Система господдержки не успевает за ростом объемов сельского хозяйства в ВКО

Бюджет задолжал фермерам, по разным подсчетам, от 11 до 14 млрд тенге субсидий

Фото: Shutterstock

Сельхозтоваропроизводители Восточного Казахстана оказались в затруднительном положении. Бюджет задолжал фермерам по разным подсчетам от 11 до 14 миллиардов тенге субсидий. Но деньги они получить не могут. Учитывая отсутствие финансирования, цифровая платформа для бизнеса в АПК Qoldau даже не принимает электронные заявления.

За выпитое молоко

На минувшей неделе на заседании в Палате предпринимателей ВКО «Атамекен» фермеры подняли проблему недофинансирования молочной отрасли. Люди сдают молоко на перерабатывающие предприятия, но субсидии от государства получить не могут.

По данным пресс-службы палаты, в 2019 году на поддержку молочного животноводства в ВКО выделено 823 млн тенге. Из них 513 млн тенге направлены на выплату прошлогодних долгов, оставшиеся 310 млн тенге уже выплачены в I квартале этого года. «С 10 апреля в связи с отсутствием средств на удешевление производства молока сельхозтоваропроизводители области не имеют возможности даже подать заявки. Согласно действующим правилам, при отсутствии финансовых средств заявки не принимаются, а электронные заявления, поданные по истечении трех месяцев, не субсидируются. В результате производители молока оказались полностью лишены мер государственной поддержки в этом году», – сообщает пресс-служба Палаты предпринимателей ВКО «Атамекен».

Аналогичная ситуация складывается и по другим направлениям субсидирования в сельском хозяйстве. Убытки терпят и те, кто занимается мясным животноводством, семеноводством. Председатель постоянной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса областного маслихата депутат Ержан Нурбаев аккумулирует все обращения фермеров по проблеме.

«Задолженность в сельхозотрасли перед предпринимателями сложилась на уровне от 11 до 14 млрд тенге, из них 6–7 млрд тенге – долги перед животноводами. Деньги выплачиваются, но этого недостаточно. На семеноводство дали всего 800 млн тенге, а общая потребность – уже 1,8 млрд тенге. Планировали бюджет один, а в процессе программа поменялась, изменились цены, отсюда – возрастающая потребность в деньгах. Поэтому бюджет на субсидии нуждается в корректировке», – отметил в комментариях «Курсиву» Ержан Нурбаев.

В чем причина?

Конкретизируя данные по молочникам, депутат приводит такой пример. Если раньше фермеры получали субсидии на удешевление из расчета 25 тенге на один литр молока, то сейчас цена в некоторых хозяйствах поднялась до 35.

«Есть план, а есть сверхплан. Люди в селах все больше начинают покупать скот, технику. И эта динамика «тащит» за собой увеличение продукции, что, в свою очередь, вызывает рост объемов субсидий. Хорошо, что наше сельское хозяйство поднимается на другой уровень, но под этот рост теперь нужно финансы «подтягивать». Например, сельхозтоваропроизводитель покупает хорошие дорогие семена в надежде, что государство вернет ему часть затрат. Он вкладывает деньги, проводит посевную, обращается за субсидиями, а ему не дают. А фермер уже залез (в долг. – «Курсив»), понадеялся на государство», – говорит Ержан Нурбаев.

С этого года все заявки на выплату субсидий подаются исключительно в электронном виде через единый реестр – систему Qoldau. Большой плюс новых методов работы с сельхозтоваропроизводителями – сокращение коррупционных рисков. Просто нет человеческого фактора. Все автоматизировано. Но у Qoldau есть и свои минусы.

«Во многих селах у нас плохой интернет. Кроме того, мелкие фермеры не знают о том, что имеют право на субсидии, и не понимают, как правильно оформить документы через электронные сервисы. В некоторых районах крестьяне даже платят по 50 тыс. тенге за консалтинговые услуги частным фирмам, чтобы правильно заполнить в электронном формате те или иные формы. Хотя все эти услуги можно получить бесплатно через наши районные центры поддержки предпринимательства», – сказала на заседании рабочей группы Общественного совета ВКО эксперт отдела развития АПК региональной Палаты предпринимателей «Атамекен» по ВКО Галиябану Сигаева.

Но более серьезная проблема при работе фермера с Qoldau – невозможность хотя бы подать заявку в случае, если средства по определенной программе субсидирования кончились. По прежней схеме у человека могли принять документы, чтобы в дальнейшем, когда появится финансирование, выплатить деньги. Теперь же скотовод, который не знает, достаточно ли заложили средств в бюджет на субсидии, должен подавать заявку, получать отказ и снова пытаться.

В настоящее время в электронном реестре заявок Qoldau по Восточно-Казахстанской области в разделе «Субсидии по животноводству» с 12 по 18 июня вынесены отрицательные решения на заявки 66 крестьянских хозяйств.

Достучаться до министров

Один из таких фермеров, который даже не смог отправить заявку, руководитель КХ «Жомарт» из города Зайсан, написал обращение на блог-платформу министра сельского хозяйства с просьбой разобраться в проблеме. Руководитель ведомства Сапархан Омаров в ответ на жалобу фермеров напомнил, что субсидирование животноводства осуществляется в пределах средств, выделенных местными бюджетами.

«Таким образом, при освоении утвержденного объема субсидий определенного направления в текущем месяце заявка в информационной системе формироваться не будет. Следует отметить, что при выделении дополнительных средств из местного бюджета или перераспределении с других направлений вы можете подать заявку», – написал Сапархан Омаров.

Когда наболевший вопрос обсуждался между членами постоянной комиссии по вопросам АПК областного маслихата, депутаты предложили детально разобраться, почему вырос такой большой долг по субсидиям перед сельхозтоваропроизводителями. Решено отправить письмо акиму области Даниалу Ахметову и направить инициативную группу в Министерство финансов и Министерство сельского хозяйства.

«Нужно просить о дополнительном финансировании из республиканского бюджета, потому что областной бюджет не выдержит такую нагрузку. Чуда не произойдет, ведь бюджет уже сбалансирован. А сумма необходима большая», – заключил Ержан Нурбаев.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg