342 просмотра
342 просмотра

Евразийский банк отчитался о прибыли

Опубликована отчетность за прошлый год

Фото: АО «Евразийский Банк»

Вопреки стремительно просевшему в пик пандемии рынку розничного кредитования банк смог оптимизировать свои расходы и выйти в плюс.  Режим жесткого локдауна форсировал работы банка по цифровизации. Это направление стало приоритетным и выделено в отдельный блок.  

Согласно опубликованной АО «Евразийский банк» консолидированной отчетности за год, закончившийся 31 декабря 2020 года, банк сумел увеличить консолидированную прибыль до 6,8 млрд тенге, т.е. почти в полтора раза. Как отмечают в банке основной приток доходов, помимо кредитования, обеспечили возросшее число конверсионных операций, а также карточный бизнес банка.

Кроме того, как и прежде, Евразийский банк удерживает лидерство в сегменте автокредитования, а по масштабу розничного бизнеса является пятым в Казахстане. Растет доля банка и в сегменте товарного кредитования – на сегодня она составляет 12,5%, хотя собственного маркетплейса у банка нет.

1_19.jpg

«Прошлый год прошел для нас намного лучше, чем это ожидалось. Мы много работали над качеством продуктов, активно инвестировали средства и силы в обновление нашей IT-системы. В частности, в отдельную структуру был выделен наш цифровой банк. На это есть очень четкий запрос со стороны клиентов, и мы на него, конечно же, отреагировали», - рассказал на пресс-брифинге в Алматы председатель правления банка Валентин Морозов. По его мнению, рост розничного бизнеса Евразийского в 2020 году стал возможен за счет расширения цифровой продуктовой линейки банка, что также подтверждает и положительная статистика мобильного приложения банка Smartbank.

Свою роль сыграла и тактика на снижение операционных расходов банка, хотя каких-либо массовых сокращений среди сотрудников удалось избежать. Как отмечает заместитель председателя правления АО «Евразийский банк» Наталья Дружинина, эти меры во многом позволили компенсировать потери от снижения деловой активности на рынке, в том числе инициированной правительством трехмесячной отсрочки по кредитам.

«В прошлом году мы активно перестраивали свои внутренние бизнес процессы воспользовавшись образовавшейся передышкой для снижения операционных расходов. Но массовых увольнений не было, т.е. этот процесс был достаточно мягкий», - отмечает она.

Впрочем, полностью нивелировать влияние пандемии банку все же не удалось. В связи с жесткими карантинными ограничениями общий ссудный портфель Евразийского банка за 12 месяцев 2020 года снизился с 644,788 млрд тенге до 562,433 млрд тенге. В тоже время портфель розничных кредитов даже с учетом кредитов выданных индивидуальным предпринимателям в 2020 году сократился на 17,5% до 434,9 млрд тенге. Еще большее падение было зафиксировано в сегменте автокредитования, где на фоне временного закрытия автосалонов объем автокредитов упал на 37,1% до 88,7 млрд тенге. Для сравнения в 2019 году аналогичный показатель составлял 108,1 млрд тенге.

Тем не менее, операционная эффективность банка в отчетный период возросла, а индикатор соотношения затрат к доходам снизился с 38,7% до 36,8%. В частности, этому способствовала и сделка по продаже дочернего банка в России, что позволило Евразийскому высвободить необходимые ресурсы для улучшения финансового самочувствия.

«Несмотря на коронакризис нам удалось достаточно выгодно продать свой дочерний московский банк, даже несмотря на дисконт. Если бы не это, то наша прибыль за прошлый год была бы на 2,1 млрд тенге больше», - сказала Н. Дружинина.

Она напомнила также, что в прошлом году банк, как и многие другие компании, столкнулся с целым рядом проблем, сегодня фактически все из них удалось разрешить.

«К примеру, отсрочку по платежам у нас получили 185 тыс. клиентов, когда срок отсрочки истек большая их часть вернулась на текущий график погашений и лишь менее 20% из них воспользовалась возможностью его пересмотра», - отметила Н. Дружинина.

В рамках плана повышения финансовой устойчивости в течение 2020 года собственный капитал Евразийского банка вырос на 10% до 109,050 млрд тенге. В первую очередь это было достигнуто за счет взносов акционеров, а также путем отказа от выплаты дивидендов за 2019 год. В результате банк сполна выполнил все требования регулятора по достаточности капитала.

Также с 1,057 трлн тенге в 2019 году до 1,2 трлн тенге в 2020 (+13%) выросли и активы банка. Прирост объем средства на депозитах и счетах клиентов составил 19,2%, что по мнению менеджмента банка, свидетельствует о том, что в период пандемии, население, как и бизнес активно выбирали банковские вклады в качестве главного инструмента сохранения своих средств.

«На сегодняшний день наша клиентская база – это около четырех миллионов человек, т.е. мы на третьей позиции в стране по этому показателю и конечно же, для нас это признак доверия. Кроме того, высокий уровень доверия мы видим и со стороны регуляторов – в 2020 году наш банк в очередной раз был выбран Казахстанским фондом гарантирования депозитов в качестве агента по выплатам вкладчикам Tengri Bank и Банка Астаны», - комментирует Валентин Морозов, отметив, что часть этих вкладчиков осталась обслуживаться в Евразийском банке, что отразилось и на приросте клиентской базы.

При этом в качестве ключевого направления развития в будущем г-н Морозов видит карточный бизнес. В прошлом году банк выпустил около 290 тысяч новых карт, а общее их число в портфеле банка достигло 1,140 млн единиц. Часть этих карт открывались для получения пособия в размере 42500 тенге, другие же привлекли клиентов удобными условиями и наличием программы лояльности. Всего рост объема остатков на дебетовых картах в 2020 году составил 4,6 млрд тенге.

По мнению главы Евразийского банка, казахстанцы демонстрируют все большее нежелание идти куда-либо для проведения простых операций. По представленной банком статистике количество удаленных операций по картам, в первую очередь, переводы и покупки, неуклонно растет. По итогам 2020 года средний чек по картам вырос на 10%, количество операций возросло на 16%, а общая сумма покупок и переводов выросла на 27% по сравнению с 2019 годом. В тоже время планов резко сокращать сеть отделений в банке нет.

«Это вопрос выбора и необходимости. Идти в банк, чтобы оплатить коммунальные услуги уже никто не хочет, но получить ответы на свои вопросы, проконсультироваться по каким-то сложным кредитным продуктам – эта потребность по-прежнему существует», – говорит В. Морозов.

Банк продолжает участвовать в государственных программах поддержки. В прошлом году за счет средств АО «ДАМУ» объем финансирования составил 10 млрд для 241 заемщика. По линии АО «БРК» Евразийский банк выдал кредиты 598 заемщикам на общую сумму пять млрд тенге. Учитывая, что государство намерено постепенно сворачивать эти программы, Евразийский банк нацелен на развитие собственных новых продуктов для корпоративного сектора, и обещает презентовать их уже в этом году на основе онлайн платформы.

*Партнерский материал.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер