АДГСПК обещает истребить коррупцию в сфере госуслуг в 2020 году

Бизнес по-прежнему ждет, когда агентство всерьез возьмется за госзакупки

фото: shutterstock.com

Бытовая коррупция, когда чиновников благодарят «конвертами» за оказание или убыстрение государственной услуги, практически полностью исчезнет в 2020 году, прогнозирует заместитель председателя Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции Олжас Бектенов. Он связывает это с переводом в электронный формат 90% госуслуг, оказываемых физлицам, а вот в сфере госзакупок дело обстоит не так просто: на эту сферу по-прежнему приходится 12% от общего количества зарегистрированных коррупционных преступлений. И оцифровка этой сферы пока не дает ощутимых результатов.

Как пояснил Олжас Бектенов в ходе недавней онлайн-конференции, вопрос недопущения совершения коррупционного деяния – это узловой момент в работе агентства, которому по природе своей деятельности важно не посадить кого-то за взятку, а устранить саму возможность эту взятку дать или получить. В случае с госуслугами для населения, все оказалось просто: чем меньше граждане контактируют с чиновниками, тем меньше искушений и у первых, и у последних. И цифровизация госуслуг в этой сфере стала действенным инструментом – зафиксировано снижение зарегистрированных коррупционных деяний на 23% за последние три года. Именно поэтому антикоррупционное ведомство в этой сфере намерено и далее гнуть цифровую линию, что, по прогнозу его руководства, позволит в этой сфере практически полностью истребить так называемую бытовую коррупцию, выражающуюся в оказании какой-то помощи за взятку, уже в следующем году.

Чтобы масштабы исключения физических контактов населения и чиновников были яснее, отметим, что в год в Казахстане оказывается порядка 140 млн государственных услуг, 85% из них оказаны онлайн, то есть вообще без какого-либо контакта между чиновником и физлицом.

Бизнес освобождают от мзды в ручном порядке

Взаимоотношения бизнеса и чиновника цифра пока не берет, поскольку, по признанию Олжаса Бектенова, схемы в этой сфере существуют более изощренные, нежели в вопросе контактов с населением. И немудрено: ставки взяток и откатов здесь гораздо большие, чем разовый конверт от народа. Это признается и высшим руководством АДГСПК: в начале февраля прошлого года председатель агентства Алик Шпекбаев заявил, что сфера госзакупок по-прежнему остается в зоне высоких коррупционных рисков, поскольку на нее приходится 12% от общего количества зарегистрированных коррупционных правонарушений. В этом году доля госзакупок в общем количестве коррупционных деяний (в прошлом году в Казахстане их было зарегистрировано свыше 1 700) практически не изменилась.

При этом в числе самых коррупциогенных видов госзакупок продолжает оставаться процедура проведения закупок из одного источника, помимо этого значительный вред интересам государства наносится многократным завышением цен закупаемых товаров, работ и услуг со стороны госоргана. И здесь процесс оцифровки сам по себе не решает проблемы, более того, в настоящее время в госорганах распространилась схема, когда чиновники закупают товары, работы и услуги у нужной компании по демпинговой цене, а потом путем заключения допсоглашений догоняют цену до приемлемой.

Последнюю схему, как одну из самых распространенных, выявил в прошлом году центр прикладных исследований «Талап», директор которого Рахим Ошакбаев на февральской коллегии АДГСПК озвучил еще одну потенциально коррупционную лазейку: приобретение нецелесообразных для того или иного госоргана товаров, работ и услуг. Так, по его сведениям, ДВД одного из регионов собиралось приобрести массажное кресло стоимостью около полумиллиона тенге.

Для того чтобы выявлять такие схемы и вырабатывать меры по противодействию, агентство еще в феврале прошлого года запустило в Астане в пилотном режиме проект «Астана –адалдықалаңы», основным направлением деятельности которого является исключение коррупционных рисков в проведении государственных закупок. Этот проект в ручном режиме должен разработать и воплотить новые механизмы по профилактике коррупции в сфере госзакупок, которые могли бы стать модельными для других регионов. Но уже сейчас очевидно, что государство без помощи участников госзакупок и общественности ситуацию в этой сфере не изменит.

Письма счастья завтрашнего дня

Уже упомянутый центр «Талап» имеет свое видение подключения общественности к борьбе с коррупцией в сфере госзакупок: Ошакбаев предлагает ввести инструмент общественного их мониторинга на портале госзакупок, где сейчас (спасибо сыгравшей все же свою роль цифре) размещается информация о всех закупах государственного и квазигосударственного сегмента.

«Мы можем на основе этого делать превентивные письма, или письма счастья, то есть если мы увидели конкурс, объявленный на кресло стоимостью полмиллиона, ничто не мешает нам отправить письмо организатору конкурса с указанием на то, что, возможно, это нерелевантный конкурс, одновременно отправив их в проводящий закупку госорган и в антикоррупционное ведомство, – сказал Ошакбаев на коллегии агентства. – Хочу подчеркнуть, что никто при этом не делает никаких правовых выводов, никто не заменяет собой какие-то госорганы, просто общественность проводит свой мониторинг и делает предположение, выдвигает гипотезу по той или иной госзакупке, что здесь есть риск правонарушения или, возможно, есть риск ограничения конкуренции. Далее организатор закупок сам принимает решение», – заметил директор центра «Талап».

По его словам, в 2018 году мониторинговая группа возглавляемой им структуры проводила анализ госзакупок в рамках сотрудничества с АДГСПК и установила, что 72,5% госзакупок были проведены с ограничением конкуренции – а могли бы стать более эффективными как для государства, так и для поставщиков товаров, работ и услуг для госорганов.

В свою очередь Олжас Бектенов в ходе своей онлайн-конференции, прошедшей 21 февраля, признал, что общественный контроль за деятельностью государственных органов способен сыграть большую роль в предотвращении коррупции. И идея с письмами счастья от общественности может стать одним из механизмов недопущения коррупции и ограничения конкуренции в сфере госзакупок. Которую пока, похоже, исправлять можно только ручными способами: под цифру наш умудренный опытом госаппарат приспособился.

Воля акима превыше всего

Впрочем, цифра своего последнего антикоррупционного слова еще не сказала: в настоящее время в сфере общественного контроля за госзакупками внедряется интерактивная карта – онлайн-платформа, где в режиме реального времени любой человек может выбрать строящийся объект, который интересует его– дорогу, детский сад, школу, дворовую площадку у себя во дворе, и посмотреть, сколько на него было выделено средств из бюджета, кто был подрядчиком, какие гарантийные сроки предоставлялись подрядчиком и по какой технической спецификации работал этот подрядчик.

«Если человек не удовлетворен, видит, что по факту получилось совсем другое, он тут же имеет возможность подать жалобу здесь же, на этой карте на портале, и она сразу попадет и в уполномоченный орган, и в акимат, и к нам в агентство, – сказал Бектенов. – Сейчас в Астане этот проект реализован… Но в целом больше преступлений совершается сотрудниками местных исполнительных органов, потому что сейчас все вопросы реализации госполитики решаются на местах, все в руках местной власти. Соответственно, больше соблазнов, больше возможностей и больше чиновников работает в местных органах власти, следовательно,там мы фиксируем больше число правонарушений», – добавил он.

Так что в ближайшем будущем наработанный в столице антикоррупционный цифровой опыт начнет распространяться на регионы. Даст ли это результаты– покажет ближайшее время: по мнению зампреда АДГСПК, если у акима конкретного аппарата и его подчиненных есть воля на решение этих вопросов, то все эти проблемы можно решить буквально в течение года–полутора лет.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg