конкурсной основе. Конкурс проходит в два этапа.

«Это квалификационный отбор, когда компания проверяется по ряду таких критериев, как например - платежеспособность, отсутствие задолженностей сроком более трех лет, реальные активы потенциального частного партнера. После квалификационного отбора на втором этапе компании предоставляют свои заявки, в которых указывают какие работы, услуги и за какой срок они готовы выполнить. По каждому критерию участникам присуждаются баллы. Выигрывает тот предприниматель, который наберет наибольшее количество баллов», - поясняет собеседник Kursiv.kz.

Любая инициатива потенциального частного партнера – будь то скидка за оказываемые работы и услуги, поставку товаров, дополнительные работы сверх проекта, отсрочка платежа на оговоренный срок, повышают шансы компании на победу.

«Одним словом, механизм ГЧП – прекрасная альтернатива знакомой уже всем схемы государственных закупок, когда выбор победителей-исполнителей государственного заказа определяется не по качеству, а по более низким ценам», - считает г-н Альмереков.

К слову, пока реализуемые сегодня проекты в рамках ГЧП в Атырауской области воплощаются в жизнь преимущественно в областном центре. Но вполне вероятно, что уже в скором времени акимы районов будут наделены полномочиями для реализации проектов ГЧП в районном масштабе.

«Все районные акимы Атырауской области уже прошли соответствующее обучение в Астане в Центре ГЧП. Акимы на местах видят проблемы районов, знают какими долгосрочными проектами могут привлекать частных инвесторов, что могут передать в конкурентную бизнес-среду, повышая тем самым эффективность своей работы. Поэтому включение их в механизм ГЧП логично и оправдано», - заключил собеседник.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg