Контрразведка дает добро

Опубликовано
С началом пандемии Национальный банк принял два постановления, которые обязывают банки быть более внимательными к «чистоте» операций своих клиентов

Банкиры не любят разговоры о комплаенс-контроле сразу по нескольким причинам. Первое: согласно требованиям законодательства они обязаны отслеживать передвижение средств на счетах своих клиентов для противодействия отмыванию денег. Второе – это недопущение конфликта интересов внутри организации.

Даже в самом маленьком банке работают закрытые группы, которые внимательно наблюдают за личными счетами коллег. Особенно их внимание привлекает приобретение ценных бумаг или любые другие крупные покупки сослуживцев. Такой контроль позволяет банкам избежать репутационных рисков и санкций регулятора.

Скорее всего, эти причины помешали финансистам прокомментировать постановления регулятора и указ президента страны. Но все же четыре кредитные организации согласились ответить на вопросы «Курсива». 

В пресс-службе Евразийского банка сообщили, что постоянно работают над совершенствованием комплаенс-контроля:

«В банке предусмотрены три линии защиты системы управления комплаенс-риском. Участниками комплаенс-контроля являются практически все работники банка. Банком установлены лимиты на сумму проведения отдельных операций клиентов, внедрен автоматизированный риск-ориентированный контроль». 

В Банке ВТБ тоже совершенствуют мониторинг операций клиентов и сотрудников, но при этом пресс-служба организации напоминает:

«В соответствии с внутренними документами, разработанными на основании требований законодательства РК, запрещается информировать клиентов банка и иных лиц о формах, способах и методах осуществления в банке процедур внутреннего контроля».

События, связанные с распространением COVID-19, и меры, принятые государством для стабилизации эпидемиологической, социальной и экономической ситуации, оказали влияние на комплаенс-контроль в АТФБанке.

«Ряд произошедших в комплаенсе изменений связан с адаптацией внутренних процессов банка под новые требования регулятора, а также под изменения, которые происходили в это время на уровне законодательства РК», – сообщили в пресс-службе организации. 

В середине марта вышел указ президента «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности». Документ ввел новые требования для клиентов БВУ. Например, до 31 декаб­ря этого года физическим лицам без подтверждения источника происхождения денег запрещается снимать больше $3 млн, юридическим лицам – свыше $10 млн.

В конце марта Нацбанк сообщил об изменении порядка покупки и продажи безналичной валюты юридическими лицами. В частности, при покупке валюты для внешнеторговых сделок на сумму свыше $50 тыс. в эквиваленте юридические лица обязаны предоставить в банк подтверждающие документы. Причем приобретенная валюта должна быть использована на заявленные цели в течение 10 рабочих дней, а в случае ее неиспользования деньги подлежат обратной продаже.

Национальный банк с прошлого года усилил работу по противо­действию теневой экономике, поэтому пристально наблюдает за трансграничными переводами. Возможно, поэтому банкиры не зафиксировали серых схем даже в самый разгар пандемии.

«В первой половине этого года значительного увеличения сомнительных операций в банке не наблюдалось», – сообщили в пресс-службе Банка ЦентрКредит. 

В АТФБанке напоминают, что клиентам с прозрачными доходами нечего опасаться:

«Клиенты, которые ведут бизнес открыто, своевременно предоставляют необходимые для сделки документы и в целом могут оцениваться как благонадежные, как правило, при проверках не сталкиваются с потерей времени. Причиной значительных задержек может стать несвоевременное предоставление клиентом требующихся документов». 

Финансисты говорят, что сегодня на первый план выходят вопросы снижения теневого бизнеса и борьбы с ним, а также предотвращение незаконного вывода денег за рубеж.

«Тенденция рынка такова, что незаконные операции пресекаются до их проведения. Клиенты до открытия счета проверяются на добропорядочность, наличие ресурсов для осуществления предпринимательской деятельности для исключения проведения незаконных операций. Цель комплаенс-контроля – защита и сохранение безупречной деловой репутации банка, защита интересов акционеров и клиентов банка», – отметили в пресс-службе Евразийского банка.

Читайте также