327 просмотров
327 просмотров

Что такое Data Fabric и зачем это нужно казахстанским банкам

Фото: Deposit Photos

Data Fabric – система интеграции, обработки и анализа данных. «Фабрики данных» централизуют и координируют существующие системы, внедряют новые инструменты для сбора необработанных данных и преобразуют их в информацию, нужную для того, чтобы иметь возможность изменить сервисы, услуги или разрабатывать новые предложения. 

Проект «Фабрики данных» внедряется в Halyk Bank, который намерен расширять сегмент присутствия на рынке услуг – и не только банковских.  Основная цель Data Fabric состоит в улучшении клиентского сервиса. Так, Halyk Bank даст клиенту возможность  выбирать персонализированные услуги и продукты.

Индустриализация больших данных

«Фабрика данных» оптимизирует многие банковские процессы, что позволяет клиентам Halyk Bank получать неоспоримые преимущества. Это  налаженный «конвейер» из информации, выпускаемой к нужному месту, времени и адресованной конкретному клиенту.

«Фабрика данных» – концептуальная и интеллектуальная система, состоящая из разных платформ по сбору, анализу и обработке информации для дальнейшего ее предоставления пользователю в удобной для него форме. У нее согласованная архитектура, которая включает в себя централизованное управление данными с применением различных технологий и их консолидацией в одном месте. Другими словами, функциональное ее предназначение – предоставление быстрого доступа к тем данным, которые пользователю нужны здесь и сейчас, без длительного ожидания и постановки задач о том, кто эти данные найдет и визуализирует», – рассказывает директор департамента технологичных платформ данных Halyk Bank Азат Татинбеков.

До внедрения «фабрики данных» в банке обходились хранилищами данных, куда вся информация скидывалась в «сыром» виде, на чем процесс автоматизации и заканчивался. Схематически процесс обработки данных выглядел следующим образом. Пользователи говорили, какие, допустим, отчеты по определенному продукту и за какой период им нужен, на что IT-специалисты им отвечали: «Хорошо, давайте техзадание, мы подумаем и через неделю-месяц выдадим решение».

«Фабрика данных» – это другой подход. Если говорить об отчетности, для пользователей устанавливается специально разработанный дружественный BI-инструмент, они проходят обучение, после чего каждый из них, самостоятельно подключаясь к «Фабрике», строит в режиме self-service отчеты и индивидуальные ad-hoc-запросы без участия IT-специалистов. 

«Фабрика данных» постоянно растет и совершенствуется. Три года назад, после слияния Halyk Bank с Казкоммерцбанком (ККБ), и без того масштабная база данных банка значительно увеличилась. И теперь, учитывая возможности «Фабрики данных», эти сведения являются серьезным активом. 

Даже, казалось бы, устаревшая база 15-летней давности ценна, если уметь с ней работать. Так, совокупная информация за предыдущие периоды позволяет специалистам, к примеру, проводить регрессионный поведенческий анализ клиентов, строить финансовые модели, вычислять кредитные риски. 

Безопасность «Фабрики данных»

Отдельным направлением внутри этого сервиса является защита персональных данных, при хранении и использовании которых выставлены максимальные требования по безопасности. Так, наиболее чувствительные данные (Sensitive Data) большей частью обезличены и замаскированы – нет номеров карточек, персонализированная информация скрыта от несанкционированного доступа. Для управления информационной безопасностью применяются специальные модули. 

Поэтому доступ к данным и безопасность их хранения Halyk Bank отслеживает на самом высоком уровне: есть внутренняя политика, выставляемая отдельным подразделением, внутренний контроль, ответственные сотрудники и постоянный мониторинг.

«Могу сказать, что сегодня фактически исключен несанкционированный допуск к данным. Во-первых, внутрь «контура» банка очень тяжело пробиться снаружи, во-вторых, даже войдя как сотрудник, злоумышленнику добраться до конкретных сведений невозможно», – говорит Азат Татинбеков. 

«Фабрика данных» находится в Halyk Bank на этапе внедрения. Специалисты перенимают опыт вендоров и интеграторов, чтобы сэкономить время, избежать ошибок и использовать наработанные практические навыки. 

У кого еще своя «фабрика данных»

«Внедряет ли кто-то еще в Казахстане «Фабрику данных», мне неизвестно. Ведь жесткого, фиксированного набора, что именно должно входить в нее, нет. И если какая-то компания пытается централизовать свой небольшой объем данных, предоставив к ним быстрый доступ, это тоже будет своего рода Data Fabric.

Для нас Data Fabric – это проект, который движет банки в новые мировые тренды, превращая их в Data Driven-проекты – банки, которые в своей деятельности смещают фокус на работу с данными, что помогает им чувствовать себя на рынке увереннее и завоевывать больший его сегмент. 

Все зависит от масштабов компании, конечной цели и бюджета. «Фабрика данных» – проект дорогой, но со временем он окупится.

Конечно, перечислить все KPI, по которым считается доходность IT-проектов, сложно. Но, как минимум, в банке идет инфраструктурное удешевление – переход с дорогих лицензионных продуктов на Open Source-решения. Далее, например, нет нужды тратиться на SMS-рассылки всем клиентам – для каждого продукта создаются целевые группы, которым он может быть интересен. Также можно оптимизировать процентные и комиссионные доходы за счет выстраивания гибкого тарифа обслуживания для разных групп клиентов» – говорит Азат Татинбеков.

В чем профит для клиентов

Как говорят специалисты, клиент может косвенно ощутить полезность Data Fabric, увидев новые продукты, которые банк предлагает и со временем сможет выпустить.
 
Недавно Halyk Bank запустил в Казахстане сервис по автозаправке на АЗС, не выходя из машины. Суть его в том, что через приложение клиент выбирает колонку на заправке, подъезжает к ней, выбирает, какое количество бензина ему необходимо залить, оплачивает – далее работает оператор. Клиенту не нужно выходить из авто, идти в кассу и стоять в очереди. 

«Если бы не было систем, подобных «Фабрике данных», нужно было бы отдельно собирать информацию по геоположению АЗС и колонок, отдельно запрашивать цены на топливо, подключать систему, где ведутся счета клиентов и уточнять балансы. То есть pipeline-цепочка (последовательность стадий процесса от исходных данных к появлению готового продукта) представлялась сложной. Сейчас же, когда все данные находятся в одном месте, банк имеет возможность представить подобный онлайн-сервис для своих клиентов», – подчеркнул Татинбеков. 

К тому же Data Fabric улучшит дистанционное обслуживание клиентов, появятся новые возможности в приложениях для физлиц Halyk Homebank и для бизнеса Onlinebank. То есть вариантов может быть множество. Цель реализации проекта – чтобы клиенту стало удобнее пользоваться как можно более широкой линейкой банковских продуктов.

Партнерский материал

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

Auezov city